Развитие речи ребенка 3 лет игры

Развитие речи ребенка 3 лет игры thumbnail

Алина Кулькова
Картотека игр для развитие речи детей 2–3 лет

Игры на развитие речи для детей 2-3 лет.

Игра «Дерево».

Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.

Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко — на, внизу — под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на.» и «под.».

Высоко на небе — облака,

А внизу — под облаком — река.

Высоко на дереве — листочки,

А внизу, под деревом, — цветочки.

Игра «Кукла спит».

Цель: развивать речь, слух.

Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).

Описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.

Игра «Что любит наша кукла?».

Цель: развивать речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).

Описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.

Игра «Закончи слово».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро. (га, мага. (зин, коло. (бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук. (ла)». Взять в руки кубик — «Ку. (бик)» и т. п.

Игра «Повтори за мной».

Цель: развивать речь, внимание.

Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:

Маленький зайчишка не читает. (книжки).

Игра «Яблоко или тарелка?».

Описание: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.

Яблоко и груша — это овощи?

Ложка и тарелка — это посуда?

Шорты и майка — это мебель?

Ромашка и одуванчик — это деревья?

Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп:

Помидор и апельсин — это овощи?

Ложка и дерево — это посуда? И т. д.

Игра «У меня зазвонил телефон».

Цели: развивать речь; расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог — ребенок, ребенок — папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.

Игра «Что мы видим во дворе?».

Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.

Описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.

Игра «Что мы видели вчера?».

Цели: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.

Описание: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали. Акцентировать внимание на деталях: «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»

Игра «Что мы будем делать завтра?».

Цель: развивать навыки планирования, память, речь.

Описание: предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».

Читайте также:  Что надо для развития ребенка 3 лет

Игра «Кто кем был».

Цель: развивать речь.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.

Описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится»:

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая. (собака).

Жеребенок — с каждым днем

Подрастал и стал. (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был. (теленком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким. (ягненком).

Этот важный кот Пушок —

Маленьким. (котенком).

А отважный петушок –

Кро-о-хотным. (цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают. утки –

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Игра «Кто там?».

Цель: развивать воображение, речевые навыки.

Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». — «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:

— Это я, корова. Му-у-у.

— Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?

Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Источник

Каждый родитель хочет дать своему ребенку только все самое лучшее. Это касается и одежды, и продуктов, и воспитания, а также полноценного развития чада. Проще всего что-то объяснить малышу в игровой форме. Такая подача не вызовет протеста, и ребенок с удовольствием усвоит нужный материал. Речь пойдет об играх на развитие речи у детей 3-4 лет. Возраст сложный, ребенка тяжело заставить заниматься, практически невозможно удерживать его внимание дольше 15-20 минут. Но, как ни крути, заниматься с малышом просто необходимо. Кроме этого, игры на развитие речи интересуют и педагогов детских садов, которые как раз и организовывают занятия для малышей, с целью обучения воспитанников и развития у них речевых навыков.

Описание проблемы

Занятия развитием речи очень важны для дальнейшего обучения ребенка. Иногда можно встретить ученика начальной школы, который не умеет, к примеру, пересказать прочитанный фрагмент, не может внятно выразить свои мысли, имеет сложности в общении со сверстниками. Это происходит по многим факторам, но одним из главных является то, что в свое время развитию его речи не уделялось должного внимания.

Если ваш ребенок испытывает те же трудности в начальной школе, можете ознакомиться с играми на развитие речи у детей более старшего возраста в нашей статье по ссылке.

Учить маленьких детей сложно, и как показывает практика, лучше это делать в форме игры. В таком случае ребенок с удовольствием играет с родными и в то же время получает колоссальный опыт в развитии речи.

Игры на развитие речи для детей 3-4 лет

В этом разделе мы расскажем о наиболее популярных и эффективных играх на развитие речи, поговорим о правилах различных игр и выясним, чем они хороши для детей раннего возраста.

Игра «Кто быстрее всех?»

Цели: для развития внимания, логического мышления.

Описание: находясь в одной комнате с ребенком, выбрать объект. Пояснить малышу, что тот, кто быстрее всех найдет этот предмет и правильно скажет его название, тот станет победителем. Например, найти квадратные поверхности, игрушки: кукол и животных, столовые приборы и т.д.

Игра «Незнайка»

Цели: развитие речи, мышления, памяти.

Описание: выбрать из группы малышей одного «Незнайку». Он будет задавать остальным ребятам разные вопросы, на которые они должны правильно ответить. Например:
«Что такое вишня?» (Дерево.)
«Где растут помидоры?» (На грядке.)
«Когда встает солнце?» (На рассвете.)
«Где плавают лягушки?» (В пруду.)

Игра «Шкатулка сокровищ»

Цели: научить правильному произношению существительных и дать им характеристику.

Описание: в ящик сложить несколько игрушек, найти его в помещении вместе с детьми. Воспитатель должен предложить посмотреть, что там находится. Поочередно ребята берут игрушки, и рассказывают, что это и как выглядит. Например:

«Это пирамида. Она состоит из 4-х колец и головы. Самое больше кольцо зеленого цвета в самом низу. Чуть меньше синего цвета. Еще меньше зеленого. И самое маленькое желтое». «А у меня трактор. Он оранжевый и у него есть ковш. Ковш нужен, чтобы копать землю». « А у меня кубики. Они мягкие и разноцветные. На кубиках нарисованы цифры и животные».

Все игрушки положить в тот же ящик. Воспитатель будет описывать их, а малыши будут угадывать, о чем идет речь.

Игра «Сорока-ворона»

Цели: освоение существительных и глаголов.

Описание: рассказать детям потешку.

«Сорока-ворона
Кашу варила, (мнимо размешивать кашу в кастрюле вправо)
Деток кормила: («размешивать» кашу влево)
Этому дам, (загнуть мизинец первому ребенку)
Этому дам, (загнуть безымянный палец второму ребенку)
Этому дам, (загнуть средний палец третьему ребенку)
И этому дам, (загнуть указательный палец четвертому ребенку)
А этому не дам! (подойти к пятому ребенку и полминутки потереть большой пальчик)
Он воды не носил!
Дров не рубил!
Проспал весь день на печи».

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка ювао

Задать детям вопрос, что же нужно для того, чтобы сварить кашу? Делать подсказки отдельными словами. Например: молоко, крупа, сахар и т.д.

Игра «Ну-ка! Отыщи»

Цели: работа с предлогами в, на, под. Концентрация внимания.

Описание: «к бабушке приехал внучек в гости. И решили они поиграть в прятки. Запрятался мальчик (имя малыша) в бельевую корзину и сидит тихонько. А бабушка ищет! Где же (имя малыша)? Может он за креслом? Нет за креслом. Может он под кроватью? Нет под кроватью. А может на шкафу? И тут его нет! А может в корзине? Ага, вот ты где!».

Затем надо озвучить, как именно ребенок запрятался в то место, где его нашли.Развитие речи у детей.jpg

Игра «Сказка с сюрпризом»

Цели: для развития фантазии, на внимательность

Описание: надо рассказывать детям сказку, которую они уже знают. Например, «Гуси-лебеди». И там, где Машенька прячется с братцем под яблоню изменить ход событий.
«Яблонька-яблонька, запрячь от гусей, помоги нам!» Яблонька не захотела помогать, и не пустила Машу с братом. Гуси-лебеди догнали ребят, и отдали бабе Яге».

Дети должны сказать, где сказку начали рассказывать не так, как надо. Малыши могут попробовать сами рассказать сказку так, как они хотят. Проявить фантазию. Узнать у ребенка, почему он сказал, так или иначе.

Игра «Особый состав»

Цели: для развития слуха.

Материал для изготовления макетов состава и составляющие части: коробки из картонок.

Описание: надо сделать из коробок голову состава и вагоны. Рассказать малышам, что этот поезд возит только те вещи, которые начинаются на букву б, или п, или ц и т.д. Дети должны выбрать только те предметы, которые начинаются на нужную букву. Правильно ее озвучить.

Игра « Много или один?»

Цели: научить, как правильно использовать единственное и множественное число.

Материалы для игры: кубики с картинками.

Описание: кубики положить перед детьми. На кубиках должны быть изображены картинки с одним рисунком, и с несколькими рисунками одного и того же вида. Затем показать его малышам и спросить: «Сколько ежиков на полянке?». И ответить: « На моей полянке три ежика, а на твоей – один!». Подбирать картинки таких объектов, у которых во множественном числе меняется окончание: лапа – лапки, хвост – хвосты, рука – руки и т.д.

Игра «Гости у порога»

Цели: для развития речи, мышления.

Описание: ягненок забыл, что он ягненок. Надо помочь животному вспомнить кто он, если его папа – баран, а мама – овца. Рассмотреть несколько таких ситуаций с волчонком, утенком и т.д.

Игра «Где моя машина?»

Цели: развить речь, для ориентации.

Описание: поставить машину. Рядом с ней положить уже знакомые предметы. Спросить: «Где твоя машинка?» — «На полу». Начать варьировать вопросы: «Что лежит рядом с машинкой?», «Напротив чего стоит машина?», «Что сзади машины?», «Что справа машинки?», «Что слева машинки?» и т.д.

Игра «Покупатель – продавец»

Цели: для слухового развития, для внимательности.

Описание: положить на столах «товары». Предложить малышу «купить» понравившиеся из них. Приобрести их можно, только если правильно назвать первую букву предполагаемого товара. Например, «вилка» — «в», «кукла» — «к» и т.д.

Игра «Красивое словечко»

Цели: для запоминания букв, задействована мелкая моторика.

Понадобится: листы А5 или А4, пуговицы.

Описание: написать на листе недлинное слово – еж, кот, баба, дед – вырезать его. Ребенок сам должен слово прочесть. Далее воспитатель попросит малыша украсить слово, по его краю приклеить пуговички по своему вкусу. Если малыш начинает украшать слово неправильно – с середины или справа налево – то рассказать ему, что слова читаются слева направо. Прочесть вслух.Развитие речи у дошкольников.jpg

Игра «Кто тут у нас?»

Цели: на внимательность, для слуха.

Описание: надо детально описать одного из малышей. Рассказать в чем он одет, обут, какая у него на голове прическа. Ребенок должен понять, что речь идет о нем. Например: «Это мальчик. Он стоит у окна в синих джинсах и жирафом в руке».

Игра «Что у меня в коробке?»

Цели: для речи, для мышления.

Вещи для игры: коробок, игрушки или фрукты.

Описание: ребенок подходит к коробку, и берет предмет. Далее самостоятельно или с помощью воспитателя описывает его. Например: «Это огурец. Он зеленый. Длинный. Его можно кушать». Или: «Это кукла Маша. Она небольшая. Белые волосы с красными бантами. Маша одета в майку желтого цвета и черные шорты. На ногах красные туфли».

Игра «Путаница»

Цели: для развития мышления, речи, внимательности.

Описание: Буратино решил зайти в гости к малышу. Взял с собой свою приятельницу – уточку. Буратино начал описывать свою уточку. Например: «У моей утки зеленый клюв, красные перья и очень большие фиолетовые лапы». Или пример с другим животным: «У коровы маленький нос, короткий хвост и она мычит Ква-Ква». Ребенок должен заметить ошибки. Его задача их исправить.

Читайте также:  Игры для умственного развития ребенка

Игра «Кто так «разговаривает»?»

Цели: научить ребенка различать разные голоса и определять, кому они принадлежат.

Материалы: музыкальные игрушки, либо могут быть обычные игрушки (воспитатель имитирует звуки животных самостоятельно).

Описание: малыш ждет гостей. Вот стучатся в двери звери. Собачка постучалась и залаяла: «Гав-гав!». Педагог спрашивает у ребенка: «Кто там лает за порогом? Что за зверь?». Малыш должен ответить до того, как собачка появится перед ним (Собака).
— Кар-кар! – кто это там? (Ворона).
— Мее-мее, — мекает козочка.

Таким же образом поупражняться с разными животными. Сказать малышу, чтобы он пригласил «гостей» в дом. Ребенку придется к ним обращаться. Например, «Собачка, заходи!» или «Козочка, не стой на пороге. Входи в дом». Если в обращении будет что-то неправильно – исправить и объяснить, как правильно.

Можно в такой же форме обыгрывать взрослых и маленьких животных. Например, озвучивать маленьких более нежным, писклявым голосом. Взрослых – обычным голосом.

Игра «Убеди друга»

Цели: для речи, для отстаивания своей точки зрения, тренировка памяти.

Описание: игра начинается с того, что воспитатель «случайно» путает кто чей детеныш, кто чей родитель. Например: «Я считаю, что папа козленка – зебра. Зебра в шерсти и козленок в шерсти. Зебра с рогами и козленок с рожками. У зебры копыта и у детеныша копытца». Ребенок должен доказать своему другу/воспитателю, что тот ошибается. Что зебра – это маленькая лошадка. Козленок мекает, а зебра – ржет. Козленок одного цвета или разноцветный, а зебра в черно-белую полоску и т.д. Смешать разные предметы и объекты. Например: «конфеты растут на дереве», «ослик живет в дупле» и т.д. Игра должна иметь логическое завершение для лучшего усвоения, пройденного за день.

Игра «Путешествия»

Цели: для развития фантазии, памяти, речи.

Описание: поставить по два стула друг за другом. Сделать воображаемый состав. Рассадить малышей в нем. И поехали! «Чу-чу!!!» — поезд поехал. Начать рассказывать, что «видно» впереди, справа, слева и сзади. «Я вижу пруд. А в ней во-о-от такая черепаха! А вот сидит дядя рыбак. Хочет поймать рыбку». В случае небольшой активности ребенка в этой игре, помогать ему – задавать вопросы. « Мы проезжаем мимо поселка? Ты видишь людей в поле? Я вижу мальчиков и девочек. Где же их родители?».Игры направленные на развитие речи для детей 3-4 лет.jpg

Игра « Самый вредный ребенок»

Цели: для развития мышления, речи, для знакомства со словами антонимами.

Воспитатель/друг что-то говорит, а ребенок дожжен сказать противоположное по смыслу. Например:
Педагог:
— Тетрадка чистая.
Ребенок:
— Тетрадка исписанная.
Педагог:
— Игрушка сухая.
Ребенок:
— Нет, она мокрая.
Педагог:
— На улице холодно.
Возражение:
— Нет. На улице тепло. И далее также.

Игра «Самый вредный ребенок 2»

Цели: ознакомление с глаголами-антонимами.

Описание: суть игры такая же, как и предыдущая. Меняется только то, что теперь употребляются глаголы.
Например:
Воспитатель:
— Я построю дом из конструктора.
Малыш:
— Я сломаю этот дом.
Воспитатель:
— Я наберу воды в стакан.
Ребенок:
— А я вылью воду!
Воспитатель:
— Я посажу цветок.
Ребенок:
— Я вырву этот цветок.

Игра «Позвони мне, позвони»

Цели: для развития речевого аппарата, для изучения правил этикета.

Предметы для игры: музыкальный телефон.

Описание: задача малыша позвонить своему другу или родственнику. И о чем-то побеседовать. Беседовать ребенок будет с воспитателем. Обязательно надо учить его говорить основам этикета в процессе разговора: слова «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», «спасибо», «извините». Спросить, что малыш хотел от родственника/друга. Попросить рассказать что-нибудь о себе.

Игра «Расскажи кто ты»

Цели: для логического мышления, для речи.

Описание: дети поочередно рассказывают воспитателю о себе: кто он мальчик или девочка, как его зовут (имя, фамилия, отчество), где он живет (город, адрес), как зовут его маму и папу, чем нравится заниматься ( играть, что-то мастерить), есть ли у него братья или сестрички и т.д.

Игра «Пони»

Цели: для развития речевого аппарата, правильного произношения букв.

Описание: малыш должен клацать язычком. Как пони скачет и стучит копытами. Это нужно, чтобы ребенок правильно говорил буквы Р, Ш, Л, Ж. Занятие проводится ежедневно.

Вместо заключения

Малыши 3-4- лет очень любопытны. Они уже достаточно знают о окружающем мире, о предметах. Чаще всего уже могут выразить свое мнение словами. Предоставленные игры очень просты в применении. Все они заинтересуют малыша. Он будет выполнять все условия и быстро осваивать уведенное и услышанное. Тем самым тренировать свою речь, свои навыки. А игры, в которых задействованы еще и предметы, помогут развитию моторики ребенка. Не стоит забывать, что речь напрямую зависит от мелкой моторики в том числе.

Источник