Развитие ребенка в процессе воспитания
Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.
Содержание:
- Что такое воспитание
- Виды воспитания
- Формирование личности ребенка
- Роль семьи в развитии личности ребенка
Что такое воспитание ребенка
Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.
Задачи семейного воспитания:
- Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
- Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
- Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
- Передать личный и общественный опыт.
- Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.
Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.
Виды воспитания ребенка
Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.
Виды семейного воспитания:
- физическое,
- нравственное,
- экологическое,
- интеллектуальное,
- патриотическое,
- гендерное.
Подробнее о видах воспитания.
Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.
По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:
- Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
- При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
- Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.
Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:
Название стиля | Описание |
Кумир семьи | Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм. |
Золушка | Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии. |
Гиперопека | Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам. |
Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.
Формирование личности ребенка в семье
В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.
Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:
- нестабильность эмоций, противоречивость характера;
- неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
- эгоцентризм, эгоизм;
- психологическая ригидность;
- эмоциональная холодность;
- требовательность.
До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.
Лучший пример – личный пример
Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.
Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.
Развитие доброты в малыше
Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.
Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.
Воспитание уверенного в себе ребенка
Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.
Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.
Ребенок – лидер
Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.
Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.
Роль семьи в развитии личности ребенка
Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.
Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:
Низкий уровень | Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. |
Средний уровень | Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы. |
Высокий уровень | Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам. |
Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.
Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как это, «правильно»?
Существует множество взглядов на эту проблему. Психологи, педагоги, философы, религиозные деятели — все они высказывали различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую эти мнения оказывались прямо противоположными. Как же быть родителям? В наше время существует огромное количество противоречивой информации, ориентироваться в которой порой очень непросто. Что же нужно родителям, чтобы не ошибиться в выборе?
- Во-первых, знания о психофизиологических особенностях детей на разных возрастных этапах. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребёнка, не предъявлять к нему завышенных требований, ориентироваться в возрастных нормах развития.
- Во-вторых, анализ системы воспитания в родительской семье. Что помогло вам в жизни, а какие воспитательные меры ваших родителей только мешали? Что бы вы могли улучшить в своей семье? Не секрет, что так или иначе мы повторяем модели поведения своих родителей. Поэтому очень важно понять, что хорошего вы можете взять из традиций своей семьи, а над чем нужно поработать самостоятельно.
- В-третьих, признание ребёнка самостоятельной личностью, а не частью вас или вашей собственности. Да, вы дали жизнь вашему ребёнку, но этой жизнью он будет распоряжаться самостоятельно. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Так вы сможете вырастить свободную и счастливую личность.
Этот список можно продолжать бесконечно, но самое главное — это ваша любовь и принятие малыша таким, какой он есть.
Важно также помнить, что воспитание не должно быть противоречивым. Не следует запрещать ребёнку то, что вы делаете сами или предъявлять к нему прямо противоположные требования (например, мама разрешает, а папа запрещает). Так можно породить внутренний конфликт в душе малыша, что впоследствии нередко выливается в большие психологические проблемы взрослого человека.
Не ждите, что воспитание сделает из ребёнка вашу более молодую копию. Он не будет думать в точности как вы, желать того, чего у вас в своё время не было. Также воспитание не должно ставить цель вырастить «удобного», идеального ребёнка, который всегда и во всём слушает вас, а в свободное время сидит тихонечко в уголке, пока на него не обратят внимание. Главная задача воспитания — помочь стать ребёнку собой, раскрыть свой потенциал и выстроить свой жизненный путь.
Воспитание — не односторонний процесс. Наши дети точно также воспитывают нас. Мы становимся мудрее, мягче, добрее… Или не становимся, но тогда как можно требовать движения вперёд от собственного ребёнка?
В наше время вы можете найти множество литературы, семинаров, тренингов, курсов по воспитанию детей. Они помогут вам сориентироваться и расставить акценты. Но самое главное, как и в любой другой сфере жизни, найти свою линию, творчески объединяя разные системы, создавая что-то новое или интуитивно следуя зову сердца. Ведь никто не знает и не чувствует вашего ребёнка лучше, чем вы сами.
Статьи по теме свернуть ↑
«Да он/она всё равно ничего не понимает», «Да что бы они там понимали…», «Дети до 6 лет ничего не помнят» — знакомые фразы? А, быть может, кому-то из вас так говорили родители или другие взрослые?
По специфике моей деятельности и будучи мамой, я сразу улавливаю подобные изречения в адрес деток, в частности… Читать дальше
Когда человек застревает надолго в одной роли, даже самой положительной и привлекательной, ничего хорошего не жди.
Роль прирастает и буквально овладевает человеком, он становится одержим ею.
Например, такая воспеваемая, идеализируемая и почитаемая в нашем обществе роль — роль Матери. Мать любит… Читать дальше
У клиентов, которые приходят к психологу, причём не важно, с какой проблемой, рано или поздно возникает тема взаимоотношений с родителями.
То, каким образом складывался наш контакт с родителями, во многом будет повторяться в отношениях с другими людьми. Например, в детстве нельзя было спорить с родителями… Читать дальше
В нашем обществе не принято просить о помощи. Просьба о помощи превратилась в пафос, в некоторых аспектах в заработок, в систему манипуляции или в страх быть беспомощным. Без сомнения, когда дело касается смерти есть сердца, которые спешат разделить и с сопереживанием отдать дань помощи. А вот когда… Читать дальше
АНО ДПО «Центр результативного образования» (Москва), Академия Общения (Москва), Академия бизнеса и творческого развития «Созвездия Плюс» (Москва), Анна Александровна Ларионова-Кречетова (Москва), Детская Академия Развития «ПионерЛэнд» (Москва), Детская студия гармоничного развития «Ерошка» (Москва), Детский Развивающий Клуб «Мозаика» (Москва), Детский клуб Монтессори «Созвездие» (Москва), Детский развивающий клуб «Теремок» (Москва), Детский центр «Логос» (Москва), Детский центр «Читайка» (Москва), Досуговый центр «Рома» в Кузьминках (Москва), Издательство «Генезис» (Москва), Информационно-образовательный ресурс «Я — Родитель» (Москва), Ирина Акопян (Москва), Клуб Jolly Polly kids club (Москва), Клуб успешных людей «Вместе» (Москва), Консультационно-психологический Центр «Филиппок» (Москва), Кунстман Дмитрий Константинович (Москва), Лаборатория личности Humanlab (Москва).
Алевтина Некрасова (Москва), Александр Алексеевич Шахов (Москва), Александр Колмановский (Москва), Александр Покрышкин (Москва), Александра Алексеева (Москва), Александра Власова (Москва), Алла Валентиновна Мухетдинова (Москва), Алёна Александровна Кошевченко (Москва), Алёна Кандоба (Москва), Анай-Хаак Мергеновна Монгуш (Москва), Анастасия Николаевна Лебедева (Москва), Анастасия Сергеевна Каменева (Москва), Андрей Александрович Копнин (Москва), Андрей Максимов (Москва), Анжела Эсер (Москва), Анна Дарская (Москва), Анна Дмитриевна Савинова (Москва), Бернард Перси (Москва), Варя Цукер (Москва), Галина Зеленцова (Москва).
Алевтина Некрасова (Москва), Александр Колмановский (Москва), Алла Валентиновна Мухетдинова (Москва), Алёна Александровна Кошевченко (Москва), Алёна Кандоба (Москва), Анай-Хаак Мергеновна Монгуш (Москва), Анастасия Николаевна Лебедева (Москва), Анастасия Сергеевна Каменева (Москва), Анастасия Сорина (Москва) , Анна Дмитриевна Савинова (Москва), Антон Сорин (Москва), Бернард Перси (Москва), Галина Федяева (Москва), Гаяне Агаян (Москва), Голубева Юля (Москва), Дарья Дмитриевна Грошева (Москва), Денис Игоревич Зеликсон (Москва), Екатерина Светоч (Москва), Елена Валентиновна Шевелева (Москва), Елена Марта (Москва).
Источник
Воспитание и развитие личности ребенка — это два взаимосвязанных процесса. В семье они имеют ситуативный характер, то есть напрямую связаны с обстоятельствами, настроением родителей и ребенка. Так, например, если отец пришел с работы усталый и раздраженный, он, скорее всего, ограничит свое с общение с малышом – это в лучшем случае, а в худшем найдет причину на нем оторваться. Часто то же самое касается и мам.
На развитие личности также влияют такие вещи, как средства массовой информации, общение с другими взрослыми и сверстниками, компьютерное игры и даже книги, которым современные дети уделяют все меньше внимания. Формирование нравственных качеств малыша является важным этапом в процессе развития его личности, поэтому остановимся на этом моменте.
Какие предпосылки имеет появление личностных особенностей у ребенка? Конечно же, это тот фундамент, на котором растет и развивается малыш, получая точные представления о нормах поведения, ценностях во время общения с близкими и в коллективе. В момент становления личности ребенок особенно заинтересован в изучении собственного поведения и поведения окружающих его людей, он задает много вопросов касательно поступков и ждет на них исчерпывающих и правдивых ответов.
В момент становления и развития личности ребенка родители должны относиться с пониманием к его любопытству. Оно вовсе не праздное. Анализируя полученные ответы, малыш учится оценивать действия окружающих, прежде всего чтобы соотнести их с известными ему нормами. Главным мотиватором для малыша на этом этапе станет личный положительный пример родителей.
Как происходит формирование личности малыша?
Что собой представляет процесс формирования личностных качеств у ребенка? Для начала отметим, что это многоэтапный процесс. Начинается все с острого желания малыша познакомиться ближе с социальной действительностью. Следующий этап — формирование новых личностных качеств.
Довольно часто малыш копирует манеру поведения взрослых, более того, указывает им на ошибки, которые они, на его взгляд, делают. Например, дети часто могут поставить родителей в неловкое положение, когда в присутствии посторонних разоблачают их в легкой лжи, ссылаясь на то, что врать плохо и это они узнали именно от взрослых.
Когда в сознании малыша сформируется понятие о главных личностных качествах человека, он сможет перейти к новому этапу — овладению навыками, умениями, выработке привычек.
Родителям нужно осознать, какая ответственность на них возложена на этом этапе жизни ребенка. Они обязательно должны помочь ему справиться со всеми сложностями и найти свой путь. У ребенка должны быть возможности проявить себя в общественно-значимой деятельности, например, он может иметь собственные обязанности дома либо получать задания творческого характера в школе, кружке, секции.
Многие родители напрасно беспокоятся о том, что ребенок не повторяет ту модель поведения, которую они ему стараются прививать. На самом деле это нормально, если учитывать, что воспитание дает свои плоды, но с некоторой отсрочкой во времени. Поэтому ждать сиюминутных результатов не стоит. Куда более правильным будет постепенное приобщение малыша к тем нормам и ценностям, которые чтят и соблюдают в семье.
Фундамент личности закладывается в раннем детстве. Но до этого момента появляются преобладающие мотивы, свойства и установки. Происходит это в периоды, когда мозг ребенка в силу своей незрелости не готов адекватно воспринимать все то, что происходит вокруг него. Именно в эти периоды главное для малыша — это «хочу».
Одними из факторов, влияющих на формирование личностных качеств, являются:
- биологические свойства организма;
- генетика;
- особенности окружающей среды.
Если сравнивать ребенка с чем-то неодушевленным, то в период раннего детства он может напоминать каменную глыбу, которая имеет внутри определенные природой свойства, форму же приобретает в зависимости от внешнего воздействия природной среды: ветра, осадков и т.д.
Социальная среда — наиболее важный инструмент, воздействующий на формирование и личности ребенка. Крайне важно правильным образом настроить семейное взаимодействие с малышом, от которого, по сути, будет зависеть его поведение и общение с окружающими.
Формирование личности на каждом возрастном этапе
Итак, на каждом возрастном этапе у ребенка формируются те или иные личностные качества.
В два года дети уже понимают, что они — личности. Они выделяют себя из круга окружающих, но пока только на уровне физического восприятия. Позже, в семь лет, когда уровень самоанализа возрастет, ребенок научится интересоваться внутренним миром человека, но пока это не то, что его волнует.
Первое желание дать себе оценку у крохи появляется в три года. Предпосылкой к этому является умение сравнивать себя с окружающими, в первую очередь с родителями. Чем старше будет становиться ребенок, тем выше будет уровень его волевой регуляции и самосознания.
Тем не менее уже в три года ребенок имеет собственную внутреннюю позицию и готов освоить новую для себя социальную роль — ученика. Именно на основе этого психологического новообразования формируются и совершенствуются личностные качества крохи, который становится заметно более целеустремленным, самостоятельным и упорным.
В трехлетнем возрасте можно наблюдать за тем, как личность ребенка обретает четкие контуры. Этот этап в его развитии один из самых важных, прежде всего потому, что кроха учится иметь своя «я», быть самостоятельным. Родители должны поддержать его инициативу.
Малыш уже имеет достаточно знаний, навыков и готов к тому, чтобы применять их на практике. Тем не менее его физиологические и психические особенности пока не позволяют полноценно выполнять различные действия, на таком же высоком уровне, как это делают взрослые. Это задевает малыша. Поэтому родители должны помогать крохе справиться с проблемой, предлагая ему выполнить работу взрослых, но посильную для него: например, привлекать к приготовлению простого блюда или уборке дома.
А вот в среднем дошкольном возрасте малыши уже не только соотносят себя с окружающими, оценивая их поступки и выделяя особенности. В этот период дети проявляют особый интерес к познанию собственного внутреннего мира. Они оценивают себя теперь уже опираясь не только на мнение окружающих, но и на своё собственное.
В старшем дошкольном возрасте дети все так же перенимают манеру поведения взрослых, они наблюдают за действиями родителей и стараются принимать участие в процессе. Родителям важно не препятствовать такой совместной деятельности, так как она оказывает огромное влияние на дальнейший процесс социализации ребенка. Чем чаще малыш будет вместе с родителями заниматься посильной для него взрослой работой, тем быстрее он освоится в культурной среде, примет правила поведения в обществе.
Ниже рассмотрим основные принципы, которых взрослым стоит придерживаться для того, чтобы помочь детям вырасти самодостаточными личностями.
Принимайте детей такими, какие они есть
В младшем дошкольном возрасте уже можно наблюдать за тем, как у малыша формируется характер.
Взрослые должны понимать, что каждый малыш — это индивидуальность, и по большей части на его поведение оказывает влияние темперамент. Скажем, если родители мечтают о том, чтобы ребенок был активным, самостоятельным, уверенным в себе, тогда как он скромный, тихий и любит одиночество, то последнее, что им нужно делать — пробовать его изменить, настаивая на занятиях, которые не будут приносить ему удовольствия.
С первых дней жизни ребенка нужно быть готовыми к тому, что он будет таким, каким его запланировала природа, нуждаясь при этом в любви и поддержке взрослых. Нельзя сравнивать малыша с другими детьми и рисовать для себя и крохи образ какого-то идеального ребенка, на которого ему нужно равняться.
Терпение — важное качество для родителей
Наблюдая за поведением малыша, за его реакцией на те или иные события, родители должны деликатно вносить коррективы в формирование его характера. Если во нраве дошкольника начинают проявляться первые отрицательные качества, то главное, чего не стоит делать, это впадать в панику.
В самом начале своей более или менее осознанной жизни каждый ребенок может «дать слабину»: показать себя непослушным, капризным, раздражительным и даже упрямым. Особенно остро негативные черты характера проявляются в период возрастных кризисов малыша, например в возрасте трех лет.
Такие кризисы и связанные с ними неудобства быстро проходят, поэтому родителям нужно проявить терпение и продолжать воспитывать ребенка правильно, окружив его любовью и заботой, стараясь сократить количество запретов. Со временем такое воспитание даст свои плоды.
Лучший пример — личный пример
Все свое осознанное детство малыши видят перед собой родителей, запоминают, как они говорят, как поступают. Для детей поведение родителей считается образцовым. Именно поэтому взрослые должны быть для ребенка только положительным примером. Объясняя крохе, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, родители должны подтверждать это личным примером.
Хотите,чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, умел сочувствовать и помогать? Значит, нужно именно так вести себя по отношению к нему. Агрессия, критика, раздражение никогда не смогут породить в душе маленького человека доброту, сострадание, терпимость по отношению к окружающим. В ребенке будут заложены только те качества, которые имеют в себе взрослые.
Очень важен для нормального развития малыша комфортный микроклимат в доме. Только гармония в семье обеспечит адекватное формирование целостной, уверенной личности ребенка. В семье малыш должен чувствовать надежный тыл и поддержку. Регулярные ссоры и раздражение членов семьи станут одной из причин развития закрытой, недоверчивой личности ребенка с задушенными на корню положительными качествами.
Самостоятельность для развития самоорганизации
Деятельность ребенка должна быть организована таким образом, чтобы он умел занимать себя самостоятельно. Родители не должны постоянно все делать за кроху, оберегая его, развлекая и так далее. Нужно, чтобы родительская деятельность носила направляющий характер – тогда от нее будет толк. Так, если ребенок не умеет сам играть и не знает, во что поиграть, ему можно предложить несколько игр на выбор или вместе с ним придумать правила.
То же касается и прогулок на улице. Не нужно везде подсаживать кроху, поднимать, переносить его через препятствия. Правильно будет показать ему, как перешагнуть через барьер, скатиться с горки или залезть на лестницу безопасно и эффективно, вместе с ним радуясь его первым самостоятельным попыткам и успехам.
Такое поведение взрослых позволит выработать у ребенка чувство уверенности в себе, своих действиях, а наряду с этим чувство ответственности и личной значимости.
Можно ли целе?