Развитие ребенка в изобразительной деятельности презентация

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка для него очень важен. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушать примитивную целостность и эстетического освоения мира, не навязать своё взрослое мироощущение.
Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных учёных убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Что делать? Очевидно, что руководить развитием детей в изобразительной деятельности необходимо. Но при этом педагогам и родителям надо найти золотую середину между беззаботным отношением детей к рисованию и овладением средствами изодеятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие. Требования к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения, к характеру взаимодействия педагогов с детьми, к среде развития ребёнка представлены в Государственном стандарте дошкольного образования.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, познавательная деятельность. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Дети воспроизводят в своих работах то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы, но чаще появляются работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения.
Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания, и само содействует этому воспитанию.
В процессе занятий по изодеятельности у детей воспитываются нравственно — волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца; во время создания коллективных работ у них воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства (чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции), содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Чем более осознанно начинает ребёнок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся чувства. Это позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями (радостный, изящный, праздничный и др.). Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления и находить образные выражения своих впечатлений в своих работах. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Известно значение игры в жизни ребёнка: «… В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности.» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и своё отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по — новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Процесс создания рисунка приближается у детей к игре — в начале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребёнок начинает вкладывать в свою работу конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ведь теперь ребёнок способен создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя то, что его волнует и интересует, ребёнок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.
Переживания детей могут быть связаны, в первую очередь, с наступившими в его жизни переменами — разлукой с родными и близкими, адаптацией к новым условиям жизни в детском саду. Эти эмоции не из радостных. Они травмируют детскую психику, и поэтому возможность переживать их в изодеятельности имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребёнка. Так же сильные чувства могут быть вызваны и новыми яркими впечатлениями (увиденная молния, движущийся поезд, новая игрушка и др.). Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, можно обнаружить, что ничему специально не обучавшиеся дети точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающегося их мысли предмета. Однако эта удивительная способность не распространяется на изображение других предметов — объектов. Причина в том, что предметы, постоянно занимающие или поразившие мысли и чувства ребёнка, как бы стоят у него перед глазами. Поэтому неожиданно выразительно изображая их, он не в состоянии изобразить ничего другого без специального обучения. Это происходит по следующим причинам:
Без внимания и поощрения со стороны взрослых дети быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающей действительности.
От степени элементарной подготовленности детей зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах. Известный отечественный художник-график В.А.Фаворский писал:«Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком.»
Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт- рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях, целенаправленность деятельности).
Выдающийся русский скульптор А.Голубкина писала:«…так как руки, глаза, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Раскованное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника.»
Источник
Слайд 1
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам изобразительной деятельности»
Слайд 2
Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – залог успешного обучения ребенка в школе.
Слайд 3
Понятие творческих способностей: стремление к открытиям; умение познавать; активность; фантазия; инициативность; стремление к познанию; умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах; живость ума; умение изобретать и открывать; свобода воображения; интуиция; умение на практике применять полученные знания, опыт; открытия и изобретения.
Слайд 4
Продуктивная деятельность – основа процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Продуктивная деятельность — это «созидательная работа, направленная на получение предметно — оформленного результата в соответствии с поставленной целью ». В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.
Слайд 5
Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка Благоприятная окружающая атмосфера. Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом). Отсутствие критики в адрес малыша. Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации. Возможность для практических занятий. Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем. Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме. Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр. Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.
Слайд 6
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности Многие ребята дошкольного возраста находят свой талант в изобразительном искусстве . Малыши любят рисовать. В процессе работы ребенок совершенствует и развивает свою наблюдательность, эстетические эмоции и восприятие, художественный вкус и, конечно, творческие способности. Эффективнее всего для обучения и развития творческого потенциала является сочетание техник рисования (традиционных с нетрадиционными).
Слайд 7
Зачем нужно нетрадиционное рисование? В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством. Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. В этом виде деятельности нет слова «нельзя». Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик — все это может пригодиться. Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
Слайд 8
Нетрадиционные техники рисования
Слайд 10
Штампы
Слайд 11
Рисование акварелью по мокрой бумаге
Слайд 12
«Фронтаж»
Слайд 13
Рисование мыльными пузырями
Слайд 14
Рисование солью
Слайд 15
Рисование мятой бумагой
Слайд 16
Кляксография
Слайд 17
Рисование ватными палочками
Слайд 18
Пластилинография
Слайд 19
Тычок жесткой полусухой кистью
Источник
1
Изобразительная деятельность, как отражение мира детства Выполнила Евсеева Елена Александровна
2
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как: Рисование Конструирование Аппликация Лепка Лепка
3
Рисование одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной: Отдельные предметы и сцены из окружающей жизни Литературные герои Семья, близкие и родные люди Декоративные узоры
4
Дети любят рисовать красками, карандашами, мелками.
5
Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину.
6
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, глиной и пластилином.
7
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией также способствуют развитию математических представлений.
8
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
9
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала наборов конструкторов бумаги природного и других материалов
10
Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций
11
При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре.
12
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.
13
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
14
«Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо» Л.С.Выготский Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. Символ имеет сходство с тем, что он обозначает, знак такого сходства не имеет. Детские рисунки — символы предметов, так как они имеют сходство с изображаемым, слово такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком.
15
Для развития ручного праксиса очень полезны следующие способы рисования: Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук Рисование карандашами Штриховка карандашами Задания «дорисуй недостающие детали» Работа в определенном темпе, под счет, но темп ребенок должен задавать себе сам.
16
Средствами выразительности образа в детском рисунке являются: Цвет ФормаКомпозиция Средствами выразительности образа в лепке являются: Цвет ФормаПропорции Оформление Средствами выразительности образа в аппликации являются: Цвет ФормаСимметрия Общая композиция Пропорции Оформление
17
Проявление творчества в конструировании проявляется при конструировании: моделейприборовмеханизмовнесложных машин и др.
18
Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи Рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга
19
На занятиях изобразительной деятельностью и конструированием необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи
20
Изобразительная деятельность играет очень важную роль в коррекционной работе с детьми-логопатами, так как в процессе изо-деятельности происходит развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на развитие речи детей.
21
В работу с детьми-логопатами необходимо включать различные техники рисования: Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Рисование пальчиком Рисование ладошкой Рисование свечкой Рисование восковыми мелками Набрызг (рисование щеткой) Рисование пластилином Рисование крупой Рисование нитками
22
Благодарю за внимание
Источник