Развитие ребенка в условиях специализированном доме ребенка

Ольга Лебедева
Педагогическая деятельность в условиях специализированного дома ребенка

«Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд…возвышается до

творчества»

М. Горький.

В доме ребенка проживают дети с различными нарушениями развития, всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Поэтому именно на сотрудников дома ребенка возложена ответственность за их гармоничное развитие.

В связи с этим основной целью педагогической деятельности в доме ребенка является создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физиологических качеств ребенка.

Данная цель позволяет сформулировать общие задачи педагогической деятельности:

— поиск оптимальных путей повышения качества воспитания и обучения детей;

— обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей;

— создание благоприятной для развития детей предметно-развивающей среды;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— осуществление сотрудничества со всеми специалистами дома ребенка, направленного на развитие детей.

Проведена работа по оптимизации интегративного взаимодействия со специалистами дома ребенка по планированию работы, направленной на развитие детей на основе активного общения, взаимодополнения, сотрудничества и сотворчества.

Резервные возможности взаимодействия специалистов дома ребенка уже имеются – изучение теоретической литературы, диагностические методы и приемы, анализ данных, полученных в результате диагностики, позволяют выстроить схему интегрированного взаимодействия, устанавливают меру личной ответственности всех участников, создают атмосферу заинтересованности в результатах труда.

Одна из основных задач всего учреждения в целом – это максимально приблизить уровень развития ребенка к возрастной норме и обеспечить движение воспитанников в учреждения образования или в семью. В связи с этим одним из качественных показателей педагогической, медицинской и социальной деятельности учреждения является взаимодействие всего персонала дома ребенка в единой системе. Поэтому так необходимо конструктивное взаимодействие педагогов, узких специалистов и медицинского персонала дома ребенка. Для успешного взаимодействия специалистов важно поддерживать положительную психологическую атмосферу внутри учреждения. В связи с этим в доме ребенка регулярно проводятся семинары, собрания, медико-педагогические советы, организуются совместные мероприятия, например, в виде конкурсов.

В основе результативности педагогической работы дома ребенка лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Для этого, в первую очередь, важно, чтобы образовательная программа учреждения отвечает современным требованиям. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в педагогической деятельности дома ребенка. Отсюда возникает потребность в новом научно-методическом обеспечении, соответствующем современным требованиям в сфере системы образования.

Свою работу педагоги дома ребенка строят творчески, регулярно повышают и совершенствуют уровень профессиональной компетентности через изучение научно-методической литературы, курсы повышения квалификации, знакомство с инновационным опытом коллег как внутри дома ребенка, так и других специализированных и дошкольных учреждений.

Педагоги дома ребенка планируют занятия, игры и другие виды деятельности с учётом специфики данного учреждения и групп нервно-психического развития детей.

В работе с детьми постоянно реализуется индивидуальный, комплексный и дифференцированный подход к развитию личности ребенка с учетом его особенностей, потенциальных возможностей на основе личностно-ориентированного взаимодействия.

Квалифицированные специалисты дома ребенка направляют остальных педагогов в их профессиональной деятельности. Это знакомство педагогов с современными требованиями к планированию своей профессиональной деятельности, современными образовательными технологиями и методиками, без использования которых снижается качество воспитательно-образовательной работы.

Это, в первую очередь, такие технологии,как:

1) Технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку (Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. Роджерс). С помощью технологии сотрудничества педагогами реализуется принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый-ребенок».

2) Игровые технологии, так как игровые приемы, используемые в различных видах деятельности, повышают интерес и мотивацию к обучению, в игре ребенок учится общаться с миром, начинает лучше понимать его.

3) Здоровьесберегающие технологии, целью которых является укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому педагоги свою работу в этом направлении выполняют в сотрудничестве с медицинским персоналом, т. е. укреплять физическое и психическое здоровье своих воспитанников, используя разнообразные методы и приемы.Например: четкое соблюдение режима дня; регулярное проведение утренних гимнастик; упражнения на снятие нервного напряжения у детей, на развитие эмоциональной сферы; точечный массаж по А. А. Уманской; пальчиковую гимнастику; дорожки здоровья; игровой массаж по А. А. Уманской и К. Динейке «Поиграем носиком»; босохождение; проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий по графику; купание в сухом бассейне; воздушные ванны в облегченной одежде по рекомендациям врачей и т. д.).

4) Технология уровневой дифференциации и индивидуализации является обязательным моментом в педагогической деятельности в доме ребенка, так как здесь необходимо планировать свою деятельность с учетом специфики данного учреждения и групп нервно-психического развития детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми строится с учетом образовательных потребностей каждого ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей, с учетом уровня нервно-психического развития детей, которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования, проводимого в начале учебного года, а также по мере поступления нового воспитанника в дом ребенка. Опираясь на результаты диагностирования, педагоги выстраивают маршрут индивидуальной воспитательно-образовательной работы, определенный прогноз, делят детей на подгруппы, в зависимости от уровня их развития по тому или иному направлению, следят за динамикой развития. Составив четкое представление о воспитанниках, осуществляют индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строят график работы, планируют индивидуальную работу с каждым из них.

Разделив детей на группы нервно-психического развития, планируется работа с каждой из групп с учетом их индивидуальных различий (их склонностей, интересов, состояния здоровья, темпов развития и т. д.). Таким образом, педагоги осуществляют в своей деятельности дифференцированный подход.

Одним из важных моментов в реализации основной цели педагогической деятельности является совершенствование предметно-развивающей среды, соответствующей современным требованиям. Поэтому среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную активность детей. Предметно-игровая среда группы организована так, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Таким образом, постепенное совершенствование предметно-развивающей среды в группе носит личностно-ориентированный характер и направлено на обеспечение каждому ребенку развития его способностей, понимания собственных физических и психических возможностей. Это согласуется с целями и задачами педагогической деятельности в доме ребенка.

Благодаря совершенствованию и оснащению предметно-развивающей среды уровень психологической атмосферы в группе более комфортный, у детей будет более оптимистичный и позитивный настрой. Если в свободной деятельности дети дружно играют, позитивно контактируют друг с другом, умеют договариваться друг с другом, тогда в группе царит атмосфера доверия и непринужденности так необходимая им.

Таким образом, эффективность педагогической деятельности, направленной на развитие воспитанников дома ребенка, заключается в тесном взаимодействии и сотрудничестве всех специалистов дома ребенка, в постоянном совершенствовании и внесении инноваций в педагогический процесс, в самообразовании и творческом развитии самих педагогов, а самое главное, в создании у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности, ведь мы для них самые близкие люди. Как говорил великий педагог В. А.Сухомлинский: «…Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним, можно сравнить с блужданием в потемках».

Источник

Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 2 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики имени Зинаиды Антоновой»

Статья

Тема: «Особенности развития детей раннего возраста в специализированном доме ребёнка»

 Воспитатель: Егорова Н.В.

г. Челябинск 2018г.

1

Если малыш становится не желанным ещё во время беременности, то с первых месяцев он не получает положительного эмоционального контакта с мамой, что в целом влияет на его дальнейшее развитие. Ребёнок не дополучает родительского внимания, ласки, положительных эмоций, что формирует негативное влияние на отношение и общение между ребёнком и взрослым. У такого ребёнка происходит торможение развивающихся нервно-психических процессов, определённых в младенческом возрасте. В дальнейшем, поступая в дом ребёнка, отставание всё больше прогрессирует, так как воспитатель в группе должен отдавать своё внимание, ласку, заботу и т.д. не только ему одному, но и другим детям, которые живут вместе с ним.

Анализ показывает задержку развития отдельных сфер – это более позднее развитие активной речи и сенсорного развития. Эти сферы наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных факторов, как биологических, так и социальных. У таких детей в раннем возрасте страдают не только произношение, но и речевые реакции, связанные с развитием мышления ребёнка, прежде всего употребление вопросов и придаточных предложений, устанавливающих связи между отдельными явлениями. Таким образом, наибольшая задержка происходит у ребёнка второго года жизни в сенсорном и речевом развитии, т.к. в своём «сензитивном» возрасте он не дополучил эмоционального контакта, общения и взаимодействия со взрослым.

В результате этого дети, поступающие  в специализированный дом ребёнка:  младенцы, от которых отказалась молодая мама, дети от 1 года до 3 лет из неблагополучных семей, дети, которых находят на вокзалах, имеют задержку психо-моторного и речевого развития.

Дети раннего возраста не могут самостоятельно достаточно полно воспринимать речь окружающих при ознакомлении с предметами и явлениями. Только с помощью взрослого, в ходе длительной коррекционной работы дети получают элементарные знания об окружающем мире.

В связи с особенностями развития в доме ребёнка дети в ещё большей мере нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Учёные отмечают у таких детей отсутствие интереса к окружающему. Поэтому стоит задача использовать в обучении такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений и на активизацию их познавательной деятельности. Иначе к началу дошкольного возраста у ребёнка могут не сформироваться такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствие интереса к окружающему, не достаточное проявление эмоций, не сформироваться фонетический слух.

Перед нашими педагогами стоит задача подготовить детей к обучению и самообслуживанию. Для этого необходима достаточно полная коррекция дефектов развития и максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

2

В специализированном доме ребёнка живут и воспитываются дети, которые временно или навсегда остались без опеки родителей. Большая часть из них имеют заболевания разной степени тяжести: частичное или полное поражение центральной нервной системы, гидроэнцефалопатия, задержка нервно-психического развития и речевого развития, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Эти дети требуют к себе не только большого медицинского обследования, но и огромной коррекционной работы со стороны педагогов. Здесь требуется особая специфика воспитания и обучения – это коррекция всех нервно-психических реакций.

Основная задача сотрудников учреждения, обеспечить своевременное, полноценное и всестороннее развитие ребёнка. Также поддерживать оптимальное состояние здоровья, в частности их нервной системе, так как это является основой обеспечения нормального развития: движений, речи, памяти, внимания, мышления, сенсорного развития, эстетического и нравственного развития.

Особенностью обучения и воспитания детей в доме ребёнка является более медленный темп усвоения ими материала, чем у детей, воспитывающихся в семье. Поэтому они имеют потребность в более длительном и многократном повторении одного и того же задания. У ребёнка медленно формируется стиль поведения на занятиях, так как он быстро устаёт и отвлекается.

Для многих детей в доме ребёнка характерна сниженная активность, задержка в развитии мелкой моторики. Также наблюдаются замедленное развитие высших психических процессов: памяти, мышления, внимания. В результате чего происходит задержка речевого развития.

В предупреждении нарушений умственного развития детей решающую роль играет коррекционно-воспитательная работа, которая позволяет предотвратить вторичное отклонение в развитии ребёнка.

Дети в доме ребёнка в большей степени нуждаются в целенаправленном обучающем взаимодействии взрослого. Поэтому для формирования нервно-психических процессов и воспитания таких детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление отставания, активизацию познавательной деятельности, коррекцию речи, памяти, мышления и внимания. Необходимы такие методы и приёмы, которые могли бы привлечь внимание каждого ребёнка, вызвать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Обучение, воспитание формирование ребёнка — это комплексный подход всех специалистов и сотрудников учреждения. Занятия воспитателя строится на взаимодействии работы логопеда, психолога, инструктора ЛФК, массажиста, врача-педиатра, врача-невролога, медсестры и санитарки.

Цель дома ребёнка –это решение очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания:

1.Создать условия для эмоционального развития ребенка.

2.Укреплять и сохранять здоровье ребёнка.

3.Создать комфортные условия для пребывания ребёнка в группе.

4.Коррекционная работа над всеми нервно-психическими процессами.

5.Развивать понимание названий предметов, действий, качеств.

6.Развивать наглядно-действенное мышление, обобщение предметов и действий.

7. Развивать ориентировочно-познавательную деятельность.

8.Развивать активную речь.

9.Обобщать связи с окружающим миром, развивать интерес к явлениям окружающего мира в повседневной и специально-организованной деятельности.

10.Развивать первые этапы наблюдательности.

11.Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение ко всему живому.

12.Всю работу проводить через коррекцию деятельности.

Источник

 Психологические особенности раннего развития детей воспитывающихся в условиях специализированного дома ребёнка

Учитель-дефектолог 1кв. категории: Шабаршина О. А.

Дата: 18.02.2016г. ГАПОУ СО «Серовский техникум сферы обслуживания и питания»

Дети, находящиеся в домах ребенка являются социальными сиротами. Часто это дети, которые имеют родителей, но оставшиеся без их  попечения. «Большинство детей – социальных сирот попадают в дом ребенка из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались». У части детей родители не лишены родительских прав, но находятся в местах лишения свободы. Некоторые дети становятся сиротами уже в родильном доме, вследствие отказа от них матерей.

Причин, приводящих к социальному сиротству много:

Во-первых, асоциальная семья, алкоголизм родителей, наркомания, как следствие, жестокое обращение с детьми.

Во-вторых, дети семей, попавших в тяжелую, кризисную жизненную ситуацию — безработица, болезнь, ребенок-инвалид и т.д.

Третья причина — педагогическая несостоятельность многих отцов и матерей, утрата традиций семейного воспитания, безнадзорность детей из-за чрезмерной занятости или безразличия родителей, снижение ценности семьи в обществе.

Четвертый — распад семьи, рост числа внебрачных детей, психологическая и материальная неготовность к материнству, особенно среди юных одиноких мам, отказывающихся от своего ребенка еще в роддоме или, что еще страшнее, подкидывающих его к чужим дверям.

С раннего детства такие дети находятся в условиях материнской депривации.

Проблемами изучения такого явления как депривация занимались многие зарубежные ученые  и  наши соотечественники: Д. Боулби,                Д. Винникот, М. Малер, Э. Эриксон, Р. Спитц, И. Лангмейер, З. Матейчик, А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.

«Депривация – это недостаточное удовлетворение основных психических потребностей (в течение длительного времени и в серьезной степени). В качестве основных «психических потребностей» считаются потребности ребенка в богатой разнообразными стимулами сенсорной среде, в дифференцированной и относительно постоянной структуре внешних стимулов, когда понятны правила, по которым  происходят изменения и есть уверенность в наличии защиты и контроля протекающих процессов, в эмоциональной связи с матерью (отцом, другими значимыми лицами), в возможности функционирования».

Л.С. Выготский ввел чрезвычайно важное понятие «социальной ситуации развития» как базовое для понимания нормального развития личности. Он убедительно показал, что социальная ситуация развития изолированных сиротских и интернатных учреждений не может создать условий для нормального развития.

В зависимости от того, чего именно лишен ребенок, выделяют различные виды депривации: двигательную, когнитивную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую.

«Оказавшись в доме ребенка, дети подвергаются материнской депривации. Постоянство и интенсивность материнской заботы является обязательным условием для появления у ребенка раннего возраста базового доверия к внешнему миру. Самое тяжелое последствие материнской депривации – отсутствие такого доверия к окружающему, что порождает страх, недоверие к людям и к самому себе. Для того чтобы понять новое, ребенку нужно справиться со страхом перед неизвестным. В раннем возрасте это возможно только в присутствии матери. Поэтому ограничение контактов с матерью тормозит познавательную активность малыша…».

Социальная депривация – дефицит или отсутствие контактов с окружающими (социальная изоляция).  В результате,  общение таких детей с окружающими характеризуется назойливостью, неутолимой потребностью в любви, внимании.

Двигательная депривация  — ограничение двигательной активности. В результате отмечается повышение тревожности, состояние депрессии, эмоциональной вялости. У ребенка, лишенного возможности нормально двигаться, возникает компенсаторная двигательная активность – «тупиковые движения» (раскачивание, сосание пальцев и др.). Последующее интеллектуальное развитие детей оказывается нарушенным.

К когнитивной депривации приводит жесткая формальная организация среды дома ребенка.

   Современные данные позволяют говорить о соматической депривации, поскольку перинатальные вредности, а так же отсутствие возможностей полного удовлетворения первичных биологических потребностей влекут нарушения в здоровье и психофизическую ослабленность или серьезную патологию органов и систем.

 «Выделение материнской, эмоциональной, сенсорной, когнитивной, социальной и соматической депривации является условным. В данном случае они сосуществуют. Анализируемые состояния обобщаются психической депривацией, а дети, носители состояния – определяются как «депривированные» дети.».                

Изоляция ребенка от полноценной среды человеческого общения представляет собой депривационную ситуацию, а не саму депривацию. Психическая деятельность характеризуется особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении, отличающемся характерными признаками, что и позволяет распознать депривацию. Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся личности.

Таким образом, под психической депривацией понимается состояние, формирующееся в результате неудовлетворения жизненно важных потребностей (сенсорных, эмоциональных, информационных, социальных), в результате чего ребенок оказывается в ситуации «невостребованности», а его  организм характеризуется функциональной незрелостью.

Обобщая результаты исследований психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова,  Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова,  Л.М. Царегородцева считают, что в возрасте от года до 3-х лет к уже имеющимся психологическим  характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка от сверстников из семьи:

  • Пониженная любознательность;
  • Отставание в развитии речи;
  • Задержка в овладении предметными действиями;
  • Эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого;
  • Отсутствие стремления к самостоятельности;
  • Отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

У детей в домах ребенка обнаружена так же невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого (положительные и отрицательные оценки не дифференцируются), что может привести к задержке развития и к серьезным искажениям.

Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей в домах ребенка показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические симптомы депрессии затрагивают три сферы: эмоциональную, моторную и познавательную. Эмоциональные нарушения проявляются депрессивным настроением в виде грусти, апатии и безучастности. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности.

Таким образом, для детей, воспитывающихся вне семьи, характерны существенные отставания и деформации по всем линиям психического развития. Также наблюдаются различия между детьми, которые во многом определяются: сроками поступления в закрытое детское учреждение и отношениями ребенка с родителями.

Чем раньше ребенок отрывается от семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем   направлениям  становления  психики.  Основным   приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Отмечается пониженная любознательность, недоразвитие речи, слабое внимание, задержки в сенсорном развитии и овладении предметными  действиями, отсутствие самостоятельности.

В дальнейшем специфические отклонения в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах психики не сглаживаются. Задерживается (или отсутствует) формирование образного мышления, что в последствии приведет к трудностям в учебной деятельности.

Главная задача домов ребенка – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно, более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом работники домов ребенка стремятся, как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в данном интернатном учреждении, а самое главное – найти ему семью и помочь успешно социализироваться.

Источник