Развитие ребенка в первый год жизни монтессори

Развитие ребенка в первый год жизни монтессори thumbnail
ПЕРВЫЙ ГОД: БЛАГОПРИЯТНОЕ НАЧАЛО
ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ
Научные исследования показали, что объем и качество заботы, которыми мать обеспечивает ребёнка, очень сильно зависят от того, как мать и ребёнок провели первые дни после рождения.
Сильвана Монтанаро, Доктор медицины
Начало статьи тут

В течение первого года жизни весь мир младенца это его семья. Когда пара готовится произвести на свет первого ребёнка, то для обоих наступает время исполнить самую важную роль на свете. Удивительно, насколько больше времени и сил традиционно уделяется подготовке к карьере, строительству дома и другим взрослым дела по сравнению с тем, сколько этих же ресурсов отводится подготовке к родительству, хотя это гораздо более сложная и более продолжительная функция. Лучше всего начинать учиться тому, как стать хорошим родителем, задолго до того, как родится ребёнок.
Моей первой реакцией на то, что я услышала об идеях Монтессори применительно к возрасту от рождения до 3 лет, было естественное желание защитить свой метод воспитания детей; несмотря ни на что «они выросли нормальные». Тем не менее, наблюдая удивительные результаты от претворения в жизнь этих идей во многих домах, нужно признать, что и в самом деле есть лучший способ начинать жизнь – поэтому мы счастливы передать эту информацию вам.
Самые первые секунды жизни, первые минуты и часы оказываются наиболее впечатляющими для младенца и родителей. В это время пробуждаются основные инстинкты родительства, появляется связь между ребёнком и родителями. В это время у младенца зарождается чувство доверия к тем, кто находится вокруг него, и ощущение того, что наш мир – счастливое место. Единственный самый важный элемент среды для младенца в этот момент – любящая мудрость взрослого. Никакой материальный предмет не может заменить время и внимание, проявленное к ребёнку в самые первые месяцы и годы его жизни.

СЕМЕЙНАЯ ОБЩНОСТЬ В КАЖДОДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Прикосновения, объятья, телесный контакт, смех и пение имеют огромное значение, даже в первые несколько дней жизни. Благодаря этому новорожденный и его семья обретают любовь и доверие, дружбу и счастье между собой.
Однако мы должны помнить, что природа всем людям дала внутреннее чутьё, мудрого советника, который подсказывает, когда спать и просыпаться, когда есть и двигаться. Эта мудрость успешно управляла внутриутробным периодом жизни, и уже после рождения многие возможные проблемы могут быть предотвращены, если семья внимательно наблюдает за потребностями младенца и не прерывает этот процесс развития.
Вот несколько примеров.
(1) Постарайтесь не нарушать сон и не будить спящего ребёнка.
(2) В каждом месте в доме, где семья проводит время, положите коврик или одеяло. Так чтобы ребёнок мог естественным образом заснуть, проснуться, поупражняться в движении и наблюдении за жизнью вокруг него.
(3) Кормите младенца по возможности тогда, когда он голоден, полностью опустошая одну грудь, и дождитесь, чтобы ребёнок сам её отпустил, никогда не прерывайте его и не останавливайте кормление.
(4) Пусть время кормления будет временем только мамы и ребёнка, не нарушаемое ни телефонными звонками, ни включенным телевизором, ни параллельным чтением, ни разговорами с другими людьми. Отношения во время кормления – это модель всех близких отношений в течение жизни. Младенец не просто ест, но и узнаёт, что такое любовь.
(5) Наблюдайте, слушайте, смотрите и созерцайте. Попробуйте догадаться, что может значить каждый звук, каждое выражение лица и движение. Наперекор общественному мнению младенец не только «ест и спит». Вы поймёте, что ваш ребёнок говорит вам очень и очень многое.
(6) Избегайте кормления ради успокоения и пустышек, так как все это излишне стимулирует зависимость от орального способа получения удовольствия. Вместо этого успокаивайте разговором, прикосновением, объятьем, пением, совместной игрой. Представьте, как бы вы выглядели, что бы вы чувствовали, если бы в ответ на каждую вашу потребность и желание вам предлагалась еда.
Узнавая физические, умственные, эмоциональные потребности новорожденного и учась отвечать на них, мы предлагаем ребёнку величайший дар, который мы только можем дать. Признание внутреннего чутья и мудрости наших детей и следование за ребёнком учит нас многому о нас самих и о жизни в целом, и это дар наших детей нам.

ТКАНИ И МАТЕРИАЛЫ
Натуральный качественный хлопок – лучший материал не только для топпончино, но и ля постельных принадлежностей, коврика для игр, одежды, подгузников и всего, что соприкасается с чувствительной кожей младенца.
Некоторые младенцы исследуют руками своё лицо ещё до рождения и, разумеется, хотят продолжать этот процесс сразу после него. Поэтому гораздо лучше следить за тем, чтобы ногти на руках и на ногах были коротко подстрижены и тем самым позволять этому исследованию продолжаться, чем держать руки и ноги закрытыми. Это даёт ребёнку возможность руками изучать привычные и любимые им предметы.
Оставлять руки и ноги открытыми важно ещё потому, что это способствует обучению таким навыкам, как переворачивание, ползанье на животе и на четвереньках, вставание и хождение.
Если ваш ребёнок выражает страх во время одевания, то важно в этот момент остановиться и успокоить ребёнка, поговорить с ним о том, что вы делаете, это лучше, чем ускорять процесс. Так ребёнок поймёт, что одевание и переодевание безопасный и приятный опыт.

ДОВЕРИЕ К МИРУ
Раньше было принято считать, что младенцы не сознают того, что с ними происходит, и не помнят начало своей жизни. Теперь мы знаем, что самые сильные, глубокие и долгие воспоминания формируются именно в это время. Сейчас все признают, что в течение первых месяцев жизни у ребёнка развивается его основное отношение к миру. Как мы можем помочь ребёнку развить доверие к миру с самого рождения?
В течение последних утробных месяцев младенец привык к голосам его семьи и к звуку сердцебиения его матери. В первые недели после рождения ребёнка успокаивают привычные голоса, которые он слышал в утробе матери, а сердцебиение матери успокаивает его еще и во время кормления.
Появившись на свет, он ещё лучше различает голоса семьи, когда они звучат вокруг, запах и прикосновения его родителей, братьев и сестёр. Этот опыт ложится в основу формирования чувства безопасности для ребёнка. Важно, чтобы в эти первые дни вокруг ребенка были только члены его семьи, и это позволит ему укрепить связь с ней.
Устройте так, чтобы в первые дни одежда была мягкой, а свет неярким, так чтобы ребёнок мог привыкнуть к миру вне утробы. «Топпончинно» используется для обеспечения наиболее безопасного положения, когда мы держим и передаём ребенка. С таким бережным обращением ребенок ощущает себя в еще большей безопасности.
Мы можем научиться слушать звуки, которые производит ребёнок, тихонько за ним наблюдать и отмечать разные выражения лица и телодвижения, чтобы понять, что ребёнок пытается нам сказать, и чтобы понять, что это за человек. Так ребёнок обретёт уверенность в том, что мир вокруг него – безопасен.
Печально то, что из-за недостатка понимания всей значимости начала человеческой жизни в нашей культуре малозначимыми считаются профессии работников яслей и другие, в которых задействованы люди, обеспечивающие младенцам уход. Эти люди не оценены по заслугам и их зарплата часто очень мала. В итоге в этой профессии сложилась высокая текучка кадров. Получается, что младенцы привязываются к кому-нибудь, потом разделяются с ним, чувствуют себя отвергнутыми, опят привязываются и т.д. Подумайте о том, какой ребёнок извлекает из всего этого урок о доверии и безопасности. В идеальном варианте вопрос о том, кто будет заботиться о ребёнке, решается ещё до рождения ребёнка.
Чем больше размышлений, планов, времени и энергии мы тратим на уход за ребёнком в эти первые дни, недели, месяцы, тем прочнее будет основа для его дальнейшего физического и эмоционального развития.

ДОВЕРИЕ К СЕБЕ (СМ. ТАКЖЕ СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ)
У маленького ребёнка доверие к себе формируется уже в течение первого года жизни при встречи с окружающей его средой. Он учится выходить в мир, трогать и хватать с помощью своих собственных усилий то, на что он до этого глядел и до чего хотел дотянуться.
Понимание и любовь взрослых и старших детей, среда, отвечающая меняющимся потребностям ребёнка, дадут ему понять, что он способный и сильный, что его выбор разумен, а он сам — замечательный.

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И САМОУВАЖЕНИЕ
Между овладением ребёнком коммуникативными и двигательными навыками и развитием у него чувства самоуважения существует безусловная связь. Сколькие из нас чувствовали бы себя лучше и «любили себя такими, какие они есть», если бы наши попытки создания своей личности уважались с самого раннего детства? Между этими вещами есть связь.

Первые два года жизни – самые важные. Наблюдения подтверждают то, что маленькие дети наделены особенной духовной мощью, и указывают на новые пути раскрытия этих способностей. Буквально мы говорим об «обучении в сотрудничестве с природой». Это начало нового подхода к обучению, когда не профессор обучает ребёнка, а наоборот.

Мария Монтессори, Доктор медицины

Обращайте внимание на попытки ребёнка с вами общаться и предоставьте ему безопасное и ограниченное место для свободного передвижения – в детской или в оборудованной с учетом его потребностей гостиной, и это лучшее, что вы моете сделать, чтобы помочь ребёнку развить уверенность в своих силах.
У каждого ребёнка своя неповторимая программа развития. Один ребёнок будет работать над согласованностью движений глаз и рук, а другой, в том же самом возрасте, будет сконцентрирован на произведении звуков, тогда как третий будет стараться приподняться и продвинуться в пространстве. Одному ребёнку захочется попробовать сидеть за столом уже в первый год жизни, другому будет достаточно грудного вскармливания. Одному понравится сидеть на горшке во время мочеиспускания, другому это будет неинтересно. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы поддержать развитие индивидуальности в ребёнке, — это наблюдать, слушать, уважать и не вмешиваться.
Свободное движение означает способность передвигать свое тело без помощи искусственных «помощников», двигаться в соответствии с уровнем развития собственных способностей, постепенно учась дотягиваться и хватать, переворачиваться, ползать, садиться, вставать и ходить – всё это самостоятельно.
Развитию помогают специальные развивающие игрушки. Например, когда ребёнок только начинает ползать и нуждается в стимуле, чтобы ползти дальше, ему может помочь игрушка или мячик, которые, если их толкнуть, откатятся на небольшое расстояние. Существует много разных интеллектуальных рецептов помощи ребенку и они часто противоречат друг другу, поэтому самым главным здесь остаётся следование за ребёнком. Каждый ребёнок особенный, поэтому простого ответа на вопрос, как с ним себя вести, не существует.

ПОДГОТОВКА ДОМА К ПРИЕМУ НОВОРОЖДЕННОГО
Когда вы готовите место для новорожденного, лягте на пол посреди комнаты, осмотритесь и прислушайтесь. Будет ли пространство безопасно? Интересно? Красиво? Успокаивающе? Позволит ли оно наибольшую свободу для движения?
Так как у маленького ребёнка обострённое чувство порядка, то было бы идеально, если бы комната не менялась в течение первого года. Поэтому важно хорошо продумать с самого начала, каким образом организовать его первую среду обитания.
Однажды, наблюдая за счастливыми и неудержимыми действиями котёнка, недавно попавшего к нам в дом, я невольно сравнила его жажду знаний с потребностями маленького ребёнка. Котёнок проверял, какими способами он может передвигаться по гостиной, тщательно изучая каждый предмет и определяя лучший способ миновать его – выбирая путь под, над или вокруг него. Я вспомнила о том, как наблюдала за младенцами, которым позволили свободно двигаться в подготовленной для этого среде.
Представьте, как изменилось бы естественное развитие котёнка, если бы существовали такие приспособления, как кроватки для котят, слинги для котят, качели, ходунки и пустышки. Я постоянно думаю о том, как мы можем помочь младенцам исследовать пространство с помощью своего тела и развивать изящество и уверенность движения. У новорожденного очень много важной работы, и мы можем помочь ему в этой работе, предоставляя наиболее подходящую естественному развитию среду.
Пока ребёнок находился во чреве, он уже много сделал для укрепления мышц и слуха. После рождения он постепенно научится двигаться сам и исследовать, задействуя все свои сенсорные и моторные способности. Он изучит каждую деталь своей комнаты, внимательно изучит каждый звук. После того, как он укрепит свои руки и ноги с помощью приподниманий, он потянется к предметам, чтобы продолжить своё исследование.

Следуя своему собственному расписанию, каждый ребёнок в своё время научится ползти к предметам, на которые он уже давно смотрел, и брать их. Зрительное (а потом и тактильное) исследование очень важно для многих аспектов человеческого развития. Если мы предоставляем ребёнку матрас или кровать на уровне пола в полностью безопасной комнате – а не высокую кроватку с боковыми решётчатыми стенками или манеж – то он получает четкое, неискаженное представление о своей окружающей среде и свободу исследовать ее.
Кровать должна быть так устроена, чтобы ребёнок смог самостоятельно из неё выбраться и обратно туда забраться, как только он научится ползать. Отлично подойдёт матрас от двуспальной кровати, положенный на пол. Помимо того, что такое обустройство места для сна поможет развитию ребенка, оно также позволит предупредить возникновение такой частой проблемы детского плача, вызванного скукой и эмоциональным истощением.
Полезно представить себе, что вся комната и есть манеж, поэтому к входной двери хорошо приделать детские воротца. Нужно также тщательнейшим образом изучить каждый закуток и каждую щёлку такого манежа на предмет безопасности и интересности. Даже если ребёнку предстоит жить в одной комнате с родителями или братьями и сёстрами, мы можем создать обширную, безопасную и интересную среду.
В конце концов, ребёнок исследует всю комнату вплоть до детских ворот на выходе и выйдет исследовать оставшуюся часть дома, и там все также должно быть для него безопасно и интересно.
Вот так закладываются независимость, концентрация внимания, умение передвигаться, самоуважение, умение принимать решения и сбалансированное, здоровое развитие тела, разума и духа.

ОДЕЖДА, НЕ ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ СВОБОДНОМУ ДВИЖЕНИЮ И РАЗВИТИЮ
Совершенно нормально, если ручки и ножки младенца немного холоднее, чем остальное тело. Температура тела важна, но также важна и свобода движения!
Когда ребёнок начинает ползать (а это может случиться раньше, чем мы ожидаем, если среда этому благоприятствует), нужно, чтобы между коленями и поверхностью образовывалось трение. Я хорошо помню, как я надела на мою дочь её первое платье и опустила её на пол. Она тогда ещё только училась ползать, и подол платья запутался в коленках, так что она не смогла ползти. И тогда я решила не спешить наряжать ее в платья, потому что ей в этот момент гораздо важнее было научиться ползать, чем демонстрировать окружающим, что она девочка.

Продолжение следует.

Автор: Сьюзен Мэйклин Стивенсон, 2011, США
Источник:https://www.domrebenok.ru/blog/radostnoe-ditya/

Источник

Особенности развития ребенка от 0 до 1 года

Скачок в развитии ребенка за первый год жизни огромный, темп развития очень интенсивный: лавинообразно развиваетсяинтеллект, психика, эмоциональнаяМонтессори группа до 1 года сфера, физические возможности. Мария Монтессори писала об этом столетие назад, а современная наука доказала, что, действительно, младенческий мозг совершает экстраординарный подвиг по самостроительству, и  внешняя окружающая среда в значительной мере определяет, каков будет этот процесс.

Именно поэтому родителям необходимо осознавать важность этого периода и уметь своевременно дать малышу то, в чем он нуждается для развития. Ведь  их роль не просто важна – она является решающим фактором для будущего их ребенка.

Развитие ребенка в первый год жизни монтессори

Ребенок жаждет развиваться от рождения, его сознание готово впитывать информацию из окружающего мира. Это также важно для него, как, например, полноценно питаться в этом возрасте. Насколько родители осведомлены, компетентны в особенностях возрастасвоего ребенка, настолько они могут способствовать всестороннему развитию малыша, предоставляя ему все необходимое для удовлетворения всех своих потребностей в развитии.

Понимая особенности развития высших психических функций в этом возрасте (внимания, мышления, памяти, воображения и т.д.), родители могут организовать полноценную предметную среду для развития своего ребенка, не умаляя важности эмоционального контакта. 

 Развитие зрительно-двигательной координации

Развитие ребенка в первый год жизни монтессори

В период от 3 до 6 месяцев активными темпами у ребенка идет развитие зрительно-двигательной координации. Хватание – это сложное действие, требующееот младенца способности согласовывать движения плечевых, локтевых и кистевых мускулов, поворачивать голову, фокусировать взгляд на предмете. 

Развитие ребенка в первый год жизни монтессори

Первое, чем начинает играть малыш – его собственные ручки. Уже в месяц, ребенок тянет руки к глазам, рассматривает их, п

онимает, что это часть его самого. Это помогает освоить координацию движений глаза и руки. Играя со своими руками, ребенок постепенно понимает, как они работают и на какие действия способны. Стимулировать игру с ручками помогает положение тела ребенка. Пока малыш не научился сидеть, оптимально полувертикальное положение у мамы на руках или в детском шезлонге, либо лежа на животе на твердой поверхности, например, на полу (с тех пор, как ребенок научился удерживать голову).

Процесс развития игрового действия с предметами, в возрасте примерно до 8 месяцев, происходит поэтапно. Зная об этом, мама может организовать специальные игры, развивающие согласованность движения глаза и руки, умение схватывать предметы разной величины и формы и т.д. И опять же возраст малыша диктует свою специфику: цветовое наполнение игрушки, ее размер, текстура — все имеет значение.

Развитие осязания

Также в этом возрасте интенсивно идет развитие осязания, то есть ощущения от прикосновения (тактильные ощущения). Грамотно организованная среда будет стимулировать развитие этого канала восприятия. Для этого необходимо обратить внимание на подбор материалов, варианты заданий для малыша.  Взаимодействие с предметами и восприятие своего тела способствуют развитию мышления, в дальнейшем – формированию самосознания.

Развитие ребенка в первый год жизни монтессориТактильные ощущения прямо влияют на развитие нервной системы человека, и, особенно, головного мозга. Иными словами, ребенку необходимо потрогать, а не только увидеть или услышать, все, что его окружает, потрогать не только ручками, но попробовать на вкус, ощутить всем телом, чтобы сначала на чувственном, а затем и на сознательном уровне, запечатлеть то новое, с чем он столкнулся. Как минимум до тех пор, пока ребенок не начнет уверенно самостоятельно передвигаться, осязание является главным способом восприятия

На коже человека находится более 5 миллионов рецепторов, сигналы от которых поступают в мозг. Чем больше информации получает мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается!

 Приблизительно до 6-8 месяцев ребенок постоянно смотрит, трогает, пробует на вкус, слушает, манипулирует (трясет, мнет, стучит и т.д.), то есть исследует физические свойства предметов. Чем разнообразнее окружающая среда, доступная детскому познанию, тем гармоничнее происходит развитие ребенка. 

Какие свойства предметов интересны и необходимы малышу? Все это можно узнать на Монтессори-занятиях.

Развитие познавательной активностиМонтессори группа для младенцев

Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста можно стимулировать рациональным  подбором игрушек. Взаимодействуя с игрушкой, исследуяее, ребенок познает ее свойства, а на основе свойств игрушек – игровые действия с ней. Монтессори-педагог консультирует маму по выбору «правильных» игрушек и способам игры с ними.

Социальная адаптация

группа для младенцев до года

В это время у ребенка развивается способность к активному подражанию. Это один из главных путей его развития. По мере взросления ребенка внешнее усвоение новых форм поведения все больше обогащается пониманием их смысла.

Мама занимает лидирующее место в общении с малышом. Однако, когда ребенок находится в окружении других людей и, особенно, детей, успешнее происходит социальная адаптация, процессы общения идут активнее. Это связано, в первую очередь, с тем, что младенец гораздо лучше воспринимает детские голоса, подобные своему. (Кстати, именно поэтому, взрослые инстинктивно разговаривают с детьми тоненькими голосами.) Ведь то, что интересно и привлекательно – больше всего способствует развитию. Вот почему важно, чтобы дети до года были интегрированы в общую группу с детьми до 3-х лет. 

Речевое развитие

Родители также могут способствовать речевому развитию младенца. Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком почти всецело остаетсягруппа для младенцев до года чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. 

Детские психологи выяснили, что с самыми маленькими нужно общаться по-особому. То, как мама говорит с малышом, в первый год жизни гораздо важнее того, что она говорит. 

А еще ребенку жизненно необходимо слушать пение. Пение, помимо множества иных положительных влияний на организм и психику человека, активизирует больше речевых центров в головном мозге, чем собственно речь.

В процессе эмоционального общения у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение, что является основой развития речи ребенка. Слуховой аппарат здорового ребенка с рождения готов к восприятию звуков, но его нужно упражнять.

Зная особенности развития речи малыша, мама может заниматься со своим ребенком максимально эффективно.

Развивая у ребенка с самого младенчества способности видеть, слышать, осязать, двигаться и действовать, Вы расширяете у него возможность познания окружающего мира и самого себя.
группа для младенцев до года

Именно в этом вам погут наши занятия!

Источник