Развитие ребенка в конструктивной деятельности справочное пособие
Самообразование: «Конструктивно-модельная деятельность как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника»
28 мая 2019
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, катушки и т.п.) материала. Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений.
Таким образом, данная деятельность, несомненно, в общем умственном развитии ребёнка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования – основы образного мышления.
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.
Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
Цель:
Всестороннее развитие личности дошкольника посредством конструктивно-модельной деятельности.
Для осуществления поставленной цели я определила следующие задачи:
- Учить создавать модели различными способами, решая конструктивные задачи;
- Расширять представления об окружающем на основе сенсорных эталонов, через создание конструктивных моделей;
- Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства;
- Активизация активного и пассивного словаря, выстраивание монологической и диалогической речи;
- Внедрение родителей в единое образовательное пространство детского развития.
Дата начала работы над темой – октябрь 2018
Предполагаемая дата окончания работы – май 2019
№ | Форма работы | Срок | Ожидаемые результаты |
1 | Информационно-аналитический этап | Октябрь -декабрь-2018 | 1.В этот период я изучала опыт работы по введению конструктивно-модельной в образовательный процесс с дошкольниками моих коллег в Интернете. Знакомилась с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-синтез, 2006. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1981. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 3-е, доп. М., Просвещение, 1971. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие, — М.: ТЦ Сфера, 2008 2.На своем сайте разместила консультацию для родителей на тему «Конструктивно-модельная деятельность, как основа развития познавательных процессов у дошкольников» 3. Привлечение родителей к сбору природного и бросового материала для пополнения уголка конструктивно-модельной деятельности |
2 | Внедрение в практику | Октябрь 2018-май 2019 | 1. Ведение кружка с детьми старшей группы №11 «Конструирование из конструктора Корбо» В ходе своей работы на кружке я способствовала: — освоение детьми разнообразных способов конструирования; — развивала у детей умение удерживать замысел будущей постройки; — учила использовать в процессе графические модели. В течение года у детей возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями, формируется самостоятельность и гибкость мышления. 2. Пополнение предметно-развивающей среды группы для конструктивно-модельной деятельности. 3. Индивидуальные консультации для родителей: «Как дома создать условия для конструирования из бытовых предметов» Стендовая информация для родителей. 4. Изготовление универсальных игр, карточек дидактических игр по конструированию для совместной и самостоятельной деятельности детей: «Продолжи цепочку», «Выложи по цвету и по цифрам», «Собери по схеме», «Найди домик для кирпичика», «Таинственный мешочек» (учить отгадывать на ощупь), «Найди такую же деталь», «Собери кирпичики» «Подбери одинаковую деталь», «Что изменилось», «Подбери по форме». 5. Способствовала в режимные моменты обогащению технического словаря для детей. Я уверена, что опыт, получаемый ребёнком в ходе конструктивно-модельной деятельности, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения, в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. |
3 | Предоставление опФыта работы | Апрель – май 2019 | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы. 2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию. 3. Предоставила выступление из опыта работы на тему «Конструктивно-модельная деятельность как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника» на заседании районного методического объединения воспитателей. 4. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на личном сайте. |
Автор:
Филимонова О.В.
Используемая литература:
Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. М., Просвещение, 1973. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./ под. ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., испр. доп. – М.: Просвещение, 1988. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Источник:
Источник
Татьяна Поршина
Развитие детей в конструктивной деятельности
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.
Детское конструирование, в силу самой его созидательно — преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.
Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л. А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения детей двух — семи лет, в которой:
реализуется общая направленность обучения от общего к частному;
создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами;
организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования;
обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности.
Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.
Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.
Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности: они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет,а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования.
Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.
В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное, из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.
На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.
Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.
Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).
Учет особенностей игры и конструирования, и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности. Так, требования к качеству конструкций, предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность— это существенно обедняет развитие детей.
В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования. При их характеристике я опираюсь на работы Л. А. Парамоновой:
конструирование по образцу;
конструирование по модели;
конструирование по условиям;
конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
конструирование по замыслу;
конструирование по теме.
Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю, что это возможно при определенных условиях:
наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, бумаги, из природного материала и др.) ;
обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.
Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во — первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования.
В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования:
создание «образов» (конструкций) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;
умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;
интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включенность;
Выяснила, что формирование технического конструирования строится на основе трех взаимосвязанных составляющих:
развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;
развитие образного мышления и воображения;
формирование обобщенных способов деятельности.
Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании. В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.
На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр», «домик для куклы»).
Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры — драматизации.
Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно). Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.
В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение, что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.
Источник
Библиографическое описание:
Кульжик Э. А. Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных умений через знакомство с произведениями архитектуры г. Усолье Пермского края [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. С. 37-38. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14278/ (дата обращения: 26.02.2020).
В статье представлен опыт обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье. Описана важность обучения конструирования, как эффективного средства художественно-эстетического воспитания.
Ключевые слова: конструктивная деятельность, город Усолье, исторические памятники Строгоновской вотчины, виды сооружений, игровые замыслы.
Преобразующие процессы в системе образования Российской Федерации требуют инновационные способы организации системы в целостном.
Особый смысл придаётся дошкольному развитию и образованию, так как в это период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Развитие мотивации обучения дошкольников и творческой познавательной деятельности являются главными задачами, которые стоят перед педагогом в условиях реализации ФГОС ДО. Решение сложных задач в первую очередь требует создания эффективных условий обучения, в связи с этим особое значение занимает конструирование [4].
Детское конструирование обозначает процесс, при котором предметы, части и элементы приводятся в определенное взаимоположение.
Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста имеет большую педагогическую ценность, так как она развивает способность ребенка к творчеству, влияет на развитие мышления, речи.
Значение этой деятельности было подчеркнуто в учении выдающихся российских физиологов И. П. Павлова и И. М. Сеченова, которые говорили, что конструктивная деятельность влияет на развитие двигательного анализатора. Такие понятия, как пространство, форма, величина дошкольники приобретают на визуальных и кинетических ощущениях, которые исполняют важную роль в развитии интеллекта. Отмечая большую познавательную ценность деятельности рук, И. П. Павлов считал ее критерием «разрешающим иметь крайне сложные взаимоотношения с окружающими объектами».
В психологии и педагогике над проблемой формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста занимались A. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. Р. Лурия, Н. Н. Поддьяков, В. В. Холмовская и др. Исследователи предлагали определенные формы организации обучения конструированию: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Сегодня в педагогической практике обширно применяются разнообразные типы конструирования — конструкторы ЛЕГО различной конфигурации и величины, крупногабаритные модули, конструирование из бумаги, природного и бросового материала и др.
А. Н. Давидчук, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова, С. В. Петрушина в своих работах непременно связывают конструирование с игрой. Отличительной чертой игр со строительным материалом обнаруживает то, что в их начале находятся конструктивные навыки и способности, в результате они близки к творческой плодотворной человеческой деятельности. Эти игры как поясняют Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова способствуют развитию мышления, пространственного воображения.
В процессе конструирования, как объясняет Л. В. Куцакова, у дошкольников формируются обобщенные средства построения деятельности. Автором конструирование рассматривается как деятельность, в основе которой развивается общее умение по созданию целостностей всевозможного типа [1].
Конструирование является эффективным средством художественно-эстетического воспитания. В ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с постройками и сооружениями, а также понятными для осмысления произведений архитектуры, у детей формируется эстетический вкус, вызывающий эстетическое удовольствие при знакомстве с восхитительными сооружениями, воспитывается навык дорожить творческим трудом народов, любить архитектурную роскошь родного города, страны, беречь их. У детей дошкольного возраста формируется осознание уместности архитектурных решений [3].
В городе Усолье Пермского края, есть исторические памятники архитектуры Строгоновской вотчины, которые отличаются богатством архитектурных и конструктивных решений. Архитектурные строения Строгоновских идеально подходят для знакомства детей с различными видами сооружений, нацеливают детей разнообразить свои собственные постройки дополнительными элементными, знакомят с редкими способами соединения деталей, воспитывают художественно-эстетический вкус, способствуют обогащению и расширению игровых замыслов [2].
Таким образом, целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье формирует у детей познавательный мотив, творческие и конструктивные умения.
Литература:
- Куцакова, Л. В. Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5–6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М. МИПКРО, [2011,с. 392]
- Мельничук, А. Ф. Памятники археологии и архитектуры березниковско-усольского района. — Усолье, [1994,c. 71]
- Поддьяков, Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. — М: ТЦ Сфера, [2009,c. 407]
- Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов// Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», [2013, c. 100]
- Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие // М.: ТЦ Сфера, [2008, c.128]
- Парамонова, Л. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — [С. 92, c.102]
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, усолье, конструирование, художественно-эстетическое воспитание, старший дошкольный возраст, ребенок, развитие мышления, произведение архитектуры, конструктивная деятельность, эффективное средство.
Похожие статьи
Развитие конструктивной деятельности детей старшего…
В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования.
Художественно—эстетическое развитие дошкольников…
дошкольный возраст, художественно—эстетическое развитие, художественно—эстетическое развитие детей среднего, способность, художественная деятельность, музыкальное творчество…
Художественно—эстетическое развитие детей дошкольного…
Художественно—эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования художественно—эстетической культуры.
Роль художественно—эстетической деятельности…
ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая
Ключевые слова: художественное воспитание и развитие, проектная деятельность, изобразительное творчество, дошкольник.
О средствах эстетического воспитания детей старшего…
эстетическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, искусство.
ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека
Художественное воспитание детей дошкольного возраста.
Конструирование как способ формирования познавательного…
творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование, познавательный…
Художественное воспитание детей дошкольного возраста
художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст… Проблема художественно—эстетического воспитания детей…
Художественно—эстетическое воспитание детей дошкольного…
эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно—эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.
Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного…
В статье рассматриваются вопросы художественного воспитания детей дошкольного возраста в проектной деятельности. Ключевые слова: художественное воспитание и развитие, проектная деятельность, изобразительное творчество, дошкольник.
Источник