Развитие ребенка в период младенчества и раннего детства

Развитие ребенка в период младенчества и раннего детства thumbnail

План:

            1. Характеристика периода младенчества.

            2. Характеристика раннего детства.

Характеристика
периода младенчества

Кризис новорожденности (0-2 месяца)
«Развитие ребенка открыва­ется
критическим актом рождения и следующим
за ним критическим возрастом, носящим
название новорожденности» (Л.С.
Выготский).

Главнейшая особенность возраста
заключается в особенной
си­туации развития,
которая
создается благодаря тому, что ребенок
в момент родов отделяется от матери
физически, но не биологически. Вследствие
этого все существование ребенка занимает
как бы проме­жуточное положение между
внутриутробным развитием и последую­щими
периодами постнатального детства.
Новорожденность совмеща­ет черты
того и другого (питание, сон, двигательные
реакции). Со­стояние нервной системы
новорожденногопредполагает начатки
пси­хики, отличные, от психики взрослого
человека.

Готовность нервной системы приспосабливаться
к новым усло­виям обеспечивается
следующими рефлексами:

—защитные рефлексы, направленные на
удаление от раздражи­теля (сужение
зрачка, зажмуривание век, реакция
отдергивания на боль и др.);

—ориентировочные рефлексы, направленные
на контакт с раз- дражителем(поворот
головы в сторону солнечного света уже
в 1-3-й день жизни, открывает рот в сторону
раздражителя при прикос­новении
источника пищи к губами т.д.);

—сосательный рефлекс (появляется у
плода уже в 18 недель в утробе матери);

—хватательный (прикосновение к ладони
вызывает реакцию схватывания),

—рефлекс отталкивания (ползания) при
прикосновении к по­дошвам ног.

У ребенка, в отличие от детенышей
животных, безусловные рефлексы не
обеспечивают специфических видовых
(человеческих) форм поведения.

Ведущей
деятельностью,
как и во всем
младенческом периоде, является
эмоциональное общение со взрослыми.

Центральным
психологическим новообразованием
новорожденно­сти является индивидуальная
психическая жизнь. Индивидуальная
пси­хическая жизнь младенца имеет
две существенные характеристики:

а) индивидуальность, существования,
включенная в соци­альное окружение
ребенка;

б) индивидуальная жизнь уже является
социальной и психи­ческой в силу того,
что входит частью в социальную жизнь
окружаю­щих (Л.СВыготский).

Одной из основных особенностей периода
новорожденности яв­ляются безграничные
возможности усвоения нового опыта.
Форми­руются новые потребности:

—в получении впечатлений; —в движении;
— в общении со взрослым.

Развитие зрения и слуха у ребенка, в
отличие от животных, про­исходит
быстрее, чем развитие телесных движений.
Развитие зритель­ного и слухового
аппарата происходит на основе созревания
нервной системы и головного мозга. Вес
мозга новорожденного составляет 1/4
часть веса мозга взрослого, хотя
количество нервных клеток такое же.

В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется
улыбка как выра­жение радостного
переживания как реакция на взрослого.
Постепенно вырабатывается
эмоционально-двигательная реакция,
которая называ­ется комплексом
оживления. Комплекс оживления — это
выражение первой социальной потребности
в общении, граница между новорож-
денностью и младенческим периодами.

Младенчество (2
месяца — 1 год). Социальная ситуация
разви­тия
в младенчестве состоит
в том, что вся жизнь и поведение младен­ца
опосредуются взрослым либо реализуются
в сотрудничестве с ним (Л.С. Выготский).

В силу своей возрастной беспомощности
ребенок оказывается максимально
социальным существом. Поскольку все
приспособления к действительности
осуществляются младенцем при помощи
взросло­го, то взрослый человек
является для младенца всегда
«психологиче­ским центром» всякой
ситуации. Это означает, что отношение
ребенка к миру является зависимой
производной величиной от самих
непо­средственных его отношений к
взрослому человеку. Отсюда понятно,
почему любая потребность младенца, в
чем бы эта потребность ни за­ключалась,
постепенно в процессе развития становится
для него по­требностью в другом
человеке, в контакте с человеком, в
общении с ним (Л.И. Божович, Л.С. Выготский).

Младенец стремится к особым личностным
контактам со взрос­лым, добивается
его внимания и одобрения. Дети ищут
оценки взрос­лых их успехов в выполнении
игровых, предметных действий. Поло­жительное
отношений взрослого к действиям ребенка
вызывает у него радостное переживание
(М.И. Лисина). Как показывают многочис­ленные
и печальные факты развития детей первого
года жизни, отсут­ствие любви и внимания
взрослых, улыбок, взглядов и разговоров
с младенцами ведет к серьезному отставанию
многих сторон психики.

Ведущей деятельностьюв период младенчества является
эмо­циональное общение со взрослым.
Внимание и доброжелательность взрослых
вызывает у ребенка яркие радостные
переживания, которые, в свою очередь,
повышают жизненный тонус ребенка,
стимулируют все его функции.

Уже в комплексе оживления обнаруживается
положительное отношение ребенка ко
взрослому, и оно нарастает во всем
периоде младенчества. Эмоциональное
общение со взрослым проходит не­сколько
стадий:

  • непосредственное общение (общение ради
    общения);

  • общение поводу предметов;

  • общение как совместная деятельность.

Общение ради общения, в основе которого
лежит обмен выра­жением нежности и
ласки, так называемая ситуативно-личноствая
форма общения, длится недолго — от 2 до
.6 месяцев, но играет очень важную роль
в развитии. В общении со взрослыми малыш
начинает интересоваться предметами,
сначала теми, которые принадлежат
взрослому, а затем и другими. Возникает
стремление поделиться со взрослым
своими переживаниями и способность
сопереживать ему.

В конце первого полугодия, когда ребенок
осваивает манипуля­ции с предметами,
характер общения со взрослым преобразуется.
Об­щение ради общения уступает место
общению по поводу предметов, игрушек.
Наступает этап ситуативно-делового
общения, которое об­служивает деловые
интересы малыша: ребенку надо достать,
выдви­нуть, вложить — все это ребенок
затрудняется делать без помощи взрослого
и обращается к нему.

Такое сотрудничество со взрослым по
поводу предмета стано­вится контекстом
для появления активной речи и создает
условия для развития предметной
деятельности, которая будет ведущей на
сле­дующем возрастном этапе.

Совместная деятельность состоит в том,
что взрослый руково­дит действиями
ребенка; ребенок обращается ко взрослому
за помо­щью и содействием.

Наиважнейшее средство общения —
экспрессивные действия (улыбка,
вокализация, активные двигательные
реакции). Эксперимен­ты с младенцами
2 и 4,5 месяцев показали, что насыщенное
(ласковое, доброжелательное) эмоциональное
общение со взрослым, приводит к мощному
скачку не только в эмоциональном развитии
(что само по себе ценно), но и в развитии
предметных действий.

Большое значение в совместной деятельности
ребенка и взрос­лого имеет способность
подражать действиям взрослого.

В 7-9 месяцев ребенок внимательно следит
за действиями и ре­чью взрослого.

Центральными
новообразованиям
младенческого
периода яв­ляются потребность во
впечатлениях (Л.И. Божович) и потребность
в общении со взрослым(B.C.
Мухина).

Основой общения ребенка со взрослым к
концу младенчества ста­новится
удовлетворение им потребности во
впечатлениях. Потребность во впечатлениях
побуждает исследовательскую деятельность
ребенка и формирующуюся познавательную
потребность, которая толкает ребенка
все глубже входить в окружающую среду
и овладевать ею.

Однако ребенок не может сам без помощи
взрослого овладевать усложняющимися
формами познавательной деятельности
и тем са­мым удовлетворять потребность
в более новой и сложной информа­ции.
Для удовлетворения этой потребности
он нуждается в другом че­ловеке.
Взрослый вводит ребенка в окружающий
мир, организуя его восприятие и его
действия.

К 2-2,5 месяцам под влиянием воздействий
взрослого и при его помощи складывается
коммуникативная потребность. Потребность
в общении, возникая на основе потребности
во внешних впечатлениях, впоследствии
приобретает для ребенка самостоятельное
значение и имеет свой путь развития.
Потребность в общении характеризуется
следующими признаками:

  • интерес ко
    взрослому,
    — эмоциональное
    отношение к нему, — инициативность в
    налаживания контактов со взрослым,;

  • чувствительность к его оценкам
    (А.Г. Рузская).

Потребность в общении со взрослым в это
время имеет специ­фический характер
— по своему содержанию это потребность
в добро­желательном внимании, обмене
положительными эмоциями.

В дальнейшем в процессе игры и обучения
одобрение взрослого будет для ребенка
основным показателем успешности его
поведения и деятельности. Возникнув в
жизни ребенка однажды, одобрение
взрос­лого, выраженное в самых
разнообразных формах — начиная от улыб­ки
и подбадривания до словесной оценки —
становится важнейшим мотивом поведения
и деятельности детей, на основе которого
будет формироваться притязание на
признание. Помимо потребности во внимании
и одобрении; ребенок начинает испытывать
необходимость и в сотрудничестве со
взрослым — соучастии, одновременной
практи­ческой деятельности рядом с
ним. Удовлетворение именно этой
по­требности выводит ребенка на новый
этап развития. Сочетание вни­мания,
доброжелательности и сотрудничества
взрослого характеризу­ет сущность
новой потребности ребенка в общении.

Новообразованиямипервого года жизни ребенка являются —
ов­ладение ходьбой, развитие речи,
потребность в общении.

Усвоение речи приобретает активный
характер — ребенок берет на себя инициативу
в общении. Латентный период развития
речи за­нимает около трех месяцев.
Слово является фундаментальным шагом
в психическом развитии ребенка по
следующим причинам:

  • ребенок узнает, что каждая вещь имеет
    свое название (т. е. от­крывает связь
    между знаком и значением — символизирующую
    функ­цию речи);

  • происходит увеличение словаря ребенка,
    направление разви­тия речи идет от
    пассивного к активному.

Появляется малопонятная для окружающих
автономная речь, которая является
переходным этапом к овладению речью.

Характеристика
раннего детства

Изменение
социальной ситуации
развития
проявляется в том, что ребенок (1-3 года)
становится более самостоятельным в
познании окружающей действительности
и начинает использовать взрослого как
средство общения с предметным миром.

Главная особенность социальной ситуации
состоит в том, что ребенок входит в
предметный мир — «мир постоянных вещей»,
усваи­вая функции предметов, их
названия, значения, смысл. Новое отно­шение
ребенка к миру предметов заключается
в том, что они начина­ют выступать для
ребенка не просто как объекты, удобные
для мани­пулирования, а как вещи,
имеющие определенное назначение и
опре­деленный способ употребления
(B.C.
Мухина, 1985).

Раннее детство — возраст социализации,
т. е. приобщения детей к нормам и ценностям
общества. Взрослые и их формы взаимодейст­вия
с ребенком служат эталонами поведения.
Ребенок внимательно следит за тем, как
поступают и общаются окружающие его
люди. Од­нако для присвоения ребенком
этих норм требуются соответствующие
указания, разъяснения и образцы поведения
взрослых. Наиболее эф­фективные методы
социализации детей раннего детства
заключаются в последовательном
моделировании приемлемых форм поведения
и установлении с малышом теплых, дружеских
отношений.

Внутренняя позиция ребенка основывается
на понимании им то­го, что с требованиями,
которые предъявляют к его поведению
окру­жающие люди, необходимо считаться.
Ребенок начинает постепенно осознавать
и учитывать тот факт, что от характера
отношений с близ­кими окружающими
людьми зависят его успехи и неудачи.

Ведущая деятельность
предметная. Действуя с предметом,
ребенок усваивает функцию предмета,
закрепленную за ним в культу­ре.
Предметные действия — общепринятые
способы употребления предметов —
осваиваются детьми через посредство
взрослого челове­ка, с его помощью и
под его руководством. В совместной
деятельно­сти взрослые организовывают
действия ребенка по образцу, а затем
осуществляют функции поощрения и
контроля за, ходом осуществле­ния и
формирования этих действий. Связь
действия с предметом про­ходит три
фазы развития:

  • ребенок выполняет с предметом все
    известные ему действия;

  • употребляет предмет только по назначению,

  • производит различные действия, при
    твердом усвоении ос­новной функции
    предмета.

В ходе развитие предметных действий
наблюдаются два типа переноса. В одних
случаях имеет место перенос действия
с предме­том, усвоенного в одних
условиях, в другие условия. Например,
ребе­нок освоил одну схему действия
причесывания настоящей расческой
собственной головы, а затем начинает
причесывать расческой куклу, лошадку,
медведя. В других случаях осуществляется
то же действие, но уже с предметом-заместителем,
например, причесывать себя, кук­лу,
лошадку, медведя, но не расческой, а
зубной щеткой. Одновре­менно с этим
или несколько позже происходит замещение
одного предмета другим: камешек заменяет
мыло, палочка — градусник и т. д.

Таким образом, появляются зачатки
игровой ситуации. Внутри предметной
деятельности зарождаются такие новые
виды деятельно­сти, как игра рисование,
лепка, конструирование.

Центральными
новообразованиями
этого возраста
являются стремление к самостоятельности,
зарождение самосознания и само­оценки.

Суть кризиса трех
лет
заключается в попытке
психологической эмансипации «Я»
ребенка от окружающих его взрослых,
которая со­провождается рядом
специфических проявлений — негативной
сим­птоматикой кризиса и комплексом
положительных перемен.

Первый комплекс симптомов кризиса, или
апогей кризиса трех лет, характеризуется
появлением негативизма, упрямства,
строптиво­сти, своеволия, протеста,
обесценивания (ребенок начинает
ругаться), деспотизма — ревности (в семье
с одним ребенком — деспотизм, в се­мье
с несколькими детьми — ревность)
ЛС.Выготский.

Второй комплекс — симптомы, которые
вытекают из установки ребенка на
самостоятельность. Из-за потребности
изменения социаль­ных отношений,
ребенок вступает в ряд внешних и
внутренних кон­фликтов. Реакции на
эти конфликты могут иметь крайние
проявления: ночные страхи, неспокойный
сон, энурез (ночное недержание мочи);
резкие затруднения речи, заикание и др.

Ребенок начинает мотивировать свои
поступки не содержанием самой ситуации,
а отношением к другим людям.

Впрочем, некоторые дети могут практически
не обнаруживать негативных проявлений
кризиса или быстро их преодолевать.

Позитивная сторона кризиса трех лет
состоит в появлении по­ложительного
качественного новообразования личности
ребенка, на­зываемого «гордостью
за достижения» (М.Н.Лисина). Комплекс
поло­жительных преобразований
разворачивается в трех направлениях:

  • к предметному миру;

  • к другим людям;

  • к самому себе.

Проявляется потребность
«гордости за достижения»
следую­щим образом.

Во-первых, появляется стремление к
достижению результата своей деятельности
— дети долго и настойчиво манипулируют
предме­том, перебирают варианты
действия с ним, отыскивают нужный,
практически не отвлекаясь. Неудача, как
правило, не приводит к отка­зу от
задуманного: дети обращаются за помощью
ко взрослому, ищут другие решения и пути
к конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, дети
стремятся тут же проде­монстрировать
свои успехи взрослому, без одобрения
которого эти успехи в значительной
степени теряют свою ценность. Отрицательное
или безразличное отношение взрослого
к результату их деятельности вызывает
у детей аффективные переживания,
побуждающие с удвоен­ной энергией
добиваться внимания и положительной
оценки.

В-третьих, у детей появляется обостренное
чувство собственно­го достоинства,
что выражается в обидчивости: повышенной
пустя­кам, бахвальстве, преувеличениях.

Литература:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология
    / Г.С. Абрамова. — М.: Изд. УРАО, 1997

  2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология
    (развитие ребенка от рож­дения до 17
    лет) / И.Ю. Кулагина. -М.: Изд. УРАО, 1997

  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология
    (развитие ребенка от рож­дения до
    поздней зрелости / И.Ю. Кулагина. — М.:
    ТЦ «Сфера», М., 2001

  4. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения
    / М.И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986.

  5. Люблинская, А.А. Очерки психического
    развития / Люблинская А.А. — М.: Изд-во
    АПН РСФСР, 1959.

  6. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория,
    факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М.:
    Тривола, 1995.

  7. Психология человека от рождения до
    смерти. Полный курс психо­логии
    развития. Под ред. члена-корр. РАО А.А.
    Реана — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

  8. Слободчиков, В.И. Психология развития
    человека / В.И. Слобод­чиков, Е.И. Исаев
    — М.: Школьная пресса, 2002.

  9. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические
    труды / Д.Б. Элько- нин. -М.: Педагогика,
    1989.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник