Развитие ребенка в игре в детском саду

Развитие ребенка в игре в детском саду thumbnail

Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Что такое развивающие игры? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр:

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Виды развивающих игр.

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) .

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.

«Четыре по четыре», «Паркеты», «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игрыподбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка. Так и с развивающими играми, такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух, зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры, песенки.

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой — составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию.Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

• Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап

• Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Комок пуха-

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц).

Третий этап

• Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется — поздновато).

Одно из первых заданий на этом этапе — бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…

Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже посложнее — фигуры человека бегущего и сидящего, геометрические фигуры.

Источник

Игры для детей, разработанные педагогами, воспитателями детсадов, профессиональными психологами и логопедами.

Игры по темам

  • Дидактические игры

    Для дошкольников (старшие и подготовительные группы). Игры с правилами.

    Настольные игры, игры с карточками, лото, домино, конструкторы, пазлы, шашки и шахматы…

  • Развивающие игры для малышей

    Для детей раннего возраста (младшие и средние группы). Развитие мелкой моторики и координации, первое знакомство с цветом, формой и величиной.

    Подбери по цвету, закрути крышку, вставь пуговицу, заплети косичку, игры с прищепками, шнуровки, найди пару, сенсорные коврики и уголки, собери бусы, игрушки из фетра …

  • Игры по математике

    РЭМП. Формирование представлений о числе и количестве, величине, форме. Развитие пространственной ориентировки, знакомство со временем.

    Посчитай, найди фигуру, определи размер, логические задачи, счетные палочки, геоконт, танграм, головоломки, геометрическое лото, счеты, часы…

  • Музыкальные игры

    Формирование чувства ритма, развитие музыкального восприятия, знакомство с нотами.

    Музыкальные инструменты,  самодельные шумовые инструменты, игры с нотами и звуками, музыкальные уголки.

  • Творческие игры по ИЗО

    Знакомство с народным творчеством, художниками и картинами. Развитие эстетического восприятия, цветовосприятия, знакомство с правилами композиции.

    Декоративно-прикладное творчество, узоры и орнаменты, палитра, игры по рисованию, составь портрет, собери пейзаж…

  • Книжки своими руками

    Самодельные книжки-малышки, альбомы, мягкие, тактильные, лэпбуки …

  • Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром

    Закрепление знаний о предметах и явлениях природы, животных и растениях.

    Растения, животные, насекомые, планета Земля, погода, космос, вода, песок…

  • Времена года и календарь

    Сезоны, месяцы, дни недели, части суток, режим и распорядок дня…

  • Макеты

    Экологические (ландшафтные), ПДД, исторические, по краеведению, сезонные…

  • ПДД: игры, пособия

    Правила дорожного движения, знаки, светофоры, машины,  макеты улиц…

  • Логопедические игры

    Развитие дыхания, артикуляции, формирование правильного звукопроизношения, обучение грамоте, звуки, буквы.

    Автоматизация трудных звуков, упражнения со звуками, буквами и слогами, гласные и согласные, составь слово, игры на развитие дыхания …

  • Игры по развитию речи

    Развитие связной речи, грамматического и лексического строя. По литературным произведениям, по опорным картинкам. Мнемотаблицы

    Образуем прилагательные, согласовываем слова, употребляем предлоги, формулируем вопросы, игры по сказкам и литературным произведениям…

  • Пособия для сюжетно-ролевых игр

    Атрибуты и пособия для сюжетно-ролевых игр, аксессуары, одежда, мебель

  • Театр в детском саду

    Кукольный, пальчиковый, настольный и другие виды театров своими руками, маски. Театральные уголки.

  • Костюмы

    Карнавальные, театральные, танцевальные и другие самодельные костюмы для детей и взрослых

  • Краеведческие игры

    Уточнение представлений о Родине, родном крае, его истории, ВОВ. Региональный компонент.

  • Народные, фольклорные, хороводные игры

    Игры разных народов. Игры наших бабушек, нашего детства, хороводные игры.

  • Игры на развитие воображения, ТРИЗ

    Изобретательские игры. Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять, сравнивать, решать проблемы.

  • Психологические игры

    Развития эмоций, коммуникативных качеств. Игры для хорошего настроения, мирилочки, для знакомства. Уголки настроения

  • Подвижные игры

    Активные игры на улице и дома.

  • Физминутки, гимнастика, зарядка

    Физические упражнения, атрибуты, пальчиковые игры.

  • Нестандартное оборудование по физкультуре

    Спортивные и физкультурные уголки, оборудование для проведения физкультуры, спортивных конкурсов, эстафет. Массажные дорожки

Ролевые и развивающие детские игры

Игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Включает в себя разделы:

  • Развивающие игры
  • Дидактические игры с клавиатурой

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 62704.
Все разделы
| Детские игры

Новое

Организация различных видов игровой деятельности дошкольников младшего возраста, как условие их всестороннего развития
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает…

Памятка «Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания»
Рекомендуемые игры и упражнения для развития диафрагмального дыхания Упражнение «Бегемотик». Ребенок ложится на спину, а на животик кладет любимую игрушку. Необходимо глубоко вдыхать и плавно выдыхать по схемам: А) Вход – нос, выдох – рот. Б) Вдох – нос, выдох – нос. В) Вдох –…

Детские игры — Методическая копилка. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-сенсорных способностей дошколят

Публикация «Методическая копилка. Музыкально-дидактические игры как средство…»
Цель: Систематизировать собранные музыкально-дидактические игры по возрастам и разновидностям усвоения детьми средств музыкальной выразительности. Введение: «Решение сенсорных задач, возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми и их родителями….

Деловая игра с педагогами «Воспитание толерантности»
Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности» Цели игры: 1. познакомить педагогов с понятием «толерантность»; 2. создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений; 3. научить педагогов конкретным…

Консультация для родителей «Развитие умственных способностей детей посредством дидактических игр»
Консультация для родителей Развитие умственных способностей детей посредством дидактических и гр.[/b] Подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Дидактические игры имеют…

Детские игры — Дидактическое пособие по ознакомлению с природой в детском саду «Осадки»

Статья «Дидактическое пособие по ознакомлению с природой в детском саду…» Дидактическое пособие по ознакомлению с природой в детском саду «Осадки»
Дидактическое пособие «Ознакомление с природой в детском саду» содержит систематизированный материал для организации экологического воспитания детей дошкольного возраста. Использование пособия позволяет в увлекательной игровой форме уточнить и расширить знания дошкольников об…

Пальчиковые игры малышей
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет. Пальчиковые игры очень полезны для детей, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро…

Возможности игры как метода обучения
Игры очень близки и доступны для детей любого возраста и их используют, как эффективное средство в процессах образования и обучения. Окружающий мир дети познают с помощью игр. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание…

Использование маркеров игрового пространства для организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста Использование маркеров игрового пространства для организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста
Представляю вашему вниманию фотоотчет о напольном многофункциональном маркере игрового пространства с универсальными наглядно — дидактическими пособиями для дошкольников. Этот маркер игрового пространства, мы сделали с родителями моих воспитанников. Маркеры игрового пространства…

Развитие мышления ребёнка в творческой форме

Игрушки для развития мышления ребёнка

Психологи считают, что в дошкольном возрасте ролевая игра является ведущей деятельностью, приводящей к развитию детской психики. Примерка на себя роли взрослого вызывает сильные эмоциональные переживания, регулирует взаимоотношения и оказывает влияние на развитие характера и личности. Следует учитывать и такие позитивные воздействия на ребёнка, как нагрузка на оба полушария мозга, необходимая при латерализации и развивающая творческие и аналитические способности, избавление от псевдопонятий и преодоление негативизма.

Игры для детей ненавязчиво обучает новым навыкам, развивают мышление и воображение, способствует установлению контроля над поведением. В игровой форме легче и эффективнее донести информацию, научить концентрировать внимание и решать задачи. Моделирование разнообразной деятельности даёт возможность усвоения нового опыта и приобретения оригинальных моделей поведения личности. Ребёнку процесс приносит радость и удовольствие, он легко включается и проявляет неподдельный интерес, самостоятельно понимает задания и активно ищет ответы, старается справляться со сложностями.

Оригинальные творческие программы понравятся девочкам и мальчикам, помогут в освоении знаний и умений, принесут пользу и разнообразие в обучение.

Источник

Оксана Цыбулько
Виды игры в детском саду и их развивающее значение

Виды игры Цели и задачи Способы реализации

(по возрастам) Специфические характеристики Развивающее значение

1) Творческие (игры по инициативе детей);

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваютсяценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину,включает в себя следующие компоненты:

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь — ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры — драматизации.

они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей 1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа,его представления об окружающем мире об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностями физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом).

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость.Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т. д В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: «Курочка», «Кисонька», «Где же наши ручки?» это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Источник