Развитие ребенка в занятиях тестопластикой

Наталья Николаева
Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 1… «Тестопластика» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 2…«Истоки способностей и

дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают

источник творческой мысли

В. А. Сухомлинский

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка- дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе — продуктивная.

В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетический вкус.

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, я использую лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости.

Слайд 3…Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

Исходя из этого, возникли следующие задачи:

Слайд 4…Обучающие:

• Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками.

• Обучить детей работать с соленым тестом: сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.

• Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное.

Развить мелкую моторику рук, глазомер.

Слайд 5 …Воспитательные:

• Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

• Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

• Сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

Развить самостоятельность, аккуратность;

• Сформировать потребность в саморазвитии.

В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Работу проводила в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами.

Слайд 6…В своей работе опираюсь на принципы:

1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному

4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности

Слайд 7…На занятиях использую различные приемы:

— Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

— Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

— Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно- творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик.

Слайд 8…Заниматься начала со второй младшей группы. Сначала дети учились лепить шарики, столбики, лепёшки.

Слайд 9…В средней группе дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т. д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

Слайд 10 Целью второго этапа стало развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.

На этом этапе с детьми старшей группы, мы облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер –сюрпризы и т. д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы.

Слайд 11 Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используем краски-гуашь

Слайд 12…Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность.

Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать творческие способности детей как можно раньше и тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Слайд 13…Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Проводила с родителями мастер класс, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития творческих способностей у детей, показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

Слайд 14 Это работы наших детей.

А сейчас я предлагаю вам самим попробовать поработать с тестом, проявить свою фантазию.

Пальчиковая гимнастика и звукоподражание «Скачут лошадки»

Вот помощники мои,

Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)

Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.

Скачет резвый табунок. (Звукоподражание)

3) Беседа.

— Итак, будем учиться делать подковы. Их можно сделать на любой вкус.

Подкова — это очень древний символ плодородия и благоденствия, она обладает мощнейшими защитными функциями.

Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов — нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх.

4) Показ процесса работы педагогом.

Этапы изготовления изделия.

— Для занятия вам потребуется: солёное тесто, кисточка, стека, скалка, доска.

• Катаем колобок.

• Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Получилась подкова.

• Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для шнурка.

• Теперь начинаем украшать подкову декоративным способом (можно использовать бросовый материал)

Вот наша подкова!

Источник

Надежда Абрамова
Развитие тонкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Абрамова Надежда Васильевна. Я работаю воспитателем во второй младшей группе. Тема моего доклада «Развитие тонкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики».

Я разработала программу по тестопластике для дополнительного образования художественно-эстетического направления «Умелые ручки». Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня с обязательной динамической паузой. Одна тема реализуется в течение 2-х занятий: на первом занятии лепим, на следующем — разукрашиваем.

Лепка – одно из полезнейших занятий для развития ребёнка, она помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки и пальцы, что способствует развитию речи, наблюдательности, детской фантазии.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время.

В последние годы солёное тесто стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей. Этому виду творчества придумали современное название – «ТЕСТОПЛАСТИКА».

Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми младшего дошкольного возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) – это своего рода маленькие чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим.

Поэтому на занятии тестопластикой широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие ребятам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.) .

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания – формочки для печенья, крышки от бутылок.

Затем учились лепить объёмные формы: при помощи деревянного стержня (палочки или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки. После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по «Замыслу». На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приёмы, которые уже усвоили.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используется краски гуашь. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Занятия лепкой из теста могут развивать не только тонкую моторику рук, но и решить ряд следующих целей и задач.

Цели, решаемые в процессе работы с тестом:

1. Познакомить детей с новым видом художественной деятельности – тестопластика.

2. Развить творческие способности и образное видение у детей, через занятия тестопластикой.

3. Оказать помощь в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и способствовать развитию наблюдательности; научить приемам изготовления изделий из соленого теста.

4. Сформировать у детей навыки лепки, композиции, побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и сюжетные композиции.

5. Приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;

Тестопластика имеет огромные преимущества, по сравнению с другими материалами для лепки, так как тесто:

1. Можно приготовить в любой момент, не затрачивая больших средств.

2. Легко отмывается и не оставляет следов.

3. Оно безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей. Обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребёнок больше не пытается взять его в рот – невкусно!

4. Если тесто правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет.

5. Экологически чистый продукт, не вызывает аллергию.

6. Можно сушить в духовке, а можно – просто на воздухе.

7. Краска пристаёт любая, а возможности для росписи – практически не ограниченны.

8. С готовым изделием можно играть – без боязни, что оно потеряет форму.

Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что, тестопластика – это не только интересное, увлекательное и доступное творчество, но и мощный двигатель в нормализации тонуса и активизации тонкой моторики, что играет положительную роль в развитии речи.

Источник

Анна Куприянова
Тестопластика и ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Дети любят все новое и необычное, и каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более интересных и эффективных методов, приемов обучения, которые бы помогли лучше раскрывать возможности и особенности каждого ребенка отдельно, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.

Сенсорное воспитание — это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание имеет очень важное значение для всестороннего развития ребенка. О. Усова отмечала, что 9/10 всего умственного багажа детей дошкольного возраста составляют результаты деятельности органов чувств. Выдающиеся педагоги — Ф. Фребель, Г. Монтессори, О. Декроли, К. Ушинский, С. Русова отмечали его как одну с основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Современная система сенсорного воспитания создана на основе научных данных о психологическое и физиологическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы чувств. Особенно благоприятный ранний возраст ребенка, когда ознакомления с качествами предметов является решающим в умственном развитии. Этот период называют золотым временем сенсорного воспитания. Одним из видов сенсорного развития является лепка.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения лепку можно оценить как очень эффективное средство для сенсорного развития.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название — тестопластика или биокерамика.

Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки.

Обычные материалы для лепки — это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Оно имеет ряд преимуществ:

1. Тесто легко замешивать в любое время.

2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.

3. Легко отмывается и не пачкает одежду.

4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Приготовление теста:

1 рецепт «Традиционный». Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

2 рецепт «Классический». Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого, добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста.

3 рецепт «Нежный» — для тонких декоративных изделий. Взять 200 г соли, 200 г муки, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки.

Поделки из соленого теста можно оформлять бисером, бусинами, блестками, перышками, листьями, покрыть лаком и хранить много – много лет.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики:

скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

1. Повышает сенсорную чувствительность;

2. Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Способствует развитию зрительного внимания, памяти, образного мышления;

5. Развивает творческое воображение, мышление, эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности;

6. Формирует умение планировать работу, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Для раскрашивания поделок используется гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Вместе с детьми можно лепить из соленого теста фигурки людей и животных, декоративные панно, атрибутику для сюжетно-ролевых игр. Получаемые фигурки используются как игрушки, сувениры, подарки для родителей и друзей и доставляют детям огромное удовольствие, а процесс работы – радость познания.

Роспись поделки и прорисовывание деталей также плодотворно сказываются на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Обсуждение преподавателя с детьми работ, последовательности выполнения, придумывание интересных историй и сказок способствует развитию речи, фантазии и умственной деятельности. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так, как он задумал.

Сегодня психологи активно используют лепку ребенка в качестве одного из направлений арттерапии, потому что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёхгодовалых малышей. Именно творческие занятия, в частности лепка из соленого теста, способны помочь ребёнку гармонично и всесторонне развиваться.

Таким образом, тестопластика: способствует выражению чувств и эмоций детей; обучает специальным технологиям работы с пластическими материалами, стимулирует их к экспериментам с материалом, цветом; развиват мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции, речь, образное мышление; обеспечит условия для творческой самореализации, проявлению самостоятельности, инициативы; приобщат детей к миру искусства, формирует художественный вкус; развивает чувство формы, пропорций, цветоощущение. Одним словом помогает органично развиваться.

Источник