Развитие ребенка в театрализованной деятельности в доу

Людмила Ермакова
Развитие ребёнка в театрализованной деятельности

«Театр – это волшебный мир, он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…» Б. М. Теплов

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».

Почему именно театрализованная деятельность?

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Познавательное развитие

развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ;

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление.

Театрализованная деятельность помогает:

сформировать правильную модель поведения в современном мире;

повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, обрядами, традициями;

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

В театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы:

• Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

• Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

• Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

• Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

• Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

• Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и другие).

• Проигрывание отрывков из сказок, передающих различные черты характера героев сказки.

• Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.

• Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»).

• Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и другие).

Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в этом возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках.

В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности.

Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто «Игрушки» и др. После этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры.

Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.

В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально – игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем». В возрасте пяти лет дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.

В старшей группе совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Ребенку становится доступным самостоятельные постановки мини – спектаклей. Дети знакомятся с театром марионеток, тростевыми куклами. Ставится задача – научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях. Артистические способности улучшаются от выступления к выступлению.

В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6 -7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. «Необходимо стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающие реальные и фантастические элементы» (О. Солнцева).

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе

Источник

Консультация для воспитателей

«Театр и театрализованная деятельность»

Воспитатель Горбатова Н.Г.

Цель: Познакомить воспитателей с различными видами театров и игровым материалом, необходимым в группе для каждого возраста.

Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к театру, литературе. Важнейшим в театрализованных играх является процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.

Знакомство с театрализованными играми начинается с первой младшей группы.

Малыши смотрят маленькие небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Воспитатели или старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этого различные виды театров: театр картинок (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы.

Сценарии спектаклей, способы изготовления «актеров» описаны в книге Т. Н. Караманенко. Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр-дошкольникам».М. Просвещение 1982г.

С большим удовольствием малыши следят за движущимися на ярко освещенном экране фигурами, театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредоточиться. Способы изготовления театра теней описаны в книге Ф. М. Орловой. Е. Н. Соковниной «Нам весело» М. Просвещение 1973г.

К концу года дети первой младшей группы пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Эти стремления необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр. «Пальчиковые» куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком, самых простых вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы, сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладевает ценными навыками общения, разыгрывание различных ситуаций с куклами развивает воображение ребенка. (Виды театров для первой младшей группы см. в приложении № 1).

Во второй младшей группе происходит знакомство детей с различными видами театров. Для детей второй младшей группы — самый простой и доступный театр — это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона- они не должны быть большими

Технология и выкройки приведены в книге «Кружок изготовления игрушек- сувениров» О. Молотобаровой. М. Педагогика 1995г.

Забавных настольных актеров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на детские кегли или на пластмассовые бутылочки).

Схемы вязания и выкройки даны в книге С. Тарасенко «Забавные поделки крючком или спицами» М. Просвещение 1992г.

Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки.

Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. Варианты таких поделок описаны в статье Л. Кузнецовой «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров». (Виды театров для второй младшей группы см. в приложении №2).

Главной целью театрализованной деятельности в саду является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

В театрализованной деятельности используют этюды, обучающие способам управления куклами различных систем.

Кроме этого, параллельно происходит обучение детей основам актерского мастерства. Для этой цели используют этюдный тренаж (см. приложение № 5,который способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Развиваются также навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

Начиная со второй младшей группы, работа над кукольным спектаклем и театрализованными играми ведется параллельно

В средней группе, возможно объединить театрализованную игру с элементами кукольного театра. (Виды театров для средней группы см. в приложении №3).

В старшей группе дети активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра уменьшается. (Игровой материал для старших и подготовительных групп см. в приложении № 4).

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, более трудными для разработки мизансценами.

Нужно стремиться к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.

Не столь важно заучивание с детьми текста роли, отрабатывание позы, жеста, движения. Постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену. Главное- это понимание смысла и атмосферы театрального действа. Желательно, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.

Желательно уводить детей от театра, в котором роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, зазубривать реплики.

Прекрасно, когда в театральных играх, прежде, чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе. По выражению психолога Л. С. Выготского, «не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Приложение 1

Игровой материал для сюжетно-театрализованной игры.

(первая младшая группа).

Тип материала Наименование

Количество

Игрушки и персонажи Куклы среднего и крупного размера

5 разных

Мягкие антропоморфные животные (крупные 30-35см) и средние(25-35см)

8 разных

Ширма- теремок, где могут «жить» мягкие игрушки, звери, и здесь же может разворачиваться игра взрослого по мотивам простых сказок.

1 штука

Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, пвх, деревянные)-(15-20 см)

15 разных

Виды театров:

1 Пальчиковый театр.

2 Театр кукол на столе (куклы из кусочков меха, кожи, поролона)

3 Теневой театр.

4 Театр петрушек (перчаточные куклы).

Приложение №2

Игровой материал для сюжетно-театрализованной игры

(вторая младшая группа).

Тип материала

Наименование Количество

Игрушки и персонажи Набор плоскостных фигурок

(среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

2-3 разных набора

Набор наручных кукол би-ба-бо

(семья и сказочные персонажи)

2-3 разных набора

Звери и птицы (объемные и плоскостные на подставке

(10-15см)

15 разных

Мягкие антропоморфные животные

(крупные и средние)

10 разных

Куклы средние и крупные

10 разных

Набор масок сказочных животных

Плащ- накидка

2-3 разных набора

Ширма-остов домика

1 штука

Виды театров:

1. Настольный театр.

2. Кукольный вязаный театр.

3. Настольный конусный театр.

4. Театр коробочек, цилиндров разной высоты.

5. Настольный театр вязаной игрушки.

6. Настольный театр мягкой игрушки.

7. Театр кружек.

8. Театр рукавиц.

9. Пальчиковый театр

Приложение №3

Игровой материал для сюжетно — театрализованной игры.

(средняя группа).

Тип материала

Наименование Количество

Игрушки и персонажи Набор наручных кукол би-ба-бо

и сказочные персонажи

2-3разных набора

Фигурки сказочных персонажей плоскостные на подставке (мелкие)

10 разных

Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние, мелкие 7-15 см)

2-3 разных

Звери птицы объемные и плоскостные на подставках (мелкие)

20 разных

Мягкие животные крупные и средние

6 разных

Куклы крупные и средние

8 разных

Атрибуты для игр — белая шапочка, плащ -накидка, каска.

7 разных

Набор масок — животные, сказочные персонажи

3 разных набора

Трехстворчатая ширма — театр, 70 см

1 штука

Фигурки- человечки (объемные, мелкие)

7-10 разных

Виды театров:

1. Театр деревянных ложек

2. Театр кукол би-ба-бо

3. Театр кружек

4. Театр рукавиц

5. Пальчиковый театр

6. Театр кукол на гапите.

Приложение № 4

Игровой материал для сюжетно — театрализованной игры.

(старшая и подготовительная группы.)

Игрушки -персонажи в старшем дошкольном возрасте меняются в сторону большей реалистичности, а с другой стороны большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те и другие уменьшаются в размерах.

Тип материала

Наименование Количество

Игрушки и персонажи Наручные куклы би-ба- бо

10 разных

Набор персонажей для плоскостного театра

3-4 разных

Сказочные персонажи

3-4 разных

Фантастические персонажи 2-3 разных

Наборы масок

(сказочный, фантастический)

3-4 набора

Условные фигурки человечков (мелкие)

10 разных

Белая шапочка

2 разных

Плащ- накидка

5 разных

Фуражка- бескозырка

Каска- шлем

2-3 разных

Универсальная складная ширма

1 штука

Куклы средние

5 разных

Мягкие антропоморфные игрушки

(средние и мелкие)

8-10 разных

Приложение № 5

Этюдный тренаж.

Этюдный тренаж-это работа актера над собой. Она помогает детям развивать память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.

Вторая младшая группа.

• Упражнения на внимание

• Упражнения на развитие воображения

• Этюды на выразительность жеста

• Этюды на выражение основных эмоций

• Этюды на воспроизведение отдельных черт характера.

Средняя группа.

• Упражнения на развитие памяти.

• Упражнения на развитие внимания.

• Упражнения на развитие воображения.

• Этюды на выразительность жеста.

• Этюды на выражение основных эмоций.

• Этюды на сопоставление эмоций.

Старшая и подготовительная группы.

• Упражнения на развитие внимания.

• Упражнения на развитие воображения.

• Упражнения на развитие памяти.

• Упражнения на развитие мышления.

• Этюды на выражение основных эмоций.

• Этюды на сопоставление эмоций.

• Этюды на воспроизведение отдельных черт характера.

Источник