Развитие ребенка в условиях неполной семьи
Татьяна Дикальчук
Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка
По данным статистики, в Российской Федерации в 50-е годы ХХ века только у 11% детей родители были в разводе, в 80-е годы уже 45%. Пик числа разводов пришелся на 90-е годы 50% детей воспитывались в неполных семьях.
Развод – это расторжение брака, юридическое прекращение его при жизни супругов.
Среди причин и корреляторов разводаупоминаются следующие:
• поздний или ранний возраст вступления в брак;
• размытые внешние границы семьи, что обуславливает вмешательство родителей супругов в их отношения;
• разочарование в партнере;
• низкий уровень дифференциации супругов, отсутствие личного психологического пространства;
• личностные особенности супругов;
• профессиональная занятость женщин, в том числе бикарьер-семья;
• неравенство образования и социального статуса;
• добрачная беременность(«стимулированный брак»);
• бесплодие одного из супругов;
• рождение ребенка в первые 1-2 года брака;
• супружеская дисгармония (ревность, измена, сексуальная неудовлетворенность);
• алкоголизм и наркомания одного из супругов;
• семейные сценарии, включающие конфликты или развод родителей одного из супругов.
Дети, как и взрослые глубоко переживают неблагополучие в семье. Переживания ребенка, которые следуют непосредственно разводу, называют послеразводный кризис ребенка. Реакция детей на развод бывает разной, например, гнев и враждебность, шок и отказ верить в случившееся. Ребенок может чувствовать вину и самоосуждение, если у родителей возникают конфликты из-за детей, они могут переложить на себя ответственность за расставания взрослых или решить, что один из родителей не хочет жить с детьми.
Реакция на развод родителей зависит от возраста ребенка. Развод оказывает меньшее влияние на детей до 3-х лет. От 3 до 6 лет дети часто испытывают чувство вины самоуничижения. С 7 до 8 лет часто ведут себя агрессивно и винят в развале семьи обоих родителей. С 10 до 11 лет они чувствуют себя обиженными, заброшенными, стыдясь семейных проблем. С 13 до 18 испытывают чувства потеpи.
Ребенок переживающий разводсемьи часто сталкивается с целым рядом проблем:
• супруги отрицательно относятся друг к другу и передают эти эмоции (могут рассказывать нелицеприятное о своих супружеских отношения);
• родители манипулируют ребенком (отправляют ребенка в качестве «разведчика» понаблюдать, как живет бывший супруг);
• родители психологически меняются, к чему ребенок может быть не готов;
• родители перекладывают вину на ребенка за развод (родитель указывает на то, что причиной развода стала болезнь или размолвки в воспитании);
• обман;
• внешние изменения семьи (переезд, другая школа, уменьшение материального благосостояния и др.);
• уменьшение воспитательных возможностей обоих родителей;
• дефицит общения с обоими родителями и другими родственниками;
• у ребенка может появиться истерическая пугливость (страх потерять второго родителя, страх его смерти или его болезни);
• ребенок может воспринять уход второго родителя как отказ от него;
• ухудшение отношений со сверстниками.
Сами родители могут помочь ребенку в ситуации развода, родителям важно уделять больше времени и внимания ребенку, участвовать в его личной жизни, необходимо поощрять общение с ушедшим супругом, желателен минимум перемен в повседневной жизни ребенка.
По данным Е. П. Ильина, в нашей стране количество детей растущих без отца становится угрожающим.
Неполная семья – это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. По мнению Т. А. Гурко, следует анализировать такие семья по источникам их формирования. Существуют различные семьи внебрачных или незамужних, разведенных или вдовых матерей, в частности, в отношении возможностей и реального участия отца в материальной поддержке и контактов с детьми. Отцовские семья, которые могут образоваться в результате овдовения, развода и внебрачного рождения ребенка так же следует различать при изучении. Западные ученые вводят понятие бинуклеарной семьи. В этом случае развод разрывает брак, но не семью. Расторгаются отношения между женой и мужем, но не обязательно между отцом и детьми, матерью и детьми между матерью и отцом, они могут продолжать общаться друг с другом, хотя уже и по-другому.
Для нашей же страны, наиболее характерны неполные семьи, где мать одна воспитывает ребенка или нескольких детей. Выделяют три основных источника распада семей:
• внебрачная рождаемость;
• распад семьи в следствие развода;
• pост смертности мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте.
Острой проблемой неполных семей является проблема их функционирования как института социализации и воспитания детей.
Выделяют несколько аспектов влияния неполной семьи на развитие ребенка:
• Социально-экономический. В первую очередь в неполных семьях зачастую возникают материальные проблемы. Женщина чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.
• Медицинский. Сравнивая полные и не полные семьи, отмечаются значительные различия в обpазе жизни. В неполных семьях зачастую присутствуют вредные привычки (употребление алкоголя, курения, несоблюдение гигиенических норм жизни, социально-бытовая и жилищная неустроенность, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение. Дети из неполных семей значительно чаще, чем с полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более тяжелой форме. При этом неблагополучные показатели связывают не только с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери.
• Социально-психологический. Отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу, в то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви. Отец представляет для детей наиболее естественный источник познаний о технике, труде, мире, способствуя созданию социально полезных целей и идеалов, способствуя их ориентировки на будущую профессию. Если место отца в семье занимает отчим, а иногда дедушка, депривационные влияния подавляются, но возникает благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства у детей, появляющиеся на данной основе являются весьма частыми. Ребенок, растущий без отца, лишен мужского примера, который особенно значим для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, так же отец важен и для девочек, в качестве модели их будущего партнера. Дети без отца, как правило, страдают недостатком дисциплины, порядка и авторитета. Такие дети бывают часто несоциальными, агрессивными в отношении детей и взрослых.
• Психолого-педагогический. Трудности и ошибки воспитания ребенка неизбежны, если мать воспитывает ребенка одна, т. к. в отсутствии отца система отношений «мать-ребенок» значительно усложняются. В результате издержек материнского воспитания в неполных семьях может возникнуть деформация личности ребенка.
Выделяют три типа отношений в семейном воспитании в неполных семьях:
1. Мать ни когда не упоминает об отце и строит воспитание так, как будто его никогда не было. Этот стиль целесообразен в том случае, если ребенок не знал отца с самого рождения.
2. Поведение матери характеризуется обесцениванием отца, мать старается изгладить из детских воспоминаний даже незначительные впечатления. Эта позиция является неблагоприятной для развития отношений между ребенком и матерью.
3. Мать создает у ребенка представление об отце как об обычном человеке, со своими достоинствами и недостатками. В этом случае ребенок благоразумно воспринимает авторитет матери, независимо от сложившихся семейных обстоятельствах.
В полной семье эмоциональный фон, благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности создает мать, отец же, осуществляет регуляцию поведения и выполняет функции нормативного контроля. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что не всегда получается.
Особо внимательной необходимо быть одинокой матери к выбору средств воздействия. Нужно помнить, что только она единственный источник социального научения ребенка, поэтому следует быть чрезмерно внимательной к угрозам и наказаниям, к нравоучениям. Мать в стремление оградить сына от ответственности и риска, жизненных трудностей, тем самым мешает сыну стать мужчиной, парализует его детскую волю. Чрезмерная опека сына матерью, еще одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания. В таком случае ребенок с детства отучается от инициативы и самостоятельности, боится сделать лишний шаг без мамы, мальчик становится пугливым, несамостоятельным и осторожным.
Таким образом, неправильное отношение матери к ребенку, вытекает в неправильное воспитание. Это либо чрезмерная строгость к ребенку («гипоопека», либо культ ребенка, в результате чего ребенок становится деспотом в семье («кумиром семьи», либо чрезмерная опека («гиперопека»).
Факт, что ребенок воспитывается одной матерью, сам по себе не способствует появлению каких-либо отклонений в его развитие, не накладывает ни каких специфических черт, дело лишь в том, что матери трудней в таких условиях воспитывать. В тоже время и в полной семье может быть неблагополучие в воспитании, поскольку перспективным является не разделение семьи, а психологические критерии.
Есть еще одна форма неполных семей – приемные семьи.
В России наблюдается увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая ситуация обусловлена pядом факторов: социально-культурных и правовых – снижением уровня жизни значительной части населения, безработицей, имущественным расслоением, деформацией морально-нравственных ориентиров, которые приводят к изменению межличностных отношений в семье, социально-экономические.
Все форма устройства детей в семьи принято называть замещающей семьей. Замещающая семья – это любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и родители не являются биологическими родителями ребенка. К замещающим семьям относят семьи усыновителей, опекунские, патронатные, семейные детские дома, семейно-воспитательные группы и т. др.
Момент появления в семье приемного ребенка во многих отношениях – критический. Родители, с одной стороны, испытывают положительные эмоции в связи с появление нового члена семьи, возлагая на ребенка определенные ожидания и надежды, но с другой стороны, испытывают чувства повышенной ответственности, тревожности, страх что-то сделать не так.
Момент появления ребенка в семье является критическим как для приемной семьи, так и для самого ребенка. Это связано с тем, что ребенок из одной нестабильной ситуации попадает в другую. Постепенно ребенок начинает вести себя как и дpугие члены семьи, воспроизводя нормы и правила семьи.
На успешную адаптацию ребенкав семье и успешность родителей влияют следующие факторы:
умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;
компетентность родителей в вопросах воспитания;
понимание сути психологических проблем, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;
отсутствие у родителей строгих религиозных и формальных ориентаций;
способность воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные;
готовность отцов кооперироваться с социальными работниками;
способность матери относится к приемному ребенку как к индивидуальности.
Замещающая семья сталкивается с множеством сложных задач компенсации последствий депривации и травматического опыта детей-сирот.
Так же к неполным семьям относят семьи, возникающие в результате повторного брака.
Повторным называется брак, создающийся человеком (людьми) ранее состоявшими в брачных отношениях.
Выделяют несколько типов повторных браков:
1)По способу прекращения предыдущих брачных отношений:
• брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод;
• брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачного супруга;
2)По наличию опыта брачных отношений:
• брак, в котором оба супруга партнера имели опыт супружеских отношений;
• брак, в котором один из супругов имел опыт супружеских отношений;
3) По наличию детей,рожденных в предыдущих браках:
• брак,в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков:
• брак, в котором один из партнеров не имеет детей от предыдущего брака;
• брак, в котором ни один из партнеров не имеет детей от предыдущих браков;
4)По разнице в возрасте между партнерами:
• брак, в котором оба партнера ровесники или один незначительно старше другого;
• брак, в котором один из партнеров намного старше другого (разница превышает более 10 лет).
Семьи, у которых есть дети от предыдущих браков, испытывают особенные трудности, поскольку в такой смешанной семье, включается такие новые роли, как мачеха, отчим, падчерица, пасынок.
Можно выделить pяд факторов с нарушенным кровным родством, осложняющих формирование детско-родительских отношений. Семья травмированная разводом, такая ситуация вызывает противоречия во взаимоотношениях ребенка с матерью и родным отцом, женщины с бывшим мужем-отцом и настоящим мужем-отцом, между отцом и отчимом. Еще один факт соединение в повторно-брачной семье двух стадий жизненного цикла – процесса адаптации их к воспитательным ролям в изменившейся семейной структуре и адаптации супругов друг к другу. Еще один факт, факт рождения нового общего ребенка. Старшие дети могут испытывать чувство ревности.
Более низкая адаптация к новому браку родителей в подростковом возрасте, у детей раннего дошкольного возраста она более высокая. Подростки чувствительны к попыткам мачехи или отчима выполнять воспитательные функции и бурно протестуют против их требований. Дискомфорт в новой семье, зачастую является одной из основных причин в стремлении к ранней моральной и материальной независимости.
Изменение семейной структуры создает особую ситуацию, требующую адаптации детей, во многих случаях подобные изменения не проходят для детей гладко.
Источник
«Особенности развития личности ребенка в неполной семье»
Семья — важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.
Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
формирования избыточной, патологической привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.
Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.
Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.[5]
Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.
Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.
В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.
Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.
Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.
Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.
Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Источник