Развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация
Слайд 1
Презентация подготовлена педагогом- психологом МБДОУ «Центра развития ребенка – детского сада №65 «Ивушка» г.Альметьевска Журавлевой А.Ю.
Слайд 2
Ранний возраст (2-3 года) Возникновение активной речи Формирование наглядно-образного мышления Усвоение предметных действие Восприятие носит непроизвольный характер Постановка цели в играх и поведении Восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих Основными чертами ребенка 2-3 лет является открытость, честность и искренность.
Слайд 3
Рекомендации для развития детей раннего возраста Стимулировать высказывания ребенка Развитие мелкой моторики рук для активизации речи (пальчиковые игры, рисование, лепка, игры с крупой и т.д) Соблюдение четкого режима дня Использование самообучающих игрушек (матрешки, вкладыши, пирамидки) Знакомить в играх с цветовым спектром, эталонами форм (основные геометрические фигуры)
Слайд 4
Кризис ( гр. krisis решение, поворотный пункт, исход )- резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.
Слайд 5
Возрастной кризис Возрастной кризис — это нормальное состояние для каждого растущего человека Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка
Слайд 6
Кризисные этапы в развитии детей (в классификации Л.С. Выготского, известного психолога) — кризис новорожденности; — кризис 1 года; — кризис 3 лет; — кризис 7 лет; — подростковый
Слайд 7
Кризис 3 лет Проходит под лозунгом: «Я сам!» Рождается самооценка и самосознание ребенка На запреты взрослых все чаще отвечает протестом. Таким образом ребенок отстаивает свои права. Ведущей деятельностью становится игра Проводится проверка границ дозволенного
Слайд 8
Кризис 3 лет Ребенку становится важна успешность или неуспешность в делах и играх Бурно реагирует на оценку его дел и поступков, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности Чувствительность и сензитивность к чувствам других людей
Слайд 9
Временные границы кризиса «Кризис 3-х лет» – определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей начинается в 2 года 10 месяцев, а у других в 3,5 года.
Слайд 10
Советы по преодолению кризиса 3 лет Личное пространство ребенка (комната, игрушки…) Компромиссы Распорядок дня Четкая система запретов. Изменение форму общения с ребенком Дать возможность быть самостоятельным Обращение с ребенком как с равным
Слайд 11
Особенности развития детей 4-5 лет Активное расширение кругозора Более вынослив физически Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам Стремление к партнерству в играх Проявляется любознательность и любопытство Способность выстраивать умозаключения Активно развивается фантазирование
Слайд 12
В возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укоренятся и переходить в устойчивые негативные черты характера
Слайд 13
Особенности развития детей 5-6 лет Активно познает окружающий мир, сам формирует ответы или создает версии Часто привлекает к себе внимание Проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ Складывается механизм управления свои поведением Желание походить на значимых для него взрослых Осознаются половые различия Могут усиливаться страхи
Слайд 14
Рекомендации для развития детей 5-6 лет С уважением относится к его фантазиям Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению Не стоить ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать Обеспечить возможность общения со сверстниками Снижать контроль и опеку Охотнее отвечает на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность
Слайд 15
Особенности развития детей 6-7 лет способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют интерес к новым видам деятельности интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил) способны проявить настойчивость, преодолевать трудности
Слайд 16
Рекомендации по развитию детей 6-7 лет Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели Будьте последовательны в своих требованиях Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. привычек и способов общения
Слайд 17
Кризис 7 лет Связан с поступлением ребенка в школу Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений. Ведущей деятельностью становится учеба Раздражительность. Страхи, повышенная тревожность
Слайд 18
Советы по преодолению кризиса 7 лет Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, заучивание стихов, лепка, рисование, графические диктанты ) Поощрять общение со сверстниками Не надо перегружать дополнительными занятиями Больше хвалить за готовый результат Учить конструктивно относится к ошибкам и неудачам Учим ребенка самостоятельно выполнять задания
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Источник
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация на тему «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Психологические особенности детей дошкольного возраста
2 слайд
Описание слайда:
Качественно новые черты: Формирование личности ребенка; Формирование деятельности ребенка
3 слайд
Описание слайда:
Ведущий вид деятельности — игра Начинают формироваться игры с правилами Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, Ребенок охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. В игре, продуктивных видах деятельности происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
4 слайд
Описание слайда:
Восприятие и воображение Ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Восприятие отражает окружающую действительность. Усваивает сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. предметов. Преобладает воссоздающее воображение; Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребёнка, его кругозор. Характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
5 слайд
Описание слайда:
Мышление Преобладающая форма мышления – наглядно-образное. Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
6 слайд
Описание слайда:
Память и внимание Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Внимание ребенок не способен длительное время удерживать на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
7 слайд
Описание слайда:
Эмоции Резкие перепады настроения; Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта; Оказывают влияние взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
8 слайд
Описание слайда:
Речь Высокая речевая активность Значительно увеличивается запас слов Словарь содержит все части речи Появляются элементарные виды суждений об окружающем
9 слайд
Описание слайда:
Поведение и общение Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, с ориентацией на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
10 слайд
Описание слайда:
Задачи развития и воспитания: 1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены. 2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности. 3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению. 4. Обогащение опыта самопознания дошкольников. 5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.
11 слайд
Описание слайда:
Признаки кризиса 3-х лет: Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Протест-бунт Симптом обесценивания Деспотизм
12 слайд
Описание слайда:
Как поддержать ребенка? Позвольте малышу быть самостоятельным Расширьте права и обязанности ребенка Придерживайтесь одной линии воспитания в семье Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек Любите ребенка Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка
13 слайд
Описание слайда:
Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; — Формируется готовность к обучению в школе.
14 слайд
Описание слайда:
Движущие силы развития психики дошкольника: потребность в общении; потребность во внешних впечатлениях; потребность в движениях.
15 слайд
Описание слайда:
Социальная ситуация развития ребёнка: 1. Меняются взаимоотношения со взрослыми; 2. Становится возможным достаточно систематическое обучение; 3. Отношения со сверстниками; 4. Осознание собственного «Я»; 5. Становление личности ребенка; 6. Ведущим средством общения является язык.
16 слайд
Описание слайда:
Формы общения: 1. Подражание; 2. Познавательное общение; 3. Сотрудничество ребёнка со взрослым; 4. Личностное общение;
17 слайд
Описание слайда:
Сюжетно-ролевая игра как основная деятельность дошкольника: Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественная сущность деятельности взрослого человека.
18 слайд
Описание слайда:
Новообразования в психике дошкольника: Сенсорное развитие — совершенствование ощущений, восприятия, наглядных представлений. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Память узнавания и воспроизведения. Растущая произвольность воображения.
19 слайд
Описание слайда:
Показатели психического развития ребёнка: Произвольность поведения; Рост субъектности; Развитие самосознания; Возникновение самовоспитания; Возникновение первичного детского мировоззрения;
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-137190
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
1.
Психология развития
ребенка
в дошкольном возрасте
Выполнил: студент 2 курса
заочного отделения направления
«Педагогическое образование»
Егорова К.В.
2. Введение
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.
Условия жизни в этот период стремительно расширяются: рамки семьи
раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное
желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать,
что, конечно, ему еще недоступно.
Кроме того, не менее сильно он стремится и к
самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая игра –
самостоятельная деятельность детей,
моделирующая жизнь взрослых.
3.
Дошкольный возраст – этап психического развития от 3
до 7 лет.
В свою очередь, дошкольный возраст разделяется на 3 этапа:
• Младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;
• Средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;
• Старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.
4. Игра как ведущая деятельность
3-4 года – режиссерская;
4-5 лет – образно-ролевая;
5-6 лет – сюжетно-ролевая;
6-7 лет – игры с правилами (в каждой игре свои игровые условия;
сюжет – та сфера деятельности, кот. отражается в игре; содержание –
моменты в деятельности и отношениях со взрослыми, которые
воспроизводятся ребенком).
5.
По выражению Л. Н. Леонтьева, в дошкольном детстве
первоначального фактического складывания личности.
Как показывают современные исследования, на протяжении
дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются
все психические функции, формируются сложные виды деятельности,
например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и
происходит закладка общего фундамента познавательных
способностей.
В личной сфере формируются иерархическая структура мотивов и
потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы
волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные
формы поведения.
6. Речь
В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью.
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а
также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к
школе начинается обучение чтению и письму.
7.
• Средние данные по В. Штерну:
в 1,5 г.
100 слов
в 6 л.
2500 – 3000 слов
в 3 г.
1000 – 1100 слов
8. Мышление
Основная линия развития мышления – переход от нагляднодейственного к наглядно-образному, и в конце периода – к словесному
мышлению.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению,
установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего
развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят
неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности
предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки
(маленький предмет – значит, легкий; большой предмет – значит,
тяжелый, а если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).
9. Память
У младших дошкольников память непроизвольна.
В среднем в дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает
формироваться произвольная память.
Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание
появляются только эпизодически.
Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских
воспоминаний.
10. Эмоциональная сфера
Эмоциональные переживания детей яркие, неустойчивые.
Эмоции часто являются мотивом поведения.
В 3-4 года появляются первые попытки сдерживать свои чувства (слёзы).
11. Чувства
Нравственные чувства (взаимоотношения с близкими; переживания по
отношению к персонажам; появляется желание помочь).
Эстетические чувства (становление художественно-творческой
деятельности, художественного воображения).
Интеллектуальные чувства (ребенок
испытывает радость при открытии нового;
развивается любопытство; появляются
вопросы познавательного характера).
12. Особенности развития ребенка ясельного возраста (от 2 до 3 лет)
Социально-эмоциональное развитие:
играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает
сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук:
учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на
корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его
содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы.
Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-двигательная координация:
может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые
формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета
величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
13.
Психологическое развитие:
слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов
(большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает
понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы.
Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полныйпустой).
Понимание речи:
происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложно
подчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает
вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему».
Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем
обедать».
14. Особенности развития ребенка от 3 до 4 лет
Социально-эмоциональное развитие:
любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми.
Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
Общая моторика, моторика рук:
бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице,
используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в
течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш
пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
Зрительно-двигательная координация:
обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму
шестигранника.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в
прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по
подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.
15.
Психологическое развитие:
cлушает, интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус,
используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает
степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по
роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и
настоящее время. Считает до пяти.
Понимание речи:
понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и
рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и
голубой шар»).
16. Особенности развития ребенка от 4 до 5 лет
Восприятие и предметно-игровая деятельность:
разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем
примерки или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины
колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3
частей путем зрительного соотнесения.
Память:
выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого
запоминает до 5 слов.
Внимание:
занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
Речь:
использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей,
профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с
помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
17.
Математика:
использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар,
куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно
называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки:
рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые
формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и
крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз.
Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку.
Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на
одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя
руками. Лепит из пластилина, зашнуровывает ботинки.
18.
Особенности развития ребенка от 5 до 6 лет
Общая моторика:
хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и
другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
Зрительно-двигательная координация:
аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие
детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические
фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Речевое развитие:
использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из
которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет
писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах,
количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина,
конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук,
слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие
согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает
небольшие рассказы.
19.
Математические представления:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из
неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими
знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к
самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку
геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.
Ориентируется на листе бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им
описание.
Психическое развитие:
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время
демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6
предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко,
собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок
должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
20.
Особенности развития выпускника детского сада
от 6 до 7 лет
Математические представления:
определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части
суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.
Память:
попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой
для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов
(например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок
прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного
предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4
прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
Мышление:
умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между
предметами и явлениями.
Речевое развитие:
самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет
записывать простые слова.
21.
Представления об окружающем мире:
хорошо, если ребенок имеет представления о природе — о диких и домашних
животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах,
кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о
явлениях природы. Также необходим запас географических знаний — о городах и
странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с
профессиями людей; видами спорта.
Готовность к школе:
психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее
достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и
сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности
— личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта
важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для
его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую
систему отношений.
Источник