Развитие ребенка в субкультуре детства
дарья рябова
Детская субкультура
Детская субкультура
Культурные игровые практики рассматриваются как организационная основа формирования детской субкультуры. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми в игре и способствующие формированию готовности и способности ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антро-пологии и культурологии — обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Это сообщество по интересам. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.
Детская субкультура – в широком значении это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической соци-альной ситуации развития. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующе-еся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняю-щее важнейшие функции социализации ребенка.
Понятие стратификации (от лат. stratum — слой, пласт) обозначает расслоение, различия, неравенства.
Примеры содержания детской субкультуры.
— традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);
— детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
—детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекун-ское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);
— детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
— детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполне-ния желания, фантастические истории-небылицы);
— детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);
— детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);
— эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
— наделение прозвищами сверстников и взрослых;
— религиозные представления (детские молитвы, обряды).
Среда в ДОО для формирования детской субкультуры
• постоянные (разнообразные предметы – накопители: коробки, сундуки, сокровищницы с разными мелкими предметами, модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года», «Лошадки» и др.,
• временные, т. е. присутствующие в группе периодически (коллекции, выставки, оформлен-ные совместно с родителями)
• продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки – малышки, альбомы, фотоальбомы, макеты и т. д.)
Список литературы:
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. – 1996. – №3.
2. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Фи-лиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.
3. Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон: известия вузов. — № 26.
4. Масловская С. В. Место и роль культурно-антропологических практик в системе дошкольного об-разования в условиях модернизации. «Инновации в науке»: сборник статей по материалам XХVIII международной научно-практической конференции (27 декабря 2013 г.)
Источник
Консультация «Детская субкультура»
Очень часто родители не знают и не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Усилия взрослых направлены в основном на познание внешней, объективной формы существования мира детства, которая выделяет детей в особую демографическую группу и предполагает наличие определенных атрибутов ее существования, правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на их «социальное причесывание».
Однако, мир детства существует как объективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов.
Детская субкультура — это особая система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».
Неинституионализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, ритуалы и др.
В содержание детской субкультуры входят:
— детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношения со сверстниками, в том числе правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);
— специфические способы воспитательных воздействий на сверстников, разрешение спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки);
— детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки);
— увлечения: детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники, коллекционирование);
— способы и формы свободного времяпровождения (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности, походы в «страшные места» (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (стройки, свалки), рассказывание страшных историй;
— детская мода;
— субкультурные формы, которые играют решающую роль в процессе овладения содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, «черный юмор», сказочный мир);
— детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний.
Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передающей специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношения со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.
Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняют воспитательную функцию, а также помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость.
Колыбельные песни, потешки, прибаутки знакомят детей с простейшей моделью мироустройства (дом, как защита от опасного внешнего мира, куда до поры до времени ходить не надо); раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и миру в целом (место ребенка в доме – самое хорошее и красивое, мама – самая лучшая и заботливая, семья — защита и надежность).
Детское собирательство дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы («я — есть», «я — могу»), помогает пережить чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.
Предпочитаемые источники информации.
Книги.
В первую очередь — это сказки, затем комиксы, детские энциклопедии, книги о животных, научно-популярная, историческая литература.
Телевидение.
Дети смотрят разнообразные передачи. В первую очередь это, конечно же мультфильмы и детские фильмы. Очень охотно дети смотрят развлекательные передачи. Привлекают внимание детей и телесериалы для взрослых. И очень редко телепередачи познавательного цикла.
Детское коллекционирование.
Детское коллекционирование — это, прежде всего, обозначение собственности (дети очень любят, если чего-то много), а не возможность расширения кругозора. Поэтому взрослым следует обратить внимание на то, чтобы детское коллекционирование носило познавательный характер.
Остановимся кратко на характеристике некоторых компонентов детской субкультуры.
Детский фольклор
В его основе лежат произведения, авторами которых являлись взрослые и, которые передаваясь из поколения в поколение, адаптированы детьми для детского восприятия.
Например, стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять» было опубликовано в 1851 году, это была подпись к картинке в детской книжке, автор поэт Федор Миллер. В данный момент существует множество вариантов этих стихов, адаптированных детьми для разных случаев жизни (песенки, считалки и др.)
Уникальный жанр детского фольклора не имеющий аналогов во взрослом фольклоре — считалки. Благодаря им в детской среде регулируются конфликты во время игры.
Дразнилки, иначе их называют поддевками или обзывалками. Они берут свое начало в быту взрослых. На почве раздоров и столкновений взрослые давали друг другу прозвища и клички, а дети перенимали у них эту манеру. Дразнилка — это расширенная кличка или прозвище состоит из имени и рифмованного положения к нему: Ленка-пенка, Ксюшка-соплюшка.
Дразнилки высмеивают детские недостатки: жадность, глупость, хвастовство, плаксивость.
Причем в 4-5 лет дразнилки обезличенные: рева-корова. Ябеда-корябеда, жадина-говядина.
В 6-7 лет обидные дразнилки уже согласуют с именем. Но в этом возрасте дети уже готовы к психологической самозащите и появляются ответные дразнилки-сопротивления: кто обзывается, тот сам так называется.
Дразнилки имеют и воспитательную функцию и регулятивную (соблюдение норм и правил в отношениях детей).
Дразнилки всегда публичны, это испытание на психологическую прочность, тренируют у детей навыки самозащиты.
Детское словотворчество.
Это активное конструирование детьми речи. Дети придумывают новые слова по аналогии уже с существующими.
Варит-варилка, лечит-лечилка.
Смеховой мир детства.
К нему относятся:
Перевертыши, нелепицы, небылицы — особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается обычное положение вещей, проблематизируется общепринятое представление об окружающем.
Страшилки.
До 5 лет многие дети их боятся. В 5-6 лет начинают обыгрывать ситуацию «страшно» (играть в приведения). В 6-7 лет появляются словесные страшилки
В целом для ребенка прохождение через испытание страшилкой это переход на более высокую возрастную ступень (бояться только маленькие).
Садисткие стишки.
Страшилка середины 80-х годов. Мнение о них проблематично. Одни считают, что высмеивается зло, другие — говорят, что это свидетельство о дегуманизации детской жизни.
Анекдоты.
Зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют благополучному принятию ребенка в коллектив.
Коллекционирование и собирательство.
Коллекционирование — тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями.
После 5 лет у детей появляются собственные сокровищницы.
Секрет (ямка в земле, куда закапывают что-то) — представляет собой одну из форм детского дизайна. Открывается только избранным, распространенным видом детской мести является уничтожение секретов друг друга.
Коллекционирование и собирательство дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.
Посещение страшных мест.
Групповое посещение страшных мест — одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды формирования детского мифа о мире.
Со временем детская субкультура претерпевает изменения в связи с особенностями действительности. Трансформируются старые формы, появляются новые, характерные для данного времени.
Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта.
Социализация — адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей и норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.
Социализация — это и формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт.
Особенности современной социализации ребенка:
Раннее приобщение к миру взрослых (телепередачи, родители не скрывают от детей дошкольного возраста негативных сторон своей жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда приемлемы для детей); в связи со сложившейся криминогенной обстановкой дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками, имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, студий).
В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.
Почему сейчас уделяется такое внимание детской субкультуре?
В процессе приобщения к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.
У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается опыт взаимодействия с окружающими, строятся социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный и социально желаемый внутренне.
Источник
Мария Назарова
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2.
Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях, коллекционировании.
Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.
Тексты детского фольклора передаются от старших детей к младшим для регуляции взаимоотношений в их референтных группах.
Мы все с детства помним слова:
Дождик, дождик, пуще дадим тебе гущи…
Или Божья коровка, Полетай на небко Там твои детки…
Как отмечают В. В. Абраменкова, М. В. Осорина этот неповторимый мир исчезает и уходит в прошлое, и его изучение и сохранение определило актуальность выбранной темы.
В качестве одной из основных причин потери этого мира учеными отмечается доступность детям разнообразных гаджетов, загруженность детей. Родители, стремясь дать ребёнку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остаётся свободного времени. Учёные и обеспокоены и проблемой с пространством, в котором существует детская субкультура. Проведенные исследования показывают, что, несмотря на то что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру, нет. Телевизионный или компьютерный мир находится на первом месте, он всё больше подменяет для ребёнка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми.
Цель исследования: изучить особенности субкультуры детей дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования: В. В. Абраменкова о понятии детской субкультуры в социальной психологии детства, В. Т. Кудрявцев о природе детской субкультуры, М. В. Осорина о стратагемах детской субкультуры, Н. Иванова об особенностях и значении детской субкультуры и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических основ субкультуры детей дошкольного возраста.
Объект исследования, предмет исследования, задачи и методы исследования представлены на слайде.
Слайд 3.
В первом параграфе на основе исследований И. С. Кона, М. Мида, Е. В. Гончаровой, А. В. Мудрика, А. А. Скороходова мы изучили понятие субкультуры, её признаки и компоненты.
Развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы и культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой. Однако процесс вхождения в культуру обусловлен и возрастными особенностями, и позицией личности в социуме, и т. д. Эти особенности в педагогических и психологических исследованиях И. С. Кон и М. Мид объединяются в понятие «субкультура». Понятие вы видите на слайде.
Мы сравнили подходы Гончаровой и Абраменковой к компонентам субкультуры.
Слайд 4.
Е. В. Гончарова считает, что наиболее важным компонентом является наличие духовной и социальной свободы. Только при этом условии может сформироваться свободная личность со своими взглядами, мнениями и ценностями.
Следующий компонент – это самопознание и саморазвитие. Это помогает ребенку и взрослому чувствовать себя личностью, быть уверенным, постоянно расширять границы своей духовной культуры, стремясь к общению с миром людей, миром культуры, миром природы, но при этом ощущать свою индивидуальность, неповторимость, свою ценность и необходимость. Только через общение человек приобретает социальный опыт, который так важен для субкультуры. Поэтому следующим компонентом является коммуникативная культура.
Наиболее сложным компонентом субкультуры является гармония человека с самим собой, с окружающим миром. Благодаря познанию других, человек познает себя, сопоставляя себя с другими, развивает в себе новые, необходимые ему качества личности.
Слайд 5.
По мнению В. В. Абраменковой содержание детской субкультуры составляют такие компоненты как:
• традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры);
• детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
• детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
• детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);
• эстетические представления детей (составление веночков, букетов, рисунки и лепка, «секреты»);
• детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и пр.);
• детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории — небылицы);
• детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);
• наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).
Таким образом, Гончарова основное внимание обращает на внутреннее содержание субкультуры, а Абраменкова на ее внешнее проявление.
Слайд 6.
А. В. Мудрик выделил следующие признаки субкультуры, которые вы видите на слайде.
Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях. В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.
7 слайд.
Во втором параграфе мы рассмотрели детскую субкультуру как механизм социализации детей дошкольного возраста.
Многие авторы рассматривают детскую субкультуру как универсальный механизм социализации ребёнка, так как именно она максимально способствует естественному включению ребёнка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого он познаёт мир сверстников, взрослых и имеет возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир, а также удовлетворять потребность в самостоятельности и активности. Понятие социализации на слайде.
Абраменкова сформулировала функции детской субкультуры, как института социализации детей дошкольного возраста.
Слайд 8.
Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», это значит, что основная функция детской субкультуры — социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Остальные функции вы видите на слайде.
Итак, благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.
Слайд 9.
В последнем параграфе мы изучили ППО по изучаемой проблеме. Оленева Елена обобщила опыт работы по теме «Использование коллекционирования как содержания детской субкультуры в развитии творческой инициативы дошкольников»
С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий. Автор отмечает, что стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности. Коллекционирование — занятие долговременное, поэтому требует таких личностных черт как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С детского интереса к коллекционированию начинался путь в большую науку многих выдающихся исследователей.
Итак, изучив опыт Оленевой Елены, мы пришли к выводу, что коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекции тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет активизируют имеющиеся знания, придает направленность творческим интересам).
В работах И. А. Бурлаковой, Е. Е. Клопотовой, Т. В. Коптевой описаны возможности использования дворовых игр для формирования разновозрастного сообщества детей. Цель проекта «Возрождение традиций дворовых игр» — повышение мотивации и интереса к общению через такую игру. Это предполагает участие в проекте людей разного возраста: дошкольники и младшие школьники, подростки и родители, педагоги и люди пожилого возраста, которые могут поделиться воспоминаниями, научить играть и с удовольствием посмотреть, как играют их дети и внуки. Следующие опыты, которые мы изучили, представлены на слайде.
Слайд 10.
В заключении хотелось бы вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства», и от того каким будет детство у наших воспитанников, счастливым, полным впечатлений или разочарований, какие события сохранит их память: «секретики», игра в классики, «резиночку» зависит от взрослых.
Источник