Развитие ребенка в игровой деятельности информация для
Елена Силина
Развитие игровой деятельности дошкольника.
«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,
выше своего обычного повседневного поведения,
он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над
уровнем своего обычного поведения»
Л. С. Выготский
1) Общая характеристика игры дошкольника.
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.
Игра имеет социальную природу. Она не только впитывает в детей знания об окружающей социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает более сознательный характер.
Ролевая игра – форма моделирования детьми отношений взрослых, т. е. воссоздания их в новой материальной форме, их выделения. В этой форме игру можно назвать арифметикой социальных отношений. Ролевая игра является важнейшим источником социального сознания ребенка. Как сказал Л. С. Выготский: «В игре становиться человек». В игре определяются психологические компоненты игры.
Мотив – побуждение к действию, созданное с удовлетворением определенных потребностей. Это может быть в раннем возрасте попавшаяся на глаза ребенку игрушка, вызвавшая желание играть, в более старшем возрасте это может быть впечатление от услышанного рассказа или увиденного чего-то нового.
Цель — объект, на который направленно действие, представление результата действия. Для малыша как таковой цели игры не существует. Для детей более старшего возраста это может быть результат какого-то действия (постройка, рисунок и т. д.).
Способы – достижения ребенком в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.
Основные виды игр.
Подражательно-процессуальные – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой изображение действия с предметом (чашка-пить, коляска – возить куклу, подражание действиям взрослого (папа-чинит, мама – кормит).
Сюжетно- ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).
Дидактические игры – эти игры предлагает воспитатель и играет ребенок вместе со взрослым.
Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц») у старших детей – игры с более выраженными правилами.
2)Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей.
В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать.
Обратимся к статье Ф. Н. Фрадкиной «Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства». Малышу необходимо помочь развивать сюжет игры – самостоятельное развитие сюжета. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидя игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидя ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.
Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д.
К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.
Игра в раннем детстве, в центре которой стоит овладение предметом и способами действий с ним, сменяется игрой дошкольника, в центре которой – человек и его отношение к предметам. Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты (девочки могут не кормить кукол обедом, который долго готовиться, т. к главное –действие). Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.
3) Значение игровой деятельности для психического развития детей.
Раскрытие психологической природы игры детской дошкольной заключается в том, что бы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышление, воображение, восприятие, память, воля. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка.
Д. Б. Эльконин поделил игры (по развитию) на 4 группы:
1) подражательно процессуальные
2) драматические (по определенному сюжету)
3) игры по сюжету с несложными правилами
4) игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры
Значение игры.
З. М. Истомина, исследуя процесс возникновения произвольной памяти в процессе игры, показали, что в ходе игры создаются благоприятные условия для запоминания и припоминания самостоятельно чего-либо, т. е. возникают предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.
Для примера возьмем игру «Чье это место?»
Здесь ребенок должен запомнить места расположения предметов, соотнести их с изображением на магнитной доске. Или сориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты. Пример произвольного запоминания и развития логического мышления.
Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.
Игра имеет значение не только для тех психологических процессов, которые в нее непосредственно вложены (воображение, мышление, но и те, что могут быть связанны с ней косвенно (память). Игра затрагивает наиболее существенные стороны психологического развития сознания. Воля воспитывается у детей через подчинение правилам игры. Подчинение правилам проводиться через сюжет или роль. Внутри роли заключается правило поведения. Свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Ограничение своих непосредственных побуждений, подчинение взятым на себя обязанностям способствует развитию воли.
Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться.
Список использованной литературы:
1) Журнал «Дошкольное воспитание» №3
2) Заморожца А. «Психология и педагогика игры дошкольника»
3) Мухина В. С. «Психология дошкольника»
4) Шуаре М. «Возрастная и педагогическая психология»
Источник
Надежда Павлова
Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.
Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика,который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т. д.
Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:
• отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;
• нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
• их неумение играть;
• Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.
Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.
Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая, их ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом:
• в игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы;
• в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий;
• в игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;
• в игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли;
• в игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли;
• в игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, в обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Остановимся на классификации детских игр.
Детские игры — явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.
Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В.Ядэшко:
Сюжетно — ролевые:
• игры – драматизации;
• строительные
Игры с правилами:
• дидактические;
• игры – забавы.
Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой:
Творческие:
• сюжетно – ролевые;
• строительно – конструктивные.
Игры с правилами:
• дидактические;
• подвижные;
• игры –драматизации;
• музыкальные.
Классификация, предложенная программой «Истоки»:
Игры,возникающие по инициативе ребенка:
• игры – экспериментирования;
• самостоятельные сюжетные игры;
— сюжетно-отобразительные;
— Сюжетно-ролевые;
Театральные.
Игры,возникающие по инициативе взрослого:
•обучающие:
— дидактические;
— подвижные;
— сюжетно-дидактические.
•Досуговые:
— игры-забавы;
— игры-развлечения;
— театрально-постановочные;
— интеллектуальные;
— празднично-карнавальные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и старших детей:
• Традиционные или народные.
3. Педагогическое руководство играми детей.
Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая огромное воспитательное воздействие на ребенка игр, взрослые должны руководить ими, создавать условия для их возникновения и развития.
Без педагогического руководства игра может нанести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции — это залог полноценного физического и нервно – психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущение его несостоятельности, приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находится на уровне глаз ребенка.
Выделим условия успешного руководства игрой:
1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться с взрослыми своими намерениями.
2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Разминка «Методика проведения игры»
Подготовка к проведению игры
Привлечение детей к игре
Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом
Объяснение хода игры
Определение количества участников
Показ игровых действий
Проведение игры, наблюдение за выполнением правил
Подведение итогов игры
Анализ проведённой игры (для педагога)
Разминка «Докажи очевидное»
Игра для ребёнка – это радость и удовольствие.
Игра облегчает адаптационный период.
Игра помогает установить доверительные отношения с ребёнком.
Игра – окно в мир взрослой жизни.
Игра способствует развитию речи.
Игра имеет значение для умственного развития.
Экспресс — опрос «Игра – дело серьезное»
Педагоги делятся на две команды.
Вопросы и ответы к игре:
1. Вопрос. Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ. Чтобы дети,во-первых: имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;во-вторых: обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;в-третьих: чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.
2 Вопрос. Какой должна быть предметно – игровая среда?
Ответ. Нужно учитывать половые особенности и предпочтения детей, возраст детей. Нужно стимулировать творческий замысел детей, их индивидуальные творческие проявления. Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета.
Предметно – игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.
3. Вопрос. Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ. Взрослый должен руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель должен поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.
4. Вопрос. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ. Фантазия, способность к концентрации внимания, способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное, произвольное поведение.
5. Вопрос. Какой должна быть игрушка?
Ответ. Должна вызвать у ребенка положительные эмоции независимо от возраста ребенка; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных безопасных материалов.
6. Вопрос. Чем отличаются сюжетно –ролевая игра, игра – драматизация и режиссерская игра?
Ответ. Сюжетно – ролевая игра. Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно – ролевой игры – самостоятельность детей.
Элементы сюжетно –ролевой игры:
— игровой замысел;
— сюжет;
— игровые действия;
— роли.
Игра – драматизация. Представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.
Режиссерская игра. Ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую – либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.
7. Вопрос. Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно – ролевой игре?
Ответ. Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что — нибудь новенькое, поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.
8. Вопрос. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
Ответ. Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища в игре.
Почему – то забываются в наше время так любимые нами с детства народные игры. А мы все в детстве в них играли. Проведём блиц –опрос по теме:
«Русские народные игры»
— Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка).
— Главная роль в народной игре? (водящий).
— Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение? (правила).
— Для чего нужна считалка в игре? (выбрать водящего).
— Где используются русские народные игры? (в организации праздников, развлечений, прогулок).
— Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость).
Откуда берется речевой материал для народных игр? (из народного фольклора).
— Что является сигналом к действию в народной игре? (слово).
А сейчас, переходим к практическим занятиям. Каждый педагог приготовил подвижную народную игру какой – то национальности.
Практическая часть «Игры народов мира»
Рефлексия
1. Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполняла задания…
5. Я поняла, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовала, что…
8. Я приобрела…
9. У меня получилось …
10. Я попробую…
11. Меня удивило…
12. Мне захотелось…
Заключение.
Как сложно сейчас расти нашим детям, ведь они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Только в игре ребенок становится равноправным, ведь в повседневной жизни, хотим мы или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или упрямиться.
Игра – это чудесный мир, в котором мы общаемся с ребенком напрямую, легко преодолевая условностью игры громоздкие формы нашего существования.
Источник