Развитие речевой сферы у ребенка

Развитие речевой сферы у ребенка thumbnail

Алёна Блинова
Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте закладываются основы психического и физического здоровья ребёнка. Одной из приоритетных задач, стоящей перед специалистами ДОУ, является формирование у воспитанников потребности в сохранении и укреплении здоровья, воспитание ценностного отношения к нему, способствование развитию всех физиологических систем, которые в дальнейшем и определяют темп, характер функционирования растущего организма.

В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношениям к детям с различными сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [2].

Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи свойственно отставание в развитии двигательной сферы, которое проявляется в плохой скоординированности выполняемых движений, неуверенности при выполнении дозированных упражнений, снижении скорости и ловкости выполнения заданий, отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки (недоразвитие мелкой моторики, застревание на одной позе. Наибольшие трудности у таких детей проявляются при выполнении движений по словесной инструкции педагога.

Причины, обуславливающие эти нарушения, многообразны. С одной стороны – это возможные инфекции, интоксикации мамы в период её беременности (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития, воздействующие на мозг малыша. С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребёнка.

В настоящее время системой образования на первое место выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого дошкольника в соответствии с его особенностями психического и физического развития, способностями и возможностями.

Создание оптимальных условий для каждого воспитанника в дошкольном образовательном учреждении, учитывая личностно- ориентированный подход, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, которая включает в себя всё многообразие различных типов образовательных учреждений.

С целью оказания специальной помощи детям с общим недоразвитием речи в нашей стране была создана система коррекционно — развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, позволяющий удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье [1] .

Одним из компонентов коррекционной деятельности в ДОУ является физкультурно – оздоровительная работа. Основная цель данного блока — это оздоровление ребёнка, развитие его физических качеств, двигательных умений и навыков, активизация мелкой и крупной моторики пальцев рук, способствовать развитию речевой сферы, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Реализация данных задач происходит в соответствии с моделью двигательного режима дошкольников.

При проведении утренней гимнастики, в комплексы включаются упражнения для укрепления мышечного корсета ребёнка, продолжительный бег в медленном темпе способствует развитию выносливости.

Подвижные игры, проводимые на прогулке, такие как: «Мы весёлые ребята», «Ловишки», «Охотники и утки», «Ловкий мешочек», «Вышибалы», «Мышеловка» и др. способствуют развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота.

Организованные походы в лес, катания на санках, лыжах, велосипедах развивают у детей силу, выносливость.

Во время гимнастики – побудки, проводимой после дневного сна, в комплексы включаются: разнообразные движения рук с максимальной амплитудой, повороты в стороны, упражнения из И. п. лёжа на спине, на животе, способствующие развитию гибкости, подвижности в суставах.

Физкультминутки должны носить игровой характер. Наибольшая эффективность достигается за счёт их разнообразия по форме проведения и по содержанию. С дошкольниками с ОНР целесообразно проводить физкультминутки, в которых речь взаимосвязана с движениями. Физкультминутки проводятся с целью сохранения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления, профилактики нарушений осанки, способствуют развитию ловкости.

Например, можно предложить такую физкультминутку:

«Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки.

На болоте две подружки, две весёлые лягушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкульт – привет!

При проведении физкультурных занятий большое внимание отводится развитию умений и навыков воспитанников: выполняются разнообразные виды ходьбы и бега, лазание, подлезания, прыжки, метание и др. Учитывая то, что высококоординированные движения рукой управляются высшим отделом головного мозга и способствуют развитию речи ребёнка, особое внимание детям с ОНР стоит уделять развитию мелкой и крупной моторики рук, особенно пальцев. С этой целью рекомендуются следующие задания: «Падающая палка», «Чей волчок дольше прокрутится», «Кто быстрее поймает мышку», «У кого самые быстрые пальчики», «Палочка — моталочка» и др.

Таким образом, двигательная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свою специфику, которая должна учитываться в педагогическом процессе с целью достижения положительной динамики у детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно – педагогической помощи, возможно не только укрепить здоровье дошкольника, но и скорректировать имеющиеся нарушения, стимулировать развитие речевого центра, способствовать развитию полноценной личности, которая сможет успешно продолжить обучение в школе.

Литература:

1. Аксёнова Л. И., Архипов Б. А. Специальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – 2 –е изд. – М.: Академия, 2002. – 400 с.

2. Поваляева М. А. Справочник логопеда. -5-е изд. – Ростов н / Д.: Феникс, 2006, — 445 с.

Источник

Формирование речи: этапы и рекомендации

Рейтинг
20

Развитие речевых навыков у ребенка происходит естественно, но могут возникнуть и некоторые трудности

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.

Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим их подробнее.

Развитие речи у ребенка

Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.

Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.

Этапы развития языковых навыков у детей

Доречевой этап

На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.

Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.

3–4 года

В возрасте 3–4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.

На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:

1. Ребенок быстро учит новые слова.

2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).

3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно:

  • составляет предложения из четырех и более слов;
  • знает и понимает детские стихотворения;
  • правильно употребляет местоимения.

4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:

  • использует длинные и сложные предложения;
  • может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;
  • задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.

В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с родителями.

5–8 лет

В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые истории и понимают, как звуки образуют слова.

Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:

1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.

2. Пятилетний ребенок:

  • имеет более обширный словарный запас;
  • может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.

3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.

4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.

5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей.

6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.

Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой, они поддаются лечению.

Речевые расстройства у детей

Чтобы развить речевые навыки, ребенок должен обладать навыками слушания, понимания и запоминания. Также ребенок должен уметь структурировать свою речь. Если эти навыки не развиты, это может быть связано с расстройствами речи.

Согласно статистике, симптомы различных речевых расстройств наблюдаются у 5 % всех детей. Речевые расстройства у детей отличаются от дефектов речи, которые заключаются в неспособности ребенка артикулировать определенные звуки речи. При речевых расстройствах дети нормально воспроизводят звуки и их речь понятна. Однако они сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием речи окружающих (рецептивная речь) или выражением собственных мыслей (экспрессивная речь).

Как определить у ребенка проблемы с развитием речи?

Дети, страдающие от расстройств рецептивной речи (также известной в медицине как сенсорная алалия), могут испытывать трудности с:

  • пониманием речи окружающих;
  • следованием инструкциям;
  • организацией своих мыслей.

Дети с расстройством экспрессивной речи (также известной как моторная алалия) испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей:

  • их предложения могут быть короткими и простыми, а речь – неструктурированной;
  • их словарный запас может быть значительно меньше, чем у сверстников;
  • им бывает трудно подобрать правильное слово, они способны заполнять паузы различными звуками или словами-паразитами («эммм», «нууу» и т.д.);
  • они могут неправильно употреблять грамматические формы слов;
  • они могут повторять одни и те же фразы в одном рассказе.

Одним из самых серьезных языковых расстройств является специфическое расстройство речи:

  • у детей наблюдается задержка развития речи (например, они могут не уметь говорить до трех лет);
  • в трехлетнем возрасте они могут говорить недостаточно четко;
  • дети подвержены трудностям с использованием в речи глаголов. Это отличительная черта специфического расстройства речи;
  • дети могут пропускать вспомогательные глаголы в предложениях;
  • дети путают времена глаголов.

Причины речевых расстройств

Иногда ребенок не может развить навыки порождения речи, слушания, понимания и запоминания по разным причинам:

  • ребенок недостаточно слышит живую речь в повседневной жизни. Чем больше ребенок погружен в языковую среду, тем быстрее он развивает речевые навыки;
  • некоторые дети испытывают трудности только в развитии речи, в то время как остальные сферы психики у него развиваются нормально;
  • причины расстройства экспрессивной речи до конца не выяснены. Но иногда такое расстройство связано с задержками развития;
  • расстройство рецептивной речи может быть вызвано генетическими отклонениями;
  • смешанные речевые расстройства могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами;
  • речевые расстройства могут возникать у детей с задержками развития, расстройствами аутистического спектра и проблемами со слухом;
  • такое речевое расстройство, как афазия (нарушение уже сформировавшейся речи) может возникать вследствие поражения центральной нервной системы.

Если ребенок испытывает трудности с развитием речи даже в трехлетнем возрасте и старше, обратитесь к врачу, чтобы определить и вовремя вылечить возможные проблемы со здоровьем.

Диагностика и лечение речевых расстройств

  • врач должен изучить историю болезней в семье, чтобы выяснить, были ли у членов семьи речевые расстройства;
  • врач может провести для ребенка тесты на уровень развития рецептивной и экспрессивной речи;
  • слуховой тест или аудиометрия помогут выяснить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.

Речевая терапия – лучший способ лечения речевых расстройств. Также рекомендуются консультации психолога или психотерапевта, потому что речевые расстройства могут привести к психологическим проблемам.

Как развить речь у ребенка: полезные советы

1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы. Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк. Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».

2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано. Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.

3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи, ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор не может ему этого обеспечить.

4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.

5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него. Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится слово, ребенок будет учиться.

6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то непонятное для ребенка слово, объясните его значение.

7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.

8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.

9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с ребенком картинку.

10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам. Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.

11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку. Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.

12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях, помогают ребенку лучше усваивать новые слова.

Двуязычная атмосфера и развитие речи у ребенка

Иногда бывает так, что ребенок растет в окружении, где разговаривают на двух и более языках. И у родителей возникает тревога: не приведет ли такая обстановка к расстройствам речи у ребенка?

На этот вопрос эксперты отвечают однозначно: нет. До недавнего времени родителям рекомендовалось разговаривать в присутствии ребенка на каком-либо одном языке. Психологи полагали, что двуязычное окружение может помешать способности ребенка овладевать языком. Также считалось, что ребенок быстрее и легче учится говорить на том языке, который чаще звучит в окружении ребенка. Однако такие предположения не нашли научного подтверждения. Более того, есть много примеров, как маленькие дети растут в двуязычном окружении и успешно осваивают оба языка.

Если ваш ребенок страдает от той или иной задержки развития, не впадайте в отчаяние. Уделяйте больше времени развитию у него речевых навыков. Если ваших усилий окажется недостаточно, обратитесь за профессиональной помощью, чтобы справиться с расстройствами речи.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
16.05.2018

Источник