Развитие ребенка в рамках школы

Развитие ребенка в рамках школы thumbnail

Поступление ребенка в школу – начало нового этапа его жизни, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, переход на новый уровень взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Но это важный шаг не только для детей, но и для их родителей, им тоже предстоит своеобразный экзамен, ведь именно сейчас проявятся плоды их воспитательной деятельности. Правильное развитие ребенка в школезависит от того, насколько хорошо он к ней был подготовлен.

Развитие ребенка школьного возраста

Подготовка к школе

Переход от дошкольного детства к школьному полностью меняет образ жизни ребенка. Учеба в школе – не просто усвоение знаний по определенным предметам и подготовка к будущему. Для ребенка это собственная трудовая обязанность и возможность полноправного участия в повседневной жизни окружающих людей, поэтому школьное обучение – важный фактор в процессе формирования и воспитания личности.

Для заботливых родителей остро стоит проблема подготовки малыша к школьному обучению, самостоятельно или в дошкольных центрах развития ребенка. Важно понимать, что главный критерий готовности к поступлению в школу – не уровень умственного развития, который измеряется умением читать, писать или считать, а уровень развития познавательных процессов, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Для этого на протяжении всего дошкольного возраста необходимо создать условия для полноценной, осмысленной и содержательной жизни малыша, что предполагает приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры.

Самостоятельная деятельность с элементами творчества, разумно направляемая взрослыми, как это реализуется в хороших дошкольных центрах развития ребенка, формирует у будущих школьников опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию других людей, сотрудничать с ними, проявлять настойчивость в достижении цели. Эти черты личности и поведения наиболее важны для предстоящего обучения в школе.

Развитие ребенка в школе

Человек обучается новому и воспитывается на протяжении всей жизни, но наиболее ответственный период в этом процессе – младший школьный возраст. В начальных классах закладываются основы того, что будет развиваться и укрепляться с возрастом, поэтому развитие ребенка школьника – ответственная задача родителей и педагогов.

Школьное обучение направлено на интенсивное развитие мыслительных процессов, при этом преимущество получает словесно-логическое мышление, но важно дать возможность развиваться и образному мышлению, поэтому дети должны больше работать с наглядными материалами. Для развития у ребенка в школе теоретического мышления необходимо использовать различные типы развивающего обучения.

В младшем школьном возрасте у детей развивается внимание. Обучение невозможно без сформированности этой психической функции, так как учитель на уроке привлекает внимание детей к учебному материалу и удерживает его длительное время. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, но постепенно в ходе обучения внимание детей приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер. Для этого взрослому следует организовывать внимание ребенка, словесно напоминать о необходимости выполнить заданное действие, указывать способы действия, учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен выполнять.

Развитие ребенка школьника: память и воображение

Под влиянием обучения происходит развитие памяти, при этом усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление. В начальной школе дети лучше и быстрее запоминают и дольше сохраняют в памяти различные сведения, события, лица, предметы и факты, нежели определения, описания и объяснения, так как они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Для лучшего развития ребенка школьного возраста необходимо учить его дифференцировать задачи запоминания: что нужно запоминать дословно, а что в общих чертах. При этом следует учитывать, что в этом возрасте существуют различия в запоминании у мальчиков и девочек. У девочек произвольная механическая память лучше, они умеют заставить себя, а мальчики более успешны в овладении способами запоминания. Повысить продуктивность работы памяти поможет осмысливание материала. Например, для удержания в памяти текста, рассказа или сказки нужно составить план. В первые годы обучения полезно составлять план в виде последовательного ряда картин, иллюстрирующих содержание рассказа, которые затем нужно заменять перечнем основных мыслей. Нужно просить ребенка пересказывать то, что он узнал на уроках, спрашивать, какие сведения он запомнил.

Важно, чтобы учебная деятельность способствовала развитию у ребенка школьного возраста воображения, так как оно позволяет выйти за пределы личного опыта, активизирует развитие новых качеств личности и позволяет преодолевать нормативность социального пространства. Развитию у ребенка в школе воображения способствует сочинение рассказов, историй, стихов и сказок.

Результаты развития ребенка школьника в младших классах во многом определяют все его последующие обучение. Главное, чтобы к концу начальной школы ребенок хотел учиться, умел учиться и верил в свои силы.

Источник

Начальное образование – основа всех знаний и успеха в будущем. Поэтому так важно выбрать качественную школу.

Узнать подробнее…

Выбирая школу, стоит узнать о программах адаптации: они сделают обучение легче, интереснее и эффективнее.

Подробнее…

Обратите внимание на уникальную возможность изучать английский на профессиональном уровне с раннего возраста, с получением кембриджского сертификата.

Узнать подробнее…

Для быстрой адаптации и хорошей успеваемости ребенка в первом классе рекомендуется пройти подготовительные занятия.

Посмотреть программу…

Начальная школа – безусловно, один из важнейших периодов в жизни ребенка. Ведь именно от того, как пройдет этот этап, будет зависеть успех и достижения школьника в дальнейшем. Сегодня мы расскажем о возможностях начального образования в России и о лучших начальных школах.

Первые начальные школы появились еще во времена Петра I. Тогда они делились на несколько типов (цифирные, русские, адмиралтейские и др.) и были созданы по образцу европейской культуры. Массовая народная школа появилась уже позже – во время коренных преобразований с середины 19-го и начала 20-го века. Начальная школа в ее современном виде уже не раз претерпевала различные изменения.

Особенности начального образования в России

Отправляясь в начальную школу, ребенок не просто идет в новый неизведанный мир, но и меняет социальный статус. Именно в начальных классах ребенок учится дисциплине. Здесь расширяется его сфера взаимодействия с окружающим миром, выстраиваются новые границы, появляется потребность в самовыражении. От того, как пройдут первые годы в школе, будут во многом зависеть и дальнейшие результаты обучения. Школьник учится не только писать, считать, читать. На этом этапе закладывается его мировосприятие, основы познавательной мотивации, происходит становление самосознания и самооценка, развиваются творческие навыки, воображение, эстетическая и физическая культура.

На сегодняшний день в России есть трехлетняя и четырехлетняя начальные школы. Все больше специалистов считает, что четырехлетняя школа обеспечивает более благоприятную адаптацию ребят к учебе. Поступить в начальную школу можно как с 6, так и с 7 лет. В настоящее время есть тенденция полного перехода на 4 года начальной школы – это создает более комфортные условия для младших школьников, поддерживает их интерес к учебе и формирует более глубокие познавательные навыки. Кроме того, такой подход соответствует международным стандартам.

Нормативные документы

Качество начального образования в России регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями, вступившими в силу 19.05.2013 г.);
  • Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373);
  • Приказы о внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (от 26.11.2010 г. и от 22.09.2011 г.);
  • Письмо Минобрнауки России от 24.10.2011 г. № МД 1427-03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
  • Письмо Минобрнауки России от 25.02.2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Стандарт начального общего образования позволяет обеспечить единство образовательного процесса на всей территории нашей страны. В нем содержатся требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы, базисный учебный план, в который, в частности, был включен раздел «Внеурочная деятельность». Нормативные документы обеспечивают комфортную обстановку в процессе обучения и создают наиболее благоприятные условия для учебы.

Программы образования в начальной школе

В современной начальной школе предполагается две системы обучения – это традиционная и развивающая. В рамках традиционной системы изучается одна из семи программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний». К развивающим относятся программы Занкова и Эльконина-Давыдова, однако и многие классические программы были настолько трансформированы, что уже могут считаться развивающими.

Вот некоторые особенности каждой из программ:

  • «Школа России» делает акцент на приобщение детей к традициям и культуре своей страны, духовно-нравственное развитие, формирование интереса к истории России, ее природе и т.д.
  • «Школа 2100» ориентирована на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей.
  • «Начальная школа XXI века» мягко адаптирует школьников к учебе. Обучение происходит в форме игры. Дети учатся сами добывать знания, дискутировать, обсуждать, анализировать.
  • «Гармония» – это сочетание традиционных и развивающих методов. Программа направлена на создание гармоничных отношений как между детьми, так и между учителями и учениками. Включает в себя новые перспективные технологии обучения.
  • «Классическая начальная школа» построена на традиционных методиках, а вот «Перспективная начальная школа» идеально подходит для сельских школ, где в одном классе могут обучаться дети разных возрастов и уровней знаний.
  • В программе «Планета знаний» все задания носят развивающий характер. Дети становятся более самостоятельными, инициативными, учатся делать выводы и добывать информацию.
  • Программа Занкова имеет другую структуру. Во-первых, она создает доверительные отношения между учителем и учеником, которые общаются не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, культурных мероприятиях. Именно поэтому дети становятся хорошими собеседниками. Во-вторых, школьники сначала выполняют задания, а потом уже изучают теорию – причем познают и раскрывают ее самостоятельно. Занятия проходят в быстром темпе, считаются сложными, но при этом очень притягательными для детей.
  • А вот программа Эльконина-Давыдова делает акцент на теории, правилах и понятиях, хорошо развивает мыслительные способности. Большая часть занятий проходит в классе, дома дети отдыхают. Программа очень насыщенная, и в нашей стране не так много педагогов, которые умеют по ней работать.

Типы (виды) начальных школ

Начальные школы можно разделить как по направленности (углубленное изучение определенных предметов – например, иностранных языков или математики), так и по формату – частные или государственные. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, интерес к частным школам по-прежнему остается высоким, многие родители считают, что именно частные школы способны дать более качественное образование. Так ли это – давайте разберемся.

Частная школа

Частное образование не случайно считается более престижным. В первую очередь, оно имеет главное преимущество – детей в классе намного меньше, а это значит, что преподаватель может уделить больше внимания каждому ученику. Часто частные школы имеют свою направленность и предлагают редкие программы. В таких школах создается более комфортная обстановка, предоставляются широкие возможности для всестороннего развития способностей ребенка, его творческого раскрытия. Благоприятный микроклимат способствует лучшей учебе. В штате частных школ обычно работает детский психолог и логопед, проводятся регулярные медицинские осмотры, есть своя столовая, предлагающая разнообразное и полезное питание, а сами классы, здание, залы отвечают самым современным и высоким требованиям качества и безопасности. Такие школы хорошо охраняются. Здесь заботятся не только о том, чтобы ребенок получил нужные знания в соответствии с программой, но и чтобы он рос здоровым и активным.

Единственный минус – за любую частную школу нужно платить, и суммы порой складываются немаленькие.

Полезная информация. В пятерку лучших частных школ Москвы входят «Лучик», «Наши традиции», Ломоносовская школа, «Радуга» и «Ступени».

Государственная школа

Государственные школы бесплатны, однако и условия здесь обычно отличаются в худшую сторону. Количество учеников в классах порой достигает 30 или даже больше человек, поэтому учитель физически не может уделить должное внимание каждому ребенку. Государственные школы прошли испытание временем, их учебная программа и план строго соответствуют стандарту, а дети получают разностороннее образование. Но большой поток учащихся превращает процесс учебы в конвейер. Дополнительные секции и услуги предоставляются платно.

Качество образования в начальной школе

При сравнении частных и государственных начальных школ крайне актуальным является вопрос качества образования. В связи со спецификой образовательного процесса первого этапа это понятие включает в себя не только оценку базовых навыков, таких как умение читать, писать, но и принципиальных личностных характеристик, которые в дальнейшем обязательно отразятся на успешности учащегося. Среди них – дисциплина, усидчивость, трудолюбие, любознательность, творческий подход, воображение. При формальном подходе к обучению, который обычно практикуется в государственных школах, развитие этих ключевых личностных характеристик – вторичный процесс, и это зачастую отрицательно сказывается на успешности школьников в дальнейшем. В частных же учебных учреждениях практикуется личностный подход. В этом случае ребенок не только получает необходимые знания, но и развивает свои способности к познанию мира. Во многом – это достигается за счет применения творческого подхода к обучению, уникальных образовательных программ и методик, неформального общения педагога и ребенка, грамотной работы школьного психолога. Однако в этом есть и определенный риск. Так, некоторые родители отмечают, что при переводе из частной в государственную школу их ребенок на начальном этапе значительно отстает по уровню знаний от одноклассников. Однако это скорее исключение из правил. В большинстве случаев уровень образования детей из частных учреждений несколько выше, а сами дети значительно более мотивированы на получение знаний и нацелены на успех.

Какую школу выбрать для ребенка?

Итак, какую же школу выбрать? Рассмотрим основные плюсы и минусы частных и государственных школ:

Плюсы

Минусы

Частная школа
  • Меньше детей в классе
  • Больше внимания каждому ученику (возможно индивидуальное обучение)
  • Наличие большого числа кружков и секций
  • Охрана и безопасность
  • Детский психолог, логопед и другие специалисты
  • Качественная материально-техническая база
  • Качественное питание
  • Необходимость оплаты обучения
Государственная школа
  • Бесплатно
  • Система проверена временем
  • Много учеников
  • Не всегда есть охрана
  • Не всегда есть возможность углубленного изучения предметов
  • Недостаточная материально-техническая база
  • Использование в питании полуфабрикатов

Если финансовая ситуация позволяет, то однозначно стоит отдать предпочтение частной школе. Здесь ваш ребенок будет в полной безопасности, окружен специалистами высокого класса, в комфортной и благоприятной обстановке ему будет проще учиться и развиваться.

Однако важно учесть, что частные школы также отличаются друг от друга. На что обратить внимание при выборе?

  • Наличие лицензии, аккредитации.
  • По каким программам ведется обучение, какие дополнительные занятия, есть ли профиль – математический, языковой и т.д.? В этом вопросе важно учитывать интересы и способности ребенка.
  • Квалификация специалистов и учителей. Особенно важна личность учителя как раз в начальной школе. Поинтересуйтесь, как давно работают учителя, нет ли текучки кадров? Пообщайтесь не только с директором, но и с учителем, который будет вести уроки у вашего ребенка.
  • Удобство расположения. К сожалению, частные школы, в отличие от государственных, не всегда располагаются рядом с домом, и на дорогу может уходить по несколько часов в день. Это, безусловно, испытание и для родителей, и для ребенка. Поэтому по возможности стоит обращать внимание, на близость учебного заведения.
  • Как выглядит сама школа, насколько в ней комфортно, какая у нее материально-техническая база. Есть ли своя столовая, спортивный и актовый залы, кабинеты для труда и т.д.
  • Обратите внимание на атмосферу школы, на школьные фотографии на стендах, детские поделки, календари экскурсий…
  • Если в школе есть старшие классы, имеет смысл уточнить процент поступления выпускников, успешность результатов ЕГЭ и др.
  • Почитайте отзывы в Интернете, пообщайтесь с родителями учащихся – они знают ситуацию изнутри и смогут дать адекватную оценку.

С поступлением в начальную школу в жизни младшего школьника и всей его семьи происходят существенные изменения. Для ребенка это определенный стресс – адаптация в новом коллективе, режим, дисциплина, общение с новыми людьми. Безусловно, родители переживают, как пройдет этот период, и хотят создать наилучшие условия для школьника. Желаем вам в этом удачи!

Источник