Развитие ребенка в доу истоки

Развитие ребенка в доу истоки thumbnail

Название программы — «Истоки» — отражает особое значение дошкольного детства как уникального периода, когда закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ — «источник» — означает, что ребенок и взрослый черпают знания из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т.Л. Богина, Е.М. Волкова, Е.Б. Волосова, А.Н. Давидчук, Р.А Иванкова, В.М. Иванова, Т.Г. Казакова, В.В. Кругов, Э.И. Леонгард, СЛ. Новоселова.

Цели программы:

  • разносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;
  •  обеспечивать для всех детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье. 

Задачи развития ребенка в деятельности представлены по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития. По этим же линиям в каждом возрасте представлены содержание и условия педагогической работы, конкретизируются ее особенности, приводятся показатели развития детей данного возраста в рассматриваемой сфере. Авторы каждую основную линию развития ребенка рассматривают в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы.

Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний — от 0 до 3 лет, младший дошкольный — от 3 до 5 лет и старший дошкольный — от 5 до 7 лет. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. Авторы программы выделяют следующее: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.

В программе имеются разделы: «Эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др., которые ее существенно дополняют и обогащают.

Внимание! Эта страница содержит устаревший вариант программы «Истоки». Новый, рабочий вариант, переработанный в соответствии с ФГОС, смотрите здесь.

В разделе «Познавательное развитие» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др.

Цель раздела «Мир, в котором мы живем»: формировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в разделах «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др.

В программе «Истоки» выделено базовое и вариативное содержание образования.

В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:

  • характеристика возрастных возможностей детей;
  • общие показатели развития;
  • базисные характеристики личности;
  • рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условий работы детского сада.

В приложении к программе даны факультативные разделы (например, «Живой мир природы в городе и ребенок»), которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях.

Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает в себя (как и все другие подразделы) характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы.

Структурно-содержательная характеристика

Программа «Истоки» интересна по многим параметрам, но она не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания, так как не ставит задач развития в детях начал экологической культуры, рассматривающей природу как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического.

В программе имеются важные разделы: «Здоровье», «Музейная педагогика», «Художественное творчество», «Историко-географические представления» и др., но они не связаны с разделом «Природа и ребенок», а потому не позволяют сформировать в старшем дошкольном возрасте всеобъемлющее представление о природе и взаимодействии человека с ней, не могут создать целостной картины мира, в которой человек и природа связаны крепкими узами.

Основное внимание в программе сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы (например, в старшем дошкольном возрасте как наиболее показательном) сформулированы слишком обобщенно, не развернуто и неконкретно.

В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале. Между тем ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации являются хорошая естественнонаучная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.

В программе фактически не представлен мир растений, а главным образом фигурирует животный мир. Нельзя согласиться с тем, что интерес к природе могут вызывать только экзотические объекты (яркий попугай, тритон в террариуме и др.) — их трудно содержать в детском саду и присутствие их педагогически нецелесообразно.

В программе в целом психологически глубоко и интересно представлена работа по ознакомлению с насекомыми — они обстоятельнее других освещены в разделе «Содержание и условия педагогической работы» и в разделе приложения «Живой мир природы в городе и ребенок». Дошкольники видят, как взрослые борются с тараканами, мухами, молью, тлей, колорадским жуком, гусеницами и другими насекомыми, которые действительно нежелательны в быту и сельском хозяйстве. Это ставит ребенка в трудное положение (диалектическое противоречие) в отношении к природе.

Нельзя также согласиться с рекомендациями о проведении длительных наблюдений за развитием насекомых, которые проходят стадии качественного преобразования, что затрудняет понимание всего процесса. Этот вопрос уже обсуждался практиками и исследователями, и доказано, что рост и развитие прекрасно познаются детьми на примере однолетних растений, птиц и млекопитающих, всегда имеющихся в дошкольных учреждениях.

Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, обращение с ней. Отражение природы в искусстве и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс.

Предметно-развивающая среда

В программе представлены основные требования к созданию предметной среды. Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка.

Важнейшее условие — создание разнообразных развивающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Особенности этих сред — эстетичность и наличие в их составе необычных, привлекающих внимание объектов (например, цветущее и плодоносящее лимонное деревце в зимнем саду, яркий попугай в живом уголке, тритон в террариуме и др.).

Участок детского сада рекомендуется оборудовать так, чтобы дети могли не только знакомиться со средой леса, парка и сада, но и действовать, наблюдать, экспериментировать, проектировать и созидать.

Как важнейшее педагогическое условие успешного приобщения к природе в программе выделяется наличие на участке детского сада птиц, насекомых, земноводных, ящериц, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на территории детского сада при условии их правильного подбора и содержания могут стать источником большой детской радости, плодотворных наблюдений, добрых чувств и заботы.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Осведомленность воспитателей, развитие их собственного экологического сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми во время их знакомства с природой в программе определяются как главнейшее педагогическое условие для поддержания детского интереса к природным объектам и явлениям.

Учебно-методическое обеспечение

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (Л.А. Парамонова), физическому развитию (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В. Тарасова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому развитию (Н.А. Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования гор

Описание слайда:

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт специального образования и комплексной реабилитации Образовательная программа дошкольного образования «ИСТОКИ» Подготовила: Магистрант 2 курса 67 ИО Лёвина Т.А. Москва,2017

2 слайд

В 1998 г. Программа разработана коллективом сотрудников Научно-исследовательс

Описание слайда:

В 1998 г. Программа разработана коллективом сотрудников Научно-исследовательского института дошкольного образования им. А.В.Запорожца В 2014 г. Программа переработана в ГБНУ «Московский институт развития образования» Ответственный редактор – доктор исторических наук, профессор М.Н. Лазутова Научный руководитель – доктор педагогических наук Л.А. Парамонова Образовательная программа дошкольного образования «ИСТОКИ» Пятое издание, дополненное и переработанное в соответствии с ФГОС ДО

3 слайд

Программа «Истоки» В новом варианте программы «Истоки» содержание приведено в

Описание слайда:

Программа «Истоки» В новом варианте программы «Истоки» содержание приведено в соответствие с ФГОС дошкольного образования, генеральной линией которого является развитие личности ребенка, происходящее в процессе присвоения общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении.

4 слайд

Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях автор

Описание слайда:

Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях авторского коллектива Лауреат премии Правительства РФ в области образования за разработку «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования»

5 слайд

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного де

Описание слайда:

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникаль-ного периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека, а не узконаправленного периода подготовки к школе. Изображенный символ – «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка. Основной лейтмотивом программы – диалог культур и поколений, предполагающий уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями.

6 слайд

Цели реализации Программы

Описание слайда:

Цели реализации Программы

7 слайд

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогичес

Описание слайда:

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической науки

8 слайд

Концепция психологического возраста РАННЕЕ ДЕТСТВО ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО Младенч

Описание слайда:

Концепция психологического возраста РАННЕЕ ДЕТСТВО ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО Младенчество (0-1) Ранний возраст (1-3) Младший дошкольный возраст (3-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-7 лет) На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии. Специфика программы В программе выделены следующие психологические возрасты:

9 слайд

Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития,

Описание слайда:

Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон, что делает содержание дошкольного образования базисным и многоас-пектным (а не предметным, как в школе). Специфика программы

10 слайд

Интегральные показатели развития ребенка Здоровье Проявления в психическом ра

Описание слайда:

Интегральные показатели развития ребенка Здоровье Проявления в психическом развитии Проявления в физическом развитии Символико-моделирующие виды деятельности Сюжетно-ролевая игра Режиссерская игра Народные игры Дидактические игры Изобразительная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация) Самообслуживание и элементы труда: Общение Общение со взрослым Общение со сверстниками Речь Познавательное развитие Ориентировка в окружающем Экспериментирование Развитие обобщений Эмоциональные проявления Специфика программы

11 слайд

В содержание образования в программе «Истоки» входят Информация из разных об

Описание слайда:

В содержание образования в программе «Истоки» входят Информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения ребенком становится знанием. Способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой). Способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях. Набор определенных личностных качеств. Образовательные задачи и содержание работы прописаны в динамике по семи возрастным группам.

12 слайд

Специфическая роль игры и обучения Игра как ведущая деятельность – это самоде

Описание слайда:

Специфическая роль игры и обучения Игра как ведущая деятельность – это самодеятельная игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт человеческих отношений. Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в Программе и выступают именно в этой роли. Подчинение игры решению исключительно дидактических задач – значит загубить и игру, и обучение. Однако специфика дошкольного обучения характеризуется частым использованием игровых приемов, придающих обучающей задаче эмоционально-смысловой характер, делающей ее интересной и доступной для детей. Специфика программы

13 слайд

Обеспечение комфортного самочувствия Удовлетворение потребностей детей: в при

Описание слайда:

Обеспечение комфортного самочувствия Удовлетворение потребностей детей: в признании, в познании, в общении, в движении, в проявлении активности и самостоятельности. Формирование играющего детского сообщества, в котором каждый ребенок находит свое место и может легко встраиваться в игру. Формирование обучающе-гося детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что он может справиться с любым заданием, как самостоя-тельно, так и при помощи других детей и понимающего его взрослого. Специфика программы

14 слайд

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» В качестве основ

Описание слайда:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» В качестве основы содержания выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных обще-человеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания.

15 слайд

В результате у детей формируется готовность к совместной деятельности; проис

Описание слайда:

В результате у детей формируется готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

16 слайд

Образовательная область «Познавательное развитие» Основные цели: развитие инт

Описание слайда:

Образовательная область «Познавательное развитие» Основные цели: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; формирование средств и способов познавательных действий, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем; развитие воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, его традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

17 слайд

Особое внимание уделяется практической деятельности по познанию разных свойс

Описание слайда:

Особое внимание уделяется практической деятельности по познанию разных свойств объектов и конструированию, в процессе которого у детей формируется универсальная умственная способность по построению разных целостностей (конструкций, текстов, сюжетов и пр.) Детское экспериментирование представлено практически во всех областях как одно из важнейших средств самостоятельного познания. Образовательная область «Познавательное развитие»

18 слайд

Образовательная область «Речевое развитие» Содержание области «Речевое развит

Описание слайда:

Образовательная область «Речевое развитие» Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Оно имеет специфику, связанную с освоением языка, словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности: работа над многозначностью слов, синонимами, антонимами и способами их включения в создаваемые детьми тексты, решение которых важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте.

19 слайд

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направлена на с

Описание слайда:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, литература, музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

20 слайд

Образовательная область «Физическое развитие» совершенствование функциональны

Описание слайда:

Образовательная область «Физическое развитие» совершенствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта, способствую-щего правильному формированию опорно-двигательной системы организма (выполнение упражнений на развитие координации и гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики рук), выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

21 слайд

Принципы освоения содержания реализация принципа «от общего к частному»; инте

Описание слайда:

Принципы освоения содержания реализация принципа «от общего к частному»; интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания; создание проблемных ситуаций; наглядное моделирование; создание условий для практического эксперименти-рования с разными материалами:; учет индивидуальных особенностей; учет основных стилей восприятия; создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в изготовлении карнавальных костюмов и т.п.); учет специфики в развитии мальчиков и девочек.

22 слайд

Реализация основных принципов и специфики Програм-мы ставит педагогов в услов

Описание слайда:

Реализация основных принципов и специфики Програм-мы ставит педагогов в условие необходимости принци-пиальной смены своей профессиональной позиции. Она заключается в переходе от монологической к диалоги-ческой педагогике, основанной на выстраивании обще-ния с детьми, учитывающим потребности детей каждого возраста в «разном взрослом».

23 слайд

Механизм реализации задач – комплексно-тематическое планирование Планирование

Описание слайда:

Механизм реализации задач – комплексно-тематическое планирование Планирование работы с детьми носит комплексно-тематический характер. Оно объединяет содержание разных образовательных областей вокруг темы, задающей общий смысловой контекст. Вокруг темы выстраиваются разные виды детской деятельности в определенной последовательности. Каждый из видов деятельности, сохраняя свою специфику, имеет определенную направленность. В ходе одной стимулируется интерес к новому содержанию, в другой – обогащаются имеющиеся представления, в третьей инициируется воплощение полученных представлений в самостоятельной деятельности (игре, продуктивных видах деятельности и т.д.). Это способствует обеспечению баланса между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей, повышению их активности, познавательной мотивации и развитию поисковой деятельности, а также уменьшению психологических нагрузок на детей при усилении индивидуального подхода.

24 слайд

Взаимодействие с семьями воспитанников Вовлечение родителей и других членов с

Описание слайда:

Взаимодействие с семьями воспитанников Вовлечение родителей и других членов семей в образователь-ную деятельность организации; поддержка образовательных инициатив родителей, психолого-педагогическое сопровождение воспитательной функции семьи. Пропаганда семейных ценностей, в том числе, солидарности отца и матери в воспитании детей; обращается внимание на уважение самобытности каждой семьи, ее социокультурных традиций и семейных обычаев. Эффективные технологии сопровождения воспитатель-ной компетентности родителей: индивидуальное консультирование, игровые ситуации, информационные буклеты, выставки, общение через интернет-сайты и форумы.

25 слайд

Условия реализации Программы Представлены психолого-педагогические и кадровые

Описание слайда:

Условия реализации Программы Представлены психолого-педагогические и кадровые условия реализации Программы.

26 слайд

Результаты апробации Программы «Истоки»

Описание слайда:

Результаты апробации Программы «Истоки»

27 слайд

Открытый характер программы Программа задает основополагающие принципы, цели

Описание слайда:

Открытый характер программы Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Это способствует профессиональному росту педагогов, без чего невозможна реализация генеральной линии образовательного стандарта дошкольного уровня – личностного развития ребенка.

28 слайд

Программа содержит базис – основу развития детей, и вариант ее реализации, о

Описание слайда:

Программа содержит базис – основу развития детей, и вариант ее реализации, открывающий возможности для широкого творчества педагогов Вариант реализации характеристика возрастных возможностей детей задачи развития показатели развития базисные характеристики личности Базис принципы организации жизни и деятельности детей планирование образовательной работы создание предметно-пространственной среды сотрудничество с семьей

29 слайд

Обеспеченность учебно-методическим комплектом Программа, мониторинг, планиров

Описание слайда:

Обеспеченность учебно-методическим комплектом Программа, мониторинг, планирование

30 слайд

Методические пособия

Описание слайда:

Методические пособия

31 слайд

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Выберите книгу со скидкой:

Развитие ребенка в доу истоки

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Развитие ребенка в доу истоки

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Развитие ребенка в доу истоки

Курс повышения квалификации

Развитие ребенка в доу истоки

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1083749

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник