Развитие ребенка в конструктивной деятельности шайдурова скачать
Влияние конструктивной деятельности на развитие детей
дошкольного возраста
У современных детей есть много игрушек, ярких и красочных. У мальчиков, как правило, это разнообразные машинки, тракторы, паровозики. И конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Влияние конструктора на развитие детей изучал советский психолог, доктор педагогических наук А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы. Эту идею поддержал и развил в исследованиях Л.А. Венгер, который указывал, что конструирование позволяет детям самостоятельно создавать наглядные модели предметного мира, используя инструкции либо свой замысел.
Конструирование имеет и большое воспитательное значение. Оно способствует формированию самостоятельности, настойчивости, развивает творческое воображение.
Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. У ребёнка развивается умение сортировать мелкие предметы, различать их по форме, цвету и размерам. Развитие же мелкой моторики рук напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять их в речи.
Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Таким образом, он развивает самодисциплину и самоорганизацию. Кроме того, эта игра развивает творческое мышление. Большим достоинством LEGO является возможность собирать его по своему вкусу: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.
По мнению ученых, собирание конструктора положительно влияет на ребёнка больше, чем рисование и лепка из пластилина. При рисовании и играх с пластилином результат не всегда получается успешным. А вот при игре с конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое, что формирует уверенность в себе и даже лидерские качества.
Кроме того, ученые подчеркивают, что у человека, который в детстве был лишён образных игр, впоследствии проявляется неспособность к правильному восприятию окружающего мира. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю, так как это удивительно яркий, красочный, конструктор, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.
И все же дети играют с конструктором не потому, что это полезно, а потому, что это очень интересно. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором.
Вывод
LEGO позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка и что самое главное искренне заинтересовать его в работе над проектом или задачей, которую поставит педагог. Дети с удовольствием играют в LEGO и у себя дома, что ускоряет процесс обучения. Воспитатель может назначать домашнее задание своим воспитанникам, как раз для того, чтобы они закрепили результат обучения. LEGO – это один из лучших способов, развить у детей целый спектр качеств и умений, которые им непременно пригодятся в будущем.
Список используемой литературы
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 434 с.
Комарова Л. Г. Строим из LEGO.- М. «Линка — Пресс», 2001г.
Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. — «ЛитРес», 2005г.
Поддьяков, Н.Н. Конструирование / Н.Н. Поддьяков. — Москва: Просвещение, 2009. — 322 с.
Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. – М. «ТЦ Сфера», 2008г.
Источник
МУ «Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района»
Альметьевское муниципальное дошкольное образовательное учреждение – комбинированного вида детский сад № 40 № «Гуси-лебеди»
«Развитие у дошкольников конструктивного творчества»
Опыт работы воспитателя
Севастьяновой Светланы Николаевны
Альметьевск 2010 г.
Оглавление:
- Биографическая справка
- Этапы организации работы
- Введение
- Основная часть
- Библиографический список
Севастьянова Светлана Николаевна 23 декабря 1983 г.р., в 2003 г. Закончила Чистопольское педагогическое училище по специальности «Дошкольное образование».
Педагогический стаж работы 10 лет. В ДОУ № 40 работает 5 лет. За время своей работы показала себя, как ответственный, добросовестный работник, к ней с уважением относятся коллеги и родители воспитанников. Педагог награжден Почетной грамотой от администрации ДОУ № 40 в 2010 г. «За безупречный труд и большой личный вклад в воспитание подрастающего поколения» и Дипломом в 2010г. « За грамотное и эстетическое оформление документации в группе». Лауреат городского конкурса молодых специалистов «Интеллектуальный марафон» 2009г., участник городского конкурса «Бабочки из Красной книги Татарстана» 2010г.
Своим приоритетным направлением выбрала «Развитие у дошкольников конструктивного творчества».
Этапы организации работы:
1 этап – диагностика – для определения знаний детей. Уровня их возможностей, а также для перспективного планирования дальнейшей работы по развитию конструктивного творчества.
2 этап – расширение первоначальных представлений, накопление новых умений, навыков.
3 этап – закрепление полученных знаний, умений, навыков, углубление и расширение конструктивного творчества.
4 этап – совершение конструктивных способностей.
Введение.
Актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т.к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях, становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.
Гипотеза в данной работе – приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки помогут им успешно продолжить, наладить отношения в коллективе сверстников.
Цель данной работы – показать необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению. Формировать сенсорные способности детей. Развивать мышление, внимание, воображение, творчество, художественный вкус. Воспитывать целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Задачи – развивать у ребенка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность. Учить детей наблюдательности, умению сравнивать; приобщению к миру прекрасного.
Методы и приемы. Наблюдение натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельности решения, т.е. задач проблемного характера.
Значимость данной работы заключается в том, что разработана система игровых и занимательных занятий по конструированию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста конструктивных способностей. Определена последовательность и содержание работы по конструктивному воспитанию дошкольников средствами игры, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс обучения, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему в своей работе.
Основная часть.
Термин «конструирование» (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.
Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Занятия по конструированию из строительного материала и крупных деталей конструктора типа «Лего» начала проводить в средней группе. В этом возрасте постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В этом возрасте у детей возникает интерес к качеству своего труда: они начинают осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляют желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняются в конструировании. В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а в конце года – из природного и бросового материалов. В данной группе проводила коллективные занятия такие, как «Сказочные домики», ставила задачи: развивать интерес к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию. С поставленными задачами дети справились, были активны, с интересом строили сообща.
В старшей группе конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию из бумаги и других материалов могут изготавливать необходимые для игры предметы. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать несложных по строению животных. Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, являются наблюдения, рассматривание животных и птиц на прогулке, на иллюстрациях. При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества. В данном возрасте проводила такие занятия, как занятие по конструированию из бумаги «Тюльпан», ставила перед детьми задачи: делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея. Детям очень понравилось работать с бумагой, они аккуратно ее складывали, чтобы подарить эти цветы мамам.
В подготовительной группе, дети уже, овладев достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, дети способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы.
Детей продолжают учить не только из строительного материала, но и из бумаги и других материалов. Эти занятия имеют большое значение для подготовки к школе: в процессе конструирования развивается образное мышление. Конструкторские способности.
Следует развивать у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т.д.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада малышей; украшения на елку. В этой группе проводила такое занятие, как конструирование из природного материала «Щенок», перед детьми ставила задачи: закреплять навыки работы с природным материалом, доводить начатое до конца. С данными задачами дети справились, им понравилось работать с природным материалом, с нетерпением ждали результата.
Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду проводятся в игровой форме, т.е. дети выполняют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе. А для реализации какого-то игрового момента. На занятиях дети раскованны, в процессе работы отходят от своего рабочего места, самостоятельно берут недостающий материал. Способы поощрения использую разные. Это и вежливые, ласковые слова, и мимика, молчаливое пожатие руки.
Заключение.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.
В результате своей работы по данной теме, воспитала у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности. Через конструирование у детей развивается творческая сторона интеллекта. Дети научились планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения, успешно ориентироваться в пространстве, классифицировать предметы, чертить чертежи простейших конструкций и строить по ним.
Литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушки и подарки из природного материалов. — М.:ООО Издательство «Дом.21 век», ООО «ИД РИПОЛ классик» 2007.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателя дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., — М.: Просвещение, 1991.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., Просвещение, 1976.
- Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста).- М.: ТЦ «Сфера»,2000.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.
- Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1981.
- Нагибина М.И. природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. 2-е изд. М., 1961.
- Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. – М.: Издательство ЭКСМО, СПб.: Валери СПД, 2005.
- Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. Для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение; Владос, 1994.
- Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
Источник
Источник