Развитие ребенка в процессе обучения
В распорядке дня 2 группы детей раннего возраста д.б. отведено большое место разнообразным действиям детей с предметами.
Внимание детей привлекается к тем игрушкам и материалам, с которыми уже освоены и могут выполняться самостоятельно – к строительному материалу, народным дидактическим игрушкам – пирамидкам, матрешкам, вкладным кубам и т.д.
Действия с предметами помогают устанавливать общение взрослого с детьми.
В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, цвета, величины, положения в пространстве0.
Сначала по образцу, а потом самостоятельно ребенок может выполнить задание воспитателя (выбрать из 2-3 цветных шариков один определенного цвета и др.).
В решении задач сенсорного воспитания существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу.
Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики одного цвета, но разного размера).
Дидактические игрушки во время бодрствования нужно располагать на столах так, чтобы каждом из них помещается один вид дидактической игры.
Важно, чтобы за столами играли небольшие группы по 2-3 ребенка, при этом каждому следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек.
Организуя предметную деятельность, надо следить, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался по назначению.
Для сюжетной игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать). Мебель д.б. крепкой и крупной, т.к. дети часто усаживаются за нее сами.
Хорошо располагать игрушки комплектами: рядом с куклой положить одеяло и расставить на столике посуду и т.д. Это поможет ребенку использовать в игре не один, а несколько предметов, что усложнить игру.
В конце 2 года жизни в действиях детей намечаются элементы сюжетной игры. В игре начинают использовать не только игрушки, но заменители реальных предметов.
При нормальном нервно-психическом развитии у детей начинает формироваться потребность в общении друг с другом
Элементы общительности проявляются прежде всего в практической деятельности детей (подражая сверстнику, пытается вступить с ним в игру – катать мяч).
Однако часто между детьми возникают конфликты, потому что у детей еще плохо развита речь, и они не могут объяснить свое желание.
Игрушка сверстника также может быть причиной конфликта.
Надо учить детей проявлению нежности, сочувствия: погладить по головке, пожалеть ребенка.
В процессе игры, которую считают первой школой воспитания общественного поведения (Усова, Аксарина, Запорожец А.В.), дети могут самостоятельно вступать в контакты друг с другом.
А.П. Усова отмечала несколько форм взаимодействия детей 1,5-2 лет в играх.
Так, при механическом взаимодействии дети, играя индивидуально, воспроизводят разнообразные действия.
Взаимодействие возможно и на основе интереса друг к другу, к содержанию игры. Учитывая это, взрослый должен учить детей согласовывать свои действия (например, один накладывает кубики в машину, другой возит, третий разгружает и т.п.).
Условия, способствующие объединению детей в играх:
ü Общее место действия (например, стол, за которым они действуют).
ü Одинаковые действия детей в подвижных играх типа «Догоню», «Прятки».
ü Общий предмет и одинаковые действия с ним (например, «Прокати мячик». Действия одного ребенка зависят от действий партнера, если один ребенок выходит из игры, совместная игра распадается).
ü сюжетно-отобразительная игра, в которой появляется партнер («полечить, покормить»).
Движения. Ведущим видом движений у детей 2 года жизни является ходьба.
Ребенок испытывает в ней большую потребность, т.к. она дает возможность малышам лучше ориентироваться в мире предметов.
Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, наглядно-действенного мышления).
По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их.
Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяется специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, пособия расставляются вдоль стены так, чтобы середина групповой комнаты была свободной, при этом ковры и дорожки д.б. убраны.
Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у малышей различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой со скатом и др.).
Горку целесообразно поставить у окна, чтобы дети, взобравшись на площадку, могли наблюдать происходящее за окном.
Кроме того, в группе д.б. столики со стульями, диванчики, предметы для развития движений (ящики, бревно и т.д.).
Для развития координации движений рук и ног необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить ав руках (крупные мягкие игрушки, куклы, корзины), возить за тесьму (машины), возить, подталкивая вперед (каталки).
Регуляция двигательной активности – важное условие физического развития детей.
Обязательным является проведение подвижных игр. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений.
Значительную ценность для общего развития детей имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением, движения, выполняемые в такт музыке, содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.
Важную роль в формировании двигательной активности играют занятия гимнастикой.
Они проводятся с применением специального оборудования. это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования (лесенки-стремянки, скамейки для ходьбы и пр.).
Речевое развитие. На 2-м году жизни происходит активное речевое развитие.
В 1 полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи., во2 — активная речь.
Понимание речи развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия.
На 2 году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях, основанное на этом, их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним наиболее ярким признакам: киской называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое.
При упражнении детей в различении предметов, игрушек надо
ü сначала учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомых
ü затем среди незнакомых,
ü потом – близких по одному признаку (размеру, цвету),
ü среди сходных по многим признакам (жук и черепаха одного размера и цвета).
Развитию функции обобщения способствует наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу.
В разговоре с ребенком взрослый должен подчеркивать характерные признаки предметов (птичка летит, мяч катится и т.д.).
Важно, чтобы все, о чем взрослые говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятиями, действиями.
Развитие собственной речи на 2 году жизни происходит медленно.
К 1 г. 6 мес. активный словарь насчитывает всего 20-30 слов.
Речь детей мало похожа на речь взрослых. ее называют автономной. Это облегченные слова, возникающие в силу несовершенного произношения (би-би, моко (молоко)).
С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 2 годам насчитывается до 300 слов.
В конце второго года жизни дети начинают использовать предложения, состоящие из 3-4 слов.
Дети начинают изменять слова в числе, роде, некоторых падежах.
Активная речь ребенка развивается при условии потребности в общении со взрослым.
Не следует удовлетворять просьбу малыша, выраженную жестом, мимикой. Однако необходимо учитывать и его возможности.
Занятия. В условиях детского сада для полноценного развития ребенка следует проводить организованные занятия.
Во второй группе раннего возраста занятия планируются отдельно для двух возрастных подгрупп.
В 1 полугодии проводится каждый день по одному занятию в основном индивидуально или с небольшим числом (5-6).
Во втором – занятия планируются по подгруппам 2 раза в день.
Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий.
Вся возрастная подгруппа (6-12 чел.) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе), если действия детей основаны на подражании (музыкальное), а также если ведущая деятельность – зрительное восприятие (инсценировки, наблюдения).
Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия, занятия с дидактическими пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3-6 чел.).
Длительность занятий зависит от его содержания.
Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10-15 минут, требующие сосредоточенного внимания от 5 до 8 мин.
Уровень развития детей, объединенных в подгруппу, должно быть примерно одинаковым.
Занятия с дидактическими игрушками и строительным материалом
На данных занятиях решаются задачи моторного и сенсорного характера (научить катать шарики, нанизывать кольца на стержень, открывать и закрывать матрешку).
Сборные игрушки должны легко открываться, размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог охватывать их ладошкой.
Ввиду слабой координации движений обучение предметным действиям д.б. преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия 5-8 раз.
По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются.
Сначала малыши нанизывают кольца двух контрастных размеров, самые большие на самые маленькие, затем добавляют кольца среднего размера, а затем дети собирают пирамидку из 5-6 колец. Подобным образом они действуют с матрешкой.
Постепенность в усложнении задач соблюдается при ознакомлении детей с цветом.
Вначале дается одноцветный материал, позже выбор из 2 цветов (положить красные палочки в красный короб, синие в синий), потом – 3 цветов.
В 2 года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из 4 разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
На занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга, рядом, в разном пространственном отношении др. к другу (лестница, кровать).
На заключительном этапе детей учат делать перекрытия (скамейка, ворота). В конце занятий дети с помощью сюжетных игрушек обыгрывают постройки.
Занятия по развитию речи и ориентировки в окружающем
В 1 полугодии планируются занятия, направленные на развитие пассивного словаря, во 2 – на усложнение собственной речи детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Режим и организация жизни детей от 1 года до 2 лет
2. Самостоятельная деятельность
3. Развитие детей в процессе обучения
Задание для самостоятельной работы:
Разработать содержание предметно-игровой среды, способствующей объединению детей в играх.
Литература:
1. Дошкольная педагогика под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М. 2002.
2. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988. – С. 144-150.
3.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
4. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.
5. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.
6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003.
7.Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. М., 2002.
Дата добавления: 2015-05-20; просмотров: 791; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8747 — | 8283 — или читать все…
Читайте также:
Источник
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ:
методология и технологии
Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.
Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.
Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Принципы развивающего обучения
Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
Принцип обучения на высоком уровне трудности.
Принцип обучения быстрым темпом.
Принцип осознания школьниками процесса учения.
Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.
Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».
3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Эльконина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формировании интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщений — генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, двигаться от абстрактного к конкретному.
Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.
1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.
2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.
3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.
4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.
Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.
Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.
Основные понятия:
o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, — это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).
o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.
o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.
o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.
o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.
o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.
o метод учебных задач.Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
o моделирование.Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.
Источник