Развитие ребенка в игре дипломная работа бесплатно

Развитие ребенка в игре дипломная работа бесплатно thumbnail

1.2 Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире

Сегодня в обществе изменились требования к ребёнку, появилась тенденция к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребёнка утверждает Фридман. К тому же, под влиянием стремительно развивающейся жизни, произошли значительные изменения в отношениях между людьми, в условиях жизни детей, что не могло не повлиять на игру дошкольника.

К сожалению, в настоящее время игра становится более однообразной и ограничивается в основном семейной тематикой, не достигает должного уровня и постепенно уходит из их жизни, по мнению Н. Михайленко и Н.Короткова [12, с. 5]. Кроме того, игры на сюжеты, связанные с трудовой деятельностью взрослых, у шестилетних детей значительно уменьшаются.

В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, взятые из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых.

С другой стороны, появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист и пр.). Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. Мир взрослых стал еще более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы). В связи с этим утрачивается представленность идеального образа взрослости, совместная жизнь с взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка (Б.Д. Эльконин).

В современных условиях сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью (Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова). Всё это затрудняет естественную игровую деятельность от одного поколения детей к другому. В современное детство активно внедряются новые информационные технологии. По данным ЮНЕСКО 93% детей больше трех часов в день сидят перед телевизором. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга и основным источником впечатлений для ребенка.

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые сюжеты («Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и т.д.). Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»). Можно констатировать, что в играх детей часто присутствуют трудности, присущие современному периоду (например, необходимость зарабатывания денег).

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее. Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры». Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует о противоречии между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям современного ребенка.

В итоге можно сказать, что самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

Подводя итоги, можно сказать, что сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольниками в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренниками т.д.

Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Источник

Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.

Подобные документы

  • Анализ влияния игры на развитие ребенка. Сюжетно-ролевые игры. Изучение значения игры для ребенка дошкольного возраста. Ролевые игры — лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Диагностика игровых интересов дошкольников старшей группы.

    курсовая работа, добавлен 28.02.2016

  • Игра как ведущая деятельность и основное средство развития личности ребенка дошкольного возраста. Характеристика игры и ее влияние на общее психическое и эмоциональное развитие ребенка. Значение игрушки как средства психического развития ребенка.

    контрольная работа, добавлен 28.02.2016

  • Разработка ролевой игры «День рождения куклы Маши» для детей дошкольного возраста. Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка. Особенности использования русского фольклора в играх детей. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни и развитии ребенка.

    курсовая работа, добавлен 21.04.2010

  • Сущность и значение игры для развития творческой активности и личности дошкольников. Эмоциональные стадии развития ребенка. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе. Проблема «страха» у детей в отечественной и зарубежной психологии.

    курсовая работа, добавлен 02.03.2010

  • Основные функции дидактической игры. Основные виды дидактических игр как средства всестороннего воспитания личности ребенка. Обязательные структурные элементы дидактической игры. Организация деятельности и поведения детей как основная цель правил игры.

    реферат, добавлен 24.08.2011

  • Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Сущность дидактической игры как средства обучения. Формирование обучающей активности у детей при использовании дидактической игры. Развитие умственных способностей при подготовке к школе.

    курсовая работа, добавлен 19.02.2011

  • Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.

    курсовая работа, добавлен 17.12.2009

  • Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.

    курсовая работа, добавлен 16.04.2012

  • Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми: общая характеристика, особенности, условия и способы развития игры у дошкольников. Игры детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Значение игр в воспитании ребенка.

    курсовая работа, добавлен 17.05.2012

  • Цель и задачи физического воспитания. Психолого-педагогические особенности развития ребенка-дошкольника. Характеристика спортивных упражнений, обучение плаванию. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка. Спортивные игры для дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 25.01.2016

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Татьяна Зайцева
Игра как средство развития личности (из опыта работы)

Доклад по теме

«Игра как средство развития личности»

Введение.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

В современном мире все большее значение уделяется развитию социально-коммуникативных качеств личности человека. Отсюда вытекают две задачи.Первая задача: как развить многообразную развитую личность?А вторая: какие условия необходимо создать, чтобы человек мог выстраивать успешные связи в обществе?

В связи с тем, что первичная социализация формируется в детстве, одним из важнейших видов деятельности, способных благополучно решить эти задачи, является игра. Интерес к ней авторов психологии традиционен.Проблемами игры занимались: К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский, К. Гросс, А. В. Запорожец, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин и др.

Социальная значимость возможностей применения различных видов игр, их влияние на развитие психических процессов человека были неоднократно доказаны. Показаны преимущества игрового общения перед обучающим. И это закономерно, потому, что личность ребенка раскрывается наиболее органично именно в игре, т. к. в процессе игровой деятельности дети ведут себя спонтанно, снимается напряжение. Таким образом, предлагаемые задачи решаются более легко.

Благодаря многолетним наблюдениям и исследованиям было доказано, что при правильно организованных играх уже к 4-5 годам дошкольники показывают высокий уровень коммуникации, заинтересованное отношение к познавательной деятельности. Это подтверждает аксиому о том, что игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, способствует усвоению новых знаний и навыков, творческих способностей, т. к. в процессе игр дети учатся выражать свои мысли, развивают эмоционально-чувственную сферу, усваивают правила действий.

Цель данной работы — изучение теоретических аспектов и основ психологического воздействия игровой деятельности на развитие детей.

1. Психологические основы игры.

Ведущие руды педагогов-психологов рассматривали значение и психологические основы игровой деятельности. Особенно ярко это выражено в дошкольном возрасте. Игравлияет на формирование произвольных психических процессов: произвольного внимания и памяти. В ходе игры ребята лучше сосредотачиваются и поэтому лучше запоминают и усваивают информацию. Сами игровые условия настраивает ребенка сосредоточиться на предметах, участвующих в игре, правилах, по которым нужно действовать.

Играя, ребенок не копирует действительность, а интегрирует различные впечатления с собственным, пусть небольшим, жизненным опытом. Общаясь, дети развивают речь, обогащают словарный запас, стараясь высказать свое мнение, учатся формулировать мысли.

В игровой деятельности начинает складываться учебная мотивация. Дошкольник начинает учиться играя, совместно со сверстниками познает мир, соревнуясь, общаясь, сравнивая и комбинируя способы действий.

Определяя цель игры, ребенок выстраивает цепочку последовательных действий. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Таким образом, игра формирует самостоятельность, инициативность, организованность, что так пригодится будущему первокласснику, ведь играя, он принимает решения, структурирует наглядный или игровой материал, а в старшем дошкольном возрасте, сам организует игру.

Игра – важнейшее средство интеллектуального развития. Знания, полученные на занятиях и повседневной жизни, находят в игре практическое применение. Воспроизводя в играх сюжеты знакомых литературных произведений, дети постигают смысл многих явлений, культурные основы жизни людей, общества. В игре определяется понятие «дружбы», формируются моральные качества личности ребенка, ведь он несет ответственность перед товарищами по игре, учится решать спорные вопросы.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

В зарубежной психологии были введены возрастные задачи развития. Так в психосоциальном развитиидошкольника Грейс Крайг выделяет следующие возрастные задачи:

1) «ребёнок должен понимать, что такое плохое и хорошее поведение;

2) уметь справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами;

3) знать, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет;

4) дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры;

5) они вырабатывают «Я-концепцию», которая сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни».

Итак, именно в игре формируются важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

2. Что включает понятие «игровая деятельность»?

В культурах разных стран «игра» обозначает радость, веселье, эмоциональный подъем. Так или иначе, игра, как явление жизни, постоянно привлекает к себе всеобщее внимание своей яркостью, неповторимостью и многопрофильностью. Она сочетает легкость общения и трудности обучения, поэтому, является одним их замечательных явлений. Так игра становится способом реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Игра любого человека связанна с работой воображения, выражает потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Итак, игровая деятельность – вид осмысленной, непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе.

Игра – ведущий вид деятельности (А. Н. Леонтьева, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы, подготовительный переход к высшей ступени развития.

3. Классификация и виды игр.

При изучении игры, ученые увидели ее многогранность, потому, что каждый видит ее по-своему, в зависимости от того, какие функции присущи данной игре и какие задачи она решает.

Можно выделить основные функции игровой деятельности.

Функция игры Влияние функции

Обучающая Способствует решению конкретных образовательных задач.

Развивающая

Развитие и коррекция психических и физиологических процессов ребёнка.

Воспитательная Помогает выявить индивидуальные особенности личности ребенка, скорректировать их в соответствии с культурными ценностями личности, воспитать волевые качества и самостоятельность.

Коммуникативная Состоит в развитии и удовлетворении потребности каждого ребенка в общении, умения взаимодействовать, строить дружеские отношения в коллективе.

Развлекательная Способствует повышению эмоционального фона ребенка, комфортному проживанию детства.

Психологическая

Состоит в развитии психологических новообразований, индивидуальных творческих способностей каждого ребенка и положительного психологического климата в детском коллективе.

Релаксационная

Заключается в восстановлении физических и психологических функций организма ребенка, умении адекватно реагировать на результаты игры.

Самореализации Предполагает развитие умения каждого ребенка высказывать и защищать свое мнение, решать игровые задачи нестандартным способом, создавать собственные игровые и творческие продукты.

Диагностическая Позволяет проводить диагностическую оценку развития личности ребенка в различных видах деятельности.

Игровую деятельность можно классифицировать по нескольким направлениям.

По виду деятельности

Спортивные Организованная или самостоятельная двигательная активность детей, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий и физических упражнений, основанных на различных обще-развивающих движениях, сопряженная с выполнением правил играющих.

Умственные/интеллектуальные Игры, в основе которых лежат знания детей в различных сторонах познания окружающего мира, формирования элементарных математических представлений, с применением игроками интеллекта и эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы или выполнить задания из различных сфер жизни.

Трудовые Игра, основанная на продуктивной деятельности с применением трудовых навыков.

Социальные Игры, направленные на социальное взаимодействие участников, способствующие формированию коммуникативных навыков, разрешению конфликтных ситуаций, умению строить взаимодействие со сверстниками.

Психологические Последовательность ходов (транзакций) по взаимодействию с другими людьми, в которой явно декларируется одна цель взаимодействия (социальная цель, но главной является другая скрытая, неосознаваемая цель (психологическая цель)

По характеру педагогического процесса

Обучающие/дидактические Одно из важнейших и эффективных средств обучения детей дошкольного и школьного возраста, в котором участники ориентированы на достижение игровой цели, сопряженной с обобщением, систематизацией или приобретением новых знаний, умений и навыков. Наряду с обучающей задачей в них явно прослеживаются задачи коммуникативного взаимодействия участников.

Тренировочные Их еще называют игры-тренинги. форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок в ходе выполнения конкретных упражнений.

Контролирующие Игровая деятельность, позволяющая проконтролировать степень усвоения детьми ряда умений и навыков.

Развивающие Игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность.

По характеру игровой методики

Предметные Игра детей с предметами материальной и духовной культуры или их заменителями, подчиняемая культурно историческим особенностям этих предметов и их прямому назначению.

Сюжетно-ролевые это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения

Образные Игра, в которой ребенок принимает на себя образ того или иного персонажа и действует в соответствии с его характером.

Деловые Игры-имитации рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Игры-драматизации Игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения

По структуре

Игры-упражнения Игры, имеющие характер упражнений в той или иной сфере деятельности. Как правило, они имеют заданный алгоритм и повторяемость. (Например: спортивные или релаксационные упражнения)

Игры-состязания Игры соревновательного характера, в которых участвуют группы людей или два человека, подчиненные определенными правилами и временными отрезками. Состязания могут проводиться в разных видах деятельности (спортивной, интеллектуальной и т. д.)

Игровая деятельность детей является сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у каждого ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Через игру он вновь творит свой реальный жизненный опыт, приобретаемый в общении со взрослым, в наблюдении за его жизнью, в собственной практической деятельности.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры появляются в младенческом возрасте, затем, многогранно развиваются в дошкольном возрасте. «Ненаигравшийся ребенок», как правило, плохо подготовлен к школьному обучению. Поэтому, основная задача дошкольного детства, как можно полнее обогатить игровой и опыт ребенка, для того, чтобы перейти на новую ступень развития – обучение в школе.

Со временем у ребенка складываются высшие формы игры, которые переходят в овладение учебными знаниями и первичными профессиональными навыками.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что игра – это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется становление личности, принятие норм, правил, социальных ролей общества, в котором он живёт и воспитывается. Окружающим взрослым важно помнить об этом, оказывать внимание играм детей, помогать в развитии игр, давать материал для них. Так как от того, в какие игры и как играет ребёнок, зависит дальнейшее развитие личности, и всего последующего поколения общества в целом.

Список литературы.

1. Богомолова Н. Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный метод социально — психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва — МГУ, 1977 г.

2. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду, Москва. Мозаика-Синтез, 2008 г.

4. Добрынская Е. И. Свободное время и развитие личности. Спб.: «Питер», 1993 г. – 354 с.

Источник