Развитие ребенка в онто и дизонтогенезе

Развитие ребенка в онто и дизонтогенезе thumbnail

Онтогенез
— постепенное, протекающее этапами в
виде количественных и качественных
сдвигов изменение организма от менее
к более совершенному его строению и
функционированию. Онтогенез
по существу этого понятия должен быть
отнесен ко всему периоду жизни человека
от рождения до смерти, т е включать не
только прогрессивные, но и регрессивные,
инволюционные изменения, но более часто
об онтогенезе говорят по отношению к
детскому возрасту и именно в этом смысле
данное понятие используется в разделе.

Каждый
этап онтогенеза составляет переход от
одного качественного состояния организма
к другому, более высокому путем
преобразования его функционирования
без вытеснения качественного уровня
предыдущего этапа иными словами, в
организме происходит постепенная
дифференциация тех или иных (в том числе
психических) процессов с одновременной
интеграцией их в новое целое В
психологическом аспекте — это нарастание
психического содержания личности

Выделены
4 основных
этапа
психофизического развития в
детском возрасте — от рождения до 14 лет
Первый этап — ранний (от 0 до 3 лет),
второй — дошкольный (от 4 до 6 лет),
третий — школьный (от 7 до 10 лет),
четвертый — пубертатный, точнее
школьно-пубертатный (от 12 до
14 лет). Помимо
изложенных этапов в медицинской
литературе часто используется понятие
«дети» и «подростки» К подростковому
периоду относят период жизни от
пубертатного периода до возмужания
(юности) — наиболее часто имеется в виду
возраст 12—16 лет, но иногда его
расширяют — 11—17 лет.

К
основным факторам, влияющим на психическое
развитие, относятся наследственность,
семейная среда и воспитание, а также
внешняя среда с многообразием ее
социальных и биологических воздействий.
Все эти влияния выступают в едином
комплексе, что может обусловливать как
усиление, так и нивелирование влияния
каждого из факторов.

Дизонтогенез (disontogenesis) —
это нарушение развития организма на
каком-либо этапе онтогенеза. Психический
дизонтогенез — патология
психического развития с изменением
последовательности, ритма и темпа
процесса созревания психических
функций. 

В
клинической психиатрии термин
«дизонтогенез» относят к задержкам и
искажениям психического развития.
Группа расстройств, объединяемая
понятием «задержки психического
развития» включает патологические
состояния, характеризующиеся
недостаточностью интеллекта и психики
в целом. К «искажениям психического
развития» относят состояния, отличающиеся
парциальностью и диссоциативностью
развития психических функций. Одни из
них могут характеризоваться ускорением,
а другие — задержкой развития.

Задержки
психического развития следует отличать
от приобретенных состояний дефекта
личности и интеллектуальной деятельности
вследствие (болезненного процесса или
другого повреждения психики. В последнем
случае принято говорить о слабоумии,
или деменции.

В
рамках психического недоразвития
различают тяжелые состояния умственной
(отсталости и относительно легкие
задержки психического развития
(пограничные формы задержки развития).

Дизонтогенез
психического развития может возникать
под влиянием (многих внутренних и внешних
факторов (генетических, биологических,
психогенных и микросоциальных), а также
при их сочетании и взаимодействии. 

При
конкретизации этих факторов в отношении
раннего детского возраста обращают
внимание на особенности темперамента,
соматическая и органическая церебральная
патология, комплекс эмоциональных
привязанностей

Фактор темперамента начинает
действовать и определяется с 1-го месяца
жизни ребенка. Выделено 9 составляющих
темперамента: активность, ритмичность
(цикличность), чувствительность
(реактивность), интенсивность, подвижность,
коммуникативность, адаптивность,
настроение, внимание (его объем). Каждая
из этих характеристик определяет
различное поведение и реакции ребенка
в любой жизненной ситуации. По типу
реакций младенца при исследовании
темперамента можно определить группу
так называемых трудных детей, которые
предрасположены к психическому
дизонтогенезу

Последние
два фактора дизонтогенеза —
комплекс эмоциональной
привязанности
 и депривации по
существу являются психосоциальными и
тесно между собой связаны. Возникающая
с первых часов и дней жизни новорожденного
связь между ребенком и матерью оказывает
решающее влияние на формирование всех
других связей и привязанностей и их
различную эмоциональную глубину, которые
во многом определяют психологическую
реактивность и поведение индивида в
течение всей жизни.

В. В. Ковалев
(1981) выделяет 4 типа дизонтогенеза:
1) задержанное или искаженное психическое
развитие; 2) органический дизонтогенез
— как результат повреждения мозга на
ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез
вследствие поражения отдельных
анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной
депривации; 4) дизонтогенез как результат
дефицита информации с раннего возраста
вследствие социальной депривации
(включая неправильное воспитание).
Признавая многообразие типов психического
дизонтогенеза В. В. Ковалев тем не
менее объединяет их в 2 основных
варианта — дизонтогенез с негативной
симптоматикой и дизонтогенез с
продуктивными синдромами. К первым он
относит синдромы психического недоразвития
— тотального (олигофрения) и парциальной
ретардации (задержки психического
развития), акселерацию, различные формы
инфантилизма, невропатии. Ко второму
варианту отнесены случаи, когда на фоне
клинических проявлений негативных
дизонтогенетических нарушений развиваются
продуктивные феномены: страхи,
патологические привычные действия,
энурез, энкропрез, повышенная неряшливость,
утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания

Таким
образом, к основным формам дизонтогенеза
относятся задержки психического развития
(тотальные и парциальные) и искажения
психического развития (акселерация,
инфантилизм и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

метки: Психический, Дизонтогенез, Задержка, Организм, Фактор, Ребенок, Онтогенез, Пубертатный

Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т е включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения, но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.

Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа иными словами, в организме происходит постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности

Выделены 4 основных этапа психофизического развития в детском возрасте — от рождения до 14 лет Первый этап — ранний (от 0 до 3 лет), второй — дошкольный (от 4 до 6 лет), третий — школьный (от 7 до 10 лет), четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет).

Помимо изложенных этапов в медицинской литературе часто используется понятие «дети» и «подростки» К подростковому периоду относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет.

К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

17 стр., 8087 слов

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с нарушениями в развитии Проблемы онтогенеза в психологии. Категория развития в псих

… развития организма от момента зарождения до конца жизни. Онтогенез представляет собой развитие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды. В онтогенезе каждый организм … развитии организма. В. В. Ковалев употребляет понятие «психический дизонтогенез», применяя его к нарушениям психического развития … с 14 лет) — «стадия пубертатная», отличается ростом либидо, устанавливающим …

В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.

Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.

В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).

Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии.

При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей

Фактор темпераментаначинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем).

Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу

20 стр., 9924 слов

Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития 2

… возрастных кризисов Глава 1. Особенности возрастных кризисов как закономерные этапы психологического развития 1.1 Понятие «Возрастной кризис » Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития … период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии — …

Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанностии депривациипо существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.

В. В. Ковалев (1981) выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание).

Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).

2. Возрастные кризисы человека

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

16 стр., 7516 слов

Исторические этапы развития возрастной и педагогической психологии.

… ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности. Эти противоречия, приобретающие подчас драматический характер возрастных кризисов, разрешаются путем установления новых взаимоотношений … среде, его внутренней и внешней жизни, весь ход ее развития в данный период. Основные психологические характеристики кризисов возрастного развития. Современные психологи выделили следующие …

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кто-то вообще себе места не находит. Форма, длительность и острота кризисов может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных условий, особенностей воспитания в семье. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Это помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Гораздо менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Они возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности

Первый подобный кризис приходится примерно на 16−20 лет. В этом возрасте человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее.

Следующий возрастной кризис приходится примерно на 30- летие. В это время человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце.

3 стр., 1039 слов

Значение сна в жизни человека

РЕФЕРАТ Значение сна в жизни человека План Введение 1. Концепции сна 2. Гигиена сна 3. … 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное … бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здоровогосна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Концепции сна В современной …

Далее возрастной кризис выпадает на 40−45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.

Следующий возрастной кризис приходится на 60−70 лет. Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

3. Формирование характера у детей

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием. Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей: — взрослых со взрослыми, — взрослых с детьми, — детей с детьми.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

… характера (1993). А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формиро­вание ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека … Быховской, ФК может стать элемен­том образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда … которых имеет мало­подвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей. Рациональная форма двигательной …

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как: — доброта-эгоистичность, — общительность-замкнутость, — отзывчивость-безразличие. Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте. Позже формируются другие черты характера: — трудолюбие-лень, — аккуратность-неаккуратность, — добросовестность-злонамеренность, — ответственность-безответственность, — настойчивость-малодушие. Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности. Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

4 стр., 1510 слов

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

… всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного; во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Нельзя … .3.Темперамент и личность………………………………………………..22 III. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА …………………………………………………………………….25 3.1. Роль темперамента. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией …

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный «комплекс двоечника»: ребенок перестает стараться, потому что он все равно «двоечник». В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты». Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон: — суждения окружающих людей о жизни, — поступки окружающих людей, — художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей), — кино и другие медиа-образы, — господствующая идеология в обществе.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник