Развитие ребенка в условиях детского дома
Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.
0
4343
24 Сентября 2016 в 23:03
Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог
Вопрос от Надежды, Москва:
«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»
Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:
Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.
У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.
Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.
Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.
Особенности развития детей детского дома
Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.
Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется чувством защищенности и безопасности. Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.
Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.
Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.
Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.
Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.
Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов
Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.
Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.
Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.
Понимание психики ребенка детского дома
Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.
Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.
Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме
Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с кожным вектором. Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.
Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.
Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.
От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.
В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе анального вектора.
Особенности развития ребенка в детском доме
Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.
Составляя индивидуальный план развития детей детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.
Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со звуковым вектором можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.
А эмоциональным детям со зрительным вектором необходимо дать возможность выражать свои чувства на сцене (песни, танец, спектакли). Так талант и способности каждого будут развиваться, что особенно важно для детей детских домов.
Более того, взрослые, работающие с детьми детских домов, сами будут испытывать невероятное наслаждение от своей работы, потому что результаты их усилий будут предсказуемы, а методы педагогического воздействия точны. Задача педагогов помочь раскрыться этим врожденным талантам и направить их в позитивное русло развития.
Воспитание и развитие детей в детском доме
Сам по себе индивидуальный план развития ребенка в детском доме в соответствии с системным подходом – это уже очень многое. Ведь ребенок детского дома ощущает себя понятым, «правильным», нужным, а значит, снизит необходимость привлекать внимание деструктивным поведением.
Нельзя не отметить достижения советской педагогики: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Республику Шкид». Их гениальные находки полностью подтверждаются новейшими исследованиями системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Действительно, когда ребенок теряет ощущение защищенности, он пытается выжить, подчиняясь инстинктам. Так, бессознательно ребята естественным образом сбиваются в стайки. При этом если нет направляющего руководства педагогов, эти стайки действительно могут превратиться в шайки.
Но стоит только появиться хорошему воспитателю, как эта стайка правильным образом самоорганизуется, формируется настоящий детский коллектив по взрослому типу. Таким образом дети детского дома формируют позитивный опыт взаимодействия с другими, который вынесут во взрослую жизнь.
Когда это происходит через сюжетно-ролевые игры, где педагогами задается высокий нравственный ориентир, то естественным образом происходит формирование коллективного чувства защищенности и безопасности, что и способствует гармоничному формированию каждой личности.
Все усилия педагогов, психологов, волонтеров и помощников детских домов должны быть направлены на создание этой атмосферы, которая может обеспечить ребенку чувство защищенности и безопасности и способствовать его социализации.
Естественно, такому ребенку будет легче находить место и в любом другом коллективе. Конечно же, свои особенности в любом случае будут, но свести риски к минимуму поможет именно этот шаг.
Даем точку опоры следующему поколению!
В детских домах работают неравнодушные люди, энтузиасты своего дела. Педагоги и психологи переживают и болеют душой за каждого ребенка.
Системно-векторная психология – это уникальный инструмент в руках педагогов и психологов. Он позволяет избегать экспериментов над детьми воспитательными методиками. Не стОит надеяться на лучшее в отношении ребенка детского дома или сочинять в своей голове какой-то вариант счастья для него. Необходимо точно знать, что конкретно этому ребенку из детского дома нужно для наилучшего развития и последующей адаптации ко взрослой жизни.
У нас появляется точное понимание всего диапазона его развития. И, соответственно, взрослые точно видят весь возможный потенциал талантов и способностей, заданный ребенку детского дома от рождения.
Учитывая индивидуальные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно добиться устойчивых результатов и успешной адаптации воспитанников детских домов к жизни в социуме.
Узнайте больше об особенностях современного поколения детей, о воспитании ребенка в семье и коллективе на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.
Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник
Психологические особенности детей, воспитывающихся
в условиях детского дома.
Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,
что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже
и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.
Ф.М.Достоевский
Дошкольный возраст – это важнейший период в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью.
На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.
Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.
Говоря о психологических особенностях детей воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.
Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.
В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.
Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу) является материнская депривация — отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.
Формирование личности ребенка — сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.
Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.
Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми — к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение — к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома — к когнитивной депривации.
У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у детей, которых психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются ряд особенностей.
Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.
У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
У детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.
Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.
Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как:
- пониженный фон настроения;
- бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
- склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
- эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание
(от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
- повышенная склонность к страхам, тревожности, беспокойству;
- основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
- нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
- непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
- чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта);
Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек ввели понятие психических лишений или психической депривации (1984), которые определяются как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени
Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития:
во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка;
во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями детей.
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитии детей по ряду существенных параметров:
- дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, медленнее овладевают речью;
- отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом;
- у детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира;
- обеднённость чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно — образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой;
- у многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения.
И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром.
Исследования Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи, более коммуникативные, и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи.
По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно, поэтому и становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.
Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка.
Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе.
Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения детей со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.
Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.
У детей, воспитывающихся в детском доме, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.
Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:
положительной — когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,
отрицательной — когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.
Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости.
Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте.
Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.
И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого.
Статью подготовила:
Бодягина Ирина Станиславовна
Детский дом №40
В.О.района С-Пб
воспитатель
Источник