Развитие ребенка в условиях двигательной депривации

Развитие ребенка в условиях двигательной депривации thumbnail

С последствиями двигательной депривации сталкиваются всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней.Экспериментами психологов было доказано существование потребности во внешней стимуляции. В частности, Дж. Уотсон и К. Рэйми (1972) показали, что стимулирующая окружающая среда играет решающую роль в развитии маленьких детей. В своем исследовании они разделили младенцев на три группы и поместили их в колыбели с тремя различными видами украшений. Первой группе достались подвижные конструкции (мобили), движением которых дети могли управлять, второй группе-жестко закрепленные, неподвижные конструкции, а третьей — тоже мобили, но которые двигались только под действием потока воздуха, а младенцы ими управлять не могли. После опыта младенцам третьей группы дали возможность управлять движениями мобилей, однако они не предпринимали таких попыток ни сразу после опыта, ни по прошествии шести недель. Они уже усвоили, что их действия не давали результата. Реакция со стороны окружающей среды отсутствовала.

У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. Если они не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких двигательных, речевых и социальных достижений, как манипулирование игрушкой, указательно-просительные движения, улыбка, крик и вокализация (произнесение звуков, слогов, лепетание), многие из этих детей на собственном опыте убеждаются в том, что их попытки влиять на окружение ни к чему не приводят, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации.

Ситуации изоляции, сенсорного голода и двигательной активности, отсутствия контакта с внешним миром также вызывают у человека психические нарушения и другого рода проблемы. У него обнаруживаются расстройства в мыслительной, эмоциональной и поведенческой сферах. Для многих испытуемых участие в экспериментах в условиях двигательной и сенсорной депривации было настолько невыносимым и болезненным, что эти люди предпочли отказаться от дальнейшего участия в них даже за вознаграждение.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, сильно отстают в овладении такими основными умениями, как умение сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможности тренироваться в этом. Почти при полном отсутствии стимулирования извне наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии. При исследовании через 15 и 20 лет обнаруживалось, что даже те дети, которые впоследствии были усыновлены, имели некоторое отставание, связанное с развитием, в достижении зрелости. Те, кому не посчастливилось покинуть приют, имели заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни.

Дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может прорываться взрывами ярости и агрессивности.

Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может продолжаться целыми часами, наблюдали многие исследователи именно у маленьких детей из закрытых детских учреждений, условиями содержания лишенных возможности нормально двигаться.

Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны — необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка. Известный русский психолог и педагог И.А.Сикорский подчеркивал, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять мышцы. Это позволит ребенку постоянно помнить о живущей в нем и таящейся силе, о внутренней крохотной, но необъятной мощи, о свежести и энергии всего организма и ощущать все это.

Ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению.

Источник

Одним из реальных средств нивелирования двигательной депривации является оптимизация двигательной активности детей.

Развитие ребенка в условиях двигательной депривации

Положение о первенствующей роли двигательной активности в жизнедеятельности организма человека, определяющей его здоровье, физическую и умственную работоспособность, активное долголетие, является в настоящее время общепризнанным. Неоднократно и убедительно доказано особое значение ДА в детском возрасте, когда она выступает в качестве необходимого условия формирования всех систем и функций организма, включая деятельность мозга.

Ещё в 1913 году В.В. Гориневский обратил внимание на «возрастающую слабость молодых поколений», проявляющуюся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении школьников. Одной из причин этого он считал малоподвижность, вызванную неправильной системой воспитания. «Особенно пагубно, — писал В.В. Гориневский, — отражается неподвижность на здоровье детей, которые от неё в буквальном смысле чахнут, становятся бледными, малокровными, со слабыми мышцами, с плохим аппетитом, капризными или вялыми».

В своё время И.М. Сеченов указал на важную роль движений в функционировании мозга. В дальнейшем Н.М. Щелованов с сотрудниками экспериментально подтвердили их значение для нервно-психического развития ребёнка. Они установили, что стимулирование движений благотворно сказывается на эмоциональном тонусе, общей активности ребёнка, повышении его интереса к окружающему.

С помощью оптимально организованной двигательной активности удавалось полностью снять последствия «госпитализма» — главного недуга воспитанников в домах ребёнка. В результате было предложено рассматривать своевременное развитие моторики как одного из показателей нормального не только физического, но и психического развития ребёнка.

Положение о том, что в процессе движения развиваются функции мозга, получило глубокое научное обоснование в работах физиологов (И.А. Аршавский, Н.А. Бернштейн, М.М. Кольцова, Л.Б. Ященко). Они связывают процесс овладения движениями с необходимостью точного и своевременного применения их в соответствии с конкретно сложившимися условиями, для чего необходимо глубокое осмысление ребёнком своих действий, развитие у него памяти, внимания, речи. Современными исследованиями доказано, что включение активных движений в речевую, изобразительную, музыкальную и другие виды деятельности детей является важнейшим условием быстрого и прочного усвоения ими знаний, умений, развития у них творческих способностей.

Неслучайно во многих экспериментальных исследованиях большое внимание уделяется использованию средств физического воспитания с целью коррекции психических и психомоторных отклонений. Показано положительное влияние корригирующих программ физического воспитания на психофизическое и двигательное развитие детей.

Известный всему миру институт Эвана Томаса строит свои программы опережающего интеллектуального развития детей на фундаменте физического развития, включающего основные движения, плавание, упражнения для рук, пальцев и пр. Они имеют интересную историю.

При разработке средств лечения детей с мозговыми травмами, начиная от самых серьёзных (паралич, слепота, глухота, немота и др.) и заканчивая минимальными (проблемы с движением, речью, зрением, слухом и обучением), исследователи обратили внимание на движения, их роль в развитии ребёнка и в реабилитации при травмах мозга. Было установлено, что без движений дети не могут развиваться нормально, двигательная активность является главным содержанием их деятельности впервые 6 лет жизни.

Использование наипростейших методов физического совершенствования ребёнка, связанных с его потребностью в движении, двигательной активностью ведёт к развитию детского мозга.

Приводятся многочисленные примеры, когда дети, родившиеся с последствиями паралича, не только достигали нормального развития, но и часто обгоняли своих сверстников в способностях. Основной вывод — интеллект неразрывно связан с двигательной активностью и деятельностью рук, а движения являются главным источником познания мира ребёнком и фундаментом для всех других человеческих способностей. Двигательная активность в значительной степени способствует и приобретению детьми социального опыта.

Таким образом, можно сказать, что одним из наиболее соответствующих природе ребёнка факторов психического и физического развития является двигательная активность — врождённая биологическая потребность организма. При этом важно подчеркнуть значимость как объёма самих движений, так и их разнообразие.

Исходя из этого, оптимальная, содержательно обогащённая двигательная активность должна рассматриваться как одно из фундаментальных условий воспитательно-образовательного процесса в детском доме, при этом она может и должна использоваться в качестве коррекционно-развивающего и нивелирующего депривационные последствия средства.

Анализируя значение, содержание и организацию двигательной активности в детском доме, нельзя обойти вниманием такое понятие, как «двигательный режим». В настоящее время имеются научно обоснованные рекомендации по организации двигательного режима в дошкольных учреждениях, которые, к сожалению, в практике не всегда учитываются, особенно в детских домах.

Дедулевич М.

Источник

С двигательной
депривацией мы сталкиваемся всякий
раз, когда возникает резкое ограничение
движения, например, в результате травм
или болезней. Особенно тяжелы последствия
двигательной депривации для детей.
Сегодня широко признанно, что тугое
пеленание грудных младенцев (свивальник),
традиционное для некоторых культур,
имеет отрицательные последствия не
только медицинского или физиологического
характера, но и сугубо психологические.

Установлено
также, что медицински необходимое
ограничение движений детей с врожденным
вывихом бедра посредством распорок
приводит к заметному повышению тревожности
этих детей, которые становятся плаксивыми
и обидчивыми. У них наблюдается психический
регресс, когда, скажем, ребенок, который
уже просился на горшок, начинает опять
мочиться в штанишки и т. п.

Существуют данные,
что дети, двигательная активность
которых в силу медицинских причин в
течение длительного времени была сильно
ограничена, нередко испытывают состояние
депрессии, которое может «прорываться»
взрывами ярости и агрессивности (Дж.
Прескотт).

Н.М.Щелованов и
его сотрудники приводят результаты
наблюдений, свидетельствующие о том,
что уже на первом месяце жизни младенцы
проявляют сильное беспокойство при
ограничении движений, вызванном,
например, тугим пеленанием. Они обнаружили
также, что если ребенок находится в
условиях хронической гиподинамии, то
у него развивается эмоциональная вялость
и возникает компенсаторная двигательная
активность — раскачивание тела из
стороны в сторону, стереотипные движения
руками, сосание пальцев и т. п. Эти
движения довольно быстро закрепляются
и мешают прогрессивному развитию всей
двигательной сферы.

Стереотипное
раскачивание из стороны в сторону,
которое может продолжаться часами,
многие исследователи наблюдали у
маленьких детей из закрытых детских
учреждений, условиями содержания
лишенных возможности нормально двигаться.
Этому явлению еще в 30-е годы нашего века
посвятила свое исследование польский
психолог Ванда Шуман. По ее мнению,
покачивание доставляет ребенку
определенные проприоцептивные (идущие
от двигательной системы организма)
раздражения, которые как-то разнообразят
его ощущения.

Многие авторы,
исследовавшие такого рода движения,
считают, что в определенном диапазоне,
когда они сосуществуют с другими
видами активности и имеют тенденцию
к сворачиванию по мере взросления
ребенка, стереотипные движения могут
в самом деле рассматриваться как
достаточно эффективный способ
разнообразить опыт сенсорных ощущений.
Ведь если обстановка, воспринимаемая
ребенком, чрезмерно статична и «мир
не движется вокруг него», то ребенку
есть смысл самому двигаться
относительно этого мира. К тому же
такие движения могут служить средством
успокоения, вследствие чего некоторые
исследователи относят их, а также
такие повторяющиеся движения, как
сосание пальца, постукивание,
покачивание ногой к числу так
называемых «успокоительных привычек»,
объясняя известную их полезность
аутостимуляцией.

Однако, считает
В. Шуман, этот способ крайне беден,
стереотипен, имеет ярко выраженный
компенсаторный характер и поэтому не
ведет к развитию. Если не организуется
специальная педагогическая работа,
то интеллектуальное развитие
«покачивающихся» детей, совершенно
нормальных с анатомической точки зрения,
становится близким к интеллектуальному
развитию детей, имеющих органические
дефекты мозга.

Стереотипное
раскачивание наблюдалось и при изучении
животных, в частности обезьян, выросших
в маленьких, тесных клетках, обрекавших
их на неподвижность. Дж. Прескотт
объясняет это тем, что животное как бы
пытается компенсировать этими движениями
(раскачивание, монотонная ходьба,
вращательные движения или покачивания
головой, кружения, покусывание пальцев,
кистей и губ) недостаток соответствующей
стимуляции.

Синдром «раскачивания»
в младенческом возрасте изучался и
Р.Шпицем в сотрудничестве с К.М.Вульф.
Они ставили своей задачей установить
причины появления и значение трех
видов аутоэротичской активности
(раскачивание, игры с фекалиями и
игры с гениталиями) на первом году
жизни и обнаружили, что из 170
наблюдавшихся ими в яслях при
исправительном учреждении детей 87
в тот или иной период начинали
раскачиваться, а остальные подобной
наклонности не проявляли. Подробный
анализ показал, что ни врожденные,
ни наследственные факторы не влияют
на появление этого синдрома. Решающим
оказывается так называемый «фактор
окружения». В яслях большинство
факторов внешнего окружения являлись
одинаковыми для всех воспитанников
(пища, одежда, игрушки, кровать,
гигиенические процедуры, распорядок
дня), единственным фактором окружающей
среды, который различался, был
человеческий, а именно отношение между
детьми и тих матерями.

«Отношения
между раскачивающимися детьми и их
матерями были весьма своеобразны
Нельзя говорить об их отсутствии, но
нельзя также назвать их уравновешенными
и тесными. В целом, матери этих детей
являлись экстравертированными и
готовыми к интенсивным позитивным
контактам с выраженными аллопластическими
1
тенденциями. В большинстве это
инфантильные личности, не способные
контролировать свою агрессию, находящую
выход в частых взрывах негативных
эмоций и яростной, нескрываемой
враждебности.

Эти
матери стали жертвами собственных
эмоций и, в силу своей инфантильности,
не умели осознавать последствия
своего поведения, оставаясь крайне
непостоянными в своих отношениях с
окружением. В стенах исправительного
заведения дети, естественно, оказались
единственно отдушиной для лабильных
эмоций своих матерей, и поэтому они
подвергались то интенсивному натиску
нежности и «любви», то столь же
мощным вспышкам ненависти и гнева.
Одним словом, происходили стремительные
переходы от баловства к враждебности»
(Р.А.Шпиц,
2000, с.240).

Регулярное
тестирование экспериментальной группы
показало, что раскачивающие дети
обладали особым характерным «профилем
развития», в то время как профили
развития других, не склонных к
раскачиванию детей, не обнаружили
подобного единства и значительно
отличались друг от друга. Независимо
от общего уровня развития они
отставали в двух сферах: в социальной
адаптации и в способности к предметному
манипулированию (способность брать
игрушки, вещи и т.п.). «В совокупности,
— пишет Р.Шпиц, — задержка в обеих
сферах означает неспособность
раскачивающихся детей общаться
как с живым, так и с неживым
окружением, недостаток инициативы в
отношениях с внешним миром» (Там же,
с 241).

Таким образом,
синдром раскачивания можно рассматривать
двояко — как показатель глобального
неблагополучия ребенка и как
своеобразный способ его выхода из
неблагоприятной ситуации. Вот почему
если в дивгательном поведении
ребенка раскачивание достаточно ярко
выражено на это следует обратить
особое внимание.

Способы
преодоления последствий двигательной
депривации, равно как и способы ее
профилактики, очевидны — необходимо
создавать условия, всемерно способствующие
развитию двигательной активности
ребенка. На важность этого указывал еще
известный русский психолог и педагог
И.А.Сикорский, работавший в конце
XIX-начале
XX
в.в.

И.А.Сикорский
подчеркивал, что ребенку необходимо
предоставлять свободу действий, поощряя
его двигательную активность, чтобы
давать ему повод как можно чаще и полнее
напрягать и упражнять его мышцы. Это,
по мнению И.А. Сикорского, позволит
ребенку постоянно ощущать и помнить о
живущей в нем и таящейся силе, о внутренней
крохотной, но необъятной мощи, о свежести
и энергии всего организма.

Долгое время
развитие двигательной сферы ребенка
связывалась преимущественно с занятиями
физкультурой, которое имело своей
целью развитие координации движение,
становление крупной моторики, различных
групп мышц и т.п. При этом совершенно
не учитывалось особое, глубокое значение
движения для общего психического
развития и развития личности. Накоплено
много данных о том, что развитие движений
в детстве имеет интимную связь с
формированием ядра личности — чувства
Я, образа Я, Я-системы.

Важнейшим моментом
развития самосознания человека является
период, когда ребенок начинает ощущать
себя причиной и источником собственных
действий. М.Ю.Кистяковская (1965)
обнаружила, что самые яркие эмоциональные
реакции у младенцев возникают при
выполнении наиболее сложных по структуре
движений. Это чувство «мышечной радости»
характерно и для более старших детей.
В той же работе М.Ю. Кистяковской было
показано, что у детей, воспитывающихся
в домах ребенка, обнаруживается состояние
глубокой моторной отсталости, из которого
их можно вывести только с помощью
интенсивной психолого-педагогической
работы. Сами собой с возрастом подобные
нарушения не проходят.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник