Развитие речи по фгос умственно отсталого ребенка

Айгуль Идрисова (Хурматуллина)
Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью

Актуальность темы.

Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.

У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т. е. восприятие и понимание устной речи других людей.

Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная окраска. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речисочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата. Из-за нарушенного строения центрального и периферического отделов речевого аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого трудна и малопродуктивна. Речь большинства представлена случайным, хаотичным набором слов, фраз, если они есть, построенных неправильно.

Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с умеренной степенью умственной отсталости.

Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

Основная цель системы образования для таких детей – максимально возможная социализация. Для успешной социализации этих детей необходимо осуществлять психолого-педагогическое сопровождение.

Целью педагогического сопровождения в речевом развитии ребенка с умеренной степенью умственной отсталости в условиях специального обучения является создание условий в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями.

Особенности педагогического сопровождения

по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью

в условиях специального обучения

Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей:

1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.

2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.

3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.

Формы расстройства речи у детей с умеренной умственной отсталостью поддаются коррекции с большим трудом и скромными результатами.

При обучении данной категории детей осуществляется педагогическое сопровождение в речевом развитии с момента поступления ребенка в специальное (коррекционное) дошкольное образовательное учреждение для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения умственной и речевой деятельности.

Развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью проводится в общем контексте работ Б. М. Гриншпуна, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии.

Работа по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостьюпроводится с учетом следующих дидактических принципов:

— комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

— максимальной опоры на различные анализаторы;

— опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

— поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

— учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

— усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

Большой вклад в становление методики развития речи глубоко умственно отсталых детей внесли А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. Они описали трёхуровневую модель развития речи у этой категории детей,в которую включены следующие разделы:

• формирование действия понимания речи;

• формирование значения слов и обогащение активного словаря;

• формирование грамматических категорий и связной речи.

Развитию понимания речи нужно придавать особое значение на протяжении всего обучения. У детей с умственной отсталостью знания об окружающем мире и предметах очень бедные, а иногда и вообще отсутствуют. Одной из причин ограниченности знаний и бедности словаря является плохое понимание детьми речи окружающих. Без специального обучения дети с умеренной умственной отсталостью слабо понимают обращённую к ним речь.

На первоначальных этапах необходимо учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции педагогов, участвовать в несложном диалоге, договаривать фразы за взрослым, обращаться к педагогу с просьбами. На более поздних этапах обучения формируют умение общаться со взрослыми, с детьми, развивают навыки вопросно-ответной и диалогической речи, обучают связному высказыванию с помощью взрослого, по данному образцу, по серии картинок, действий.

Пониманию речипомогает ее выразительность: повышение и понижение, усиление и ослабление голоса, различная длительность пауз между словами и предложениями, ударения в словах и т. п.Дети ориентируются и на невербальные средства речевого сообщения: мимику, жесты, эмоциональную окрашенность речи.

Ребенок в первую очередь должен научиться смотреть на педагога, реагировать на обращение. Для понимание речи очень важно, чтобы ребенок смотрел на учителя и отвечал либо словами, либо жестами (например кивком).

Обучение пониманию смысла речи включает развитиеи умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции: называние своего имени и фамилии, а также родителей; выражение просьб и желаний; называние предметы обихода и действия с ними и т. д. Слова играют большую роль во взаимодействии с ребенком. Даже, если ребенок вас не копирует, надо стараться, чтобы он слушал, реагировал на голос и учился понимать значения слов. Для этого можно потрогать изучаемый предмет, рассмотреть, потрясти, погладить, обвести и т. д., т. е. действовать с данным предметом.

Стимуляция познавательной деятельности – важное условие усвоения значений слов. Организация познавательной деятельности наиболее эффективна в предметно-практической деятельности. При данной работе выделяются свойства, функции предмета, происходит их называние.

Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить в активный словарь, упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений. Положительно воздействует на формирование представлений и обозначение их словом наглядные методы обучения. Работа по вызыванию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. «Безречевые» дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий.

Направления в формировании предпосылок общения и речи у детей с умеренной умственной отсталостью:

1. Развитие слухового восприятия.

Задачи:

• расширить рамки слухового восприятия;

развить слуховые функции;

• сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.

Приемы:

• привлечение внимания к звучащему предмету;

• различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;

• реагирование на громкость звучания;

• узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

развитие подражания неречевым и речевым звукам;

• различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи:

• расширить рамки коммуникации с окружающими;

развить невербальные компоненты коммуникации.

•Приемы:

развитие понимания жестов и выразительных движений;

• моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно — значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

развитие мимики и жеста.

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:

развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

• формировать представления о схемах лица и тела;

развить подвижность речевой мускулатуры;

• обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

Приемы:

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

• пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

• активизация пассивных и активных движений рук;

• артикуляционная и мимическая гимнастика.

4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

• формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Приемы:

• автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);

• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;

• побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;

• активизация потребности в речевых высказываниях;

развитие речевого подражания.

Ориентируясь по перечисленным направлениям в коррекционно-педагогической работе по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью, мы делаем основной акцент на театрализованной деятельности, используя различные виды театров.

Направления театрализованной деятельности:

1. Развитие у участников ощущений, чувств, эмоций.

2. Развитие мышления, воображения, внимания, памяти.

3. Развитие фантазии.

4. Формирование волевых качеств.

5. Развитие навыков и умений: речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сказок, сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.

Цель:

• Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).

• Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие речевой активности дошкольников.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Расширять и уточнять словарный запас, речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

• Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности.

Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата.

• Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.

• Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с разными видами кукольных театров).

Задачи:

• Создание условий для творческой активности детей.

• Последовательное знакомство детей с видами театров.

• Совершенствование артистических навыков.

• Раскрепощение ребенка.

• Работа над речью и интонацией.

• Коллективные действия (в различных видах театра).

• Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

• Проектирование предметно-развивающей среды.

• Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.

Особенности его эмоционально – личностного развития.

• Интересы, склонности, предпочтения и потребности.

• Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.

• Возрастные особенности.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьется мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Связная речь – это особая форма общения. Развитие связной речиосуществляется через: игру, театр, сказку.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок:

— познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

— познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Список литературы

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. 272 с.

2. Комарова С. В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003, № 3. — С. 35-42.

3. Шипицина Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. СПб.: Институт социальной педагогики и психологии., 2000.

4. Шишкова М. И., Шолохова М. А. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников в учебном диалоге на уроках естествознания / Подвальная Е. В., М. А. Шолохова// журнал Школьный логопед,2010. № 2.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Приморская СШ», структурное подразделение «Детский сад»

Проект по развитию речи ребенка с умственной отсталостью  

«Раз словечко, два словечко»

д. Рикасиха

2016-2017

Актуальность темы:

Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.

У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т.е. восприятие и понимание устной речи других людей. Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная окраска. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата. Из-за нарушенного строения центрального и периферического отделов речевого аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого трудна и малопродуктивна. Речь большинства представлена случайным, хаотичным набором слов, фраз, если они есть, построенных неправильно.

Проблема развития  речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность  речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию  речи способствует  развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

  Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

При обучении и воспитании ребенка с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательного учреждения необходим поиск форм работы, объединяющих всех участников образовательного процесса- педагогов, ребенка и родителей. Так родился проект «Раз словечко, два словечко»

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: ребенок с синдромом Дауна (умеренной степенью умственной отсталости), родители, логопед.

Цель активизация речи ребенка с выраженной степень ю умственной отсталости.

Задачи:

-развитие понимания ребенком обращенной речи;

-обогащение вербальных и невербальных средств общения у ребенка с умственной отсталостью;

— ативизация родителей как участников образовательного процесса;

-обучение родителей приемам эффективного взаимодействия и общения с ребенком;

-способствовать гармонизации детско — родительских отношений.

Работа по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью проводится с учетом следующих дидактических принципов:

— комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

— максимальной опоры на различные анализаторы;

— опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

— поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

— учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

— усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

К началу нашей работы речь ребенка характеризовалась следующими аспектами:

-затруднено восприятие и понимание речи ребенком.

-активная речь представлена вокализмами , отдельными звукоподражаниями ,

-вербальная недостаточность восполняется использованием жестов

В результате процесс социализации в детском коллективе был очень затруднен.

Основным средством обучения являлась игра — театрализованная (с использованием пальчикового театра, би-ба-бо), сюжетно — ролевая (в ходе которой мама брала на себя ведущую роль), дидактическая.

Ожидаемый результат: 

Участие в проекте будет способствовать речевому развитию ребенка с выраженной умственной отсталостью.

Этапы и направления работы по реализации проекта

этап

Задачи этапа

приемы

Подготовительный

-изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

-Диагностическое обследование ребенка по разделу «Развитие речи».

 -включение родителей в проектную деятельность;

-подобор и систематизация игры и игровых упражнений;

Консультация

Создание картотеки «Раз словечко, два словечко»

основной 

формирование предпосылок общения и речи у ребенка.

Развитие слухового восприятия

• расширить рамки слухового восприятия;

• развить слуховые функции;

• сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.

• привлечение внимания к звучащему предмету;

• различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;

• реагирование на громкость звучания;

• узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

• развитие подражания неречевым и речевым звукам;

• различение и запоминание цепочки звукоподражаний

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

• расширить рамки коммуникации с окружающими;

• развить невербальные компоненты коммуникации.

• развитие понимания жестов и выразительных движений;

• моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно — значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

• развитие мимики и жеста.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

• развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

• формировать представления о схемах лица и тела;

• развить подвижность речевой мускулатуры;

• обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

• пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

• активизация пассивных и активных движений рук;

• артикуляционная и мимическая гимнастика.

Развитие импрессивной речи.

• развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

  • Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.
  • Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.
  • .Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
  • Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
  • Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?
  • Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?
  • Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.
  • Научить понимать вопрос Чем?
  • . Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).
  • Разложить картинки в нужной последовательности.
  • . Понимать вопросы к простой сюжетной картине.
  • . Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне — бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

  • Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)
  • .Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
  •  Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)
  • Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)
  • Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)
  • Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)
  •  Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением

  • Научить детей узнавать игрушки по их описанию.
  • Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению
  • Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.
  •  Учить узнавать предметы по назначению.

      — Покажи, чем будешь есть суп.

     — Покажи, чем будешь рисовать.

    — Чем будешь чистить зубы?

      — Что наденешь, когда пойдешь гулять?

      — Чем будешь мыть руки? и т. п.

  • Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.
  •  Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям

  • Стимулирование выполнения отраженных действий.

— Сделай, как я.

— Покажи, как зайчик прыгает.

— Уложим кукол спать.

— Оденем Катю на прогулку.

— Построй ворота

— Построй башню.

— Опусти шарик в коробку.

— Спрячь шарик в ладошках.

— Почтовый ящик.

  • . Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).
  • Куда упал мячик.
  • Поймай зайку. Зайка прячется.
  • Катание мяча по показу взрослого.
  • Бросание мяча по показу взрослого.
  • Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.
  •  Нанизывание колец (4 — 5 крупных) пирамиды.
  • Бросание мелких предметов в жестяную коробку.
  • Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.
  •  Солнце или дождик? (С бубном)
  • . Чей одуванчик дальше улетит?
  • Угадай, на чем играю.

Развитие подражательной речевой деятельности

Стимулировать самостоятельную речевую деятельность ребенка

  • Изменение силы голоса по подражанию.
  • Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).
  • Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)-
  • Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)
  • Успокой куклу. Произношение звука А .
  • Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)
  • Улыбнемся Петрушке, (звук И )
  • Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)
  • Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)
  • Когда это бывает? (приметы времен года)
  • Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би…»)
  • Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
  • . Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко — тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» — речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

Учить ребенка выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложением

  •  Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.
  • Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.
  • Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.

А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

  • Вызвать двусложные предложения со словами: где, дай, на, вот, тут.

— Где мячик? — Вот мячик.

— Дай кису. — На кису.

  •  Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

дай пить идем домой

дай еще хочу пить

тетя идем хочу гулять идем гулять

В результате проведенной работы:

— ребенок в большем объеме понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции, отвечает на заданные вопросы

— активная речь представлена большим количеством звукоподражаний, короткими словами или частями слов (ударные слоги), появляются первые фразы («Это что?)

— речь сопровождается жестами, мимикой.

 Все это способствует развитию взаимодействия со сверстниками ( совместные игры) и со взрослыми.

Сейчас мы перешли к следующему этапу работы — Обогащение словарного запаса у ребенка и его активизация

На данном этапе работы определили для себя следующие задачи:

1. Расширение пассивного словарного запаса.

2. Активизация словарного запаса.

3. Выделение на слух и в произношении ударного слога.

4. Построение и употребление обиходных словосочетаний.

5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений.

6. Развитие речевой подражательности .

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, и даже самых тяжёлых можно целенаправленно учить, используя специфические методы, приёмы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. Работа над развитием речи очень важна, поскольку речевая деятельность способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфере ребёнка, улучшает его социально-коммуникативные возможности, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с умеренной умственной отсталостью не являются исключением.

Источник