Развитие ребенка в слуховом аппарате
- Роль слуха в развитии ребёнка
- Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха у ребёнка?
- Причины нарушения слуха у детей
- Этапы развития слуха ребёнка
- Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?
Роль слуха в развитии ребёнка
Огромное значение в общем развитии подрастающего поколения отводится слуху. Слух помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии ребенка, определении индивидуальных характерных черт личности.
В недалёком прошлом, из-за отсутствия точной диагностики слуха у детей, довольно часто глухие дети, которые не могли правильно сформировать свою речь, производили впечатление отстающих в умственном развитии. Были случаи, когда здоровый ребенок, но с нарушениями слуха причислялся к умственно отсталым и направлялся в специализированные учреждения. На сегодняшний день новейшие технологии позволяют поставить точный диагноз.
Слабослышащие люди имеют нормальное умственное развитие. Но если глухота врожденная, то это может стать губительным фактором в общем развитии ребенка. Довольно часто мать ребенка труднее свыкается с мыслью о глухоте своего ребенка, чем он сам. Именно поэтому необходимо оказывать моральную поддержку слабослышащим и глухим детям, помогать им преодолевать этот барьер, а также акцентировать их внимание на информации о дальнейшем нормальном развитии.
Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха у ребёнка?
Очень важно в самые ранние сроки ставить диагноз глухоты у новорожденных, чтобы назначить лечение и подобрать слуховой аппарат, чтобы обеспечить своему ребенку нормально существование и развитие. Если по родственной линии были случаи врожденной глухоты, то необходимо как можно раньше провести исследования новорожденного. Благодаря новейшим разработкам и открытиям это стало доступным.
На сегодняшний день достаточно часто проводят скрининг в родильных домах среди новорожденных детей, чтобы определить уровень слуха и выявить нарушения на ранних стадиях. Проводимые мониторинги показывают, при своевременном назначении лечения и выборе слухового аппарата для глухого ребенка в возрасте до полугода, его развитие не будет отличаться от развития речи здорового ребенка.
Причины нарушения слуха у детей
Практически в четырех случаях из тысячи новорожденных детей наблюдается нарушения слуха. Есть огромное количество разнообразных факторов появления глухоты у детей, которая также может возникнуть вследствие родовой травмы. Также глухота может быть наследственной. Снижение уровня слуха может возникнуть в дошкольном возрасте.
Одним из факторов понижения слуха может послужить перенесение отита — воспалительной реакции в среднем ухе. Также причиной нарушения слуха можно назвать сильный шум, постоянно действующий на органы слуха. Практически пятьдесят процентов всех детей переносят в раннем возрасте отиты, при котором нередко скапливается экссудат внутри полости уха. Это приводит к нарушению слуха.
Необходимо знать, что дети, которые часто болеют воспалениями органов слуха — подвержены глухоте. Если в начальных классах у ребенка пониженный уровень слуха, то ребенок может поменять свое поведение и способность к овладению грамоте.
Этапы развития слуха ребёнка
Достаточно сложно установить понятие хорошего слуха у детей. Это зависит от индивидуального общего развития ребенка. Исходя из этого, можно привести только общие положения о развитии и формировании слуха у детей.
- Первый этап — предродовая стимуляция. Еще в зародыше на сроке 20 недель появляется слух, который в дальнейшем начинает сформировываться окончательно. Ребенок еще в зародыше способен улавливать внешние звуковые волны. При этом звуки низкой частоты определяются гораздо лучше, чем звуки высоких частот.
- Второй этап — локализация звуков. Это выражается в реакции на резкие звуки. Этот период до четырех месяцев.
- Третий этап — Дети сами начинают произносить некоторые звуки, распознает отдельные голоса человеческой речи. Этот период в сроки от трех до полугода.
- Четвертый этап — от полугода до года. Дети уже могут сами произносить некоторые несложные слова. Также понимают значения некоторых отдельных слов. Понимает смысл отдельных простых фраз.
- Пятый этап — от года до полутора лет. Дети потихоньку начинают разговаривать. Произносить около 25 слов и понимать в два раза больше.
- Шестой этап — возраст 2 года. Ребенок может самостоятельно выстраивать несложные предложения, его лексика может составлять около 250- 400 слов. В этом возрасте детям читают книги, они уже могут вслух произносить названия отдельных вещей и предметов.
- И заключительный этап формирования слуха — от трех до четырех лет. Для высказывания своих мыслей и просьб ребенок уже может самостоятельно разговаривать, правильно подбирать слова, делать шире свой лексический словарь.
Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?
Для создания нормальных условий развития и формирования личности ребенка, который с рождения имеет слабый слух, необходимо правильно подобрать необходимый тип слухового аппарата. Слуховой аппарат должен подходить по размеру и соответствовать форме ушной раковины. Так ребенок растет и меняет свои анатомические формы ушей, то к слуховым аппаратам выдвигаются особые требования.
Грудным детям советуют приобретать заушные слуховые аппараты, из-за их легкости и прочности. Также они не препятствуют чистке ушной раковины и слухового прохода. Необходимо постоянное обновление формы и размера ушных вкладышей с ростом ребенка. Слуховые аппараты можно приобрести различных цветов, поэтому есть возможность выбора для детей. Дети более старшего возраста чаще выбирают незаметные для других слуховые аппараты, из-за некоторых подростковых комплексов.
Источник
Слухопротезирование детей обладает рядом своих особенностей. Для определения особенностей слуха у ребенка используются разнообразные методы диагностики, в том числе объективные. Таким образом, проверка слуха может осуществляться у маленьких пациентов в возрасте от трех месяцев.
Показания и противопоказания
Существует ряд показаний для проведения слухопротезирования у детей. Уже доказано, что потеря слуха более 25 децибел может значительно нарушить разборчивость речи и привести к нарушению развития речевых навыков у малыша. Это может стать причиной отставания в умственном развитии.
К числу показаний для слухопротезирования детей можно отнести:
- значительную потерю слуха, то есть 3 и 4 степень;
- 1 и 2 степень потери слуха, при которой во внимание берутся индивидуальные особенности ребенка;
- одностороннее нарушение слуха;
- врожденные дефекты, при этом слуховой аппарат применяется в качестве дополнительного и временного способа, пока дефект не удалят с помощью хирургической операции.
Противопоказания для слухопротезирования детей – это острые воспалительные заболевания внутреннего, среднего и наружного уха, которые могут прогрессировать из-за закрытия слухового прохода ушным вкладышем.
Когда проводится слухопротезирование
Оптимальный возраст ребенка для установки слуховых аппаратов определяется в зависимости от показаний. Тугоухость, при которой поражаются элементы звуковоспринимающего аппарата, к сожалению, необратима. Малыш не будет слышать самостоятельно, поэтому, чтобы он правильно рос и развивался, слухопротезирование следует проводить в раннем возрасте (примерно 9-12 месяцев), после выполнения всех диагностических исследований.
Особенности раннего слухопротезирования
Между интеллектуальным и слуховым развитием малыша существует прямая взаимосвязь. Если малыш не слышит, в мозг не поступает требуемая информация, в результате чего страдают интеллект и речевые навыки. Современные общие принципы слухопротезирования детей позволяют добиться поистине ошеломительного эффекта коррекции. Сегодня дети с нарушениями слуха имеют максимум возможностей для полноценного развития и адаптации в социуме.
Чтобы слух малыша был наилучшим образом был приближен к естественному, чаще всего используется бинауральное слухопротезирование, позволяющее услышать как можно большее количество звуков. При подборе аппарата обязательно оценивается его удобство для ребенка и правильность настроек. Если малыш совсем маленький, регулировка слухового аппарата производится в течение нескольких месяцев с участием психолога, родителей и сурдопедагога.
Показатель эффективности и правильности подбора слухового аппарата – положительные изменения в речевом и умственном развитии малыша, поэтому важно подойти к вопросу протезирования слуха со всей ответственностью.
В центре «Мелфон» вас всегда готовы принять компетентные специалисты, которые подберут для вашего ребенка оптимальный метод протезирования слуха. Мы проведем тщательную диагностику ребенка и вернем ему возможность слышать все, что происходит вокруг!
Вам также будет интересно
Источник
Слухопротезирование детей – тема, всегда требующая особого внимания. Весной 2017 года датская компания GN Hearing (ранее – GN ReSound), представляющая на российском рынке бренд ReSound, зарегистрировала семейство детских слуховых аппаратов ReSound Up Smart. Это способствовало тому, что возможности протезирования детей любого возраста и их успешного развития возросли в разы. В данной статье мы раскроем основные нюансы и потребности при выборе и применении слуховых аппаратов детьми разных возрастных групп и посмотрим, как можно удовлетворить эти потребности при помощи новых слуховых аппаратов Up Smart.
Для начала надо обозначить разницу между обычными и детскими слуховыми аппаратами, ведь детей протезировали и до того, как появились специальные детские модели. Основное отличие кроется в корпусе аппарата. Чтобы аппарат считался детским, в обязательном порядке должны соблюдаться два условия: наличие светового индикатора, сообщающего родителям о состоянии аппарата, и крепкого замка батарейного отсека, чтобы исключить риск проглатывания батарейки ребенком. Также детские слуховые аппараты поставляются с рожками меньшего размера, но так было и с обычными аппаратами сегмента «плюс – премиум». Что касается настройки детских слуховых аппаратов, она ничем не отличается от настройки аналогичного «взрослого» аппарата ReSound. Независимо от того, какой аппарат вы подключили, при указании возраста пациента до 16 лет программа автоматически переведет специалиста в Педиатрическую настройку.
Слуховые аппараты ReSound Up Smart представлены классическими заушными моделями различной мощности, способными покрывать от 2 до 4 степени снижения слуха. Совместно с аппаратами была выпущена и серия удерживающих аксессуаров, обеспечивающих комфортное и безопасное ношение аппарата. Вся линейка относится к ценовым сегментам «плюс – премиум» и имеет подразделение на три ценовых сегмента: 5, 7 и 9. Независимо от цены, все аппараты разработаны на процессоре с беспроводной связью 2,4 ГГц. Это даёт возможность применения беспроводной настройки, использования линейки беспроводных аксессуаров ReSound Unite, а также прямой связи с устройствами Apple.
Во время настройки слуховых аппаратов ребенку специалист основывается на его возрасте, поскольку в зависимости от этого показателя будет принято решение об активации или, наоборот, деактивации той или иной технологии, например, направленности, шумоподавления и т.п. Чем младше ребенок, тем меньше «автоматики» требуется в работе слухового аппарата, но по мере роста и развития ребенка все эти функции могут значительно улучшить разборчивость речи в условиях его активной жизни. Поэтому наличие «продвинутых» технологий в слуховом аппарате для ребенка всегда оправдано тем, что на любом этапе его развития у вас будут все необходимые инструменты для удовлетворения этих потребностей.
Если посмотреть на ситуацию в целом, периоды развития ребенка и изменения его потребностей можно разделить на 4 этапа:
- малыши от 0 до 2 лет;
- дошкольники от 3 до 6 лет;
- школьники от 7 до 12 лет;
- подростки от 13 и старше.
Здесь, конечно, возможны отклонения +/- год в зависимости от индивидуальных особенностей и региона проживания ребенка. Рассмотрим каждый из этих периодов с позиции потребностей ребенка.
Малыши от 0 до 2 лет
В последнее десятилетие в практику вошел скрининг новорожденных в роддоме. Он помогает с первых дней жизни определить или заподозрить у ребенка снижение слуха. Это дает возможность родителям и специалистам как можно раньше приступить к терапии, в нашем случае – к слухопротезированию, что в будущем позволит ребенку развиваться на уровне сверстников. Оптимальным возрастом слухопротезирования ребенка с врожденными патологиями слуха считается 6 месяцев, однако сейчас нередки случаи протезирования детей и более раннего возраста.
В период до двух лет ребенок большую часть времени находится в окружении близких. Он учится воспринимать окружающий мир зрительно, тактильно, на слух и запах. В полгода ребенок уже проявляет двигательную активность, пытаясь встать и обучаясь ходить. Во все эти столь важные периоды его жизни малышу нужно не только обеспечить хорошую слышимость, но и позаботиться о безопасности и комфорте при использовании слуховых аппаратов.
За безопасность слухового аппарата отвечает замок батарейного отсека, который ребенок не сможет самостоятельно открыть, создав риск проглатывания батарейки.
Для комфортного расположения аппаратов на ушках были разработаны специальные удерживающие аксессуары: наклейки Stick and Go и клипса Clip and Go. Наклейка, повторяющая принцип работы двустороннего скотча, одной стороной клеится к коже малыша за ушком, а другой стороной – к боковой грани слухового аппарата. Иными словами, приклеивает слуховой аппарат к коже. Материал, из которого изготовлена наклейка, абсолютно безопасен и не вызывает аллергии. Одной наклейки хватает на несколько циклов приклеивания и отклеивания. Применение клипсы напоминает применение похожего аксессуара для пустышки. Сама клипса крепится к одежде ребенка, а шнурки с силиконовыми кольцами на концах присоединяются к слуховым аппаратам. В случае если слуховой аппарат слетит с ушка, он не упадет на землю, не потеряется, а просто повиснет на одежде малыша.
К обеспечению комфортности при использовании слухового аппарата можно также отнести и многоуровневую технологию подавления обратной связи DFS Ultra. Маленького ребенка часто обнимают и прижимают к себе, он носит чепчики на голове и лежит в кроватке, вертя головой и окруженный мягкими бортиками люльки. Эти условия могут вызвать обратную связь и свист слухового аппарата. В описанном случае очень важно иметь высокоточную систему подавления обратной связи. В ситуациях, когда слуховой аппарат невозможно откалибровать, в слуховых аппаратах UP Smart активируется опция Авто DFS, которая автоматически в процессе ношения аппаратов выстроит зону обратной связи.
Для поддержания речевого развития ребенка совместно со слуховыми аппаратами Up Smart рекомендовано приобретать беспроводной аксессуар Минимикрофон (или его усовершенствованную версию – Мультимикрофон, который находится на стадии регистрации). С его помощью ребенок будет четко слышать голос родителей, сурдопедагога, а также прослушивать различные аудиофайлы, например, колыбельные, сказки, без необходимости крепления на тело дополнительных устройств. Звук высокого качества передается напрямую в слуховые аппараты на расстоянии минимум 7 метров.
Из линейки беспроводных аксессуаров ReSound Unite родителям будет полезен и Пульт дистанционного управления. С ним можно отслеживать состояние слуховых аппаратов, регулировать громкость или переключать программы на расстоянии. Кнопки управления на корпусе при этом можно отключить, чтобы ребенок случайно их не нажал.
Если у родителей ребенка имеется одно из устройств Apple (iPhone, iPad или iPod), то посредством технологии прямой передачи звука MFi (Made for iPhone – «Создано для iPhone») можно управлять настройками слухового аппарата и передавать аудиозвуки из телефона напрямую. Сегодня существует немало обучающих мобильных приложений для детей, например, для изучения цветов, букв, цифр, звуков природы и животных. Играя с этими приложениями, ребенок будет четко и ясно слышать аудиозвуки, что не только пробудит мотивацию и интерес к подобным занятиям, но и увеличит их качество и результативность.
Дошкольники 3 – 6 лет
В этом возрасте дети наиболее активны и начинают общаться не только с близким окружением, но и со сверстниками. Многие посещают дошкольные образовательные учреждения – общеобразовательные или специализированные. В этот период нужно обязательно обеспечить слабослышащего ребенка доступом к окружающим звукам дома, на улице, в классе и других местах. В специализированных образовательных классах можно встретить FM-системы, которые позволяют ребенку слышать учителя громко и четко в любой точке комнаты. Однако это не так распространено, особенно в дальних регионах страны, и решает проблему лишь в рамках одной комнаты. А ведь в течение дня ребенок посещает множество мест как в образовательных целях, так и просто для проведения досуга. Применение беспроводного микрофона позволит устранить проблему, поскольку его часто называют «мобильной FM-системой». По пути в детский сад мама может использовать его за рулем, чтобы не отвлекаться от дороги, и при этом комфортно общаться с ребенком. В детском саду его можно передать воспитателю, чтобы во время прогулок и занятий малыш хорошо слышал педагога. Благодаря тому, что микрофон подключается к любому аудиоустройству, например, планшету или компьютеру, дома ребенок может заниматься или отдыхать, слушая аудиоуроки, сказки или мультфильмы.
Поскольку дети такого возраста чаще находятся в общественных местах, может встать вопрос об активации функции шумоподавления. Здесь незаменимой будет опция ReSound Noise Tracker II, которая имеет несколько уровней шумоподавления и четко идентифицирует в общем сигнале шум и речь. Это сохраняет усиление полезного речевого сигнала на нужном уровне, подавляя только шум.
Школьники 7 – 12 лет
У школьников, помимо всех вышеперечисленных ситуаций, наступает социально насыщенный период жизни. Все больше общения с друзьями, вырисовываются жизненные интересы, которые ведут к выбору того или иного кружка или секции. Ребята постарше начинают посещать концерты, кинотеатры, дискотеки. Для специалистов большим плюсом этого возраста является то, что ребенок может описать свои ощущения слышимости в различных ситуациях, четко сформулировать проблему, управлять аппаратами и переключать режимы работы. Это дает возможность активировать дополнительные программы прослушивания, например, программы Ресторан (общение в шуме) или Музыка. Каждая из них имеет свои параметры настройки усиления, технологий подавления шума и обратной связи, типа направленности и других опций. Главное, что в слуховых аппаратах ReSound Up Smart специалисту будут доступны все эти инструменты, и в зависимости от предпочтений и образа жизни ребенка он сможет их применить.
Поскольку большинство детей этого возраста увлекаются активными видами спорта, им можно предложить аксессуар для закрепления слухового аппарата на ухе – Bend and Go. Он представляет из себя комбинацию удерживающей рамки и проволоки, которая подгибается под ушную раковину для надежной посадки аппарата. Все материалы аксессуара абсолютно безопасны для детской кожи и не травмоопасны.
Подростки 13+
Детей такого возраста порой сложно назвать детьми. Это достаточно взрослые ребята, и их образ жизни и интересы максимально близки ко взрослым. Очень часто у подростка на первом месте стоит внешний вид слухового аппарата, и не обязательно здесь идет речь о маленьком размере корпуса. Например, в линейке слуховых аппаратов Up Smart есть корпуса ярких цветов: глянцевые черный, красный и синий, нежно-голубой и розовый. Цвет устройства может подчеркнуть индивидуальность подростка и привлечь его внимание к слуховому аппарату как к современному и высокотехнологичному аксессуару и гаджету. Учитывая наличие беспроводной связи с устройствами Apple, которые сейчас есть у каждого второго подростка, слуховые аппараты Up Smart – это действительно нечто большее, чем просто слуховые аппараты. Современная молодежь поголовно увлечена социальными сетями, мобильными играми, путешествиями и многим другим. Возможность слушать звук напрямую со смартфона при прослушивании музыки, общении по телефону и получение уведомлений облегчает подростку нахождение в этом сумасшедшем мире технологий. С мобильным приложением ReSound Smart подросток сам может регулировать громкость, управлять программами, параметрами звука, подстраиваясь под изменяющиеся акустические ситуации в течение дня.
Здесь по максимуму можно использовать такие технологии, как, например, Оптимизатор окружения II, который будет автоматически регулировать уровень усиления и шумоподавления в зависимости от наличия и интенсивности шума и речи.
Очевидно, что каждый случай при работе с конкретным ребенком индивидуален. Благодаря современным слуховым аппаратам и скрытым в них технологиям, вы, как специалист, сможете выделить эту индивидуальность. Успех ребенка от использования слуховых аппаратов во многом зависит от его желания и заинтересованности их носить. Первые результаты применения ReSound Up Smart в России говорят о том, что ребенок становится наиболее заинтересован в ношении слуховых аппаратов, когда узнает об их беспроводных возможностях и прямой связи с любимыми мобильными устройствами.
Материал предоставлен компнанией ReSound
Источник