Развитие ребенка в условиях педагогического процесса это

Педагогика

Жунусова Камила

(г. Павлодар, Казахстан)

Понятие и структура педагогического процесса

в детском саду

На современном этапе вся система образования, в том числе и педагогический процесс приобретают новые качественные характеристики и изменения.  Педагогический процесс является одной из основополагающих категорий педагогической науки. Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе ДОУ важно определить сущность педагогического процесса современного ДОУ.  

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П. Ф. Каптеревым, ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление [7, c. 102].

В науке существует множество определений понятия «педагогический процесс». Понятие «педагогический процесс» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под педагогическим процессом понимается совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи [1, с. 170].

Так, педагогический процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка.  В узком смысле педагогический процесс представляет собой сосредоточение содержания обучения, его средств, форм, методов организации на какой – то более конкретной задаче [1, с. 170].

Рассмотрим различные определения понятия «педагогический процесс».

Б. Т. Лихачев рассматривает педагогический процесс как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. По его мнению, педагогический процесс представляет собой определенную систему, компоненты которой — содержания, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых [2, с. 102].

         М. А. Данилов понимает педагогический процесс как внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Педагог считает, что педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям [3, с. 67].  

Г.М. Коджаспирова определяет педагогический процесс как целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, который характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности [4, с. 56].

По определению Ю.К. Бабанского, педагогический процесс – это «процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации» [5, с. 38].

Ш. А. Амонашвили характеризовал педагогический процесс как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса. В педагогическом процессе учитель (воспитатель) выполняет функцию посредника. Посредничество учителя (воспитателя) состоит в том, чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом возвести, поднять его до учебного материала [6, с. 38-39].

Итак, изучив определения педагогического процесса, мы выяснили, что  по Ш. А. Амонашвили педагогический процесс — это помощь ребенку, по Ю. К. Бабанскому педагогический процесс представляет собой процесс, в котором,взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, по М. А. Данилову педагогический процесс — это внутренне связанная совокупность многих процессов, Г.М. Коджаспирова понимает  педагогический процесс как целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, Б. Т. Лихачев понимает педагогический процесс как определенную систему, компоненты которой  — содержания, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых.

Исследователи выделяют в развитии педагогических процессов различные этапы. Так, И. П. Подласый выделяет:

  1. подготовительный;
  2. основной;
  3. заключительный.

Остановимся подробно на каждом этапе.

На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель и конкретные задачи, планируются и подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания на современном этапе это концепция личностно – ориентированного подхода, предполагающего соблюдение воспитателем Декларации прав ребенка.

Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбирая компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы и прогнозированием результатов.

На втором основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянный контроль за промежуточными результатами. Контроль помогает обнаружить отклонения и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку внести изменения и дополнения в реализацию воспитательно-образовательных задач.

На третьем заключительном этапе производится анализ результатов и установление причин образования недостатков в воспитании. Еще раз рассматривается правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным [1, с. 173].

Таким образом, этапы педагогического процесса являются важным составляющим звеном педагогического процесса, при этом  этапы педагогического процесса  имеют свою структуру и содержание, где  каждый из них подразумевает   определенные цели и задачи.

Читайте также:  Центр развития ребенка на чмз

Рассматривая структуру педагогического процесса, можно выделить его структурные компоненты. Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств, и деятельность ученика (воспитанника, детского коллектива), определяемая его личностными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результат совместной деятельности.

Деятельность педагога — деятельность специально подготовленного специалиста, поэтому она определяется целями и задачами, вытекающими из социального заказа и трансформированными в профессиональном сознании воспитателя.

В структуре педагогического процесса выделяютследующие компоненты:

  1. Содержательно-целевой;
  2. Организационно-деятельностный;
  3. Эмоционально-мотивационный;
  4. Контрольно-оценочный.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса, который представляет собой взаимосвязанные цели воспитания (общую, индивидуальную и частные), с одной стороны, и содержание учебно-воспитательной работы, с другой стороны, в котором реализуются цели воспитания. Понятие цели воспитания наполняется вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в соответствии с возрастом взаимодействующих субъектов, особенностями педагогических условий.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса, который проявляется как управление воспитательной деятельностью педагогами (это можно назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника) и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой проявляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели. Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников [4, с.59-61].

Эмоционально-мотивационный компонент педагогического процесса, который характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый план выступают, естественно, мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса, который включает в себя прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности [4, с.59-61].

Таким образом, содержательно-целевой компонент педагогического процесса  представляет собой взаимосвязанные цели воспитания. Цель воспитания наполняется  определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности и т. д. Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса  проявляется как управление воспитательной деятельностью педагогами и как организация непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников. Эмоционально-мотивационный компонент характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между воспитателями и воспитанниками. Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса — это контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников (подведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, определение уровня развития воспитанников и т. д.).

С.Л. Рубинштейн утверждал, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности, т.е. не только для дошкольников и школьников, но и вообще для человека любого возраста важнейшим регулирующим его деятельность фактором является оценка этой деятельности.

Важной составной частью этого компонента структуры педагогического процесса являются самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии [4, с.59-61].

Итак, изучив структуру и структурные компоненты педагогического процесса, мы пришли к следующим выводам, что  структуру педагогического процесса образуют содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный компоненты. Каждый из них характеризуется определенными целями и задачами,  что определяет результативность педагогического процесса, и способствует правильной его организации .

В структуре педагогического процесса выделяют противоречия как движущие силы педагогического процесса. Так, Г. М. Коджаспирова считает, что движущими силами педагогического процесса являются противоречия, которые классифицируются  на внешние и внутренние.

Перечислим внешние противоречия:

  1. противоречия между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
  2. целенаправленность и планомерность образовательного процесса, и неупорядоченное влияние социальной среды;
  3. нарастающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе;
  4. обобщенный опыт, представленный в содержании образования и воспитания, и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности;
  5. новые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученности ребенка;
  6. коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер овладения духовными ценностями;
  7. регламентация учебно-воспитательного процесса и собственная активность воспитанника.

Внутренние противоречия — противоречия внутренней сферы личности:

  1. знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированных соответствующих умений и привычек;
  2. сформированный идеал личности и реальное поведение и др [4, с. 63-64].

Таким образом движущими силами в структуре пелагогического процесса являются противоречия. Так, по Г. М. Коджаспировой противоречия классифицируются  на внешние и внутренние. К внешним противоречиям относятся: противоречия между внешними воздействиями; целенаправленность и планомерность образовательного процесса; нарастающий поток информации; обобщенный опыт; новые воспитательные или образовательные задачи; коллективные формы воспитания; регламентация учебно-воспитательного процесса. К внутренним противоречиям относятся: знание личностью нравственно-этических норм; сформированный идеал личности воспитанника.

Читайте также:  Как развивать ребенка с задержкой психомоторного развития

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что педагогический процесс является важной частью любого образовательного учреждения, так как правильно организованный педагогический процесс способствует успешному усвоению детьми новых знаний, уменийи и навыков.  С помощью этапов педагогического процесса можно  создать среду, в которой происходит активное взаимоотношение воспитаеля и воспитуемых, так как каждый этап них подразумевает   определенные цели и задачи воспитания и обучения.

Список используемых источников:

  1. Фролова А. Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А. Н. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.
  2. Лихачев Б. Т. Педагогика.  Курс лекций. – М.: Издательство Владос, 2010. – 648с.
  3. Данилов М. А. Педагогический процесс как объект педагогической теории/Сб. науч. тр. Вопросы обучения и воспитания. Сост.и ред. Э. Г. Костяшкин. – М.,1991. – С. 54-84
  4. Коджаспирова  Г. М.  Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования.  – М.: Гуманитар.  изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
  5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.
  6. Амоношвили Ш. А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 254 с.
  7. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. Из книги: Избранные педагогические сочинения. П. Ф. Каптерев ; под.ред. А. М. Арсеньева;Акад.пед.наук. — М.: Педагогика, 1989. –  703 с.

Источник

Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Под психолого-педагогическими условиямимы понимаем следующие:

• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;

• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;

• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

— для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;

— для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогическойдеятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.

Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.

В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.

Главная задача педагога-психологасовместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:

1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);

2. Индивидуальные психологические отклонения,например: агрессивный ребенок;

3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).

В комнате выделяется две зоны (два сектора): активный и спокойный.

Активная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Светильник «Пламя» Развитие:

— визуального восприятия;

— тактильного восприятия.

Активизация внимания.

Релаксация: представление Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на воображение;

Игра «Праздник у костра».

«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;

Снижение двигательного тонуса;

Регуляция мышечного напряжения;

Развитие:

— кинестетической и тактильной чувственности;

— образа тела;

— пространственных восприятий и представлений.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года девочка что должна уметь

Имитация плавания;

Игра на снятие агрессивности;

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;

Упражнения на релаксацию;

Психологическая разгрузка;

Игры на воображение;

Игра «Дыши и думай».

Мягкое напольное покрытие Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Развитие:

— образа тела;

— общей моторики;

— пространственных представлений.

Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;

Упражнение на воображение;

Игры на снятие агрессивности.

Напольные сенсорные дорожки Развитие:

— проприцептивной чувствительности;

— рецепторов стопы;

— координации движений;

— кинестетической чувствительности;

— мыслительной деятельности;

— речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

— произвольного внимания.

Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;

Игры на воображение;

Игры на коррекцию уровня тревожности;

Игра «Кто за кем?»;

Игра «Быстро — медленно».

Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;

Развитие:

-коммуникативных навыков;

— мыслительной деятельности;

— внимания;

— мелкой моторики;

— зрительной, слуховой и осязательной активности;

— координации движений. Игры со звучащими предметами;

Объемные фигуры.

Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие:

— зрительного восприятия;

— ориентировки в пространстве.

Создание психологического комфорта;

Снижение уровня тревожности;

Коррекция страхов;

Релаксация: воздействие зрительных образов;

Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений по релаксации;

Упражнение «Солнечные зайчики»

Игра-путешествие к звезде;

Упражнение «Дискотека».

Спокойная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Мягкий остров Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Куб «Твизлер» Развитие:

— мышления;

— концентрации внимания;

— координации «глаз — рука»;

— коммуникативных навыков.

Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»

Игра «С закрытыми глазами».

Центр тактильности Активизация развитияпознавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Координация зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие:

— мелкой моторики;

— восприятия и воображения;

— речи. Игра-занятие «найди и покажи»;

Игра-занятие «Найди на ощупь»;

Упражнение «Опиши предмет».

Аквалампа Развитие:

— визуального восприятия;

— тактильного восприятия;

— цветовоспроизведения.

Активация внимания.

Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;

Цветотерапия;

Игра «Праздник на морском дне»;

Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;

Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;

Развивают воображение, познавательные процессы;

Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;

Комплекс упражнений по релаксации;

Комплекс упражнений на воображение.

Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;

Релаксация;

Развитие творческого воображения, образного мышления;

Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие:

— познавательных процессов;

— мелкой моторики.

Активизация мышления и внимания;

Стимуляция тактильных анализаторов;

Стимулирующее и расслабляющее воздействие.Комплекс заданий на определение:

— разнообразия поверхностей;

— твердости и мягкости;

— видов материалов;

— веса;

— скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.

Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;

Снижение уровня тревожности;

Снятие уровня агрессивности;

Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»

Игра «Выбиваем пыль»;

Игра «Упрямая подушка».

Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;

Создание психологического комфорта;

Релаксация: воздействие слуховых образов;

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;

Активизация двигательной активности;

Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.

Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.

Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».

Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.

Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.

В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Источник