Развитие ребенка в раннем детстве моторное
Ключевые понятия раздела: моторное развитие, орудийная и предметная деятельность, развитие познавательной сферы детей, зрительное и слуховое восприятие, общая характеристика кризиса «трех лет», развитие импрессивной и экспрессивной речи.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В раннем возрасте, охватывающем период от 1 года до 3 лет, при нормальном онтогенезе продолжается начавшееся в младенчестве активное развитие моторики. В настоящее время все двигательное развитие ребенка рассматривается согласно теории динамических систем: двигательное развитие вовлекает множество отдельных навыков, которые организуются и через какое-то время реорганизуются, чтобы отвечать требованиям определенных задач (Леонова Л.А., Васильева О.Н., 1983). Качественное же улучшение регуляции движений в онтогенезе связано с изменением характера и объема обратных связей, участвующих в управлении движением. В соответствии с этим Л.А. Леонова и О.Н. Васильева разделили возрастной диапазон от рождения ребенка до 11 лет на следующие периоды:
- 1—4 месяца — характеризуется неспособностью младенца к организации произвольных движений из-за несформированносги зрительно-двигательной функциональной системы;
- 5 месяцев — 1 год — период формирования зрительно-двигательной функциональной системы и становления вертикальной позы, характеризуется слабой координацией произвольных движений;
- 1—2 года — характеризуется малой точностью произвольных движений из-за отсутствия баланса мышц-антагонистов; в регуляции сложнокоординированных актов типа ходьбы и бега — это период «иннервационного примитива»;
- 3—4 года — программирование произвольных движений и текущий их контроль осуществляются зрительно-двигательной функциональной системой на базе зрительной обратной связи;
- 5—6 лет — происходит переход к текущему контролю за точностью движений с использованием проприорецептивной обратной связи; ведущим становится механизм кольцевого регулирования;
- 7—9 лет — хорошо развита способность к формированию пространственной программы движения; механизм кольцевого регулирования достигает значительного совершенства; в 9 лет начинается переход к использованию механизма центральных команд в регуляции произвольных движений;
- 10-11 лет — механизм центральных команд уже широко используется для организации произвольных движений, однако по уровню своего совершенства он еще уступает таковому у взрослых. Значительно повышается быстрота произвольных реакций за счет развития способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движения. Вместе с тем, несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуется моторика, мелкие и точные движения, дети в этом возрасте не способны к длительной и продуктивной работе (цит. по Ильину Е.П., 2003).
Начиная с 10—12 месяцев наступает новый качественный скачок в психомоторном развитии ребенка. К этому времени у него уже достаточно сформирован физиологический базис ходьбы — автоматический шагательный рефлекс, а также умение сохранять равновесие тела, вследствие чего ребенок начинает самостоятельно и без поддержки ходить. Игры с предметами приобретают функциональный характер: куклу укачивают, расческой «расчесываются», машину катают.
В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной. Ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.
Годовалые дети обычно уже готовы пробовать пользоваться ложкой. Сначала они просто играют ложкой, окуная ее в тарелку с едой или посасывая пустую ложку. С некоторой помощью они учатся наполнять ложку едой и отправлять ее в рот, хотя это движение является неуклюжим, так как дети не поворачивают кисть в запястье. Вместо того большинство годовалых детей наполняют ложку, располагая ее прямо над тарелкой и опуская вниз до тех пор, пока ложка не окажется полной. Затем они поднимают ложку ко рту, все это время не поворачивая кисть. Напротив, двухлетние дети вращают кисть в запястье, зачерпывая ложкой еду и направляя ее в рот тем же движением, которым это делают взрослые (Кайл Р., 2002).
На втором году ребенок способен перешагивать через препятствие, самостоятельно подниматься по лестнице приставными шагами, бегать. В полтора года ребенок может выстроить башню из двух-четырех кубиков. К 2 годам большинство детей умеют забираться по ступенькам, ходить спиной вперед и ударять ногой по мячу. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться. На третьем году ребенок осваивает перешагивание через предметы высотой 10-15 см; может подпрыгивать на месте, самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы. «На данном этапе ведущим уровнем ЦНС, обеспечивающим интеграцию механизмов произвольной моторики, становится теменно-премоторный уровень» (Смирнов В.М., 2000, с. 182). В возрасте 2—3 лет тонкая моторика детей развита уже достаточно высоко. Ребенок может бросать мяч двумя руками, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.
В период раннего детства продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В.А. Гатев различает два способа использования зрительной рецепции при выполнении произвольных движений:
- 1) обратная зрительная афферентация при непрерывном прослеживании рабочей точки;
- 2) предварительная зрительная афферентация — прослеживание не рабочей точки, а траектории движения впереди нее. Дети до 3 лет осуществляют управление произвольными движениями, как правило, на основе обратной зрительной афферентации. Предварительная зрительная афферентация практически ими еще не используется (Гатев В.А., 1973).
Основные особенности моторного развития ребенка от 1 года до 3 лет представлены в табл. 4.
Таблица 4
Моторное развития ребенка от 1 года до 3 лет (по Г.А. Волковой, 2005)
Возраст | Характеристика состояния моторного развития |
1 г. 1 мес. | Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на оклик, при этом или падает, или нет при повороте. Может довольно уверенно пройти по неширокой доске |
1 г. 2 мес. | Перешагивает через небольшие препятствия |
1 г. 3 мес. | Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь |
1 г. 4 мес. | Может расшнуровывать ботинок |
1 г. 5 мес. — 1 г. 7 мес. | Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч) |
1 г. 6 мес. | Умеет влезать на препятствие высотой 10—15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см |
Окончание табл. 4
Возраст | Характеристика состояния моторного развития |
1 г. 8 мес. — 2 г. | Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одевается, разде=вается |
2 г. 4 мес. | Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более |
2 г. 6 мес. | Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высотой 1, 5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80-90 см. Полностью одевается |
2 г. 9 мес. | Ритмично двигается под музыку: хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу |
2 г. 10 мес. — 3 г. |
|
Источник
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • особенности физического и моторного развития ребенка в период раннего детства;
- • специфику структурно-функциональной организация мозга;
- • особенности развития восприятия и памяти;
- • основные стадии и характеристики процесса овладения речью;
- • особенности развития мышления в раннем возрасте;
- • особенности развития эмоциональной сферы и воображения;
- • закономерности формирования личности ребенка;
- • суть и причины кризиса трех лет и пути его преодоления;
уметь
• выявлять основные закономерности роста и развития организма в период раннего детства;
владеть
• навыками оценки внутренних и внешних факторов развития организма в период раннего детства с целью формирования оптимальной среды физического и психического развития ребенка и устранения причин возможных индивидуальных девиаций.
Физическое и моторное развитие ребенка
Важнейшим новообразованием возраста является прямохождение, которое расширяет возможности самостоятельного знакомства ребенка с окружающей средой, и усложнение его манипулятивной деятельности.
В период раннего детства происходит изменение темпов роста. По сравнению с весьма быстрым темпом роста, наблюдаемым у детей в течение первых полутора лет жизни, для раннего детства характерен более ровный и замедленный темп развития, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста. Продолжают изменяться пропорции тела ребенка за счет уменьшения относительного размера головы (рис. 13.1). Соотношение между высотой головы и ростом является диагностическим показателем развития ребенка.
Развитие костно-мышечной системы подробно описано в главе 9 (параграф 9.3).
Маленьким детям сложно управлять движениями своего тела. Они быстро теряют равновесие, им трудней остановиться на бегу, не упав. Достижениями первого года жизни ребенка являются способность к самостоятельному вертикальному удержанию позы и первые шаги. Стереотип ходьбы
Рис. 13.1. Изменение пропорций частей тела в онтогенезе
(по: Тур, 1967)
складывается в детстве и сложно поддается изменению. С первым шагом ребенка начинается его обучение ходьбе. Сначала ребенок неуклюже широко расставляет ноги, сильно сгибает их в коленях, разводит руки в стороны и сильно наклоняется вперед. Стопы йог развернуты вовнутрь, шаг неравномерный. При ходьбе ребенок все время отклоняется в разные стороны, не выдерживая указанного направления. На первых этапах овладения ходьбой ребенок проходит от 1 до 10 м, а уже к двум годам дети в состоянии проходить от 200 до 500 м с небольшими перерывами для отдыха.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни ребенок активно осваивает движения, связанные с перемещением в пространстве. Ходьба, лазанье, бросание, катание, ловля, прыжки и бег — перечень далеко не всех движений, выполняемых ребенком этого возраста. Требования к ходьбе детей 3-го года жизни увеличиваются: движения должны быть более свободными, необходимо держать тело прямо, не опускать голову, ноги ставить с небольшим разворотом наружу. К трем годам ходьба совершенствуется, происходит становление прыжка. Ребенок двигается более уверенно, бегает, поворачивается с большей легкостью.
Несмотря на то что физическая активность исключительно важна для нормального развития костей, в это время — период быстрого скелетного созревания — следует разумно подходить к физическим нагрузкам, так как легко причинить костной системе ребенка вред. Только в школьные годы, по мере изменения телосложения и постепенного перемещения центра тяжести в область таза, ребенок сможет продемонстрировать достаточно высокое качество локомоторных функций и сумеет адекватно справляться с возросшими нагрузками.
У ребенка хорошо развиты мышцы, обеспечивающие сгибание руки в локтевом суставе, и сгибатели кисти. Осуществление произвольных двигательных действий базируется на развитии двигательной зоны коры, нейронный аппарат которой достигает в этом возрасте значительной степени зрелости, и фронтальных отделов коры больших полушарий. В период от 12 месяцев до трех лет дифференцируются вставочные нейроны, увеличиваются длина и разветвленность дендритов во фронтальных областях коры. Созревание аппарата вставочных нейронов приводит к усложнению ансамблевой организации и тем самым совершенствованию обработки информации и организании деятельности. Морфофункциональные изменения способствуют увеличению разнообразия манипулятивной активности, усложнению конструкторской деятельности (с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами) ребенка.
Ребенок этого возраста осваивает множество «инструментальных» движений — удержание п использование сначала ложки, затем вилки и ножниц. Характерно выполнение движений, связанных с самообслуживанием — одевание, застегивание, мытье рук, расчесывание волос п т.д.
Особую сложность для освоения представляют графические движения. Первоначально (в 1—1,5 года) ребенок сжимает карандаш (фломастер) в кулаке, его движения отрывисты, рисуемое изображение прерывисто. В 1,5—2 года карандаш уже удерживается ладонью, но движения спонтанные и нестабильные. Особенность этого периода развития, по сравнению с периодом младенчества, заключается в том, что на процесс выполнения движений ребенка начинает влиять речевая инструкция.
Источник
На протяжении всей жизни малыш больше никогда не будет изменяться столь интенсивно. Задача родителей на этом этапе — проконтролировать развитие моторных навыков у детей и при необходимости помочь быстрее освоить те или иные умения.
Особенности развития движений детей раннего возраста
Педиатры выделяют физическое (двигательное или моторное) и умственное развитие, но так как эти процессы взаимосвязаны, то такое разделение весьма условно.
Чтобы лучше понимать происходящие изменения, нужно знать некоторые моменты физиологии произвольных движений.
Главный орган, который их регулирует — кора головного мозга. В корковом слое прецентральной извилины находятся центральные мотонейроны — клетки, контролирующие сокращения скелетных мышц. Мотонейроны правой прецентральной извилины регулируют движения левой половины тела, и наоборот.
Электрические импульсы, возникшие в нейронах, по нервным путям передаются двигательным ядрам спинного мозга. Ядра — это небольшие скопления нервных клеток, отростки которых формируют периферические нервные волокна. По периферическому нерву импульс достигает мышечного волокна — человек совершает движение.
Важно понимать, что это очень краткое и упрощённое описание. На самом деле, всё намного сложнее — нервные пути разделяются на пучки, перекрещиваются между собой, образуют связи с другими отделами мозга. В результате человек может не просто сидеть, стоять и ходить, но и выполнять множество сложнейших манипуляций.
В 8–10 недель большинство детей хорошо держит голову
Первые три месяца
В период внутриутробного развития малыш двигался плавно и точно — этому способствовала водная среда. Первый месяц после рождения младенец двигается резко и хаотично, нередко вздрагивает во сне. Это объясняется незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) и физиологическим повышением тонуса мышц.
К концу первого месяца ЦНС немного совершенствуется, тонус мышц приходит в норму, движения становятся плавными. При выкладывании на живот малыш пытается поднять голову, при этом у него рефлекторно сгибаются ноги в коленных суставах.
Двухмесячный ребёнок активно машет ручками и ножками, при выкладывании на живот уверенно поднимает голову и задерживается в таком положении на 1–2 минуты. В 8–10 недель большинство детей хорошо держит голову.
К концу третьего месяца кроха пытается дотянуться руками до яркой игрушки, уверенно держит голову, лёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища. При поднятии головы ноги расслаблены.
От трёх месяцев до полугода
К началу четвёртого месяца жизни ребёнок хорошо управляет руками. Малыш играет с подвешенными над кроватью игрушками, особенно если при ударе они издают интересный звук, удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секунд. В положении на животе дети упираются на выпрямленные руки, пытаются перевернуться с живота на спину. Обычно от первых попыток до уверенных переворотов проходит 2–3 недели.
Пятимесячный малыш хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот. Мелкие предметы дети берут двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой. Разрешать своему чаду пробовать вещи на вкус или нет — личное дело каждого, но помните, что для малыша это один из способов познать мир.
Если пятимесячного взять за руки и слегка потянуть на себя, он приподнимет голову и напряжётся — это первые попытки сесть.
В шесть месяцев дети переворачиваются на живот и обратно на спину, пытаются встать на четвереньки. Лёжа или полусидя малыши способны провести довольно много времени, рассматривая, ощупывая и пробуя на вкус игрушки. Особый интерес вызывают погремушки — кроха быстро понимает, что нужно сделать, чтобы извлечь звук и способен повторять эти движения снова и снова.
Если шестимесячного посадить, он сможет удерживать тело в таком положении. Не так давно было принято усаживать детей между подушками. Бытовало мнение, что это развивает физические способности. Сейчас педиатры настаивают на том, что ребёнок должен сесть самостоятельно. Большинство детей делает это к концу первого полугодия жизни.
Основной навык, развивающийся в период от шести до
девяти месяцев — ползание
От шести до девяти месяцев
Основной навык, развивающийся в этот период — ползание. Малыш учится выполнять синхронные движения, контролировать работу симметричных групп мышц, тренирует спину и пресс. Позвоночник и суставы будут хорошо подготовлены к ходьбе. По данным некоторых авторов, у детей, которые не ползали, вероятность нарушений осанки выше.
От шести месяцев до года
В это время дети осваивают ходьбу. Вначале они встают, хватаясь руками за перекладину в кроватке или край стула. Затем начинают ходить с опорой, удерживаясь за край дивана, опираясь на стену. Следующий этап — ходьба со взрослым за руку. Большинство родителей, обучая детей ходьбе, ставит их впереди спиной к себе и держит за обе руки, но гораздо безопаснее, если взрослый делает шаги назад, находясь лицом к ребёнку.
После освоения ходьбы с опорой наступает черёд самостоятельных шагов. Это серьёзное испытание. Многие малыши попросту боятся переступить с ноги на ногу. Дайте малышу в руки яблоко или игрушку — это создаст иллюзию опоры и уменьшит страх.
Массаж и игры типа «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» стимулируют развитие головного мозга и моторных навыков у детей
Игры и упражнения для развития движений у детей раннего возраста
Учитывая ранний возраст малыша, способов ускорить его развитие не так уж много, но они весьма эффективные. Основные из них — массаж и динамическая гимнастика.
Массаж начинают с лёгких поглаживающих движений. Затем кожу растирают и пощипывают немного интенсивнее, до лёгкого покраснения. Завершают массаж также поглаживанием. Общая длительность процедуры — 5–7 минут. Это не лечебный массаж, его могут делать родители после обучения у педиатра.
Массаж нельзя делать в области почек, печени, позвоночника и половых органов. В период острых заболеваний или обострения хронических от сеанса лучше отказаться.
Динамическая гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц. Так как все дети разные, лучше, чтобы их подбирал участковый педиатр, невролог или врач лечебной физкультуры.
Полезные свойства динамической гимнастики:
- укрепление мышц, суставов, связок;
- развитие гибкости и вестибулярного аппарата;
- улучшение аппетита и сна.
Также родители могут играть с малышом в забавные игры, стимулирующие развитие головного мозга и моторных навыков. Это всем известные «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», «Сороки-вороны», «Ладушки».
Общие рекомендации
Прежде всего помните, что ваш ребёнок — индивидуальность и совершенно не обязан развиваться по графику. Не случится ничего страшного, если он начнёт держать голову не в два с половиной, а в три месяца, сядет не в шесть, а в семь или в семь с половиной, а ходить начнёт в 13–14 месяцев. Некоторые малыши сначала начинают ползать и только после этого учатся самостоятельно садиться. Многие не ползают, а сразу пытаются ходить. Есть дети, которым ползать удобнее, и они не спешат переходить в вертикальное положение. Есть «скороспелки», которые в 10–11 месяцев уже бегают. Это всё — вариант нормы. Принимайте своего малыша таким, какой он есть.
Источник