Развитие речи и коммуникативная сфера ребенка
олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.
Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.
Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
К началу дошкольного возраста (3 года):
— ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;
— ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
— ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
— ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.
К завершению дошкольного возраста (7 лет):
— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.
Общение включает в себя:
1. Коммуникация (обмен информацией):
информационно-коммуникативные умения.
— умение услышать и понять обращенную информацию;
— умение передать информацию;
— умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;
— умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.
2. Интеракция (обмен действиями):
регуляционно-коммуникативные умения.
— умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;
— умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
— умение совместно решать бытовые и учебные задачи;
— умение регулировать поведение партнера;
— умение оценивать результаты совместного общения.
3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):
аффективно-коммуникативные умения.
— умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению
— умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
— умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Этапы развития общения.
Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).
Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).
Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).
Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).
Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
1. Технологии проектной деятельности.
2. Технологии развития детского речевого творчества.
3. Интерактивные технологии.
4. Технологии коллекционирования.
5. Технологии исследовательской деятельности.
6. Информационно-коммуникативные технологии.
7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.
Формы работы по развитию свободного общения детей.
1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):
-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):
—реально-практические: чтение литературного произведения,
рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.
—имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».
2.Образовательная деятельность в режимных моментах:
-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;
-решение бытовых проблемных ситуаций;
-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;
-беседы;
-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»;ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»;ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»;ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»;ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)
—планируется воспитателем или возникает спонтанно;
—является формой для упражнения детей в использовании освоенного
речевого содержания;
—возникает в разных видах детской деятельности;
—требует организации развивающей среды.
3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:
-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;
-игры на общение;
-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)
4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.
Организация развивающей среды.
Литературный центр
(условия для литературного развития ребенка)
Задачи: -обогащать литературный опыт детей;
-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению
художественных произведений;
-развивать умение обращаться с книгами;
-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения
деятельности;
-развитие выразительности речи.
детей;
-воспитывать желание делиться литературным опытом,
развивать речевые умения.
Центр творческой художественно-речевой деятельности
(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)
Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;
-развитие разных сторон речи детей;
-стимулирование речевого взаимодействия детей;
-развитие умения отражать литературный опыт в
творческой
РЕЧЬ — ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!
Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Задачи развития речи.
1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.
Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.
Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).
Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).
Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).
2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).
-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;
-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);
-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.
Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;
-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;
-воспитание правильного словопроизношения;
-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.
4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).
-освоение звукового анализа слов;
-составление предложений;
-обучение процессу чтения;
-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.
Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.
Виды этикета для дошкольника – это:
-этикет приветствия
-этикет знакомства
-гостевой этикет
-этикет телефонного общения
-этикет убеждения и спора
-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.
Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.
2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.
3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.
4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.
5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.
Источник
Анастасия Сомова
Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи
Коммуникативная функция характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми.
Л. Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей имеет особенности речевого развития: бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания. Все это препятствует осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
В исследованиях О. С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей.
Таким образом,уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким: число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Однако дети, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища, т. е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.
Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха в любых видах детской деятельности. Их игровые умения, в основном, развиты слабо, а игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками редко приводят к успеху и чаще всего заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
В целом коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы.Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы. Часто дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
Изучение общения детей с ОНР показывает, что у большинства дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-х-летнего возраста. Ю. Ф. Гаркуша отмечает, что у дошкольников с ОНР процесс общения с взрослыми отличатся от нормы по всем основным параметрам,вызывая значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.
В исследовании Л. Э. Царгуш, посвященном изучению познавательной деятельности при ОНР, представлены интересные данные о связи уровня познавательной деятельности детей и типом используемых вопросительных высказываний. Автор отмечает, что при решении познавательной задачи вопросы наиболее часто встречаются в речи тех детей, которые осознают проблемность ситуации. Однако в этой ситуации нередко встречается не вопрос, а ответ на вопрос, поставленный во внутренней речи. Действия детей, не сумевших понять стоящую перед ними задачу, носят хаотичный характер, а вопрос выражает неуверенность в своих действиях. Если ребенок в общих чертах понимает проблему, появляются вопросы по поводу выяснения следующего этапа задания, анализа образца, правильности его действий.
Таким образом, вопрос играет важную роль при появлении затруднений. Оформляя в речи саму проблему, ребенок как бы «запускает» в ход свое мышление. Общение выполняет ключевую роль в психическом развитии человека. Важнейшим фактором развития общения ребенка является его взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Современной логопедией признается, что одной из главных задач процесса обучения и воспитания ребенка с речевой патологией является формирование у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию.Однако на практике по-прежнему распространено традиционное распределение ролей педагога и ребенка в процессе коррекции: педагог занимает активную позицию, а ребенок пассивную, что не может в дальнейшем обеспечить успешную социальную адаптацию. Создание условий для формирования активной позиции ребенка должно выражаться в стимулировании познавательной, социальной активности ребенка и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой инициативы.
Стимулирование речевой активности ребенка должно включать в себя создание мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, требующих от ребенка проявления речевой инициативы, то есть увеличение процента инициальных высказываний в ситуации обучения, одним из видов которых является вопросительное высказывание.
Источник
Наталья Аматуни
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи
Сообщение на районном семинаре для воспитателей МБДОУ и ГКП по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
В рамках темы сегодняшнего семинара, я, как коррекционный педагог, хочу коснуться проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольников, имеющих нарушения речи.
Персидский поэт,писатель и мыслитель Саади писал:
«Умен ты или глуп, велик ты или мал,
не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Речь – это язык в действии. «Речь – есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» — Лев Семёнович Выготский, известный советский психолог.
Коммуникативная функция речи выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
Общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.
Первичное эмоциональное общение ребенка с взрослыми является первоисточником развития речи. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в
отношениях с взрослыми.
Однако не менее значимым является общение ребенка со сверстниками. Именно в связи со становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте обостряется необходимость дальнейшего овладения нормами взаимоотношений между людьми.
Опыт отношений с взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя.
При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения у дошкольников тесно взаимосвязаны.
Как вы понимаете, уважаемые коллеги, от нас с вами во многом зависит развитие речи ребенка и развитие ее коммуникативной функции именно в дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специфические особенности общения.
Наблюдаемые у детей с нарушениями речитрудности в организации собственного речевого поведения выражены следующими особенностями:
— бедность и недифференнированность словарного запаса, — явная недостаточность глагольного словаря, — своеобразие связного высказывания, что
отрицательно сказывается и препятствует осуществлению полноценного общения с окружающими детьми.
Это вызывает у детей:
— снижение потребности в общении;
— несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь);
— особенности поведения, незаинтересованность в контакте;
— неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
В целом коммуникативные возможности детей с нарушением речи отличаются ограниченностью и по всем направлениям развития, которые обычно ниже нормы.
Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников.Это: бедность сюжета, игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер, низкая речевая активность, общение со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессии со стороны «непринятых». Для большинства таких детей характерна возбудимость в игре, иногда обретают преимущество неорганизованные формы игр. Часто эти дети вообще не могут занять себя каким-либо делом. Большинство этих детей очень стеснительны и «закрыты в себе», они стараются изолироваться от всех.
Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.
Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то такой ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.
Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с речевыми нарушениями на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
Таким образом, замедление речевого развития, имеет трудности в овладении достаточным по возрасту словарным запасом и грамматическим строем речи, слабо развита связная речь. В совокупности с особенностями восприятия обращенной речи, ограничиваются речевые контакты.
Поэтому развитие коммуникативной компетентности выступает одной из главных задач в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Конечно, основную работу по коррекции нарушений речи и формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а на этапе автоматизации и закрепления этих навыков включаются уже воспитатели и другие педагоги, а также родители.
Коррекционная работа учителя-логопеда строится
по следующим направлениям:
• работа над речевой моторикой, направленная на коррекцию речевого дефекта;
• коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере.
Целью является развитие у детей правильной речи и коммуникативных способностей.А добиваемся этой цели через выполнение следующих задач:
— сформировать правильное звукопроизношение;
— развить фонематический слух и восприятие;
— совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез;
— расширять словарный запас и формировать связную речью;
— совершенствовать интонационную выразительность речи.
А вот в формировании коммуникативной функции речи должны участвовать все взрослые, окружающие ребенка (родители, педагоги)
Очень важно, что бы любая деятельность с ребенком проводилась, когда он в хорошем настроении, не переутомлен, не голоден; не нужно указывать ребенку на то, что он сделал что – то неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать вам искренние ответы; игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.
Мы уже с вами говорили, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Через игру обогащается и эмоциональный мир ребёнка, дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей разной возрастной категории.
Я приведу пример некоторых коммуникативных игр:
• воспитание чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров —
«Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»;
• умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты — «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех»;
• умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом — «Игры ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.»;
• развитие невербальных и предметных способов взаимодействия — «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка»;
• создание благоприятной атмосферы непосредственного свободного общения и эмоциональной близости — «Пресс конференция», «Пойми меня», «Без маски».
Примеры использования подвижных игр и пальчиковой гимнастики для развития коммуникативных навыков:
Подвижная игра «Урожай», рекомендованная воспитателям для проведения в средней группе при изучении темы «Овощи», позволяет расширить глагольный словарь детей, ввести в их речь глаголы соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.
А упражнение «Теленок», которое проводится в средней группе при изучении темы «Домашние животные», расширяет образный словарь детей, позволяет ввести в него прилагательные рогатый, хвостатый, ушастый. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира», которая проводится в подготовительной к школе группе при изучении темы «Мебель», вводит в активную речь детей относительные прилагательные дубовый, зеркальный, журнальный.
Игры и игровые упражнения помогают детям осознать элементы языка, речи и слова, что становится предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении в школе.
Таким образом, эффективность социально-коммуникативного развития детей, во многом, зависит от активного взаимодействия всех участников образовательных отношений. По результатам проведённой мной работы я отмечаю важность и необходимость своевременного, целенаправленного развития социального поведения у детей, имеющих нарушения речи, что способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, развитию речи и как результат успешного перехода моих воспитанников в школу.
Источник