Развитие ребенка время года осень

Развитие ребенка время года осень thumbnail

Время года — Осень.

 

 

(картинки из серии Умные книжки «Что нас окружает»)

 

 

Рассказ об Осени: 
Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Стихи об Осени
***
Осень. Осыпается весь наш: бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне доли
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
***
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
***
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
***
Осень. (А.С. Пушкин)
Унылая пора!
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
***
Осень
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
***
Стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
***
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редко просинь –
Наступила осень.
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит –
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень.

Закончи предложение об Осени
 На смену лету пришла … (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает … (из—за туч).
Деревья надели … (разноцветный наряд).
… (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик … (моросит) и заставляет прятаться … (по домам).
Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Пословицы Осени
Лето со снопами – осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью – гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит,        мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Загадки  Осени
***
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья)
***
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(листопад)
***
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это..(Осень)
***
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.(Дождик)

Подбери действие
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

Источник

аня ткаченко
Проект «Время года: осень». Старшая группа

На ваш суд хочу представить свой проект «Время года: осень»,

Вид проекта: Исследовательско — творческий.

Продолжительность: короткосрочный

Сроки проведения: с 11.09. – 29.09

Участники: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 5- 6 лет.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Время года: Осень».

Задачи:

• Расширить представления о сезонных изменениях в природе, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах).

• Отразить знания, полученные опытным путем в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).

Актуальность:

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить и творчески применить знания детей о сезонных изменениях осени, о грибах, ягодах, овощах, фруктах. Проект позволит приобщить родителей к совместной работе с детьми.

Виды деятельности:

• Игровая деятельность;

• Нравственное воспитание;

• Наблюдение;

• Чтение художественной литературы;

• Умственное воспитание;

• Художественно-эстетическое воспитание;

• Культурно — досуговая деятельность;

• Трудовое воспитание;

• Совместная деятельность детей и родителей.

Обеспечение:

• Настольно-печатные игры;

• Специально подобранная литература;

• Подбор иллюстраций.

Предполагаемый результат:

-развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной теме;

— развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

-совершенствование экологической среды группы;

-вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Презентация проекта:

Работа с детьми.

1 .Игровая деятельность:

• Сюжетно-ролевые игры:

-«Овощной магазин»;

— «Семья: заготовки на зиму».

• Игры — драматизации по произведениям:

-«Репка»;

-«Под грибом»;

-«Яблоко».

• Подвижные игры:

— «У медведя во бору»;

-«Листопад»;

-«Груша»;

-«Огродники».

• Дидактические игры:

-«Чудесный мешочек»;

-«Что растет на грядке?»;

-«Собери урожай».

2. Нравственное воспитание:

Рассматривание и обсуждение картин о природе:

— И. Левитана «Золотая осень»,

— М. Нестеров «Осенний пейзаж».

3. Наблюдения:

— За красотой осенней природы во время прогулок.

4. Художественная литература:

— Пословицы, поговорки, загадки;

— Чтение и заучивание стихотворений об осени;

— Чтение стихотворений об овощах, фруктах,грибах, ягодах.

— Чтение сказок В. Сутеева «Под грибом», «Мешок яблок», «Яблоко».

5. Умственное воспитание:

1).Ребенок и окружающий мир:

Беседы: «Об осени», «Осень в зеркале искусства», «О съедобных и несъедобных грибах», «Об овощах ягодах».

2).Развитие коммуникативности:

— Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке», «Осенний лес».

• Рассматривание сюжетных картин.

— Составление описательных рассказов.

6. Художественно-эстетическое воспитание:

1) Рисование.

— «Осенние деревья». (Рисование,Колдина, стр. 22)

— «Разноцветный дождь». (Рисование,Колдина, стр. 21)

2) Аппликация.

— «Осенний букет в вазе».

3).Лепка.

— Фрукты и овощи для магазина. (Лепка Колдина, стр. 14.,15)

4) Изготовление приглашений на презентацию проекта

— Сбор природного материала на прогулке.

— Конкурс поделок из овощей и фруктов.

Работа родителей с детьми.

1. Заучивание стихотворений об осени.

2. Написание книги об осени (Приметы осени, пословицы, поговорки, загадки, иллюстрации к книге)

Презентация проекта

1. Выразительное чтение стихов об осени;

2. «Дары Осени» (поделки из овощей)

3. «Фруктовая фантазия» (десерты к чаю)

Итогом нашего проекта было чаепитие.

Чаепитие к проекту «Осень»

Дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом.

Ведущий. Дети, природа передаёт вам привет. Закройте глаза и послушайте (шелестит сухими листьями). Что вы услышали? (Запись шелест листвы)

Дети. Тихий шелест, шуршание.

Ведущий. С вами поздоровались осенними листочками осень

(под музыку входит осень)

Осень. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Я тут мимо пролетала, смех весёлый услыхала!

И решила не на шутку заглянуть к вам на минутку,

Посмотреть, что за народ в этом садике живёт!

Ведущий. Что же, Осень проходи, на детишек погляди!

Дети и их родители приготовили для тебя стихи. (Дети рассказывают стихи)

Осень. Спасибо ребята за стихи. Прихожу я к вам не одна, а с сыновьями. Знаете их? (Осень загадывает загадки про Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(Сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

(Ноябрь)

Ведущий. Ты, Осень, садись, отдохни, а ребята покажут и расскажут о книге которую составляла наша большая и дружная семья!И послушай наши стих-я

СТИХИ ПРО ОСЕНЬ

1. На колючках у ежат

Два горчичника лежат.

Значит, их поставил кто-то,

Только где он, этот доктор?

Лес вздохнул

И листья сбросил.

Догадался! Это Осень! (Нилова Лена)

2. По лесным тропинкам ходит-бродит осень.

Сколько свежих шишек у зеленых сосен!

И листок березы золотистой пчелкой

Вьется и летает над зеленой елкой.

Е. Трутнева (Маша Голованова)

3. Осень

Все тучи, тучи. Дождик.

Холодный, словно лед,

Колючий, словно ежик,

По осени бредет. (Зейнаб)

4. Осень наступила,

Птицы улетают.

Сбиться в стаю птичью

Ёжики мечтают.

Полететь в те страны,

Где жара весь год,

Где их брат троюродный —

Ёж морской — живет.

Посидеть на пальме,

Пожевать бананы;

Посмотреть пролетом

На другие страны.

Жаль, что не умеют

Ёжики летать,

Им придется дома

Зиму зимовать.

Скоро снова вьюга

Заметет дорожки,

Будут у камина

Греть ежата ножки. (Рома Шипулин

5. Даша Данкив

Кружит последний жёлтый лист

И землю укрывает,

А город скоро станет чист –

Всё ветер подметает.

Ведь в гости осень к нам идёт,

За ней — зима седая.

Дожди и холод нам несёт,

Но так всегда бывает!

Пусть дождь идёт и ветра свист –

Закутался прохожий!

Кружит последний жёлтый лист,

На золото похожий.

6. Письмо

Злой осенний ветерок

У куста сорвал листок.

Долго с листиком вертелся,

Над деревьями кружил,

А потом мне на колени

Желтый листик положил.

Тронул холодом лицо:

«Получите письмецо!

Это вам прислала Осень».

И еще охапку желтых,

Красных,

разных писем

бросил. (Настя Слепухина)

7. Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (Маша Кондратьева)

Осень. Спасибо, мне очень понравилось. Какие вы молодцы, что постарались для меня. Я еще такого не видела

Ведущий. Смотрите, сколько листиков стало у нас. Но они не простые, они с загадками,самыми что ни есть осенними. Отгадайте их (осень читает, дети отгадывают).

автор: Антон Рысаков

Листьев яркий хоровод

Наблюдаем каждый год!

Лист берёзовый, кленовый

Друг за дружкою летят, –

В нашем парке осень снова

Обещает. (листопад).

Чаще сильный он – осенний,

Долгожданный он – весенний,

Летом вовсе он слепой,

Отгадай, кто он такой (дождь)

Вот старушка из сторожки

Грязь разводит на дорожке.

Вязнет в топи мокрый лапоть –

Все зовут старушку …

(слякоть)

Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку,

Сорвал с бабушки косынку,

Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой, поверьте!

Ну, конечно, это…

(ветер)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

(лужа)

Насупится, нахмурится,

В слезы ударится —

Ничего не останется.

(Туча)

Осень :Молодцы ребята!А сейчас давайте немного подвигаемся) и поиграем

Хороводная игра «Огород»

Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь»Аня К., «лук»(Савелий, «капуста»(Дарина, «шофер»(Гарик). Они тоже стоят в кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород. Там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)

Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.

Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют:

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай, увози наш урожай!

Ведущая: Дорогая осень наши родители приготовили Фруктовые десерты и приглашает вас на чаепитие

ОСЕНЬ. А у меня для деток, тоже есть подарки (корзина с яблоками)

Все садятся за столы

После чаепития

Осень:

Спасибо Вам за все мои милые ребята, к сожалению меня ждут и мне приходится с вами прощаться!

Ведущий:

Быстро лето улетело перелётной птицей вдаль….

Снова осень расстелила увядающую шаль.

Источник

Вера Базарова
Проект «Времена года». Тема «Осень»

Проект «Времена года» Тема: «Осень»

Проблема: Низкий уровень сформированности у детей младшего дошкольного возраста экологических представлений о временах года: об осени, зиме, весне, лете.

Цель: Закрепить знания детей об осени, её признаках и особенностях. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию; формировать чувство цвета.

Задачи: 1. Образовательные: Работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас; учить детей составлять предложение, используя все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами; формировать умение отвечать на вопросы.

2. Развивающие: развивать мышление, внимание, память, связную речь детей; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; учить выделять характерные признаки осени. Развивать умение воспринимать образ осени через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию детей к образовательной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы. Воспитывать чувство благодарности к родной природе; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить детей проявлять гостеприимство.

Ожидаемые результаты: Формирование у детей элементарного представления об осени; о труде взрослых осенью; повадках животных и птиц; о правильных способах взаимодействия с объектами природы. Развитие интереса к наблюдениям, опытам с объектами и явлениями природы в осенний период.

Метод проекта: творческо-исследовательский (игровой)

Продолжительность проекта: средней продолжительности

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель и работники детского сада.

Работа с родителями: Беседы с родителями «За здоровый образ жизни», «На прогулке всей семьёй»; создание папки-передвижки с фотографиями «Осенняя прогулка», экскурсия «Осенний пейзаж»; конкурс родителей на лучший рисунок, панно по теме «Осень! Очей очарованье…»; конкурс родителей на оригинальное блюдо по теме «Дары осени»; помощь родителей при оформлении музыкального зала для проведения праздника «Золотая осень»; активное участие в презентации.

Презентация: Праздник «Золотая осень»

Содержание работы по теме «Осень»

Познавательное

развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное

развитие Художественно-

эстетическое развитие Физическое

развитие

Формир-ие целостной карт-ы мира Коммуни-кация Чтение

худож.

лит-ры Социа-

лизация Безопа-сность Труд Худож.

творч-во Музыка Физи-ческая

культ. Здо-

ровье

Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, театрализованная игра «Репка», с/р игры «Кукла Маша готовит салат», «Компот для мишки», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород». Игры с природным материалом (шишки, листья и др.); игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки». Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды». ДИ: «Сколько листочков?», «Найди такой же листик», «Большой-маленький», «Разложи овощи по корзиночкам. Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождём, погодой. Словесно-речевые игры:»Огород», «Спрячем овощи», «Найдём овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла».

ДИ: «Что растёт в саду?», «Что растёт в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью, «Чего не стало?». Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка-погодушка в сентябре, октябре, ноябре». Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?» «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка». Наблюдения в природе. Нравственно-познавательная беседа «В гости осень к нам пришла»; Беседа по вопросам:как звери спасаются от холода? Чем будут питаться птицы зимой? Как люди спасаются от холода? Беседа «История со счастливым концом»; рассматривание и беседа иллюстраций на тему «Опасные ситуации в природе». Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями: поливка, рыхление почвы, посильный труд на участке:уборка опавшей листвы, сбор листьев для гербария; хозяйственно-бытовой труд. Рисование «Дождик кап-кап», «Листопад», «Золотая осень», «На яблоне поспели яблоки», «Сказочное дерево», «лепка «Яблоки», «Мухомор», «Огурец и свекла», Рассматривание иллюстраций по темам. Слушание: «Осенью» муз С. Майкопара, пение «Дождик» рус. нар. мел. обр. В. Фере, музыкально-ритмические движения «Дождик» муз. и сл. Е Макшанцевой, пляска с листочками. ПИ: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад». Хороводные игры: «Огород», «Овощи». Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идём в сад», «Деревья», «Дождик», «Вкусные овощи». Закаливание «солнечные ванны», хождение по ребристой доске, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные минутки; беседа «Мойте руки перед едой», формирование культурно-гигиенических навыков, беседа о чистотеи опрятности, упражнение «Послушные ладошки».Проект «Времена года» Тема: «Осень»

Проблема: Низкий уровень сформированности у детей младшего дошкольного возраста экологических представлений о временах года: об осени, зиме, весне, лете.

Цель: Закрепить знания детей об осени, её признаках и особенностях. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию; формировать чувство цвета.

Задачи: 1. Образовательные: Работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас; учить детей составлять предложение, используя все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами; формировать умение отвечать на вопросы.

2. Развивающие: развивать мышление, внимание, память, связную речь детей; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; учить выделять характерные признаки осени. Развивать умение воспринимать образ осени через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию детей к образовательной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы. Воспитывать чувство благодарности к родной природе; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить детей проявлять гостеприимство.

Ожидаемые результаты: Формирование у детей элементарного представления об осени; о труде взрослых осенью; повадках животных и птиц; о правильных способах взаимодействия с объектами природы. Развитие интереса к наблюдениям, опытам с объектами и явлениями природы в осенний период.

Метод проекта: творческо-исследовательский (игровой)

Продолжительность проекта: средней продолжительности

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель и работники детского сада.

Работа с родителями: Беседы с родителями «За здоровый образ жизни», «На прогулке всей семьёй»; создание папки-передвижки с фотографиями «Осенняя прогулка», экскурсия «Осенний пейзаж»; конкурс родителей на лучший рисунок, панно по теме «Осень! Очей очарованье…»; конкурс родителей на оригинальное блюдо по теме «Дары осени»; помощь родителей при оформлении музыкального зала для проведения праздника «Золотая осень»; активное участие в презентации.

Презентация: Праздник «Золотая осень»

Содержание работы по теме «Осень»

Познавательное

развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное

развитие Художественно-

эстетическое развитие Физическое

развитие

Формир-ие целостной карт-ы мира Коммуни-кация Чтение

худож.

лит-ры Социа-

лизация Безопа-сность Труд Худож.

творч-во Музыка Физи-ческая

культ. Здо-

ровье

Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, театрализованная игра «Репка», с/р игры «Кукла Маша готовит салат», «Компот для мишки», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород». Игры с природным материалом (шишки, листья и др.); игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки». Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды». ДИ: «Сколько листочков?», «Найди такой же листик», «Большой-маленький», «Разложи овощи по корзиночкам. Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождём, погодой. Словесно-речевые игры:»Огород», «Спрячем овощи», «Найдём овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла».

ДИ: «Что растёт в саду?», «Что растёт в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью, «Чего не стало?». Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка-погодушка в сентябре, октябре, ноябре». Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?» «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка». Наблюдения в природе. Нравственно-познавательная беседа «В гости осень к нам пришла»; Беседа по вопросам:как звери спасаются от холода? Чем будут питаться птицы зимой? Как люди спасаются от холода? Беседа «История со счастливым концом»; рассматривание и беседа иллюстраций на тему «Опасные ситуации в природе». Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями: поливка, рыхление почвы, посильный труд на участке:уборка опавшей листвы, сбор листьев для гербария; хозяйственно-бытовой труд. Рисование «Дождик кап-кап», «Листопад», «Золотая осень», «На яблоне поспели яблоки», «Сказочное дерево», «лепка «Яблоки», «Мухомор», «Огурец и свекла», Рассматривание иллюстраций по темам. Слушание: «Осенью» муз С. Майкопара, пение «Дождик» рус. нар. мел. обр. В. Фере, музыкально-ритмические движения «Дождик» муз. и сл. Е Макшанцевой, пляска с листочками. ПИ: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад». Хороводные игры: «Огород», «Овощи». Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идём в сад», «Деревья», «Дождик», «Вкусные овощи». Закаливание «солнечные ванны», хождение по ребристой доске, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные минутки; беседа «Мойте руки перед едой», формирование культурно-гигиенических навыков, беседа о чистотеи опрятности, упражнение «Послушные ладошки».

Проект «Времена года» Тема: «Осень»

Проблема: Низкий уровень сформированности у детей младшего дошкольного возраста экологических представлений о временах года: об осени, зиме, весне, лете.

Цель: Закрепить знания детей об осени, её признаках и особенностях. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию; формировать чувство цвета.

Задачи: 1. Образовательные: Работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас; учить детей составлять предложение, используя все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами; формировать умение отвечать на вопросы.

2. Развивающие: развивать мышление, внимание, память, связную речь детей; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; учить выделять характерные признаки осени. Развивать умение воспринимать образ осени через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию детей к образовательной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы. Воспитывать чувство благодарности к родной природе; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить детей проявлять гостеприимство.

Ожидаемые результаты: Формирование у детей элементарного представления об осени; о труде взрослых осенью; повадках животных и птиц; о правильных способах взаимодействия с объектами природы. Развитие интереса к наблюдениям, опытам с объектами и явлениями природы в осенний период.

Метод проекта: творческо-исследовательский (игровой)

Продолжительность проекта: средней продолжительности

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель и работники детского сада.

Работа с родителями: Беседы с родителями «За здоровый образ жизни», «На прогулке всей семьёй»; создание папки-передвижки с фотографиями «Осенняя прогулка», экскурсия «Осенний пейзаж»; конкурс родителей на лучший рисунок, панно по теме «Осень! Очей очарованье…»; конкурс родителей на оригинальное блюдо по теме «Дары осени»; помощь родителей при оформлении музыкального зала для проведения праздника «Золотая осень»; активное участие в презентации.

Презентация: Праздник «Золотая осень»

Содержание работы по теме «Осень»

Познавательное

развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное

развитие Художественно-

эстетическое развитие Физическое

развитие

Формир-ие целостной карт-ы мира Коммуни-кация Чтение

худож.

лит-ры Социа-

лизация Безопа-сность Труд Худож.

творч-во Музыка Физи-ческая

культ. Здо-

ровье

Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов, театрализованная игра «Репка», с/р игры «Кукла Маша готовит салат», «Компот для мишки», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород». Игры с природным материалом (шишки, листья и др.); игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки». Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды». ДИ: «Сколько листочков?», «Найди такой же листик», «Большой-маленький», «Разложи овощи по корзиночкам. Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождём, погодой. Словесно-речевые игры:»Огород», «Спрячем овощи», «Найдём овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла».

ДИ: «Что растёт в саду?», «Что растёт в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью, «Чего не стало?». Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка-погодушка в сентябре, октябре, ноябре». Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?» «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью Плещеев, «Листопад» В. Мирович, «Огуречик-огуречик», «Дождик-дождик», «Репка». Наблюдения в природе. Нравственно-познавательная беседа «В гости осень к нам пришла»; Беседа по вопросам:как звери спасаются от холода? Чем будут питаться птицы зимой? Как люди спасаются от холода? Беседа «История со счастливым концом»; рассматривание и беседа иллюстраций на тему «Опасные ситуации в природе». Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями: поливка, рыхление почвы, посильный труд на участке:уборка опавшей листвы, сбор листьев для гербария; хозяйственно-бытовой труд. Рисование «Дождик кап-кап», «Листопад», «Золотая осень», «На яблоне поспели яблоки», «Сказочное дерево», «лепка «Яблоки», «Мухомор», «Огурец и свекла», Рассматривание иллюстраций по темам. Слушание: «Осенью» муз С. Майкопара, пение «Дождик» рус. нар. мел. обр. В. Фере, музыкально-ритмические движения «Дождик» муз. и сл. Е Макшанцевой, пляска с листочками. ПИ: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад». Хороводные игры: «Огород», «Овощи». Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идём в сад», «Деревья», «Дождик», «Вкусные овощи». Закаливание «солнечные ванны», хождение по ребристой доске, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные минутки; беседа «Мойте руки перед едой», формирование культурно-гигиенических навыков, беседа о чистотеи опрятности, упражнение «Послушные ладошки».

Источник