Развитие ребенка в раннем возрасте научные статьи

Развитие ребенка в раннем возрасте научные статьи thumbnail



Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны усиленного раннего развития ребенка. Помимо этого, в статье рассмотрены методы и методики, применяемые и используемые в практике работы педагога-психолога с детьми данного возраста.

Ключевые слова: раннее развитие, обучение, методика, развитие мозговой деятельности.

Тема, выбранная нами в качестве предмета исследования посвящена вопросам рассмотрения раннего развития детей, выявления особенностей, которые возникают на данном этапе развития. С самого рождения начинается постоянное развитие ребенка. Сегодня, впрочем, как и всегда, вопрос о развитии детей очень актуален. Многие родители задумываются над тем, что нужно их ребенку? Усиленное занятие дома или специальные занятия в детских центрах. Знание в детском возрасте различных иностранных слов, цифр, цветов — что это обучение или развитие? Давайте для начала определимся, что обучение и развитие — это абсолютно различные понятия. Соответственно в возрасте до 5 лет для ребенка важно именно развитие, которое идет в ногу с возрастом ребенка (соответствие его интересов и потребностей). В младенческом возрасте ребенок эмоционально связан с матерью и самое важное, что может она дать ребенку — это любовь, внимание и забота. Именно эти чувства дают возможность младенцу познавать и узнавать окружающий его мир, воспринимать окружающую среду как безопасность. Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.

Следует отметить, что вопросами разработки раннего развития детей занимались многие ученые, такие, как: Масару Ибука [3], Б.Никитин [5, 6], Н.Зайцев [1].

Ранний возраст принято считать от 1,5 до 3 или 3,5 лет и основное развитие идет в определенных сферах, таких как: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. «Это очень важный и наиболее сенситивный период для развития физического, психического и нравственного здоровья. Порой раннее развитие мы можем обозначить как «принуждение ребенка к приобретению знаний» [2, с. 293].

Итак, мы раскрыли и попытались понять, что подразумевается под понятием «развитие». Однако суть проблемы состоит в том, что амбициозные мамы и папы воспитывают и занимаются ни сколько развитием, а сколько обучением ребенка (счет, письмо, логика). Одним словом, азы тех предметов, которые будут изучаться в школе.

Дети от одного до 3 лет с большим интересом приобретают информацию. Это считается одним из самых интенсивных периодов в жизни ребенка. Они учатся сидеть, ходить, ползать, входить в диалог со взрослыми. Зачастую мы сталкиваемся с родителями, которые одержимы идеей развития своего ребенка. Здесь мы можем смело сказать, что это своего рода стремление испытать чувство гордости за свои родительские достижения и удачи. Но если ребенок встречает какие-либо неудачи на своем пути, это рассматривается как личное поражение взрослых. Будучи практикующим психологом могу отметить, что «проблема раннего развития» указывает на некие проблемные стороны самого родителя.

Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что «раннее развитие» имеет как позитивные, так и негативные стороны.

Общеизвестно, что развитию умственных способностей способствует развитие когнитивных процессов (мышление, внимание, память, способность к языкам, логика и математика) и за все это отвечает высокое развитие коры головного мозга.

Начиная с младенческого возраста, развитие мозга идет очень интенсивно. Благодаря всем этим особенностям детей в возрасте 2,5–3 лет можно обучить большому объемному информации и знаний (письмо, счет, чтение). Мы можем задаться вопросом, для чего ребенку до 3 лет нужен такой большой поток информации — о социуме, об окружающем мире?

Человек на протяжении всей жизни социализируется, строит отношения с людьми, входит в контакт. Для всего этого соответственно необходим развитый мозг. Ребенку нужно владеть различными знаниями, принципами жизни и групповыми иерархиями. Также ребенку необходимо владеть знаниями об окружающем мире (флора и фауна, астрономия, история, география). Главный закон жизни, который действует на инстинктивном уровне — это умение выживать. Следовательно, возраст 3 года является наиболее сенситивным периодом для адаптации и социализации во внешнем мире.

Учитывая новый ритм современной жизни, маленькому ребенку приходится ежедневно получать огромный объем информации. Однако не стоит забывать, что для использования различных методологий нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также стоит учесть один момент. Недоразвитие мозга ребенка, может способствовать превращению его в состояние трудного ребенка. Можно считать ошибочным мнение о том, что развитие познавательных процессов главным образом состоит из обучения письму, счету. Достаточно провести познавательную беседу о природе, мире, то есть правильно построить познавательный диалог со своим малышом. Именно такое повседневное общение есть залог хорошего развития познавательных процессов.

Как было упомянуто выше раннее обучение имеет и отрицательные стороны. Первые 3 года жизни ребенка — это самый удачный и позитивный период для развития эмоциональной и сенсомоторной сферы ребенка. В этот период не стоит нагружать познавательные процессы (чтения, письма и счета). Таким образом, отбирается потенциальная энергия ребенка, которая рассчитана на проявление его эмоций и чувств. В этот момент спокойно могут произойти психосоматические дисфункции, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существует целый список болезней, которые мы можем внести в эти ряды. Таким образом, к 6–7 летнему возрасту можно наблюдать появление энуреза, агрессии, гиперактивности и тревожности. Основная сфера деятельности ребенка в этот период – это игровая деятельность. Малыши познают мир в результате игры (ролевой, имитации и т. д). Зачастую родители так охвачены идеей раннего развития ребенка, что загружают его ежедневное расписание походами в кружки, детские центры и т.д. Следовательно, у ребенка не остается ни одной свободной минуты для общения со сверстниками. Соответственно мы наблюдаем следующую картину, что дети не способны войти в контакт с другими детьми (нарушена коммуникативная сфера) либо элементарно поиграть в песочнице. Психологи ввели свой термин для подобного рода детей понятие — тепличный эффект. Да, такие дети эрудированы, но на любой вопрос, выходящий за рамки их знаний, или какое-либо общение со сверстниками выводит их из колеи.

Особенность детского восприятия состоит в том, что они хорошо запоминают то, что видят и слышат. Как отметили Никитин Б. П., Никитина Л. А в своей книге «значительно позже мы поняли, какие большие возможности для развития получат дети при самостоятельном исследовании окружающего мира» [5, с.29]. Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми. Дети очень хорошо воспринимают информацию, переданную при не опосредованном общении. Они применяют имитацию, учатся эмоциям и чувствам.

В науке существует много разнообразных методик, разработанных российскими авторами: система Монтессори [4], «складывая кубики» И. Зайцева [1], система «НУВЭРС» Никитиных [5,6,7]. Все эти методики, в основном построены по тому принципу, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет. Конечно же, легче воспринимать информацию в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Если методика правильно подобрана, то она будет мотивировать и формировать интерес к знаниям. Но необходимо знать, что даже самая эффективная и востребованная методика не всегда учитывает индивидуальные особенности и развитие вашего ребенка. Если родители будут обучать ребенка через «не хочу», то в дальнейшем это может вызвать ненависть к школьным предметам и обучению.

Из всего этого можно сделать вывод, что конкретного решения проблемы, связанного с использованием определенных методов и методик раннего развития детей понятие относительное. Именно учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к нему способствует оптимизации процесса воспитания ребенка данной возрастной категории. Любая из методик будет подходить вашему ребенку, свидетельствовать исключительно о развития его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, его мотивации, ну и конечно же многое будет зависеть от родителей, которые должны быть готовы предоставить эту возможность.

Литература:

  1. Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб.: Лань, 1997. — 224 с.
  2. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
  3. Масару Ибукаю. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 224 с.
  4. Монтессори М. Мой метод. М.: АСТ.2006, 352 с.
  5. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1. — 224 с.
  6. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М, изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением. — Обнинск: Световид, 2009. — 216 с.
  7. Никитины Л. А. и Б. П. Мы и наши дети. — М.: Ростов-на-Дону, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, раннее развитие, окружающий мир, ваш ребенок, младенческий возраст, жизнь ребенка, детский возраст, сенситивный период.

Источник

Библиографическое описание:

Зуева, А. Д. Особенности детей раннего возраста / А. Д. Зуева, Т. В. Егорова. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3630/ (дата обращения: 12.04.2020).

Первым чудом для родителей является само рождение
ребёнка. Оно превращает мужчину — в папу, женщину —
в маму, раскрывая их изначально заданную сущность, связанную
с продолжением жизни.

Человек пришёл в наш мир — и основная задача
родителей не просто создать ему оптимальные условия для чередования
сна и бодровствования, удовлетворения его потребностей
в питании, движении и общении, а сформировать
«базовое» доверие к миру — отношение
того, что мир принимает его и заботится о нём.

Специалистов в воспитании своих детей быть не может, отцов —
профессионалов и мам — профессионалок на свете нет.
Воспитание своих детей — одно из самых благородных дел,
ему можно отдать жизнь, но профессией оно стать не может. К тому
же воспитание — это искусство, а где искусство —
там талант, там сердце, интуиция, вдохновение, любовь.

Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение
ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому
сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы,
увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при
построении режима дня.

Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет.
Третий год жизни ребёнка условно считается ранним дошкольным, так как
включает черты переходного периода, но во многом сохраняет
особенности, присущие преддошкольному детству.

Ни в один период жизни ребёнка нет такой тесной взаимосвязи
между физическим и умственным развитием малыша, как на
первом-втором году жизни. Полноценный уход, ограждение от травм,
инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная
активность, организация совместных игр являются основой для
обеспечения физического здоровья, психического и умственного
развития детей.

Необходимо отметить, что особенности детей раннего возраста
обусловлены спецификой раннего периода детства, когда закладываются
первоосновы социального целенаправленного поведения, а эмоциональные
реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию
элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания,
добра. В процессе общения с взрослыми ребёнок усваивает
форму их поведения, характер взаимоотношения с окружающей
действительностью, постепенно делая их своим достоянием и в этом
смысле, как говорят психологи, «присваивает знания и умения
взрослых, учиться видеть мир их глазами».

Наблюдая за детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод:
первые два года жизни ребёнка по насыщенности овладения навыками
и умениями, быстрым темпом развития не имеют себе
подобных в последующие периоды детства. Сложность общения
с детьми этого возраста заключается в том, что дети раннего
возраста не могут выразить словом свои желания, чувства,
физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на
малейшие изменения в поведении ребёнка. Личные качества
взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка.

Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит
в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение
накопленного человечеством опыта в активной практической
деятельности опосредованной его отношениями с взрослыми.

В раннем детстве ведущими для ребёнка являются эмоциональное общение
с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная
и предметная деятельность, отобразительная игра и начало
трудового развития.

Раннее детство характеризуется большими потенциальными
психофизиологическими возможностями. Современная педагогика
и психология уделяет особое внимание их реализации. Ранний
возраст — начальный и очень важный этап воспитания
подрастающего поколения.

Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый
должен знать закономерности психического развития ребёнка. Процесс
созревания всех систем организма, в том числе и нервной
системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни
ребёнка, что необходимо обязательно учитывать. Для проявления новых
психических качеств у детей формируются необходимые органические
предпосылки.

Ещё одна из особенностей детей раннего возраста —
необходимость преодоления противоречия между наличием
у новорождённого готовых витальных (жизненно важных)
потребностей и отсутствием способа действия для их
удовлетворения является движущей силой психического развития ребёнка
на самом раннем этапе жизни [1, с.79].

Голосовыми реакциями проявляется довербальное общение младенца
с взрослыми. Крик и сосательные движения — это
первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет
свои биологические потребности. В процессе кормления ребёнок
получает и первый опыт общения с взрослыми.

Другой источник активности малыша находится в сфере его защитных
реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности
температурой, оптической, звуковой среды. На основе биологических
потребностей и в частности защитных рефлексов, у ребёнка
формируются первые ориентировочные реакции.

С момента рождения ребёнок выступает как биологическое существо,
которое развивается затем в социальную личность. Все способы
практических действий, которые формируются у ребёнка, черпаются
из социальной среды, из материального и духовного опыта людей.
Разумеется, процесс этот происходит под влиянием воздействий взрослых
и при их непосредственном участии. Именно на раннем этапе
происходит скачок от биологического к социальному —
начинается социализация ребёнка [2, с. 53].

Ребёнок раннего возраста должен, прежде всего, овладевать
материальной культурой, то есть способами практических (предметных),
орудийных действий. В недрах этих практических действий, их
совершенствования формируются мотивы и потребности познания.
Речь ребёнка, овладение словарным запасом обслуживает способ общения
с взрослыми и сверстниками. Ребёнку необходимы те слова
и те сочетания слов, которые помогают эффективно овладеть
практическими действиями. Только в процессе формирования разных
видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной
активности, предметно-игровой и др.) могут развиваться первые
потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в
связи с этим будут осуществляться задачи всестороннего развития
ребёнка.

Достижения в психическом и моторном развитии детей первых
трёх лет жизни вызывает у них потребность в самостоятельных
действиях. При этом проявляется стремление малыша к активному
освоению мира, к самоутверждению. Если тушить это стремление,
ребенок может вырасти пассивным, не способным к усилиям.
Ограничения сенсорной чувствительности ребёнка в раннем
возрасте, или сенсорная депривация, приводит к отставанию
в познании и отсутствии интереса к окружающему,
снижению активности, вялости и апатичности, в том числе и в
общении. Ощущение сенсорной депривации на ранних этапах развития
позже приводят к алекситимии — неспособность выразить
словами и описать собственные эмоциональные переживания,
неумению распознавать и учитывать чувства других людей
(эмоциональная невосприимчивость) [3, с.97].

Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна
быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым,
закладывая основательный базис для следующей ступени развития.
В раннем возрасте именно эмоциональная составляющая —
доминантная и определяющая.

В период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего
ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить
в культуру общества. То, что закладывается взрослыми в этот
период во многом сохраняется в показателях здоровья
и психологических характеристиках в последующие возрастные
периоды.

Ребёнок — это не модель взрослого человека в миниатюре,
поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам,
родителям — всем взрослым, принимающим участие
в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. В77 для
    воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова,
    Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. —
    М.: Просвещение, 2009–176 с. ISBN
    5–7695–0458–7

  2. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б.,
    Якупова Е. Ю. И21 Социальная адаптация малышей —
    М.: ТЦ Сфера, 2011. — 125 с. ISBN
    978–5-9949–0384–1

  3. Микляева Н. В. М59 Воспитание ребёнка чудом.
    Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012. —
    128 с. ISBN 978–5-9949–0573–9

Источник