Развитие ребенка в молодой семье

Развитие ребенка в молодой семье thumbnail

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой под воздействием различных стрессов. Все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем.

Зарождение новой жизни всегда связано с колоссальной нагрузкой на женский организм. Беременность не только переводит работу всех жизненно важных функций на режим предельной физиологической нагрузки, но и может привести к эмоционально-психическому перенапряжению. Некоторые женщины во время беременности становятся мнительными, капризными, плаксивыми, легко расстраиваются, раздражаются по пустякам. Мелкие семейные ссоры трудно забываются, угнетают психику.

Если отрицательные эмоции сильны и под их воздействием будущая мать находится продолжительное время, страдает внутреннее развитие плода, поскольку нарушение функции центральной нервной системы женщины влечет за собой расстройство деятельности различных органов, желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы, мускулатуры и т.д. Ухудшается питание и дыхание плода, расстраивается выведение конечных продуктов обмена веществ. Рост и развитие его задерживается, искажаются, особенно страдает нервная система. Иногда эти изменения заходят так далеко, что беременность самопроизвольно прерывается или заканчивается преждевременными родами. Маленькое существо отзывается на каждое материнское физическое и душевное движение. Если спокойна и жизнерадостна мать, спокоен тот, кого она вынашивает, а если нервничает женщина, то дискомфортное состояние испытывает и плод.

Создание условий, исключающих действие отрицательных эмоций и нервных перегрузок, — обязательный фон, на котором должно протекать внутриутробное развитие ребенка. От желания и умения близких создать в доме спокойную атмосферу зависит здоровье и счастье будущей человеческой жизни. Особая роль в этом отводится молодому мужу, будущему отцу, святая обязанность которого — окружать жену вниманием, лаской, обеспечить всем необходимым, оберегать ее здоровье и душевный покой.

Рождение ребенка влечет за собой сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи. В большинстве семей первенец появляется в первые полтора-два года супружества, когда супруги еще только учатся вести хозяйство, распоряжаться финансами и разумно делить обязанности по дому, чувство Мы только зарождается. Не все молодые супруги готовы к этим изменениям. Именно тогда молодая семья особенно сенсетивна к воздействию стрессов. С этим периодом связывают второй после заключения брака кризис семьи. Нередко браки распадаются, что свидетельствует о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи и недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению.

Приход в семью нового члена — малыша влечет за собой множество проблем, которые могут привести к серьезным нарушениям, казалось бы, установившейся гармонии отношений. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются возможности сохранения реакреционных видов активности и общения вне пределов семьи. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну зарплату мужа. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным на работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи.

Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений — между мужем и женой и в плане родительских отношений — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка. Трудности обычно еще усугубляются тем, что молодые родители чаще всего не обучены элементарным навыкам ухода за новорожденным, не знают, как должен развиваться и вести себя малыши в разные периоды своей жизни. Любые изменения в поведении ребенка вызывают тревогу и беспокойство молодой матери. У отца же в этот период обычно нет столь тесной связи с ребенком, а постоянное беспокойство жены не всегда ему понятно и может вызвать раздражение. Координация этих двух планов отношений составляют особую, далеко не простую задачу. Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений на данной стадии. Особую значимость приобретает вопрос о том, когда и в какой форме будет происходить возвращение жены к профессиональной деятельности и как и между кем будет осуществлено перераспределение функций воспитания ребенка. Успешное совмещение супругами двух важнейших сфер жизнедеятельности — семейной и профессиональной — одна из центральных проблем данной стадии развития семьи.

С рождением ребенка дом наполняется новыми психологическими отношениями членов семьи. Психологическая перестройка, связанная с перераспределением супружеских и родительских ролей, не всегда проходит гладко. Иногда самим супругам бывает трудно понять, почему в их отношениях вдруг исчезло былое взаимопонимание, хотя они оба искренне рады появлению ребенка.

Проблема заключается в том, что мужу — молодому отцу не хватает многого, к чему он успел привыкнуть до рождения ребенка. Ранее забота, ласка и нежность жены были обращены только к нему, а теперь она целиком сосредоточена на малыше. И мужчина болезненно воспринимает эту перемену. Ему кажется, что ребенок полностью вытеснил его из сердца жены, он страдает от непривычного невнимания с ее стороны. Жена, поглощенная своими новыми ролевыми функциями, даже не допускает мысли о том, что ее второй «ребенок» — муж — очень тяжело переживает свое отстранение от родительских хлопот, чувствует свою ненужность в семье. Поэтому важно подключить молодого отца к заботам о малыше с первых дней его жизни, совместно пеленать его, купать, играть с ним. Это не только позволит мужчине психологически еще больше сблизиться с семьей, но и будет способствовать пробуждению у него отцовского чувства, которое развивается и воспитывается в мужчине постепенно.

Для сохранения семейного благополучия либо муж должен «вырасти» и превратиться во взрослого мужчину, берущего на себя ответственность за благополучие семьи, либо жена должна взять на себя двойную нагрузку, оказавшись внезапно матерью сразу двух детей, между которыми необходимо делить свою любовь и заботу, либо сохранить прежние отношения между супругами, вытеснив ребенка на периферию семьи. Все эти варианты порождают определенный психологический дискомфорт. Резкое повышение требований к мужу, необходимость перехода от безответственности к серьезности и самостоятельности вызывает у него сопротивление, тревогу утраты любви. Если этот переход удается мужу, то нередко его растущая самостоятельность некоторых женщин беспокоит. Они испытывают, с одной стороны, чувство большей надежности и защищенности, с другой — неосознанное опасение, что уже не так нужны мужу.

Наиболее распространен вариант двойной нагрузки, когда женщина берет на себя груз ответственности за семью поначалу охотно, поскольку это дает ей ощущение незаменимости, но непосильная роль нередко превращает ее в несчастную, замученную, невротическую и раздражительную жену и мать.

Печальны последствия появления ребенка в семье, изначально воспринимающей его как угрозу сложившимся супружеским отношениям. Ребенок с раннего детства в такой семье чувствует себя ненужным и имеет немало шансов стать невротиком, у него могут возникнуть серьезные отклонения в поведении. Отверженный ребенок чувствует себя никому не нужным и очень рано начинает осознавать, что для родителей он словно «не существует». Это самая крайняя, самая худшая для ребенка ситуация.

Если бы будущие родители лучше осознавали характер своих супружеских отношений и мотивы, по которым они решили завести детей, возможно, некоторые, даже весьма отдаленные негативные последствия можно было бы предотвратить.

Рассмотренные проблемы, ведущие к дестабилизации супружеских отношений при рождении ребенка, возникают не в каждой молодой семье, но они являются наиболее распространенными и типичными. Поэтому знание о том, что они могут возникнуть, поможет молодым супругам если не избежать, то конструктивно разрешить их, по возможности меньше травмировать друг друга и неокрепшую психику своего ребенка. Не следует забывать о том, что в семейные взаимоотношения ребенок вовлекается с самого раннего детства, его психика, душевный склад, восприятие и отношения к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются с раннего детства в родительской семье под влиянием атмосферы, которая царит в родном доме. Он впитывает в себя все происходящее вокруг него: и хорошее, и плохое, и полезное для себя, и вредное. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнения и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка часто приводят к формированию у него чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости, уходу в себя. Для полноценного нравственного и психологического развития каждый ребенок нуждается в принятии, проявлении эмоциональной поддержки со стороны отца и матери.

Источник

Рождение ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой под воздействием различных стрессов. Все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, беременностью, родами и уходом за младенцем.
Зарождение новой жизни всегда связано с колоссальной нагрузкой на женский организм. Беременность не только переводит работу всех жизненно важных функций на режим предельной физиологической нагрузки, но и может привести к эмоционально-психическому перенапряжению. Некоторые женщины во время беременности становятся мнительными, капризными, плаксивыми, легко расстраиваются, раздражаются по пустякам. Мелкие семейные ссоры трудно забываются, угнетают психику. Если отрицательные эмоции сильны и под их воздействием будущая мать находится продолжительное время, страдает внутреннее развитие плода, поскольку нарушение функции центральной нервной системы женщины влечет за собой расстройство деятельности различных органов, желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы, мускулатуры и т.д. Ухудшается питание и дыхание плода, расстраивается выведение конечных продуктов обмена веществ. Рост и развитие его задерживается, особенно страдает нервная система. Иногда эти изменения заходят так далеко, что беременность самопроизвольно прерывается или заканчивается преждевременными родами. Маленькое существо отзывается на каждое материнское физическое и душевное движение. Если спокойна, жизнерадостна мать, спокоен тот, кого она вынашивает, а если нервничает женщина, то дискомфортное состояние испытывает и плод.
Создание условий, исключающих действие отрицательных эмоций и нервных перегрузок, — обязательный фон, на котором должно протекать внутриутробное развитие ребенка. От желания и умения близких создать в доме спокойную атмосферу зависит здоровье и счастье будущей человеческой жизни. Особая роль в этом отводится молодому мужу, будущему отцу, обязанность которого — окружать жену вниманием, лаской, обеспечить всем необходимым, оберегать ее здоровье и душевный покой.
Приход в семью нового члена — малыша влечет за собой множество проблем, которые могут привести к серьезным нарушениям, казалось бы, установившейся гармонии отношений. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье, изменяются возможности сохранения рекреационных видов активности и общения вне пределов семьи. Значительно ухудшается материальное положение семьи, так как супруги вынуждены жить на одну заработную плату мужа. Как правило, жена отдает приоритет родительской и семейной ролям, отказываясь от прежнего образа жизни и активности в профессиональной деятельности. Муж, напротив, становится более активным на работе, поскольку именно он принимает на себя всю полноту ответственности за материальное благополучие семьи. Отношения между супругами реализуются теперь в двух планах: в плане собственно супружеских отношений — между мужем и женой, в плане родительских отношений — между отцом и матерью, воспитывающими ребенка. Трудности обычно еще усугубляются тем, что молодые родители чаще всего не обучены элементарным навыкам ухода за новорожденным, не знают, как должны развиваться и вести себя малыши в разные периоды своей жизни. Любые изменения в поведении ребенка вызывают тревогу и беспокойство молодой матери. У отца же в этот период обычно нет столь тесной связи с ребенком, а постоянное беспокойство жены не всегда ему понятно и может вызвать раздражение. Координация этих двух планов отношений составляет особую, далеко не простую задачу. Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений на данной стадии.
С рождением ребенка в доме возникают новые психологические отношения между членами семьи. Психологическая перестройка, связанная с перераспределением супружеских и родительских ролей, не всегда проходит гладко. Иногда самим супругам бывает трудно понять, почему в их отношениях вдруг исчезло взаимопонимание, хотя они оба искренне рады появлению ребенка.
Проблема заключается в том, что муж — молодой отец оказывается лишен много из того, к чему он успел привыкнуть до рождения ребенка. Ранее забота, ласка и нежность жены были обращены только на него, а теперь они целиком сосредоточена на малыше. И мужчина болезненно воспринимает эту перемену. Ему кажется, что ребенок полностью вытеснил его из сердца жены, и он страдает от непривычного невнимания с ее стороны. Жена, поглощенная своими новыми ролевыми функциями, даже не допускает мысли о том, что ее второй ребенок — муж очень тяжело переживает свое отстранение от родительских хлопот, чувствует свою ненужность в семье. Поэтому важно подключить молодого отца к заботам о малыше с первых дней его жизни, совместно пеленать его, купать, играть с ним. Это позволит мужчине не только психологически еще больше сблизиться с семьей, но и будет способствовать пробуждению у него отцовского чувства, которое развивается и воспитывается в мужчине постепенно.
Для сохранения семейного благополучия либо муж должен «вырасти» и превратиться во взрослого мужчину берущего на себя ответственность за благополучие семьи, либо жена должна взять на себя двойную нагрузку, оказавшись внезапно матерью сразу двух детей, между которыми необходимо делить свою любовь и заботу, либо сохранить прежние отношения между супругами, вытеснив ребенка на периферию семьи. Все эти варианты порождают определенный психологический дискомфорт.
Наиболее распространенный вариант двойной нагрузки — когда женщина берет на себя груз ответственности за семью. Многие женщины поначалу охотно берут на себя эту роль, дающую им ощущение незаменимости, но непосильная роль нередко превращает женщину в несчастную, замученную, невротическую и раздражительную жену и мать.
Печальны последствия появления ребенка в семье изначально воспринимающей его как угрозу сложившимся супружеским отношениям. Ребенок с раннего детства в такой семье чувствует себя ненужным и имеет немало шансов стать невротиком, у него могут возникнуть серьезные отклонения в поведении. Отверженный ребенок чувствует себя никому не нужным и очень рано начинает осознавать, что для родителей он словно не существует. Это самая крайняя, самая худшая для ребенка ситуация.

Источник

  1. Приоритетные направления государственной
    молодежной политики.

  2. Концепция
    государственной политики в отношении
    молодой семьи.
    Правовые аспекты
    поддержки молодой семьи.

  3. Отражение потребности молодежной семьи
    в программах государственной социальной
    политики.

  4. Основные направления и условия реализации
    Концепции государственной политики в
    отношении молодой семьи.

  5. Молодая семья как разновидность малой
    группы.

  6. Мотивация создания семьи в связи с
    построением жизненной перспективы.

  7. Семейные ценности молодежи.

  8. Статус молодой семьи в обществе и ее
    определение.

  9. Понятие брака. Юридическая природа
    брака.

  10. Гражданско-правовой характер брака.

  11. Условия
    и порядок заключения брака.

  12. Типы молодых семей: студенческие,
    неполные, несовершеннолетних,
    военнослужащих срочной службы.

  13. Модель благополучной молодой семьи
    как субъекта социальных отношений.

  14. Структура семьи.

  15. Стили семейного воспитания.

  16. Проблема психологической совместимости
    в семье.

  17. Периоды формирования супружеской пары.

  18. Теории выбора брачного партнера.

  19. Специфика и функции добрачного периода.

  20. Модели любви: «пессимистические» и
    «оптимистические».

  21. Ловушки любви.

  22. Система семейных ролей С.В.Ковалева.

  23. Основные супружеские роли Т.О.Яценко.

  24. Виды
    семейных ролей К.Киркпатрика.

  25. Влияние родительской семьи на отношения
    в молодой семье.

  26. Глава семьи: распределение ролей и
    способ выживания.

  27. Социально-демографический тип
    домохозяйств.

  28. Предпосылки семейного благополучия:
    психобиологическая совместимость,
    социальная зрелость супругов.

  29. Критические периоды в развитии
    супружеских отношений и факторы их
    возникновения.

  30. Преимущества повторного брака по
    сравнению с первым.

  31. Проблема взаимоотношений молодой семьи
    и старшего поколения.

  32. Ребенок в молодой семье: проблемы и их
    решения.

  33. Взаимоотношения
    супругов в повторном браке.

  34. Консультирование молодых супругов.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Социальное значение семьи.

  2. Основные функции современной семьи,
    их проблемы и перспективы.

  3. Типы современных семей с учетом разных
    оснований.

  4. Важнейшие задачи социальной защиты
    семьи.

  5. Раскройте содержание главных форм
    социальной защиты семьи.

  6. Проблемы правового обеспечения
    социальной защиты детей, подростков,
    молодежи.

  7. Роль семьи в формировании социальной
    защищенности детей.

  8. Федеральные программы на защите семьи,
    материнства и детства.

  9. Любовь и брак в историческом процессе.

  10. Исторические формы семьи и брака.

  11. Моногамия и полигамия.

  12. Тенденции развития современной семьи.

  13. Факторы, влияющие на развитие семьи.

  14. Сексуальная революция и современная
    семья.

  15. Бюджетные исследования семьи и концепция
    жизненного цикла.

  16. Виды расширенной семьи.

  17. Разновидности нуклеарной семьи.

  18. Структура семьи по составу, размеру,
    числу поколений.

  19. Семейная преемственность как передача
    стандартов семейной жизнедеятельности,
    семейных ритуалов и стереотипов
    поведения.

  20. Репродуктивное поведение — система
    действий и отношений, опосредующих
    рождение определенного числа детей в
    семье.

  21. Общение в семье: внутрисемейное и
    внесемейное.

  22. Общение непосредственное (визуальное)
    и опосредованное (с использованием
    средств связи, других лиц).

  23. Особенности межсупружеского общения
    в молодой семье.

  24. Сфера семейного досуга как пространство,
    менее всего регламентированного в
    жизнедеятельности семьи.

  25. Сущность и содержание семейного досуга.

  26. Досуговая деятельность как одна из
    основных семейных функций.

  27. Функции семейного досуга.

  28. Свободное время как условие развития
    личности.

  29. Внедомашняя и внутридомашняя форма
    реализации отдыха.

  30. Особенности развития личности в
    различных типах семей.

  31. Внутрисемейные отношения как специфический
    фактор формирования личности в семье.

  32. Родительский пример — важнейший механизм
    формирования личности.

  33. Основные подходы к интерпретации
    понятия «удовлетворенность браком».

  34. Удовлетворенность браком как производная
    от соотношения между ожиданиями от
    брака и реальностью.

  35. Факторы удовлетворенности браком:
    добрачные, супружеские (семейные),
    личностные и социальные.

  36. Распределение обязанностей в семье.

  37. Понятие о семейном конфликте. Конфликты
    как средство разрешения противоречий.
    Пути разрешения конфликтов

  38. Молодая семья как разновидность малой
    группы, специфика семьи как
    социально-психологической целостности
    (родителей — детей, супругов, родственников).

  39. Молодые супруги и их родители.

  40. Основные принципы семейной политики
    в России.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература

  1. «Об основных направлениях государственной
    семейной политики»// Указ Президента
    РФ №712.от 14мая 1996 г.

  2. «О совершенствовании системы
    государственных социальных пособий и
    компенсационных выплат семьям, имеющим
    детей, и повышении их размеров». Указы
    Президента РФ № 2122.От10.июня.1993г.

  3. «О государственной целевой программе
    «Жилище». //Постановление Правительства
    РФ от 20.07.1993г.
    № 595.

  4. Андреева, Т.В. Психология современной
    семьи: Монография [Текст] / Т.В.Андреева.
    – СПб: Речь, 2005.

  5. Антонов, А.И. Микросоциология семьи:
    Учебник [Текст] /А.И.Антонов. – 2-е изд.
    – М.: ИНФАР-М, 2005.

  6. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: учебное
    пособие [Текст] /Н.Ф.Дивицына. – М.: Изд-во
    ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.

  7. Сельская семья и социальная работа:
    [Текст] / Монография. – М.: Дашков и К,
    2005.

  8. Социология семьи: учебник [Текст] / Под
    ред. А.И. Антонова.– М.: ИНФРА – М, 2007.

  9. Холостова, Е.И. Социальная работа с
    семьей: Учебное пособие [Текст] / 2-е
    изд.-М.: Дашков и К, 2008.

Дополнительная литература

  1. Бразингтон, Р. Порядок рождения /
    Р.Бразингтон // Психологическая
    энциклопедия. Изд. 2-е. / Под ред. Р.
    Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб., 2003.

  2. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика /
    И.В.Равич-Щербо.- М., 2002.

  3. Шерритс, С.Д. Жертвы побоев: Жестокое
    обращение с ребенком / С.Д.Шерритс. —
    СПб., 2003.

  4. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольская,
    И.М. Семейный диагноз и семейная
    психотерапия [Текст]/ Э.Г.Эйдемиллер,
    И.В.Добряков. — СПб., 2003.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник