Развитие речи и физическое развитие ребенка

Развитие речи и физическое развитие ребенка thumbnail

Инструктор по физической культуре

Мокшина И.В.  

ДОКЛАД

Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры — необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

 Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

  Таким образом, процесс формирования связной речи  детей дошкольного возраста определил цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности — это взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

 Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности:

— Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;

— Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей;

— Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;

— Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

Содержание практической деятельности.

1.Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения;

2.Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу;  

3.Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности;

4.Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок»;

5.Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания;

6.Привлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

                 Формы физкультурно — речевой работы.

Виды

Пример

Цель использования, в каких

случаях используется

 Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон!»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

 Слова и

заклички в  п/и

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

 Стихи на

спортивнуютему

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

 Спортивные

термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

 Обговаривание

правил     игры

Вопросы педагога:

— «Знаете ли вы такую игру?»;

— «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

— «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

 Игровые зарядки

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

                 Очень важный был. 

                 Ранним утром спозаранку

                 Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

 Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Виды расчета при

 построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Стихи и песни

 тематического

 содержания

Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:  В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

 Театрализованные

 спектакли

 о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра-забава «Моё тело»

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

 Ритмическая,

 пальчиковая

 гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

 Упражнения

 на развитие мелкой

 моторики

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

 Дыхательная

 гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

— Способствуют повышению мотивации  обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;

— в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию  умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;

— расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;

— эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на  совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.

Литература:

1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.

2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.

3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 — 44.

5. Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.

6. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.

7. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.

Источник

Анастасия Герасимова
Взаимообусловленность речевого и физического развития дошкольников

«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей в детском саду становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в физическом развитии.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина.)

Имея возможность самой проводить физкультурные занятия с детьми, я увидела важность интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Поэтому, в целях повышения эффективности речевого и физического развития, считаю важным взаимосвязь занятий по речевому развитию и физкультурно – оздоровительных мероприятий, направленных на исправление речевых нарушений у детей.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию коммуникативной, познавательной и двигательной деятельности.

Объединяя в нужном сочетании элементы развития речи, физического развития в одну динамическую паузу, воспитатель может удержать интерес детей максимально долгое время, причем детей разного темперамента и способностей.

Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей коммуникации, познания и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться, очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах физических минуток. Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры – эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т. д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал ребенка.

Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью. Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенка, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Целесообразно включать в занятия при проведении физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки, пение, речевые игры.

Работая с детьми ясельного возраста я каждый день вижу, как детям тяжело сидень на занятии длительное время. Поэтому при планировании каждого занятия, особую роль я уделяю выбору физминуток. Благодаря им развивается и речь детей, так как они повторяют за воспитателем отдельные фразы, и одновременно с этим проходит развитие основных двигательных процессов. Дети с большим удовольствием выполняют движения, с речевым сопровождением.

Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Таким образом становится ясно, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.

Источник

Видеть красивого, умного, здорового ребенка — желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему — движение.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение — это преграда любой болезни.

Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования речи в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт.

В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.
Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.

Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.

Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.

Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по
развитию связной речи.

Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

На занятиях физкультурой я стараюсь помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

На занятиях я использую стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений и игр; речевки; считалочки; художественное слово; придумывание сказок про спортивное оборудование; развиваем сенсорику, моторику, зрительное восприятие.

С детьми дошкольного возраста использую игры с применением развития речи, имеющие много различных этапов: восприятие цвета, понятие о количестве, преодоление страха, взаимопомощь (например игры в сухом бассейне). Помимо игр использую приемы с мячом: отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове. Также на занятиях физкультурой и утренней зарядке использую фольклорный материал: потешки и прибаутки, считалки и скороговорки.

Детям очень нравится

Муниципальное казенное образовательное учреждение Мулымская СОШ

Консультация для педагогов

«Влияние физических упражнений

на развитие речи дошкольников».

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

Н.Р.Банникова

п.Мулымья

Источник