Развитие ребенка в ясельной группе по фгос
Наталия Сёмина
Методическое пособие «Развивающие занятия для ясельной группы».
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем,что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук, мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.
На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. В процессе игры ребенок будет создавать для себя жизненные стереотипы, которыми он будет руководствоваться во взрослом возрасте.
Я предлагаю развивающие занятия с детьми ясельной группы (1,5-2 лет). Занятия проводятся в группе численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание», то есть развитие в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Поэтому психолог должен принимать активное участие в занятии: вместе ползать по коврику, строить башенки, танцевать, кормить кукол, петь. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.
Основная цель занятий – полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик.
На занятияхрешаются следующие задачи:
Становление правильной речи
Развитие мышления
Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание
Углубление знаний об окружающем мире
Оздоровление детей
Развитие двигательной активности
Развитие общей и мелкой моторики
Пробуждение интереса к творчеству
Занятия проводятся в вечернее время. Длительность занятия 10 минут. Смена деятельности на занятии не дает малышам почувствовать усталость.
Особое внимание на занятиях уделяется продуктивной деятельности и пальчиковой гимнастики. Ведь именно в этих видах деятельности мелкая моторика развивается более активно.
Занятия построены на основе сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». К детям приходят в гости сами сказки и герои из этих сказок с разными интересными играми. Занятия проводятся один раз в неделю. Потом в течение недели материал, полученный на занятии,закрепляется: проводятся игры, беседы, наблюдения, чтение сказок.
Наглядный материал на занятии должен быть ярким, крупным и безопасным для детей. А еще прочным, чтобы каждый ребенок мог лично познакомиться с курочкой Рябой или Колобком. Приветствуются натуральные цвета, так как в этом возрасте необходимо дать ребенку адекватные понятия об окружающем мире (не бывает синих кошек и зеленых медведей).
Когда малыш приходит в детский сад, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. У всех детей процесс адаптации проходит по-разному. Поэтому в сентябре психолог наблюдает за адаптацией ребенка, знакомится с ним.
Исходя из этого, занятия рекомендуется начинать с октября. Курс заканчивается в апреле. В мае месяце психолог проводит досуги, игры, диагностику.
Как уже говорилось, процесс адаптации у всех детей проходит по-разному. Поэтому первоначально не обязательно всех детей включать в занятие. Ничего страшного, если сначала ребенок понаблюдает.
Особо хочется сказать об атмосфере занятия. В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок – индивидуальность. И первая заповедь педагога-психолога должна быть как первая заповедь у врача – «не навреди». Наша задача – помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка «таким как все». Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Нужно стараться, чтобы дети были постоянно включены в конструктивную деятельность, но если все хотят строить дом, а один ребенок не хочет. Он хочет покататься на машине. Пусть тихонько идет и катается, ведь это никому не помешает.
Я привожу примерные конспекты занятий. Естественно, что они могут корректироваться в зависимости от особенностей вашей группы.
Источник
В этом разделе представлена система работы с детьми раннего возраста.
Даны конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром, с праздника, с овощами, фруктами, домашними животными, с обитателями леса.
Конспекты досугов и развлечений, целевые прогулки на природу в разное время года. Циклы наблюдений: за природой, за елочкой; за аквариумом; за птицами на участке детского сада; за птичкой в клетке; за снегом и водой; знакомство с цветами.
Материалы предназначены для педагогов групп раннего возраста.
Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: Домашние животные и их детеныши Конспект ООД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи «Знакомство с котенком» (ранний возраст)Автор: Янченко Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» г Северска Томской области. |
Конспект занятия по аппликация в группе раннего возраста. Тема: Матрёшка Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в группе раннего возраста на тему: «В гости к матрешке»Цель: |
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой с элементами экспериментирования в группе раннего возраста Открытая образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с элементами экспериментирования в группе раннего возрастаЦель: Познакомить детей с произведениями А. Барто «Мячик», «Кораблик» Дети садя… |
Конспект НОД во второй группе раннего возраста по развитию речи «Рассматривание игрушек: паровоз, корова, петух» Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по развитию речи. Тема: «Рассматривание игрушек: паровоз, корова, петух»Образовательная область: речевое развитие |
Конспект НОД в детском саду в первой младшей группе по познавательному развитию Конспект непрерывной образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательному развитию на тему «Принимаем гостей Мишку и Зайку»Рабочая программа разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. |
Конспект занятия в первой младшей группе. Бианки «Лис и мышонок» Конспект ООД в первой младшей группе на тему «Сказка В.Бианки Лис и мышонок»Цель: знакомство со сказками. |
Конспект занятия по речевому развитию детей ясельной группы. Домашние животные Конспект занятия по речевому развитию детей ясельной группы «Домик для щенка Бобика» Цель: создать условия для развития речевой активности у детей. |
Новогодний досуг для детей 1 младшей группы «В гости к Снегурочке» Новый год в 1-ой младшей группеАвтор: Воронина Алёна Юрьевна, воспитатель ОЧУ Международная гимназия «Сколково»Новогодний досуг для детей 1 младшей группы «В гости к Снегурочке»Описание материала: Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям. |
Познавательное занятие в группе раннего возраста «Игры с сухим песком» Конспект познавательного занятия в группе раннего возраста «Игры с сухим песком»Задачи: |
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе на тему «Дикие животные — Ёжик» Конспект ООД в первой младшей группе «Ежик в гостях у ребят»Автор: Янченко Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» г Северска Томской области. |
Конспект НОД по ФЭМП интегративной образовательной области «Познание» 1 младшей группе Занятие по математике для детей 2-3 лет. Тема: «В гостях у бабушки Арины»Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие. |
Конспект коррекционного развивающего занятия по адаптации в первой младшей группе Коррекционно-развивающее занятие по адаптации в первой младшей группе на тему «В гостях у Мишки»Программное содержание |
Развлечение с песком для детей 2-3 лет Сценарий развлечения с песком в младшей группе «Дорожка для зверей»Цели: формировать у детей желание принимать участие в проведение мероприятий группы. |
Конспект занятия по рисованию в первой группе раннего возраста. Покорми зайчика травкой Конспект непосредственной образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования — рисование пальчикамиЦель: Ознакомление детей с приемами рисования пальчиками |
Конспект ООД по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста Конспект ООД по сенсорному развитию для детей 2-3 лет тему «В гости к солнышку»Цель: Продолжать формировать представления о форме, величине и цвете. |
Источник