Развитие ребенка в возрасте года

Развитие ребенка в возрасте года thumbnail

На каждом этапе развития ребенка родители открывают для себя что-то новое. Естественно, чторазвитие ребенка по годам для них важно знать, какие нормы развития приняты в том или ином возрасте, чтобы сравнивать навыки и показатели своего чада с общепринятыми.

Важно понимать, что отставание ребенка от каких-либо норм совсем не означает пробелы в развитии, по крайней мере в большинстве случаев. Если отклонения незначительные, то списать их можно на индивидуальный график развития ребенка. Кроме того, нужно учитывать такие важные показатели, как условия проживания малыша, уход и питание, наличие родовых травм, рождение раньше срока и так далее. Все эти факторы могут оказать влияние на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни.

Навыки и развитие годовалого ребенка

В возрасте одного года нормально развивающийся ребенок должен уметь делать следующее:

  • ходить с поддержкой или без поддержки;
  • стоять без поддержки;развитие ребенка по годам
  • складывать игрушки в корзину;
  • делать небольшие башни из нескольких кубиков;
  • выполнять простые просьбы и команды;
  • произносить несколько слов (до шести);
  • лепетать на своем детском наречии.

В этом возрасте можно стимулировать умственное развитие крохи, постепенно начиная работать с ним по специальным методикам, развивая сенсорные навыки. В этот же период можно в ненавязчивой игровой форме обучать ребенка цветам, буквам, цифрам, используя картинки, книжки, игрушки.

Навыки и обучение полуторагодовалого малыша

А вот в возрасте полутора лет большинство детей уже уверенно умеет:

  • ходить и бегать без поддержки;
  • забираться на ступени и развитие ребенка по годамспускаться, удерживаясь за поручни;
  • пить из чашки, не проливая, и пользоваться ложкой;
  • показывать по просьбе родителей на знакомые предметы, игрушки, части тела;
  • рисовать линии карандашом;
  • поднимать с пола предметы, не теряя равновесия;
  • выражать эмоции жестами или звуками;
  • отдавать предпочтение отдельным игрушкам;
  • иметь в словарном запасе до 15 простых слов.

В этом возрасте родителям стоит подумать о том, чтобы отучить ребенка от пустышки и отлучить от груди, если он все еще находится на грудном вскармливании.
Полуторагодовалого малыша можно приучать к соблюдению простых правил гигиены, показывая ему, как мыть руки, собирать за собой игрушки, чистить зубы. Кроме того, в этом возрасте уже можно обучать ребенка правилам поведения за столом, приучать к использованию салфеток и столовых приборов. У крохи в 1,5 года должны быть свои пусть небольшие, но уже обязанности. Ему можно поручать вытирать пыль, поливать цветы, вытряхивать прикроватный коврик.

Конечно же, главным событием в жизни полуторогодовалого малыша должна стать покупка его первого развитие ребенка по годамвелосипеда. В этом возрасте он пока не сможет самостоятельно крутить педали, но будет счастлив погонять по двору на велобеге, отталкиваясь ногами.

В полтора года с малышом уже можно впервые посетить стоматолога. Со временем такие походы должны стать регулярными, как минимум один раз в год.

Основные навыки двухлетнего ребенка

В два года, развитие ребенка по годампри условии, что развитие ребенка проходит нормально, он порадует родителей следующими достижениями:

  • быстрым бегом, уверенной ходьбой и умением прыгать;
  • навыками строить башню из более чем четырех кубиков;
  • играми с мячом (кидание, пинание и ловля);
  • ролевыми играми с игрушками;
  • самостоятельными уверенными спусками и подъемами по лестнице;
  • знанием собственного имени и способностью говорить о себе в третьем лице;
  • знанием названий собственных частей тела;
  • умением слушать во время чтения книг и показывать на соответствующие рассказу картинки;
  • умением снимать и надевать на себя простые вещи;
  • пополненным словарным запасом;
  • использованием нескольких словосочетаний в речи;
  • попытками контроля мочевого пузыря и кишечника.

Двухлетние дети могут также похвастаться улучшенной развитие ребенка по годамкоординацией «глаза-руки», поэтому они с удовольствием упражняются в рисовании, конструировании и собирании пазлов.

В два года уже можно пробовать «переселять» малыша в отдельную если пока не комнату, то кровать. А вот что касается желания крохи завести себе маленького друга — кошку или собаку – то в возрасте двух лет этого делать не рекомендуется. Малыши в этом возрасте еще недостаточно ответственны, кроме того, с домашними питомцами они могут быть не слишком осторожны и внимательны.

Как развивается трехлетний ребенок?

Если развитие трехлетнего ребенка протекает согласно запланированному природой графику, то к этому возрасту он:

  • самостоятельно, уверенно и быстро спускается и поднимается по лестнице, переставляя ноги поочередно;
  • одевается и раздевается без помощи родителей;
  • катается на развитие ребенка по годамтрехколесном велосипеде;
  • понимает простые команды и выполняет просьбы;
  • говорит о себе в первом лице;
  • большую часть слов произносит четко и раздельно;
  • понимает, о чем ему говорят;
  • показывает на знакомые предметы в книжках, на картинках, на улице;
  • знает практически все части тела и показывает их;
  • проявляет интерес и пытается наладить контакт с детьми на прогулке;
  • самостоятельно пользуется горшком.

К трем годам у детей заметно улучшается речь, поэтому с этого возраста нужно активнее приучать их к чтению, вместе петь песенки, разучивать стихи, просто разговаривать, обсуждая увиденное и услышанное.

Как развивается четырехлетний ребенок?

Развитие четырехлетнего ребенка протекает в ускоренном темпе. В этом возрасте дети уже отлично контролируют собственные развитие ребенка по годамдействия, стараются быть самостоятельными во всем, начиная от одевания и раздевания и заканчивая туалетом и питанием. Кроха отлично пользуется ложкой и вилкой, ест аккуратно и достаточно быстро.

Повышенная активность в четыре года превращает пухлощекого кроху в долговязого малыша с начинающими развиваться мышцами.

Важно обратить внимание на внутреннюю часть бедер и предплечья малыша. Если младенческие жировые складки так и не пропадают, то кроха, скорее всего, склонен к полноте. В этом случае вместе со специалистом нужно будет составить для него правильный график питания, обеспечить адекватные возрасту физические нагрузки.

В словаре четырёхлетнего крохи уже больше тысячи слов, он уверенно использует фразы из более чем 6 слов, говорит понятно и четко. В этом возрасте у малышей возникает первый интерес к развитие ребенка по годамсобственному телу, поэтому они часто играют роль докторов, акцентируя внимание на различиях между мужчинами и женщинами.

Четырехлетние малыши уже способны справиться с завязыванием шнурков, посещают детский сад. Также в этом возрасте можно приучать детей к плаванию, периодически бывая с ними на занятиях в бассейне.

Как развиваются дети в пять лет: особенности

Пятилетний малыш отлично знает разницу между утром и вечером, завтраком и обедом. Он много запоминает и с удовольствием демонстрирует навыки знакомым и незнакомым людям по просьбе. Кроха уже способен подолгу заниматься самостоятельно, концентрируя внимание на раскрашивании или сборе конструктора. Дети в пять лет развитие ребенка по годамособенно восприимчивы к иностранным языкам, поэтому можно пополнять их словарный запас иностранными словами, используя игровую форму обучения.

Совершеннее становится к 5 годам и физическое развитие. Малыши в среднем весят до 20 кг, прибавляют в росте по сравнению с прошлым годом не менее 4 см. Они выбирают для себя в основном подвижные игры, очень активны и непоседливы.

Как развивается ребенок в 6-7 лет?

К шести-семи годам развитие ребенка достигает высокого уровня. Личность его уже почти сформирована. Малыш отлично координирован, хорошо рисует, умело прорабатывает мелкие детали. В книгах ребенок обращает внимание не только на картинки, но и на сюжет, действия, анализирует поступки героев, ставит себя на их место и продумывает возможный сценарий своего поведения.

Дошкольники уже отлично пересказывают и сочиняют собственные истории на основе личного опыта, они знают много стихов и песен, с удовольствием посещают спортивные секции и творческие кружки.

На новый уровень переходит и социальная адаптация малышей. Они уважительно относятся не только к старшим, но и к сверстникам, умеют концентрировать внимание на том, что не представляют для них интереса, и в целом готовы к поступлению в первый класс.

Источник

Вот и остался позади первый год жизни малыша. Вы наверняка старались запомнить его таким. Малыш уже сделал первые шаги, у него прорезались зубки и, наконец-то, ночи перестали быть такими бессонными. Но на этом его развитие не заканчивается. Впереди вас ждет увлекательное путешествие под названием «родители». Теперь только от вас зависит, каким вырастет ваше чадо. К этому вопросу необходимо подходить во всеоружии. Вы новичок в этом деле? Тогда это небольшое погружение в мир ребенка специально для вас!

1 год: «Покоритель высот»

  • На этом этапе своего развития малыш всячески пытается забраться на любую возвышенность. С помощью стула ребенок с легкостью покоряет, к примеру, стол. Для него это настоящий «Эверест».
  • Все-таки уверено ходить ребенок начинает ближе к двум годам. Пока что он опирается на всевозможные предметы. Это придает малышу уверенности. Стоит ему на время отвлечься и стоять удается без поддержки. Это так называемые страхи, о которых он вскоре позабудет.
  • Игры стали совсем иными. Малыша больше не привлекает звук погремушек. Теперь он всеми способами пытается разобрать на части игрушку, но если ему это не удастся, то она будет брошена на пол с разочарованием.
  • В этом возрасте малыш остро нуждается в смене впечатлений. Он пока не может долго зацикливаться на одном, поэтому быстро утомляется. Но благодаря сну, ребенок отлично восполняет свой запас энергии.
  • Пока кроха еще не научился выговаривать слова и предложения. Он отлично их понимает и при необходимости воспроизводит жестами и мимикой.
  • Характерной чертой годовалого ребенка является ярко выраженная самостоятельность. Он не учитывает ваше мнение и сам решает куда пойти и какую игрушку выбрать.
  • Не смотря на всю эту волю в характере, ребенок все равно остается «малышом». Ему также необходима родительская опека и забота. Даже в момент разгрома игрушек, кроха должен чувствовать вас рядом.

Как можно раньше приучайте детей к общению со сверстниками. Это поможет адаптироваться в социальном мире. Малыши будут общаться «на своем языке», обмениваться опытом и делиться любимыми игрушками.

 дети-играют

2 год: «Художник»

  • Ваш малыш совсем окреп, он без труда может слезть с дивана, ходить без опоры и не держаться за вашу руку. Теперь он умеет еще и бегать.
  • У ребенка развиваются творческие способности. Чертить на бумаге, да еще и за столом – дело утомительное. Ведь можно взять фломастеры и разукрасить бережно наклеенные обои.

В этом случае, вы можете найти на просторах интернета простой способ изготовления «мольберта» для детей. Малышу он обязательно придется по душе.

  • В два года мальчишки отлично ладят с мячом. Они могут его пнуть и даже закатить в ворота или попасть в корзину. А девочки обычно предпочитают более спокойное занятие. Они переодевают куклу, играют с тематическими наборами.
  • На вопрос «как тебя зовут» в этом возрасте малыши могут дать внятный ответ. Они хорошо знают своё имя. С вашей помощью ребенок на пальчиках покажет сколько ему лет.
  • В своем развитии малыш почти не уступает взрослому ребенку. Он сам снимает обувь на липучках. Помогает маме с уборкой, пробует чистить зубки и может одеться без помощи.
  • Теперь необходимо внимательнее за ним следить. Малыш легко открывает двери, даже сложные ручки ему не помеха.
  • Обратите внимание на то, как малыш различает цвета. В этом возрасте он знает от четырех до восьми наименований. По просьбе ребенок покажет нужный цвет и сможет выговорить его название.

3 год: «Выдумщик»

  • Период взросления не стоит на месте. Вашего малыша уже сложно назвать карапузом. Он поменялся внешне и физически. Теперь ребенок больше напоминает «взрослого», нежели кроху. На смену пухлым щечкам приходят явно выраженные скулы. Очертания лица более выразительные. Тело начинает формироваться и больше не напоминает «овал».

С этого года детей обычно отдают в детский сад. Там ребенок адаптируется к жизни «вне дома». Формируется его личность, и он учится защищать себя сам. Нет, это не школа выживания, а наоборот поприще для развития.

  • В трёхлетнем возрасте дети отлично справляются с ездой на велосипеде. Также ребенок может встать на лыжи, играть в футбол и заниматься в танцевальных секциях. Конечно, это не будет на уровне профессиональной подготовки, но базовые знания ему очень пригодятся в будущем. К тому же, у вас будет много времени, чтобы понять, к чему склонен ребенок. Ведь главное — это не забывать о его уникальности.
  • Настало время, когда нужно как можно больше времени уделять развитию ребенка. Это могут быть и познавательные книжки, где вы с ребенком в картинках изучаете животных или учитесь считать. К чтению тоже есть задатки. Но к этому делу необходимо приложить максимум усилий. Обычно в три года детей не так привлекают буквы, как яркие картинки.
  • Первые стихотворения и разучивания песен даются ребенку легко. Его память уже долгосрочная и появилась усидчивость.
  • С каждым днем вы будете все больше удивляться тому, как излагает свои мысли ребенок. Он интересуется всем тем, что видит. Задает много вопросов и ждет на них разумные ответы.
  • Теперь ребенок может сам рассказать вам какую-либо историю. Причем в своем представлении и со своей правдой. Здесь он учится обманывать.

Следите за тем, чтобы малыш не «перегибал палку» в своих творческих начинаниях. Если он с малых лет привыкнет много выдумывать, то в школьное время могут возникнуть сложности. Научите его отличать «сказки» от «историй» и «рассказов».

Ребенок думает о электрической лампочке

4 год: «Учёный»

  • В четырехлетнем возрасте ребенок уже способен к тому, чтобы уметь считать до десяти, отличать право от лево, понимать геометрические фигуры. На этом этапе его развития необходимо много заниматься. Это могут быть не утомительные занятия, а уроки в форме игры. Так ребенок будет больше увлечен процессом.
  • Логическое мышление только сейчас приобретает форму. Малыш должен научиться комбинировать, например, назвать одним словом кошку, собаку и корову. Его сосредоточенность на одном деле не должна быть меньше пяти минут. Ребенок в этом возрасте может ответить на множество простых вопросов: для чего нужна ручка на двери, почему мы пьем из кружки и тд.

Поиграйте с ним в ассоциации. Вы называете слово — вода, а он отвечает – стакан.

  • В лексиконе ребенка уже более тысячи слов. Он формирует длинные предложения. Обучите его названиям профессий и их обозначениям. Обязательно проверьте, знает ли он свой возраст, имя и место проживания.
  • Ваш ребенок совсем взрослый и может пересказывать сказки. Его речь понятна не только вам, но и окружающим.

Если в речи ребенка есть недочеты, плохо выговариваются определенные слоги или буквы, то не оставляйте это без внимания, а обязательно посетите логопеда. Так вы сформируете его речь еще до развития проблемной стадии.

5 год: «Мыслитель»

Пятилетний ребенок способен воспринимать большой поток информации, у него очень развита активность к познанию. Но не стоит слишком его перегружать. Это может сказаться на желании учиться чему-то новому. Пусть информация поступает частично, тогда она лучше усвоится и зафиксируется в его памяти.

Не заставляйте ребенка учиться, он пока еще не совсем готов к активной учебе. Это период, когда ваше чадо стоит между детским и школьным возрастом. Его желание к наукам и получению информации должно возникнуть само в подсознании. Он должен понимать, что это его собственный выбор.

  • В этом возрасте ребенок способен рисовать геометрические фигуры, собирать несложные пазлы без посторонней помощи и различать цвета с оттенками. Некоторые дети в пять лет умеют читать по слогам.
  • Логика довольно своеобразна. Ребенок полагается на свой небольшой жизненный опыт. Со временем его мнение кардинально изменится, а пока дайте полёт его фантазиям.
  • Старайтесь читать с ребенком больше энциклопедий, познавательной литературы. Пусть это будет мир животных или начальные сведения о географии.
  • Словарный запас ребенка настолько разнообразен, что он не путается в выражениях. Его концентрация внимания уже составляет более 15 минут. Очень важно больше общаться с ребенком. Вы должны задавать ему вопросы, получая на них правильные ответы и наоборот.

 1395562527_6_3

6 год: «Дошкольник»

Этот год для ребенка психологи считают переломным. В вашей заботе и внимании он нуждается больше, нежели раньше.

  • В шесть лет у ребенка меняется психическое восприятие окружающей его действительности. Он уже на пороге школьного возраста, но пока не имеет навыка организованности.
  • У него развивается музыкальный слух. Ребенок чувствует ритм и может напеть любимую композицию.
  • В этом возрасте очень важно начать подготовку к школе, чтобы в дальнейшем ему было легче воспринимать большой объем информации.

Самое продуктивное занятие с ребенком — это наглядное обучение. Картинки и яркие слайды позволят наиболее эффективно запомнить необходимые факты. Ребенок в этом возрасте визуализирует, и ему важно видеть все своими глазами.

  • В шесть лет дети уже не играют с простыми машинками или куклами. Их действия сопровождаются ролевым смыслом. Они придумывают целую историю развития событий, а затем реализуют ее со своими сверстниками.
  • Ребенок уже хорошо умеет слушать, его выносливость повысилась и теперь он может ходить на большие расстояния, не хныкая и не жалуясь на усталость.
  • Его словарный запас достиг 5 тысяч слов. С ним можно разговаривать долго и на различные темы.
  • Теперь ваше чадо полностью готово для вступления в ряды школьников. 

toddler-reading-9

Ваш ребенок совсем уже взрослый. Он прошел большой путь от младенца до сформировавшейся личности со своим мировоззрением. За это время менялся его рост и вес. Ниже представлены средние показатели, на которые вы можете ориентироваться.

QIP Shot - Screen 007

QIP Shot - Screen 006

Источник

фото 17Для любого родителя его малыш – самый лучший, самый умный и самый красивый.

Конечно же, это так, но иногда взрослым стоит бесстрастно оценить ситуацию, особенно когда речь заходит о развитии и воспитании малыша.

Эта статья посвящена вопросам развития полуторагодовалого ребенка, а также дает ряд рекомендаций родителям, которые помогут процесс воспитания сделать легким и успешным.

Физические параметры в полтора года

Нормы веса, роста, окружности головы и груди у мальчиков и девочек

Согласно данным, приведенным в таблице пособия «Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова (Ставрополь, 2004 год), в норме считаются следующие показатели:

  • вес мальчика – от 10 килограммов 200 граммов до 13 килограммов;
  • вес девочки – от 9 килограммов 800 граммов до 12 килограммов 200 граммов;
  • рост мальчика должен составлять от 78 до 86 сантиметров;
  • рост девочки – от 77 до 85 сантиметров;
  • окружность головы мальчика должна быть в пределах 46,6 – 50,2 сантиметров;
  • окружность головы девочки – 45,8 – 49 сантиметров;
  • окружность грудной клетки мальчика — 47,4 – 53,9 сантиметров;
  • девочки – 47,8 – 52,9 сантиметров.

Развитие пальчиков и моторика

В 1,5 года мелкая моторика ребенка достаточно развита.

Внимание! В идеале полуторагодовалый малыш должен уметь построить башню из 3 небольших кубиков, нанизать 3 кольца на палочку, открывать ручку двери, бросать маленький мячик, рисовать каракули, фигуры, подобные кругу.

фото 2Если малышу не удается выполнить какое-либо действие, то целесообразно родителям усиленно заняться развитием мелкой моторики.

В этом может помочь массаж пальчиков ребенка, с которым справится мама, детские песенки-считалочки (например, «Сорока-белобока»), игры в кубики, пирамидку, конструктор, пазлы, мозаика, сортёр.

В качестве подручных средств можно использовать фасоль двух цветов, рисование по манке и т.п. А в последнее время получили широкую популярность так называемые бизиборды, сконструировать которые под силу каждому папе или дедушке.

Справка! Бизиборд – это лист фанеры, на который прикреплены крючки, шпингалеты, молнии, липучки, пуговицы, ручки, крышки и т.д. Ребенок может это все дергать, открывать-закрывать, что лучшим образом скажется на развитии его пальчиков.

Ну и, конечно, лепка из теста, специального пластилина, пальчиковое рисование – это классические способы, помогающие в развитии мелкой моторики.

Что касается моторики в целом, то ребенок, которому исполнилось 1,5 года уже отлично бегает, умеет залезать на стулья и диван, играет в детском городке во дворе. Естественно, что пока он не может владеть телом полноценно, поэтому часто падает, что называется, на ровном месте. Присмотр родителей за играми, рисованием, лепкой, общением со сверстниками должен быть ежеминутным!

Различия между мальчиками и девочками

С возраста 18 месяцев дети начинают себя идентифицировать как мальчика или девочку.

  • У мальчика быстрее развивается крупная моторика (бег, прыжки), а у девочки – мелкая (удерживание предметов, игра с пирамидкой, кубиками).
  • Мальчики отстают от девочек в речевом развитии, поскольку у них усиленно развивается правое полушарие мозга, ответственное за развитие пространственного и образного мышления, а у девочек – левое, ответственное за речь и концентрацию внимания на мелочах.
  • Мальчики проигрывают девочкам и в процессе приучения к горшку (девочки психологически готовы к горшку уже к полуторагодовалому возрасту, мальчики – не совсем).

Разница в развитии детей разных полов в полтора года составляет 3 – 4 недели не в пользу мальчишек.

Что умеет делать малыш в 1 год и 6 месяцев

фото 5

  • Ребенок уверенно держится на ногах и перемещается, огибая предметы или перешагивая через них, при этом держа в руках какой-либо предмет.
  • Садиться и вставать со стульчика, не держась ни за что.
  • Подниматься и спускаться по невысоким ступенькам.
  • Уверенно держит ложку в руке, пытается есть самостоятельно.
  • Самостоятельно может пить из кружки.
  • Спокойно реагирует на любую гигиеническую процедуру (умывание, купание, чистка ушей).
  • Нанизывает пирамидку из 2 – 3 колец, соблюдая соразмерность.
  • Играет с мячом, по просьбе взрослых бросает его вверх, вниз, в руки родителям.
  • Перекладывает предметы, складывает их в коробку, достает оттуда.
  • Выполняет простые просьбы окружающих: принеси, дай.
  • Различает 2 – 3 цвета.

Полезное видео

Рекомендуем вам посмотреть также видео о том, что может делать малыш в этом возрасте:

Особенности психоэмоциональной сферы в 18 месяцев

В 1,5 года у ребенка начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, стимулом к которым являются похвалы взрослых, их успешная или неуспешная предметная деятельность. Дети отлично умеют выражать чувства удовольствия и неудовольствия, способны испытывать радость, печаль, расстройство. Но чувство эмпатии им пока незнакомо.

В этом возрасте начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстникам, в том числе и избирательное отношение, зависящее от испытуемой симпатии или антипатии.

Но эмоции полуторагодовалого ребенка по-прежнему неустойчивы и изменчивы. Их импульсивность объясняется его мотивами поведения.

Особое эмоциональное значение начинает приобретать слово, которое является средством оценивания тех или иных качеств или поступков.

Тест на развитие

фото 35Проверить соответствие уровня развития ребенка своему возрасту помогут несколько заданий, с которыми ребенок должен справиться.

В этом случае родителям не стоит тревожиться по поводу их малыша, а если некоторые задания не под силу ребенку – взрослым стоит обратить внимание на определенные сферы жизни их чада.

  1. Понимание слов: малышу следует задать несколько вопросов, сидя вместе с ним в одной комнате: «Где часы?», «Где лежит мишка?» ребенок должен показывать пальцем на названные предметы.
  2. Словарный запас: ребенок должен выполнять обычные просьбы: «Принеси мячик», «Дай руку». Также он должен произносить примитивные фразы: «Мама ам» (хочу кушать).
  3. Мелкая моторика: на тарелку следует высыпать фасоль, орешки и т.п. Малыша следует попросить, что-либо дать. Необходимо обратить внимание на то, как малыш будет брать мелкие предметы: если двумя пальцами, то беспокоиться не стоит.
  4. Тест с игрушками: ребенок должен уметь строить башню из 3 кубиков, нанизывать кольца на пирамидку, можно бессистемно.
  5. Эмоции: ребенок не должен стремиться к уединению, не должен раскачивать из стороны в сторону, долго ходить руками по площадке. Он должен легко узнавать взрослого, уметь концентрироваться на недлительный промежуток времени, его истерики должны иметь логическое обоснование.

Речевые навыки

фото 23Развитие речи в этот период идет очень активно.

В идеале, если словарный запас малыша состоит из 40 облегченных слов (мама, папа, баба, деда, дай и т.п.).

Но многое зависит от индивидуальности ребенка: некоторые полуторагодовалые дети только учатся произносить «мама» и «папа», некоторые – молчать совсем, а другие начинают строить простые предложения.

Речь деток в этом возрасте богата звукоподражательными или лепетными словами: ав-ав, му-му, кис-кис, би-би и т.п. Родителям необходимо стараться развивать эти навыки, постоянно расширяя тем самым кругозор их малыша.

В 1,5 года идет накопление пассивного словаря: малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Взрослые должны четко и понятно, не коверкая звуков, произносить названия тех или иных предметов с указанием на них.

Внимание! Развить речь малыша можно путем чтения сказок, стишков, потешек, пения песенок, комментирования всего происходящего с ребенком, создание ситуаций, в которых ребенок должен обращаться к вам с речью.

Рацион питания в шесть месяцев: что приготовить малышу?

Справка! У полуторагодовалого ребенка, согласно стоматологическим нормам, должно уже полноценно прорезаться 14 молочных зубов, но в зависимости от индивидуальных особенностей вариантами нормы считается также наличие от 4 до 18 зубов. В связи с этим рацион малыша можно дополнять твердыми продуктами, которые предварительно не измельчаются в блендере или мясорубке, а просто нарезаются мелкими кусочками.

фото 2Режим питания включает 4 — 5 приемов пищи (3 основных и 1 — 2 перекуса). Он должен быть организован строго по времени.

Включать в себе блюда из качественных продуктов, способных обеспечить растущий организм ребенка всеми необходимыми витаминами, минералами, полезными веществами.

Это вырабатывает пищевой рефлекс, способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи, положительно влияет на развитие малыша.

В приоритете — легкие диетические продукты: каши (овсянка, гречка, рис, кукурузная, пшенная, ячневая), нежирные супы, мясные (курица, индейка, телятина) и рыбные котлетки, овощи (как в свежем виде, так и в виде пюре, запеканок, салатов), фрукты, блюда из кисломолочных продуктов (кефир, йогурт, творог).

Примерное меню

Завтрак:

  • Жидкая каша на молоке (гречка) – 150 мл, паровой омлет – 50 граммов, сок фруктовый – 100 мл.

Обед:

  • Свекольный салат – 30 граммов, суп овощной – 50 – 100 мл, макароны с маслом – 50 г, пюре из говядины – 50 г, компот из сухофруктов – 70 мл.

Полдник:

  • Кефир — 150 мл, галетное печенье – 15 граммов, фрукты (яблоко, банан) – 100 г.

Ужин:

  • Винегрет – 100 граммов, биточки из рыбы – 50 граммов, пюре из картофеля – 60 граммов, чай с молоком – 100 мл.

Общая калорийность – 1300 килокалорий. Если малыш попросить кушать в ночное время, то ему можно предложить нежирный кефир, йогурт, молоко.

Рецепты блюд

  • Диетические творожные сырники, запеченные в духовке

Блюдо является диетическим, потому что термическая обработка производится без добавления большого количества масла, к тому же в состав блюда добавляются полезные для ребенка морковь и яблоко.

  1. Вам понадобится для приготовления 300 граммов творога 5%-жирности, 2 столовые ложки сахара, по 1 штуке яблока и моркови средней величины, 3 столовые ложки муки.
  2. Морковь и яблоко следует натереть, отжать сок.
  3. В емкости смешать все ингредиенты.
  4. При помощи ложки, смоченной в холодной воде, полученную смесь в виде лепешек необходимо выложить на противень, устланный пергаментом.
  5. Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке в течение 30 минут.

Особенности гигиены и ухода

фото 3Приучать ребенка к навыкам гигиены необходимо с самого раннего возраста, ведь это основная составляющая здоровья и элемент социализации ребенка.

Полуторагодовалый малыш обязательно должен быть:

  • умытым утром и вечером (в течение дня – по мере загрязнения);
  • его руки обязательно должны мыться после улицы, туалета, игры с животными, перед едой;
  • у ребенка должны быть свои полотенце, висящее на крючке не выше роста малыша, и своя зубная щетка, которой он должен учиться сам, но с участием родителя, чистить зубки.

Все гигиенические навыки ребенку следует прививать в игровой форме, с использованием забавных стишков, потешек, считалок.

Важным и неотъемлемым элементом ухода за телом ребенка полутора лет остается ежедневное купание. Однако этот процесс следует дополнить обучением малыша это делать самостоятельно, постоянно проговаривая ему алгоритм действий.

В качестве моющих средств необходимо использовать только те, которые предназначены для детей 1,5 лет и были протестированы дерматологами. Как правила, подобные средства лучше приобретать в аптеках.

Внимание! 1 год и 6 месяцев – это тот возраст, когда необходимо начинать осознанное приучение малыша к горшку.

Естественно, что этот процесс будет долгим и не всегда удачным, и протекать он должен с активным участием обоих родителей. Но определенные действия ребенок должен быть приучен совершать сам: например, снимать и надевать штанишки, открывать и закрывать крышку горшка.

Освоить этот процесс поможет игровая форма: любимый плюшевый мишка, который будет высаживаться ни игрушечный горшок, которого необходимо будет вытирать салфеткой, с которого следует снимать и одевать штаны – отличный наглядный пример для подражания малыша.

Режим дня и сна

Внимание! С полутора лет родители должны начинать готовить ребенка к будущему посещению детского сада. А это значит, что его режим дня до