Развитие ребенка во внеурочной деятельности
7
«Внеурочная деятельность младших школьников как важнейший фактор полноценного развития ребёнка в начальной школе»
Внеурочная деятельность — важная, неотъемлемая часть образовательного процесса детей младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
Цельвнеурочнойдеятельности: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Основныепринципыорганизациивнеурочнойдеятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся,
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
учет познавательных потребностей учащихся и социального заказа родителей;
соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Программы внеурочной деятельности направлены на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. При организации ВД руководствуемся соответствующими нормативными документами. Среди них:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе, педагога-организатора, классного руководителя, педагога дополнительного образования.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
При конструировании плана внеурочной деятельности учитывались предложения педагогического коллектива школы, а также специфика и направленность образовательного учреждения.
Модель внеурочной деятельности основана на оптимизациивсех внутренних ресурсов образовательного учреждения, она предполагает, что в её реализации принимают участие педагогические работники: классные руководители, педагог-организатор, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, руководитель школьного музея.
Координирующуюрольвыполняет, классный руководитель, который:
взаимодействует с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность приобщиться к занятиям по интересам, познать новый способ деятельности – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям, независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Содержание занятий направляется на реализацию различных форм таких, как экскурсии, кружки, секции, школьные научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, концерты, соревнования, проекты, общественно-полезные практики и т. д.
Занятия проводятся в соответствии с утвержденной программой, сеткой часов плана внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность даёт обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие личности школьника по направлениям: духовно—нравственное, спортивно—оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное.
ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОЕНАПРАВЛЕНИЕ
Одно из важнейших направлений — духовно-нравственное. В его основе лежитформирование ценностных ориентаций, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
В этом направлении педагогами школы ведется кропотливая работа и формы деятельности тоже разнообразные. Проведение экскурсий по родному краю, работа кружков краеведческого направления «Край, в котором ты живешь», «Азбука краеведа», организация классных часов правового, гражданско-патриотического содержания, «Уроки мужества», смотры строя и песни, встречи с ветеранами, конкурсы чтецов, мероприятия в рамках «Вахты памяти»: линейки, акции, вечера встреч с людьми необычных профессий. Чтобы увидеть эту работу, ее результаты, в общешкольной газете классные коллективы размещают интересную информацию.
СПОРТИВНО—ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕНАПРАВЛЕНИЕ
Основныезадачи:
— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
— использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
— развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через: организацию Дней Здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», малых Олимпийских игр в рамках работы летнего оздоровительного лагеря, работу кружка и клуба «Шахматы», участие в фестивале «Дни Воинской Славы России», в «Лыжне России», в соревнованиях районного уровня, фестивале «Уральский характер», проведение классных часов и бесед, викторин, выступлений агитбригад по охране здоровья, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, встреч с медицинскими работниками, реализацию профилактических программ.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕНАПРАВЛЕНИЕ
Основнымизадачамиобщекультурного направления являются:
формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
становление активной жизненной позиции;
воспитание основ эстетической культуры.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников.
Общекультурное направление включает широкий спектр видов деятельности. Работа кружков «Английский театр», «Пермь культурная», изостудии «Мастерская юных художников», организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ; занятия х/к «Городок», вокального ансамбля «Соловушки», игра на музыкальных инструментах, проведение тематических классных часов художественно-эстетического содержания, конкурсов творчества «Янтарные бусинки», «Музыкальная шкатулка», участие в концертной деятельности, различных конкурсах и фестивалях районного, городского, всероссийского уровней. Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕНАПРАВЛЕНИЕ
Основнымизадачамиобщеинтеллектуального направления становятся:
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий.
Общеинтеллектуальное направление сегодня в школе реализуется благодаря работе предметных кружков «Учение с увлечением», «Занимательная математика», «Волшебное слово», «Веселая грамматика», «Робототехника», «Интеллектуальные витаминки», организации участия в интеллектуальных играх в районе, предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях; участию в проектной деятельности. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.
И, наконец, очень актуальное социальное направление в начальной школе.
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Социальное направление развивается благодаря работе кружков «Психология», «Мир деятельности», «Речь и культура общения», «Учусь создавать проект», участию в социальных проектах и акциях (например «Тетрадка Дружбы», «Доброе сердце», «Благотворительный сезон», «Чистый город»). В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления также положена общественно – полезная деятельность: трудовая деятельность на пришкольном участке, участие в субботниках, благоустройстве пришкольной территории.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: школа располагает музыкальной техникой, мультимедийным оборудованием, библиотекой, читальным залом, стадионом, игровыми площадками. Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Мир природы», игры на развитие памяти и логики, имеется выход в Интернет, комплекты по робототехнике).
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы и педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных задач. С другой стороны, сегодня, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Реализация программ внеурочной деятельности должна быть чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов:
1-йуровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-йуровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-йуровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новому результату. В новых условиях предоставляется возможность для того, чтобы общее и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, способными создать единое образовательное пространство. В этих условиях перед школой ставятся качественно новые задачи: необходимо создать основу для успешной адаптации школьников в обществе, раскрытии их творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
В нашей школе в течение многих лет успешно функционирует система дополнительного образования. В рамках системы ДО мы взаимодействуем с рядом учреждений в районе и микрорайоне (центр детского творчества «Юность», муз. школа №15, ДЮСШОР, клуб «Радуга» и т.д.)
Основу внеурочной деятельности обучающихся образует сложившийся опыт и традиции внеклассной воспитательной работы.
Среди позитивных результатов ВД мы рассматриваем:
Полный охват детей внеурочной деятельностью в начальных классах;
Предоставление услуг всех 5 направлений;
Вариативность предоставляемых услуг;
Вклад педагогов дополнительного образования;
Опыт сотрудничества с учреждениями ДО;
Успехи и достижения учащихся.
Отмечая положительные результаты, не могу не акцентировать внимание и на проблемах. Одним из условий организации внеурочной деятельности является то, что содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий учащихся и их родителей. Для нас это пока является проблемой в силу разных причин: мы работаем исходя из своих возможностей (кадровых, материально-технических), традиций, поэтому запросам родителей не всегда удается соответствовать в полной мере. Загруженность спортивного зала не позволяет организовать функционирование спортивных секций для учащихся младшего звена, между тем родителями это направление востребовано. В общем, одна из основных проблем – проблема дефицита свободных помещений. Возможно, с переходом в статус школы полного дня появится возможность значительно расширить взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования и максимально выполнять социальный заказ родителей.
Ожидаемые результаты:
-развитие индивидуальности каждого ребёнка;
-приобретение школьником социальных знаний;
-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;
-воспитание уважительного отношения к школе;
-достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта.
В заключение важно отметить:
Школапослеуроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор и раскрывается как личность. Это даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство развития.
Источник
Обобщение опыта
«Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности»
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ Укырская СОШ
Башанова Н.Ж., 1 квалификационня категория
Укыр, 2018 г
Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. В детском саду закладывается фундамент для развития детей. Наша задача изучить и выявить способности и задатки детей и строить дальнейшую работу с опорой на те знания, умения, которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно использовать их для дальнейшего всестороннего развития учащихся в начальной школе. Раньше, до введения нового ФГОС, школа очень мало внимания уделяла социальной жизни школьников. Но сейчас всё изменилось – именно во внеурочной деятельности ребёнок может познать свои возможности и раскрыть таланты.
Слайд 1 Тема моего выступления «Развитие познавательных и творческих способностей во внеурочной деятельности».
Слайд 2 Я считаю, что эта тема актуальна.
Познавательный интерес – направленность личности на процесс познания в той или иной области, в которую ученик стремится проникнуть, чтобы её изучить, овладеть её ценностями.
Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является продукт, который имеет значимость.
Слайд 3 Формирование познавательного интереса, развитие творческих способностей играют важную роль в становлении учебно-воспитательного процесса.
Слайд 4 Часы внеурочной деятельности в начальной школе сильно отличаются от традиционного урока. Такие занятия проходят в форме кружков, экскурсий, секций, КВН, соревнований, конференций, олимпиад и пр. Главная цель таких занятий – воспитание социально активной и разносторонне развитой личности. Внеурочная деятельность, является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Слайд 5 Внеурочная деятельность младших школьников способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Я хотела рассказать о том, как развиваю детей во внеурочной деятельности, тем более, что внеурочная деятельность тесно связана с урочной деятельностью, обеспечивает преемственность и взаимосвязь программ внеурочной деятельности и реализуемых УМК.
Слайд 6 Я работаю по трём направлениям внеурочной деятельности: научно-познавательное, проектная деятельность, художественно-эстетическое направление. Сейчас я раскрою некоторые формы внеурочной работы.
Слайд 7 Научно-познавательное направление. «Поиграем, посчитаем!».
Слайд 8 Планирование составлено на основе рабочей программы занятий внеурочной деятельностью. Авторы-составители: Н.М. Голубева Н.Н. Трутнева.
Слайд 9 Цели: формирование у учащихся умений добывать знания, систематизировать их и применять на практике. Создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки и усвоения знаний.
Слайд 10Задачи кружка:
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению
- формирование в процессе изучения математики специфических качеств мышления, необходимых человеку в современном обществе
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе
Слайд 11Методы:
- создание ситуации успеха
- создание увлекательной атмосферы
- элементы дискуссий
- проблемные ситуации
Слайд 12Формы проведения занятий:
- игра
- составление и разгадывание кроссвордов, загадок
- работа в группах
- проекты, викторины, дистанционные конкурсы
Слайд 13 – 21На занятиях кружка.
Слайд 22 Следующее направление тоже научно-познавательное. «Занимательная лингвистика».
Цели: способствовать более прочному и сознательному освоению изученного на уроке русского языка, обогащению словарного запаса обучающихся; содействовать развитию речи детей; повышать уровень языкового развития школьников; развивать осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления; воспитывать интерес к предмету, к изучаемым темам русского языка.
Слайд 23Задачи:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по русскому языку;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Слайд 24-25Ожидаемые результаты:
- повышение грамотности устной и письменной речи обучающихся, интереса к познавательной деятельности;
- участие в школьной, районной олимпиаде по русскому языку.
Слайд 26 Выводы: Организация внеклассной работы по русскому языку позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика. Проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка. Наблюдается рост участников и победителей в олимпиадах и творческих конкурсах; дети проявляют интерес к знаниям; расширяют свой кругозор; развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности каждого ребёнка.
Слайд 27 Следующее направление – проектная деятельность и исследовательская деятельность.
Проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, заранее продуманные этапы проектирования и результаты.
Исследовательская деятельность — деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи.
Слайды 28 – 32 На занятиях кружка.
Слайд 33 — 35
И наконец, следующее направление Художественно-эстетическое. «Смотрю на мир глазами художника».
Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства. В этом направлении у нас уже есть свои результаты.
Слайд 36 Заключение. В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.
Школа после уроков — это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!
Источник