Развитие ребенка в учреждениях дополнительного образования детей

Развитие ребенка в учреждениях дополнительного образования детей thumbnail

Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых[источник не указан 398 дней].

Дополнительное образование в России[править | править код]

В сущности дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[1].

История развития дополнительного образования[править | править код]

Система дополнительного образования в России формировалась из российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).
Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств[2].

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В. Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (то есть на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молодёжных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молодёжи и самообеспечении организации по затратам, о чём свидетельствует, к примеру, педагогический опыт В. А. Ерёмина.
Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей[3]. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций[источник не указан 710 дней]. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн детей)[источник не указан 710 дней].

С 1 сентября 2019 года в России вводятся сертификаты дополнительного образования детей [4]

Нормативная база по дополнительному образованию[править | править код]

Предоставление дополнительного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10 Дополнительное образование)[5], Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[6], Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…»)[7], а также иными приказами, распоряжениями и методическими рекомендациями, регулирующими деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых.

По поручению Президента РФ В. В. Путина разрабатывается «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».[8]

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»

Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016 году[9].

Целью приоритетного проекта является обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей. Проект направлен на равное обеспечение детей современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием с учетом интересов ребёнка и его родителей, потребностей социально-экономического и технологического развития страны[источник не указан 398 дней].

Проектным офисом по разработке этого проекта является ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»[источник не указан 482 дня].

Направленности (профили) реализации программ дополнительного образования[править | править код]

Дополнительное образование детей и взрослых в России осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области физкультуры и спорта (спортивные школы) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы)[источник не указан 398 дней].

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям в разных образовательных организация от детского сада до вуза, а также иных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность (некоммерческие организации, музеи, библиотеки, ИП, клуб и др.)[источник не указан 398 дней]:

  • естественнонаучное;
  • техническое творчество;
  • туристско-краеведческое;
  • художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.);
  • социально-педагогическое (волонтёрство, добровольчество, работа с группами детей, имеющими ограничения по здоровью, с одарёнными и талантливыми детьми);
  • физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).

Детские технопарки «Кванториум»[править | править код]

«Кванториум»[10] — это дополнительное образование для детей по различным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям: промдизайнквантум, промробоквантум, биоквантум, наноквантум, геоквантум, автоквантум, аэроквантум, космоквантум, энерджиквантум, IT-квантум, VR/AR-квантум, Data-квантум, хайтек[источник не указан 482 дня].

Дополнительное образование в регионах[править | править код]

Москва

Дополнительное образование учащихся московских школ включено в систему непрерывного образования. Обучение проходит в специализированных учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и профильных центрах, созданных непосредственно в школах. Основными направлениями развития дополнительного образования в Москве являются:

  • Развитие технического творчества и предметного дополнительного образования;
  • Сотрудничество государственных организаций дополнительного образования с частными организациями ;
  • Развитие новых форматов дополнительного образования.

Более 44 000 дополнительных учебных программ реализуются в подведомственных образовательных организациях системы общего, дополнительного и профессионального образования в творческих объединениях, секциях, студиях и др.[11]

С 2015 года критерии в области дополнительного образования школьников учитываются при расчете рейтинга образовательных учреждений города Москвы, введенного Департаментом образования города Москвы в 2011 году.[12]Так, при расчете рейтинга учитывается результативность работы школы по использованию социально-культурных ресурсов города в обучении. (Засчитываются результаты участия учеников в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений».)[13]

Школы, в зависимости от результатов учеников, получают умножение своих баллов на коэффициент:

  • высокий уровень (наличие не менее четырёх дипломов, из них не менее двух победителей) — 1,02,
  • хороший уровень (не менее трех дипломов, из них не менее одного победителя) — 1,01,
  • работа только началась (наличие не менее одного диплома призёра или победителя) — 1,005,
  • результаты не показаны или отсутствуют — 1,00.

Свердловская область

С 2015 года на территории Свердловской области началась экспериментальная работа по стандартизации условий предоставления услуг дополнительного образования детей[14]. Как сказано в паспорте проекта[15], итоговой целью является создание комплекта научно-методических и инструктивных материалов, системы минимально-допустимых требований к условиям, процессу и результату реализации услуги дополнительного образования детей, позволяющей достичь определённого уровня качества в разрезе подходов оценки качества, государственного контроля и удовлетворённости потребителей.

Опыт дополнительного (неформального) образования детей в других странах[править | править код]

Русский опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике[источник не указан 2807 дней]. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реализации практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).

Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).

См. также[править | править код]

  • Детский университет

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
  • ФГАУ «Фонд новых форм развития образования»

Источник

Согласно «Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», они вместе с общеобразовательными школами должны составить в «регионе разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1995 г.) определило его предназначение в развитии мотивации личности к познанию и творчеству. Дополнительное образование должно давать ребенку не только и не столько знание о явлениях мира, сколько знание, смысл той или иной реальности.

В соответствии с Типовым положением, деятельность учреждения должна строиться в рамках реализации следующих задач: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. Были определены следующие виды учреждений дополнительного образования детей: дворцы, дома и центры детского творчества; подростковые клубы и клубы юных моряков, авиаторов, автомобилистов и т. д.; станции юных туристов, натуралистов, техников; студии по различным видам искусства; школы по различным областям науки, искусства, спорта; парки, музеи, детские спортивно-оздоровительные лагеря.

Учреждения дополнительного образования несут основную нагрузку по реализации программ дополнительного образования. Таким образом, можно сказать, что тенденции развития дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования отражают общие тенденции развития этой сферы образования.

Сегодня можно увидеть следующие тенденции развития учреждений дополнительного образования детей:

  • 1. Усложнение целей дополнительного образования — от целей воспитания к комплексным (интегральным) образовательным и социально-педагогическим целям. Педагоги чаще всего определяют не отдельные цели обучения, воспитания или развития, а интегрированные цели. Учебно-воспитательные цели формулируются в процессе интеграции целей обучения и воспитания детей в определенном виде творчества (например: эстетическое воспитание детей посредством обучения вязанию и др.); учебно-развивающие цели определяются как интеграция целей обучения и развития (например, развитие волевых качеств личности в процессе обучения детей приемам восточных единоборств и др.)- Образовательные цели формулируются как цели интеграции обучения, воспитания и развития. Интегративный потенциал целей может расширяться за счет социально-педагогических целей — оздоровления, социальной поддержки, реабилитации и др.
  • 2. Развитие интегрированных образовательных и социально-педагогических программ, переход от простых форм организации образовательных объединений (кружок, секция) к комплексным, интегрированным формам (школа, студия, клуб и др.). За счет интеграции обеспечивается углубление, разнообразие содержания и форм организации, повышение качества дополнительного образования детей. Эта тенденция начала развиваться с простраивания межпредметных связей в период перехода внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей.
  • 3. Переход к интегрированным педагогическим технологиям.

Организация образовательного процесса в УДОД приобретает личностно-ориентированный и предметно-практический характер. Есть возможность работы с малыми группами и индивидуальной работы с детьми. Особое место в деятельности УДОД стали занимать здоровьесберегающие технологии, технологии организации детского творчества, в том числе научно-исследовательской деятельности детей, новые информационные технологии и др. Кроме того, УДОД имеют богатый опыт технологий массово-досуговой деятельности по самым разным направлениям детской творческой деятельности — соревнования, фестивали, конкурсы, смотры, олимпиады, концерты, выставки и т. д., которые активно используются при организации занятий.

  • 4. Переход от результатов обучения и воспитания к комплексным образовательным и социально-педагогическим результатам. Деятельность современного УДОД представляет собой согласованное упорядочение различных видов работы (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и др.), осуществляемой как индивидуально, так и в составе микрогрупп отделов, студий, клубов и других творческих коллективов, что позволяет получать комплексные результаты, например, творческое развитие личности ребенка в процессе художественно-эстетической деятельности или духовно-нравственное становление ребенка в процессе социального творчества и т. д.
  • 5. Интегративные тенденции на уровне детского коллектива УДОД. Интеграция в рамках детского коллектива УДОД осуществляется на уровне образовательного объединения и на уровне всего учреждения. При образовательных объединениях могут создаваться временные коллективные объединения детей. К ним можно отнести, например, детские творческие группы по изготовлению общего изделия — продукта (например, игрушки, картины, технического изделия и др.), созданию единого произведения (вокальная, танцевальная группы и др.), подготовке культурно-досугового мероприятия и др.; разновозрастные группы (наставничество, шефство и др.); советы дела (по подготовке дел объединения или участию в общих делах УДОД); детские советы образовательных объединений (советы клубов, школ, студий и др.); детские производственные бригады. На уровне учреждения в целом организуется деятельность органов детского самоуправления, коллективной организации массовых дел (ярмарок, фестивалей, праздников, акций и т. д.).
  • 6. Интегративные тенденции на уровне педагогического коллектива. Сегодня можно назвать следующие особенности педагогического коллектива УДОД: многообразие должностей, профилей, специальностей; наличие в коллективе творческих личностей, ярких индивидуальностей; педагогический коллектив УДОД выступает в качестве субъекта собственного развития и совершенствования; наличие традиций коллективной творческой, массовой деятельности, взаимодействие с окружающей средой и зависимость от нее. Кроме того, специфика труда педагогических работников УДОД характеризуется особенностями взаимодействия педагога и ребенка, основанного на добровольном сотрудничестве, совместной творческой работе, общности интересов; организацией разнообразной по формам и содержанию деятельности; узкопрофильностью деятельности, разобщенностью с коллегами (часто в учреждении по тому или другому профилю работает один специалист) и др. Характеристики, приведенные выше, дают основания говорить о том, что каждый педагог дополнительного образования представляет весьма узкую область знаний, поэтому они нужны друг другу, чтобы обеспечить воспитание и развитие личности ребенка, на которую воздействует множество личностей. Эта деятельность может осуществляться лишь на основе коллективных, согласованных действий педагогов. Таким образом, в педагогическом коллективе УДОД наблюдается развитие интегративных форм взаимодействия: малых педагогических советов, творческих групп, интегрированных программ и др. Интегративные тенденции на уровне педагогического коллектива позволяют выстраивать новые типы структур УДОД. В частности, наблюдается усложнение структур: в структуре появляются проектные или матричные элементы — сквозные программы, временные научно-исследовательские коллективы, советы, комиссии и другие временные или постоянные трудовые объединения сотрудников.
  • 7. Тенденции внешней интеграции УДОД — расширение взаимодействия с организациями и учреждениями системы образования и других ведомств. УДОД сегодня широко взаимодействуют с разными образовательными учреждениями и учреждениями системы культуры, спорта, молодежной политики. Вместе с разными учреждениями и организациями они создают в социуме пространство взаимодействия, которое обладает большей насыщенностью, чем каждое отдельно взятое учреждение. Более того, в рамках этого пространства могут быть созданы условия для разных вариантов развития личности ребенка в зависимости от его способностей, возможностей и интересов, а также от возможностей входящих в него организаций. Использование потенциала УДОД может значительно расширить образовательный потенциал других учреждений, работающих с детьми.
  • 8. Тенденции вариативности деятельности УДОД, то есть разработка вариантов деятельности для обеспечения выбора ребенка. В арсенале методов, средств, технологий дополнительного образования наблюдается набор вариантов для детей разного возраста, способностей, интересов. Это позволяет ребенку получить необходимый социальный опыт, знания, обеспечить развитие познавательной мотивации, способностей, помогает ему в осознании собственных возможностей, профессиональном самоопределении, приобщении его к общечеловеческим ценностям. При этом можно говорить о вариативности дополнительных образовательных программ (многообразие и разнообразие дополнительных образовательных программ, реализуемых в УДОД, и праве ребенка на выбор программы); вариативности освоения содержания внутри программы (выбор ребенком вариантов направленностей дополнительной образовательной программы, вида деятельности, педагога); вариативности педагогической деятельности (право педагога самому разрабатывать образовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций и др.).

Источник