Развитие ребенка в раннем детстве кризис 3 лет
Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста — единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка Ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка. Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого. Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.
Л.С. Выготский описал «семизвездъе симптомов», которое, свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:
- негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
- упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
- строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
- своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
- протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
- симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
- деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.
В уже упоминавшихся нами наблюдениях К.Н. Поливановой девочка в возрасте 2 лет 5 месяцев впервые демонстрирует негативистические тенденции. На предложение идти гулять ребенок вопреки обыкновению отвечает: «Не хочу гулять», т.е. совершает своего рода действие «не хочу», «не действие». Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим». При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить. У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.
Источник:
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Источник
Раннее детство
(1- 3 года). Происходят изменения
в личностном развитии, познавательной
сфере, социальной ситуации развития.
Меняются отношения между ребенком и
взрослым,возникновение совместной
деятельности ребенка и взрослого, данная деятельность становитсяпредметной. Усвоение общественно выработанных
способов употребления предметов,
взрослый учит ребенка правильно
пользоваться окружающими предметами,
объясняет, для чего они нужны и где их
надо использовать.«Ребенок – ПРЕДМЕТ
– взрослый».Важным для ребенка
является предмет. Убедиться в этом
можно, наблюдая за тем, как ребенок
играет: он постоянно смотрит на тот
предмет, которым увлечен. Может возникнуть
ощущение, что ему ничего больше не
требуется и никто не нужен, его внимание
сосредоточено только на объекте
увлечения. Без взрослого ребенок не
может овладеть человеческими способами
употребления предметов.
Совместная деятельность становится
предметной, потому что мотив этой
деятельности заключается в самом
предмете и способе его употребления.
Общение в этом возрасте приобретает
форму организации предметной деятельности.
Оно происходит в момент объяснения
правильности употребления того или
иного предмета. Общение развивается
интенсивно и становится речевым, потому
что овладение предметами с использованием
только эмоциональной окраски не может
быть эффективным.
Личностное развитие.Личностная социализация ребенка,
так как, наблюдая за взрослыми, он
старается подражать им: делать так, как
делают они, вести себя так, как они ведут
себя в тех или иных ситуациях. Процесс
подражания идет через общение и
взаимодействие взрослого и ребенка.
Наблюдение за поведением людей и
подражание им становится одним из
основных источников личностной
социализации ребенка. Чувство
привязанности, которое формируется у
ребенка к концу 1 года жизни и продолжает
развиваться в раннем детстве. Причина
привязанности в том, что взрослые
удовлетворяют основные потребности
ребенка, снижают их тревожность,
обеспечивают безопасные условия
существования и активного изучения
окружающей действительности, формируют
основу для нормальных взаимоотношений
с людьми в более зрелом возрасте.
Когда мать находится рядом с ребенком,
он более активен и склонен к изучению
окружающей среды. Положительная оценка
поступков и личных качеств ребенка
родителем формирует у него чувство
уверенности в себе, веру в свои способности
и возможности. Если ребенок привязан к
своим родителям и они платят ему тем
же, то он более послушен и дисциплинирован.
Если родители доброжелательны, внимательны
и стремятся удовлетворять потребности
ребенка, то у него вырабатывается личная,
персональная привязанность. Если ребенок
лишен постоянного положительного
эмоционального контакта с матерью или
близкими людьми, то у него в дальнейшем
возникнут проблемы в установлении
нормальных, доверительных отношений с
другими.
В раннем детстве происходит становление
самосознания. Развитие
самосознания введет к
формированиюсамооценки. Отмечается
развитиесамостоятельности. Фраза
«Я сам» говорит о ее проявлении. Ребенок
уже не всегда хочет, чтобы ему помогали.
Овладев ходьбой, он находит себе преграды,
препятствия и старается их преодолеть.
Все это доставляет ребенку удовольствие,
у него начинают складываться сила воли,
настойчивость, целеустремленность. У
многих детей проявляется непослушание.
Когда им говорят, что так делать нельзя,
те продолжают делать по-своему. Это
происходит из-за стремления детей как
можно быстрее познать окружающий мир.
С 1,5 лет ребенок начинает осознавать
свои возможности и собственные качества
личности. 2летний ребенок понимает, что
может оказывать влияние на людей и
добиваться желаемой цели. Развивается эмпатия –
понимание эмоционального состояния
другого человека. Можно наблюдать, как
1,5годовалый ребенок стремиться утешить
расстроенного человека: он обнимает
его, целует, дает ему игрушку. Появляется
потребностьв достижении
успеха. Эта потребность
формируется поэтапно. Сначала ребенок
начинает осознавать свои успехи и
неудачи, затем может объяснить успехи
и неудачи других людей, потом он
приобретает способность различать
задания по степени трудности и оценивать
меру развития собственных умений,
необходимых для выполнения данного
задания, может оценивать свои способности
и прилагаемые усилия.
Кризис 3 летизменения отношений
ребёнка со взрослыми. Ребенок начинает
отделять себя от других людей, сознает
свои возможности, ощущает себя источником
воли. Он начинает сравнивать себя со
взрослыми, и у него невольно возникает
желание выполнять те же действия, что
и они, например: «Когда я вырасту большой,
буду сам чистить зубы». Появляются:
негативизм, упрямство, обесценивание,
строптивость, своеволие, протест-бунт,
деспотизм. Эти характеристики описал
Выготский: возникновению подобных
реакций способствует зарождение
потребности в уважении и признании.
Негативизм проявляется
в негативной реакции на требование или
просьбу взрослого, а не на само действие.
Ребенок игнорирует требования одного
члена семьи или воспитательницы, а
других слушается. Негативизм в основном
проявляется во взаимоотношениях с
родными, а не с посторонними людьми.
Возможно, подсознательно ребенок
чувствует, что такое поведение по
отношению к родным не принесет ему
серьезного ущерба. Негативизм и
непослушание – разные вещи.
Упрямство. Его причина
не в стремлении ребенка во что бы то ни
стало получить желаемое или требуемое,
а в том, чтобы с его мнением считались.
Ребенку неважно, получит он эту вещь
или нет, ему необходимо утвердиться в
своей «взрослости», в том, что его мнение
тоже что-то значит. Поэтому упрямый
ребенок будет настаивать на своем даже
в том случае, если данная вещь не очень
ему нужна.
Обесценивание. Начинают
обесцениваться все привычки и ценности,
которые раньше были дороги. Ребенок
может бросить и даже сломать любимую в
прошлом игрушку, отказывается соблюдать
ранее принятые правила поведения, теперь
считая их неразумными.
Строптивость направлена
против принятых норм поведения в семье
и схожа с негативизмом и упрямством.
Например, если в семье принято вместе
ужинать, то ребенок начинает отказываться
есть именно в это время, а затем у него
появляется аппетит.
Своеволие выражается в
стремлении ребенка делать все самому.
Если в младенчестве он стремился к
физической самостоятельности, то сейчас
его поведение направлено на самостоятельность
намерений и замыслов. Такое поведение
проявляется не только в предлагаемых
взрослым действиях, например: «Сделай
это сам», «Ты уже большой и можешь это
сделать», но и в упорном стремлении
поступать так, а не иначе. Это чувство
до такой степени захватывает ребенка,
что он открыто противопоставляет свои
желания ожиданиям других. Проявление
самостоятельности отражается на
взаимоотношениях со взрослыми. Когда
ребенок осознает, что может что-то
сделатьсам, помощь
взрослых ему не нужна. Они должны понимать
это и стараться избегать негативных
высказываний по данному поводу, не
критиковать ребенка, а позволять ему
проявлять самостоятельность.
Протест-бунт выражается
в частых ссорах детей с родителями. По
Выготскогу, «ребенок находится в
состоянии войны с окружающими, в
постоянном конфликте с ними» (Выготский
Л.С., 1991).
Деспотизм: ребенок начинает
диктовать всем окружающим, как себя
вести, и стремится, чтобы его слушались
и поступали так, как он говорит. Подобное
поведение может отмечаться, когда
ребенок один в семье или последний по
счету.
В раннем детстве ведущей становится предметная
деятельность, которая влияет
как на психическое развитие, так и на
общение с взрослыми.
В младенчестве деятельность носит
манипулятивный характер: ребенок может
повторить действия, показанные взрослым,
перенести усвоенное действие на другой
предмет, освоить некоторые собственные
действия. Но, манипулируя, ребенок
использует только внешние свойства и
отношения предметов. В раннем детстве
предметы становятся для ребенка не
просто объектом, а вещью, имеющей
определенное назначение и определенный
способ употребления. Ребенок старается
овладеть новыми действиями предмета,
а роль взрослого заключается в
наставничестве, сотрудничестве, помощи
в затруднительных ситуациях.
Совершая манипуляции с предметом в
конце младенческого возраста и в начале
раннего детства, ребенок никогда не
сможет понять его функции. Он может
много раз открывать и закрывать дверцу
шкафа, но никогда не поймет ее
функционального назначения. Объяснить
это может только взрослый.
Усвоение назначения предмета не
гарантирует, что ребенок станет
употреблять его только по назначению,
но важно то, что он будет знать, как,
когда и где это следует делать. Узнав,
что карандаши нужны для письма и
рисования, ребенок может катать их по
столу или что-нибудь строить из них.
Сначала действие и предмет в понимании
ребенка тесно связаны между собой. Он
не может причесаться палочкой или попить
из кубика. Но со временем происходит
отделение предмета от действия.
Выделяют 3 фазы развития связи действия
с предметом: 1) с предметом могут
выполняться любые действия; 2) предмет
употребляется только по назначению;
3) свободное употребление предмета
возможно, но только в том случае, когда
известно его истинное назначение.
На этом этапе происходит: 1) овладение
ребёнком предметным миром под руководством
взрослых. (Овладение только ближними
предметами).
2) Овладение реб. социальных способов
удовлетворения своих биологических
потребностей.
Роль взрослого на этом этапе: 1) взрослый
= образец для подражания. 2) родители
вводят ребёнка в мир социальных
требований. 3) родители знакомят ребёнка
с миром окружающих предметов
На этом этапе происходит:
Развитие памяти 2.Развитие речи (этот
период наиболее чувствителен)
— 1год – 3-30 слов;- 2г. – 200-300 слов; — 3г –
1,5 тыс.слов
Речь может быть пассивной (понимание)
и автономной (понятной из контекста).
Отголоски можно встретить в дошкольном
возрасте. Развивается быстрее у тех с
кем, больше общаются и читают.
Мышление – наглядно-действенное
(например пирамидка)
Кризис 3-х лет. (Я сам):
— осознание отдельности от родителей;
— эгоцентризм.
1) Местоимение – ««Я» Сам»; 2) Негоцентризм
– «Не пойду»; 3) Автономность
Новообразования: Предметная
деятельность, Речь, мышление, автономность
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
Источник
Отличительная
особенность психики ребенка раннего
возраста — единство эмоционального и
действенного отношения к непосредственно
воспринимаемому миру. Поведение ребенка
Ситуативно — каждый предмет, попадающий
в поле зрения ребенка, притягателен.
Наглядная ситуация часто «руководит»
и восприятием, и поведением ребенка.
Когда появляются личные, собственные
желания ребенка, они часто имеют форму
аффекта (владеют ребенком). Одновременно
с обособлением личных желаний происходит
и обнаружение взрослого как важнейшего
действующего лица ситуации. К трем годам
ребенок вычленяет собственное действие
как существенный момент ситуации,
обобщает действие, сравнивает его с
действием взрослого. Психологические
новообразования раннего детства:
отделение ребенком себя от окружающих,
осознание себя как субъекта действия,
сравнение с другими людьми. Кризис трех
лет. Л.С. Выготский описал «семизвездъе
симптомов», которое, свидетельствует
о наступлении кризиса трех лет:
1) негативизм — стремление сделать
что-то вопреки предложению взрослого,
даже вразрез с собственным желанием;
негативная реакция на предложение
потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство — ребенок настаивает на
чем-то потому, что он этого потребовал,
он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против
норм воспитания, образа жизни, который
сложился до трех лет;
4) своеволие — проявление инициативы
собственного действия, стремление все
делать самому;
5) протест-бунт — ребенок в состоянии
войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания — проявляется
в том, что ребенок начинает ругаться,
дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм — ребенок заставляет
родителей делать все, что он требует.
По отношению к младшим сестрам и братьям
деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных
отношений, отделения от близких взрослых
и связан со становлением самосознания
ребенка. В этом проявляется потребность
в реализации и утверждении собственного
Я. Возникающие в речи ребенка слова
«хочу», «не хочу», «Я» наполняются
реальным содержанием, становятся
осмысленными. Возникает особая форма
личного сознания, внешне проявляющаяся
в знаменитой формуле «Я сам». Феномен
«Я сам» знаменует психологическое
отделение ребенка от взрослого и распад
прежней ситуации социального развития.
Две взаимосвязанные тенденции развития
реализуются в кризисный период —
тенденция к эмансипации и тенденция к
волевой форме поведения.
В уже упоминавшихся нами наблюдениях
К.Н. Поливановой девочка в возрасте 2
лет 5 месяцев впервые демонстрирует
негативистические тенденции. На
предложение идти гулять ребенок вопреки
обыкновению отвечает: «Не хочу гулять»,
т.е. совершает своего рода действие «не
хочу», «не действие». Особенность этого
нового вида действий в том, что они
длятся независимо от поведения взрослых;
ребенок в любом случае остается недоволен.
Поведенческий комплекс «гордость за
достижения» выражает новообразование
кризиса трех лет. Он состоит в том, что
для детей трехлетнего возраста становятся
значимыми достижение (результат, успех
в деятельности) и признание (оценка
взрослого). Интериоризация отношения
других к себе закладывает основы «системы
Я», включающей начальную самооценку и
«стремление быть хорошим». При относительно
демократичной системе отношений
взрослого и ребенка критический период
протекает приглушеннее. Но и в этих
случаях дети иногда сами ищут повод
противопоставить себя взрослому, так
как им это «внутренне необходимо».
Ситуации, в которых необходимо настоять
на запрете, существуют, и родители,
несмотря на негативные реакции и
провокации ребенка, должны их обозначить.
У детей начинает формироваться воля,
автономия (независимость, самостоятельность),
они перестают нуждаться в опеке со
стороны взрослых и стремятся сами делать
выбор. Ребенок познает различие между
«хочу» и «должен». Если кризис протекает
вяло, это может свидетельствовать о
задержке в развитии аффективной и
волевой сторон личности. Отмечается,
что дети, не имевшие проблем с поведением
в трехлетнем возрасте, став взрослыми,
часто характеризуются как безвольные
и безынициативные. Чувства стыда и
неуверенности вместо автономии возни-
кают у детей тогда, когда родители
ограничивают проявления независимости
ребенка, наказывают или высмеивают
всякие попытки самостоятельности.
К концу раннего детства интересы ребенка
смещаются к миру взрослых людей,
«общественных взрослых». Возникает
новое отношение к взрослому. Теперь он
выступает как олицетворение социальных
ролей («мамы вообще», папы, водителя
автобуса, врача, милиционера), как
носитель образцов действий и социальных
отношений (руководства и подчинения,
заботы и агрессии). Разрешение кризиса
раннего детства связано с переводом
действия в игровой, символический план,
с возникновением полноценной игры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:
1. Чем отличаются собственно предметные
действия от простых манипуляций с
предметами? Почему ведущую деятельность
раннего детства называют орудийно-предметной?
2. Какие функции выполняет взрослый в
совместной предметной деятельности с
ребенком?
3. Какова мотивация и этапы усвоения
предметного действия ребенком?
4. Охарактеризуйте предпосылки
возникновения сюжетно-ролевой игры.
5. Какова роль взрослого в становлении
детской игры?
6. Как возникает знаковая функция
сознания?
7. Как складываются отношения со
сверстниками в раннем детстве?
8. Почему раннее детство считают
сензитивным периодом для речевого
развития?
9. Как проявляется кризис трех лет и в
чем его психологическая сущность?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник