Развитие ребенка в сельской местности
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Воспитать значит вырастить ребенка, воздействие на духовное и физическое развитие, дать образование, обучить правилам поведения.
Образование – это получение систематизированных знаний и навыков, обучения и просвещения.
В свою очередь, воспитание – это навыки поведения в семье, школой среде, проявляющая в общественной жизни.
Эти формы на протяжении всей жизни преследуют ребенка и помогают в его развитии. Ребенку уже с раннего детства надо готовить к школе, помогать ему выявить скрытые способности, и помочь их развить, чтоб дети были всесторонне развиты и в любых ситуация могли применить свои знания, навыки и умения.
Воспитание в семье является фундаментом развития ребенка как в сельской местности так и в городе.
Воспитание в городе зависит от сельского воспитания, в селе свои нормы поведения которые нужно строго соблюдать, в городе же это не имеет особого значения. Вот по этой причине родители воспитывают детей не особо строго. Пойти погулять, сходить с друзьями в кино или в кафе… Дети воспитываются по принципам города и по этой причине бывают балованные и в частности не слушают своих родителей. Дети в городе не получают такой физической и духовной нагрузке как в селе. Дети в селе более выносливы потому что им надо подниматься по горам, гулять с родителями в лесах по собиранию ягод, или провожать скот на пастбище. В сельской местности развита религиозное воспитание и это имеет важную роль в развитие ребенка, потому что, по мнению взрослых, такое воспитание развивает все нравственные и эстетические качества ребенка. У детей в городе такое не имеется. Они более свободны в своих взглядах на окружающий мир. И кроме как в секциях и на укоре физкультуры ребенок не получает физической нагрузки. Уже не говоря о трудовом воспитание. В сельской местности ребенок помогает только чем может свои родителям: в огороде, сходить за водой, или покормить домашний скот. В городе дети не имеют полное представления о трудовом воспитание если конечно родители не будут развивать эти качества у ребенка. Родители в сельской местности внимательно смотрят за детьми, они бывают более строже и их воспитание зависит от городского воспитания. Дети в селе бывают сдержаны, имеют знать себе место, знают что, где и как говорить. Воспитание детей, как в сельской местности, так и в городе зависит от родителей, родители должны поминать, что не только они имеют влияние на ребенка, но и окружающая его среда и в зависимости от этой среды воспитывать ребенка. Воспитание девочки и мальчика имеет не мало важную роль. Ведь как в селе, так и в городе девочек следует обучать готовить, убираться дома, воспитывать детей методами игры. Мальчиков обучают отцы, мужскому труду. Дети хоть и в таком маленьком возрасте, но должны иметь представления о женском и мужском воспитание и взаимоотношения между ними.
Образование тоже влияет на воспитание ребенка. И уже образование в селе отличается от города. В городе преподаватели создают условия для всестороннего развития ребенка, проводятся дополнительные занятия. Эти дополнительные занятия в форме: танцы, уроки иностранных языков, продленки, различные туристические походы и т.д. Так ребенок в городе может быть перспективным. Проблема в сельской местности заключается в том, что там даются только базовые знания и нет дополнительного развития ребенка. Эти обычные уроки проводятся однообразно и детям бывает не интересно. Дополнительных занятий нет по причине того что нет преподавателей которые могут проводить эти занятия. Так же есть такие проблемы как: — отсутствие параллельных классов;
— отсутствие одного или несколько классов;
— объединение начальных классов в один или два класса комплекта;
— разобщенность территории школьного микрорайона;
— безальтернативность образовательного пространства. Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования;
— недостаточное оснащение школ современным оборудованием;
— малочисленность учительского состава;
— полифункциональность деятельности сельского учителя. Многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности);
— особые социальные условия жизнидеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социальнопедагогических функций;
— слитность с природным кружением. Сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе.
— малочисленность родительского коллектива;
— низкий образовательный ценз родителей;
— «педагогическое одиночество» — ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег.
— большая значимость трудового воспитания. Занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыков, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе.
— тесная связь с народными традициями. Воспитание в сельской школе строится с учетом народных традиций;
— не оснащение кабинетов компьюторами или других констоварных принадлежностей;
— разговаривать с детьми не на русском, а на родном языке.
Эти все характеристики выявляют отличие между городским образование и воспитанием между сельским.
Педагоги не всегда дают в сельской местности, способны решить проблемы дополнительного образования детей. Но в селе взрослое поколение, в частности бабушки обучают своих чад вязанию и вышивке, ковроткачеству, гончарному искусству и т.д.
Источник
Особенности личностного развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многом определяются окружающей его социокультурной средой. Воздействие факторов этой среды на развитие личности ведет к формированию определенного типа, обладающего как позитивными особенностями этого влияния, так и неблагоприятными последствиями.
Пространственная ограниченность сельской среды, узость и однообразие поведенческих, нравственных и культурных образцов способствуют повышению уровня монотомии (психологического пресыщения), связанного с ограниченным кругом общения; медленному темпу культурного развития, коммуникативных навыков, речевой культуры и общей образованности; школьник младшего возраста медленнее, чем городской, овладевает речевыми навыками родного языка. Бедность словаря обусловлены бедностью стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов, своеобразием говора той или иной местности.
Однообразие сельской среды способствует выработке статического внимания, статического типа поведения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающего общей устойчивостью.
Внимание носит сравнительно пассивный характер. Раннее включение ребенка в трудовую жизнь, с одной стороны, формирует ценностно-целевую установку на практический результат, а с другой — идет за счет подавления и ослабления целого ряда других функций, способствующих его раннему развитию (игровой деятельности, художественному творчеству, интеллектуальной работе, физкультурно-оздоровительной деятельности).
Постоянное пребывание взрослых на глазах ребенка способствует тому, что сельские дети быстро овладевают не только несложными трудовыми навыками взрослых, но усваивают и нормы поведения старших, нравственные ценности взрослых. Ассоциативное поведение взрослых служит мощным стимулом для подражания.
Близкое знакомство с природой позволяет сельскому школьнику иметь обширный запас предметных представлений о явлениях природы и животном мире, наблюдательность, устойчивость внимания, особый характер мышления (недоразвитие анализирующего, логического мышления). Отличительным свойством живых, ярких представлений ребенка служит наглядность, предметность (городскому ребенку свойственна более сильно выраженная вербальность, сравнительно меньшая наглядность).
Ум сельского ребенка обладает сравнительно большей ясностью, полнотой, наглядностью. Ему свойственны созерцательность, отсутствие торопливости и сентиментальности, реалистичность, сдержанность в выражении чувств, непосредственность, открытость, отзывчивость, самостоятельность в быту, склонность к чувствительному восприятию окружающего мира, он непривычен к быстрой ориентировке в новой ситуации.
Специфическими социальными условиями функционирования сельской школы выступают: слаборазвитость социальной инфраструктуры, изолированность, отдаленность. Потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей, а также взрослого населения обусловила необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических и культурных функций.
Современная сельская школа выступает как селообразующий фактор, как фактор формирования духовных ценностей нации, как образовательный и культурный фактор, как фактор педагогического оздоровления сельской социальной среды, как фактор развития сельскохозяйственного производства.
Школа на селе должна стать организатором социально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоления отчужденности детей и родителей, восстановления вековой крестьянской традиции воспитывать всем миром; инициатором социальной работы с детьми и их семьями; институтом поддержки детских и молодежных объединений села; базовым институтом профильной и допрофессиональной подготовки учащихся.
Источник
Образование в малых городах и селах: проблемы и решения
В малых городах и сельских территориях традиционно существует дисбаланс между спросом на образование и его предложением. Он во многом определяет логику развития малых территорий как таковых, стимулируя миграцию на выезд с целью получения образования. Это меняет возрастную структуру в самих поселениях, способствуя дальнейшему ухудшению демографической ситуации на местах.
Однако изменение требований современного рынка труда: рост спроса на профессиональные компетенции и снижение значимости предметного знания, развитие и распространение онлайн-обучения, поиск новых моделей и форм образования как на национальном, так и международном уровне, компетентностные модели обучения, которые могут способствовать самозанятости, населения дают малым территориям возможность встроиться в образовательную повестку XXI века и найти свою траекторию выживания и даже развития. Традиционные преимущества малых городов – компактность, мобильность, соразмерность человеку — позволяют, при наличии других факторов, эффективно размещать в них образовательные мощности. От того, сможет ли Россия создать работающую модель образования для малых территорий, зависит будущее малых городов и сел. Данная тема пока не нашла своего практического отражения и решений в основных стратегических документах федерального уровня – от стратегии пространственного развития страны до приоритетных национальных проектов.
Проблемы развития образования в малых городах и селах и их решения обсуждались на круглом столе Экспертного совета по малым территориям, прошедшем при поддержке Национального фонда подготовки кадров. Представляем краткие итоги круглого стола.
Содержание
- Присутствие образовательных институтов – ключевой элемент системы жизнеобеспечения малых территорий.
- Образование как фактор миграции и оттока молодежи из малых территорий.
- Проблемы материально-технического оснащения образовательных организаций, расположенных на малых территориях.
- Проблемы ограниченных возможностей жителей малых территорий в сфере образования.
- Проблемы кадрового потенциала и качества образования в условиях малых территорий.
- Проблемы учета учащихся;
- Проблемы правового характера.
- Ограничения возможностей по получению высшего и среднего специального образования на местах.
- Комплексные проблемы развития «среды» малых территорий.
- Роль организаций СПО в развитии малых территорий.
- Присутствие образовательных институтов – ключевой элемент системы жизнеобеспечения малых территорий.
Наличие образовательной организации, а также наличие в любом формате образовательных услуг разного уровня – ключевой инструмент и фактор развития малых территорий. Отсутствие последних оказывает негативное влияние на систему жизнеобеспечения малых территорий, приводит к нарущению процессов воспроизводства населения, проблемам социального и демографического развития. Решение проблемы «образовательной миграции» и удержания населения на малых территориях – становится ключевой проблемой безопасности России. Малозаселенные малые территории в будущем могут создать угрозу территориальной целостности России.
«Самое важное в небольших населенных пунктах — есть ли там образовательное учреждение, школа, садик. От этого и зависит, будет ли и дальше существовать этот населенный пункт или он является абсолютно бесперспективным. Без образовательного учреждения, в перспективе 10-15-20 лет, этого населенного пункта не будет».
- Образование как фактор миграции и оттока молодежи из малых территорий.
Образование для малых территорий сегодня носит двойственный харакетр. С одной стороны, способно стимулировать процессы социального развития и благотворно влиять на развитие человеческого капитала в условиях малых территорий. Но, с другой – становится потенциальной угрозой демографической устойчивости территориям. Перспективная молодежь уезжает учиться в крупные города и не возвращается обратно. Решение проблемы образовательной миграции с малых территорий – это ключевой вопрос демографической безопасности.
«Образование – это ключевой фактор молодежной миграции, вымывания из малых городов наиболее активного, креативного, талантливого населения. Образование – это лифт, но лифт, который работает в территориальном смысле в одну сторону. Дети заканчивают школу, поступают в учреждения СПО и высшие учебные заведения, ориентируются на большие города, региональные центры. После окончания учебного заведения они ищут работу либо в местах своей учебы, либо смотрят дальше на мегаполисы. В итоге небольшие поселения просто вымирают под влиянием миграции из села в город и из малого города в более крупные».
Решение проблемы «образовательной миграции» – комплекс мер по решению проблем «среды» в целом. Люди не возвращаются домой не из-за нелюбви к родному краю, а в силу материальных причин, невозможности найти работу по специальности, отсутствия образовательных учреждений для их детей.
- Проблемы материально-технического оснащения образовательных организаций, расположенных на малых территориях.
По данным Счетной палаты, «60 тыс. сельских населенных пунктов, где проживает почти 400 тыс. детей дошкольного возраста, не имеют детских садов, 55 тыс. населенных пунктов не имеют школ, а из-за отсутствия транспортной доступности многие дети, проживающие в сельской местности, дошкольные организации вообще не посещают. В сельской местности 50% точек не подключены к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». Изношенность материально-технической базы и отсутствие доступа к ресурсам сети «Интернет», устаревшая техника не позволяют образовательным организациям использовать в полном объеме электронные ресурсы, предназначенные для образования.
«Город Тулун – население 41 тысяча человек. Восемь общеобразовательных школ, одна гимназия, три ССУЗа и общее количество обучающихся 5,5 тысяч человек, из которых 2200 – это студенты трех средних учебных заведений. На данный момент 80% учреждений нуждаются в капитальном ремонте. Компьютерные классы устарели, не хватает технических средств, проводить дистанционное обучение, повышение квалификации или перепрофилирование с подобной материально — технической базой не представляется возможным».
Требуется оснастить мультимедийными комплексами с подключением к сети «Интернет» социально значимые объекты, в частности библиотеки, для использования их в образовательных целях. Для решения проблемы изношенности материально-технической базы сельских образовательных учреждений требуется принятие государственной программы дополнительного субсидирования образования на малых территориях.
«Необходимо перенимать опыт вузов, активно содействующих развитию территориями своей локализации. Например, Петрозаводского государственного университета, который развивает специальные проекты по работе с удалёнными территориями в Карелии. Организуются «точки дистанционного образования» — в малом населенном пункте, в музее или библиотеке, устанавливается мультимедийный комплекс и в этой точке ведется работа со школьниками».
- Проблемы ограниченных возможностей жителей малых территорий в сфере образования
На малых территориях затруднен доступ жителей к привычным для большинства российских детей городским, областным и федеральным конкурсам, наблюдаются проблемы с развитием системы дополнительного образования для детей из-за дефицита соответствующих кадров
«Возможности детей в сельской местности значительно ниже, чем в городах областного уровня. Те же конкурсы и олимпиады проводятся редко, а дети, которые желали бы принять в них участие, не могут туда попасть. Вся внеурочная, то есть воспитательная деятельность, переведена в учреждения дополнительного образования. Они не в состоянии обеспечить сельскую глубинку педагогами, их просто нет».
Требуется развитие системы дистанционного обучения, а также создание новых и совершенствование действующих образовательных учреждений и центров дополнительного образования на малых территориях.
«Открытые университетские классы – сеть дистанционных классов, в рамках которых ведется подготовка к Единому государственному экзамену. Это увеличивает количество сдающих положительно ЕГЭ в данном районе на 30%».
«Роль университетов как «проводников» региональных и федеральных возможностей для детей по участию в конкурсах и олимпиад, независимо от места их проживания, может быть прописана в программах развития вузов как обязательный элемент – так, как это сегодня делают опорные вузы России»
«вход ведущих региональных университетов в рамку проектного управления региона, учитывающего позиции и возможности региональной власти и потребности муниципальных образований региона, позволят расширить спектр услуг образовательного и более широкого социального и технического характера для решения задач сохранения и развития малых городов и сельских поселений»
- Проблемы кадрового потенциала и качества образования в условиях малых территорий
Из 46 234 общеобразовательных школ в России, 28 222 находятся в сельской местности. Однако из 15 474 357 школьников лишь 3 789 806 обучаются на малых территориях. Важнейшим вопросом является кадровый. Это старение преподавательского состава, отсутствие мотивации для молодых учителей, проблема квалификации преподавательского состава, несовершенство системы переподготовки. Остро стоит вопрос с тарифами и подушевым финансированием – низкая загруженность сельских школ при современной системе оплаты труда преподавателей приводит к обнищанию сельских работников образования и, как следствие, отсутствию притока молодых кадров преподавательского состава в сельскую местность.
«Школы стремительно стареют. В сельской местности на данный момент в среднем только 10% молодых педагогов, еще 20% – это предпенсионный возраст, 70% –пенсионеры. Почему не едет молодежь? Очень низкая заработная плата, немногим выше прожиточного минимума. В итоге сельская школа оказывается просто на грани выживания, так как действует принцип: «нет детей, нет и денег».
Пересмотреть тарифы и ввести надбавки за работу в сельской местности, по аналогии с надбавками за работу в тяжелых условиях и, конечно, комплексный подход. Для решения проблемы квалификации преподавательского состава требуется введение системы «ваучеров» на профессиональную переподготовку и перевод этой сферы на «рыночные основания».
«Для решения проблемы кадров, необходимо пересмотреть систему финансирования сельских школ, отойти от подушевого принципа, провести дифференциацию, работы по поправочным коэффициентам. В малокомплектной сельской школе стоимость образовательных услуг гораздо выше, чем в городской».
«Критически важно, чтобы учитель, преподаватель СПО имел возможность получить доступ к программам повышения квалификации за бюджетный счет. Имея норматив финансирования на повышение квалификации, учитель должен сам выбирать программу, это даст взрывной рост рынка этих программ, резко повысит их качество и конкурентность в системе».
«Опыт университетов (Ульяновский, Петрозаводский, Донской технический и др) по организации программ повышения квалификации учителей школ региона в формате очного и дистанционного обучения, ориентированный на сугубо специфические потребности учителей конкретных МО региона, и поддержанный соответствующим финансированием со стороны региона – хорошая практика системных мер по выправлению ситуации в общем образовании по качеству образования, показателю ЕГЭ, повышению квалификации педагогов»
- Проблемы учета учащихся.
Отдельно стоит выделить неочевидную проблему учета учащихся в образовательных учреждениях малых территорий. В школах, рассчитанных под небольшое количество учеников, за счет дачников и лиц, зарегистрированных не по адресу проживания, обучается значительно большее количество детей.
«На данный момент довольно часто встречается ситуация, что во вновь построенных малых населенных пунктах или микрорайонах, которые де-факто тоже являются населенными пунктами, проживает большее количество жителей, чем зарегистрировано. Например, «Московские Водники», 1700 зарегистрированных по месту жительства, 8000 де-факто живущих. Новая школа получает норматив, набирает учителей на 1700 зарегистрированных. А по итогу получается, что в школу записывается намного больше детей, чем предполагалось изначально, приходится делать дополнительные классы, набирать дополнительно преподавательский состав, на что не хватает ни времени, ни помещения, ни финансовых возможностей, так как ранее в бюджет это заложено не было».
Требуется создание Интернет-ресурса для учета реального количества учащихся в школах на малых территориях. Это поможет в решении проблемы с приведением процесса обучения к нормативам.
- Проблемы правового характера.
Несовершенство правовой базы и пробелы в отношении системы образования на малых территориях зачастую провоцирует сложности в развитии образовательного комплекса на селе.
«На данный момент в законодательстве нет понятия сельская школа или малая школа. Из-за этого идет непонимание круга проблем данных учебных заведений, не только финансирования».
Уточнение полномочий региональной и местной власти, усиление возможности муниципалитетов влиять на образовательный процесс позволит оперативно решать проблемы, возникающие в образовательной сфере на малых территориях. Необходимо совершенствование правовой базы в отношении системы образования в небольших населенных пунктах.
«Уточнение разграничения полномочий и усиление возможности муниципалитетов в образовательном процессе. Вопросы местного значения, факультативные вопросы, полномочия, которые всеми муниципалитетами реализуются, которые муниципалитет может сам на себя дополнительно принимать, если у него есть для этого финансовые ресурсы».
- Отсутствие возможности получить высшее и среднего профессиональное образование на местах
Проблема миграции молодежи в большие города в образовательных целях обозначает важнейшую проблему – отсутствие на местах учреждений среднего профессионального и высшего образования.
«Опыт Подмосковья говорит о том, что даже если на уровне малого города создаются все условия для развития семьи, молодёжи, школьников, то отсутствие филиала какого-либо иного московского ВУЗа не дает возможности возвращаться молодёжи – они уезжают и не возвращаются».
Для решения проблемы отсутствия высшего и среднего образования на малых территориях требуется стимулирование присутствия университетов в различных форматах и перенос кампусов на малые территории.
«Город может быть университетским центром. Перенос (части) кампуса университета из большого города в малый, чтобы этот город специализировать и в этом городе создать инфраструктуру, в значительной степени заточенную под профиль развития малой территории».
- Комплексные проблемы развития «среды» малых территорий
Проблема образования на малых территориях не может быть решена в отрыве от проблем «среды» в целом.
«Развивать только одно образование и давать возможность молодым людям получать знания и практические навыки – этого недостаточно. Сохранение человеческого капитала на уровне конкурентоспособности в нашем современном внутрирегиональном развитии, вопрос о наличии в малом городе более-менее приличных предприятий и рабочих мест на них»
Решение: Принятие концепции, программы создания и развития на малых территориях «бутиковых городов», там, где для этого сформированы необходимые условия
«Информационные технологии создают большие возможности для создания т.н. «бутиковых городов». В этом плане, если действительно будут создаваться частные школы, переноситься кампусы вузов, то пойдёт и обратный процесс. Даже если мы посмотрим на Калужскую, Рязанскую область, видно, как развивается за последние десять лет малое жилищное строительство. И молодые семьи, выбирая, где прожить со своими тремя детьми, и то, что ипотека на дом и квартиру одинаковая – делают выбор не в пользу проживания в больших городах».
- Роль организаций СПО в развитии малых территорий.
На малых территориях учреждения среднего профессионального образования играют роль «якорей», позволяющих удерживать население на «земле» и при этом получить необходимое образование для работы на «земле».
«Система профессионального образования является фундаментом всей сферы, как обслуживания, так и распределения рабочего населения. Огромное количество людей занимается обслуживанием быта, жизни. У среднего профессионального образования миссия научить людей работать своими руками, дать им рабочую специальность. Если не будет филиала колледжа, осуществляющего подготовку по краткосрочным программам даже для предприятий, переподготовку кадров, которые существуют в муниципалитете, соответственно, предприятие тоже лишится своих кадров и умрет. В дальнейшем это приведет к гибели и самого муниципального образования».
Решение: Создание и принятие новых образовательных программ для учреждений СПО на малых территориях, разработанных с учетом потребностей местного бизнеса в квалифицированных работниках.
«СПО должно быть ресурсом малых территорий. Крупный бизнес говорит о нехватке квалифицированной рабочей силы, «синих воротничков». Возможен ренессанс среднего профессионального образования с точки зрения социального ориентира для молодежи».
Источник