Развитие ребенка в семье и в доу
Консультация на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ»
А. де Сент — Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по- настоящему в ответе. За оригинал — не за отражение! »
Цель: ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и в ДОУ. Обучение родителей играм, направленным на формирование правильной осанки и на исправление плоскостопия.
Задачи:
1. Пополнить знание родителей о литературе по организации физического воспитания детей в условиях семейного быта и ДОУ, которая дает рекомендации о том, как растить детей здоровыми, закаленными, физически крепкими.
2. Познакомить родителей с банком игр, направленных на формирование правильной осанки и исправления плоскостопия детей дошкольного возраста.
3. Разучить с родителями игры, использовать их для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия их детей.
Цель физического воспитания детей – последовательное физическое совершенствование, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Необходимо добиваться того, чтобы дети обладали крепким здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.
Правильное разностороннее физическое формирование обеспечивает своевременное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для повседневной практической деятельности, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.
Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Но надо следить и знать, как правильно распределять нагрузку на опорно-двигательный аппарат, так как нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись! » — это ошибка, так как детьми в этом возрасте частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки «иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.
А лучше всего чаще играть с детьми в игры направленные на формирование правильной осанки.
Сегодня я хочу вам предложить банк игр, для того, чтобы вы сами научились и запомнили правила и применяли эти знания.
«Восточный официант»
Цель игры: развитие координации движений; равновесия; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Материалы:
поднос или книга, кубик.
Ход игры:
Предлагается поиграть в «восточного официанта» и показывать, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить за тем, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
«Летим на Марс»
Цель игры: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.
Материалы: стулья, мячи.
Ход игры:
Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и бросает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения можно повторять стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде «ракета полетела» бросает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
Кроме игр направленных на формирование правильной осанки, есть игры не менее важные. Вы можете использовать очень полезные игры для профилактики и лечения плоскостопия.
«Донеси, не урони»
Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.
Материалы: стулья, простынки.
Ход игры:
Игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. Тоже повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
«Самый стойкий»
Цель игры: тренировка равновесия, координации движений, воспитание выносливости, решительности.
Ход игры:
Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить плечом и заставить его потерять равновесие — сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра — прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствие ребенка. Спасибо за сотрудничество!
Используемая литература:
1. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренингы. Занятия. «
2. Н. И. Крылова, издательство «Учитель», 2008г.
3. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»
4. А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина ООО»ТЦ Сфера», 2011г.
Источник
Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А.Сухомлинский/
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я рекомендую вести по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начать работу желательно с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет вам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Предлагаю разработать для себя критерий, который назвать «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий будет отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит выделить три группы родителей.
Родители — лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители — критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приведет к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог — психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вы можете сформулировать для себя задачи по работе с родителями:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:
— посещение семей воспитанников на дому;
общие и групповые родительские собрания;
— консультации;
— занятия с участием родителей;
— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
— совместные экскурсии;
— Дни общения;
— Дни добрых дел;
— Дни открытых дверей;
— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
— оформление фотомонтажей;
— совместное создание предметно — развивающей среды;
— утренние приветствия;
— работа с родительским комитетом группы;
— беседы с детьми и родителями;
— тренинги;
— семинар — практикум;
— мастер-класс;
— родительские гостиные;
— телефон Доверия;
— почта Доверия;
— семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» можно провести в нетрадиционной форме.
Подобрать музыку, готовить пригласительные билеты, постараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание можно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединит взрослых (все встанут в круг и расскажут немного о себе). Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, помогут родителям откровенно говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где использовать фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Будет очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручат грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:
«Родители у нас — народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут».
«Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!
«В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает».
«Папы, мамы — молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют».
Родители станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Наглядно — информационное направление включает в себя:
— родительские уголки,
— папки — передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,
«Воспитание со всех сторон»
— библиотека — передвижка,
— фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы — друзья природы», «В кругу семьи»,
— фотовыставки «Моя бабушка — лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»
— «Папа, мама, я — дружная семья»,
— семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Учись быть папой»,
— эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
— копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, вам активизировать родителей используйте, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали — отвечаем», «Говорят дети», «Носики — курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещайте практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно — информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями, на мой взгляд самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе можно провести:
— праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»,
— развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
— «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),
— спортивные досуги «Семья — здоровый образ жизни», «День Взросления» — вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
— совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,
— выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо — чадо»,
— празднование дней рождения (ежемесячно),
— выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», » Вот так наряд «,
— спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
— совместные походы «В мир прекрасного»,
— экскурсии «Мы — друзья природы», «Защитим свою природу» .
Сценарии праздников и развлечений нужно разработать совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я предлагаю определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
— выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
— консультации для родителей;
— составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
— распределение ролей взрослых;
— изготовление пригласительных билетов;
— подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
— составление памятки — помощницы для родителей и для детей;
— индивидуальные встречи и консультации;
— изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Источник
Юлия Зайцева
Семейное воспитание и дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».
А. В. Сухомлинский
Зайцева Юлия Викторовна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное»
Воспитание — это очень ответственное дело. Тем более, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Как раз в этот период и закладывается основа личности человека. Чтобы нам понять маленького ребёнка, чему-то его научить, необходимо очень много уметь, знать, понимать. Воспитательная функция — важнейшая функция семьи. По мнению философа Н. Я. Соловьева, «семья — воспитательная колыбель человека«. Потому что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание — очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.
Семейный Кодекс РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»[1]. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ст.18 говорится: родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений.
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию[3].
Концептуальной идеей Программы является идея о том, что если в центре внимания находится развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель и развивающийся Педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.
Принципы работы Направления работы Задачи работы
— партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
— помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей;
— постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов. — защита прав ребёнка в семье и детском саду;
— воспитание, развитие и оздоровление детей;
-детско-родительские отношения;
— взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;
— коррекция нарушений в развитии детей;
— подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
— изучение семьи;
-привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
— изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
— просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
-работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей
Начиная со стадии индивида, ребенок переходит на этап индивидуальности со своими привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детских садах осуществляют воспитатели с помощью занятий, прогулок, игр, индивидуальной работы, развлечений, праздников, привлекая родителей и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.
В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.
Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям педагогами используются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, которые позволяют родителям целенаправленно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве активного субъекта образовательных отношений. Степень вовлеченности родителей зависит от их желания и возможностей.Среди самых распространенных форм совместного творчества:
• мастер-классы, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога;
• семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются;
• гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов;
• спортивные праздники (в помещении и на улице, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности[2].
Модель взаимодействия педагогов с родителями:
Направления Содержание Формы работы
Педагогический
мониторинг
— Изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.
— Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада.
— Знакомство с семейными традициями. -Анкетирование родителей
— Беседы с родителями
— Беседы с детьми о семье
-Наблюдение за общением
родителей и детей
Педагогическая
поддержка
— Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребенка.
— Популяризация лучшего семейного опыта воспитания и семейных традиций.
— Сплочение родительского коллектива.
— Беседы с родителями
-Психолого-педагогические тренинги
— Экскурсии по детскому
саду (для вновь поступивших)
— Дни открытых дверей
— Показ открытых занятий
— Родительские мастер-
классы
— Проведение совместных
детско-родительских
мероприятий, конкурсов
Педагогическое
образование
родителей
— Развитие компетентности
родителей в области педагогики и детской психологии.
-Удовлетворение образовательных запросов родителей.
— Темы для педагогического образования родителей определяются с учетом их
потребностей (по результатам педагогического мониторинга).
— Консультации
— Дискуссии
— Информация на сайте ДОУ
— Круглые столы
— Родительские собрания
-Вечера вопросов и ответов
— Семинары
— Показ и обсуждение
видеоматериалов
— Решение проблемных
педагогических ситуаций
— Выпуск газет,
информационных листов
плакатов для родителей.
Совместная
деятельность
— Развитие совместного общения взрослых и детей.
— Проведение совместных
праздников и посиделок
педагогов и родителей
— Сплочение родителей и педагогов.
— Формирование позиции родителя как непосредственного участника образовательного процесса. — Заседания семейного клуба
-Оформление совместных с детьми выставок
— Совместные проекты
— Семейные конкурсы
— Совместные социально
значимые акции
— Совместная трудовая
деятельность
Следует отметить, что чем лучше общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, и тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Парламентская газета. — 23-29.01.2009. — №4 (С учетом поправок).
2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина// Дошкольное воспитание. – 2000. – №1
3. Баринова Т. М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е. М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.
Источник