Развитие речи планирование ребенок инвалид
Индивидуальный план развития ребенка — инвалида П. Данила
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.
Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек.
Автоматизация гласных звуков: а,о,у,ы,э,и.
согласных звуков: п,м,н, д, т, б, в, ф
Введение вызванных чистых звуков в слоги.
Совершенствование лексической стороны речи
Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.
Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда».
Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
Обозначать наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);
Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
Обучение правильному удержанию ручки.
Индивидуальный план развития ребенка — инвалида П. Анны
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.
Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Работа над предоалением повышенного мышечного тонуса языка.
Автоматизация гласных звуков: а,о,у,э,и; согласных звуков: в,ф,й,ц, х. Коррекция в произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, в которых наблюдаются дефекты смягчения (д,т,м,н,б,п,к,с,з)
Введение вызванных чистых звуков в слоги.
Совершенствование лексической стороны речи
Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.
Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда».
Называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);
Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
Обучение правильному удержанию ручки.
Индивидуальный план развития ребенка — инвалида Г. Андрея
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.
Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек.
Автоматизация гласных звуков: а,о,у,э,и.
согласных звуков: с, ч, ш, щ, ж, п, м
Введение вызванных чистых звуков в слоги.
Совершенствование лексической стороны речи
Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.
Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы», «Одежда».
Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
Обозначать наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);
Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
Обучение правильному удержанию ручки.
Индивидуальный план развития с ОВЗ К. Ильи
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
1. Постановка звуков «Р», «РЬ», «Л».
2.Автоматизация полученных новых речевых навыков в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.
3. Дифференциация смешиваемых звуков.
4. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
5. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Совершенствование лексической стороны речи
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам.. Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
Развитие грамматического строя речи
1.Уточнение личных форм глаголов, возвратных глаголов.
2.Усвоение согласования числительных с существительным.
3.Формирование правильных окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка.
4.Усвоение в речи предложных конструкций.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
1.Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова.
2.Придумывание слов с заданным звуком.
3.Определение места заданного звука в слове.
4.Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).
5.Звуковой анализ прямого слога.
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
- Развитие мелкой моторики руки
- штриховка в разных направлениях, раскрашивание
- обведение по контуру.
- Подготовка к письму
- Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
- Написание в строчках различных элементов
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
Массаж мышц органов артикуляции ( щек, губ, языка, твердого неба)
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов. Упражнения на растяжение подъязычной связки.
Автоматизация согласных звуков: п,д,т,м,н,г,к,х,б,з,зь,ц,й,в,ф. Введение вызванных чистых звуков в слоги.
Постановка свистящих звуков «С». «Сь». Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж».
Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
Работа по усвоению слов со стечением согласных.
Совершенствование лексической стороны речи
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
Развитие грамматического строя речи
- Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ.
- Подбор антонимов, образование прил.от сущ. и притяж.прил.
3. Усвоение в речи предложных конструкций.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова.
Придумывание слов с заданным звуком.
Определение места заданного звука в слове.
Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).
Звуковой анализ прямого слога.
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики руки
- штриховка в разных направлениях, раскрашивание
- обведение по контуру.
Подготовка к письму
- Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
- Написание в строчках различных элементов
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ С. Ивана
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов.
Постановка шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж» звуков. Введение вызванных чистых звуков в слоги. Дифференциация смешиваемых звуков.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке «Р», «Рь», «Л», «Ль».
Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Совершенствование лексической стороны речи
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил.
Усвоение в речи предложных конструкций.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
1.Продолжение работы по звуковому анализу слогов.
2.Звуковой анализ слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики руки
- штриховка в разных направлениях, раскрашивание
- обведение по контуру.
Подготовка к письму
- Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
- Написание в строчках различных элементов
Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ М. Артема
Разделы речевого развития
Задачи
2 полугодие
Развитие связной речи
1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
Формирование произносительных умений и навыков
Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов.
Постановка и автоматизация звуков «Р», «Рь», «Л».
Дифференциация смешиваемых звуков.
Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Совершенствование лексической стороны речи
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
Развитие грамматического строя речи
Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил.
Усвоение в речи предложных конструкций.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
Формирование навыка звукового анализа слогов и слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки
Развитие мелкой моторики руки
- штриховка в разных направлениях, раскрашивание
- обведение по контуру.
Подготовка к письму
- Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
- Написание в строчках различных элементов
Источник
Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом.
Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом, разработанный педагогами и специалистами ДО на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая образовательную программу ДО. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения. Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Индивидуальны план работы с ребёнком — инвалидом
Направление коррекционной работы
Задачи
Содержание коррекционно- развивающей работы
Форма работы
Методы и приёмы
Ознакомление с окружающим миром
1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание.
- Формирование первичных представлений о смене времен года.
- Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.
- Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).
- Формирование представлений о значении труда взрослых.
- Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.
Индивидуальная
Практический
Словесный
Наглядный
Игровые
Речевое развитие
Формирование правильной речи.
- Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.
- Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
- Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
- Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
- Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
- Обучение ответам на вопросы кто это? что это?
- Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.
Индивидуальная
Практический
Словесный
Наглядный
Игровые
Формирование элементарных математических представлений
1) развивать восприятие длительности временного интервала
2) развивать представление о частях суток
3) развивать представления о временах года
4) развивать пространственные представления
5) развивать наблюдательность
- Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).
- Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
- Обучение использованию слов большой, маленький.
- Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
- Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).
- Обучение прямому счету до 10. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов.
- Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.
Индивидуальная
Практический
Наглядный
Игровые
Сенсорное развитие
1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность
- Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).
- Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).
- Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы.
- Освоение элементарной комбинаторики — размещение по заданному признаку: цвету, величине
- Формирование умения узнавать предметы на ощупь.
Индивидуальная
Практический
Наглядный
Игровые
Развитие психических процессов
1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
- Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
- Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций.
- Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.
- Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).
Индивидуальная
Практический
Наглядный
Игровые
Развитие временных и пространственных представлений
1) развивать воображение и творческие способности
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).
- Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.
Индивидуальная
Практический
Наглядный
Развитие тонкой моторики рук
1) развивать тонкую моторику рук
Конструктивный праксис
- Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами).
- Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
- Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
- Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями
- Построение фигур из 3-4 палочек.
Развитие графических навыков
- Учить правильной посадке.
- Учить правильному захвату карандаша.
- Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
- Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии.
- Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
- Учить изображать круглую форму
Индивидуальная
Практический
Наглядный
Игровые
Коррекция звукопроизношения
- Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения).
- Формирование правильного звукопроизношения:С — З — Ц Ш — Ж — Ч — Щ Л – Р.
- Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов).
- Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.
Развитие грамматического строя речи:
— употребление глаголов; — употребление прилагательных; — употребление существительных множественного числа; — употребление предлогов.
Источник