Развитие ребенка в дошкольном возрасте лекция
Дошкольное
детство — большой отрезок жизни ребенка.
Условия жизни в это время расширяются:
рамки семьи раздвигаются до пределов
улицы, города. Ребенок открывает для
себя мир человеческих отношений, разных
видов деятельности. Он испытывает
сильное желание включиться в эту
взрослую жизнь, что, конечно, ему еще
недоступно. Кроме того, не менее сильно
он стремится и к самостоятельности. Из
этого противоречия рождается ролевая
игра — самостоятельная деятельность
детей, моделирующая жизнь взрослых.
ИГРА
КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эволюция игровой деятельности.
Игра
— основной вид деятельности дошкольника.
Большую часть своего времени дети этого
возраста проводят в играх, причем от
трех до шести-семи лет детские игры
проходят довольно значительный путь
развития: игра-манипулирование с
предметами, индивидуальная предметная
игра конструктивного типа, коллективная
сюжетно-ролевая игра, индивидуальное
и групповое творчество, игры-соревнования,
игры-общение, домашний труд. Примерно
за год или два до поступления в школу к
названным видам деятельности
добавляется еще один — учебная
деятельность.
В
старшем дошкольном возрасте можно
встретить практически все виды игр,
которые обнаруживаются у детей до
поступления в школу.
Определенные
этапы последовательного совершенствования
игр можно проследить, условно разделив
в аналитических целях дошкольное
детство на три периода: младший дошкольный
возраст (3—4 года), средний дошкольный
возраст (4—5 лет) и старший дошкольный
возраст (5—6 лет). Такое деление иногда
проводится в возрастной психологии для
того, чтобы подчеркнуть те быстрые,
качественные изменения психологии и
поведения детей, которые в дошкольном
детстве происходят каждые один-два
года.
Стадии развития игровой деятельности.
В
развитии игровой деятельности выделяются
2 основные фазы или стадии. Для первой
стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
логики реальных действий людей;
содержанием игры являются предметные
действия. На второй стадии (5-7 лет)
моделируются реальные отношения между
людьми, и содержанием игры становятся
социальные отношения, общественный
смысл деятельности взрослого человека.
Развитие
игровых действий
происходит на протяжении дошкольного
детства по следующим линиям: от игр с
развернутой системой действий и скрытыми
за ними ролями и правилами — к играм со
свернутой системой действий, с ясно
выраженными ролями, но скрытыми
правилами — и, наконец, к играм с
открытыми правилами и скрытыми за
ними ролями. У старших дошкольников
ролевая игра смыкается с играми по
правилам.
Таким
образом, игра изменяется и достигает к
концу дошкольного возраста высокого
уровня развития.
Условия появления игры.
Игра
«вырастает» из предметно-манипулятивной
деятельности
в конце раннего детства. Для появления
игры необходим определенный уровень
развития предметных действий.
Первоначально ребенок был поглощен
предметом и действиями с ним. Ребенок
овладевает предметными действиями в
совместной деятельности со взрослым.
Игра
социальна
и по своему происхождению, и по содержанию.
Она не сможет развиваться без частого
полноценного
общения со взрослыми
и без тех разнообразных впечатлений от
окружающего мира, которые ребенок
приобретает тоже благодаря взрослым.
Нужны
ребенку и различные игрушки,
в том числе неоформленные предметы, не
имеющие четкой функции, которые он мог
бы легко использовать в качестве
заместителей других. Д.Б. Эльконин
подчеркивал: нельзя выбрасывать
бруски, железки, стружки и прочий
ненужный, с точки зрения мамы, мусор,
приносимый детьми в дом. Поставьте для
него коробку в дальний угол, и ребенок
получит возможность более интересно
играть, развивая свое воображение.
Для
появления игры нужно также коренное
изменение
отношений ребенка со взрослыми.
Около 3 лет ребенок становится гораздо
более самостоятельным, и его совместная
деятельность с близким взрослым
начинает распадаться.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Тема: Дошкольное детство.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Социальная ситуация развития
Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ним цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.
Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает B.C. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.
Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.
Мышление
Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.
Речь
К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.
Восприятие
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются, произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.
В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:
восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
зрительное восприятие становится одним из ведущих;
воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (Освоение сенсорных эталонов);
совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.
Внимание
В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания— речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте:
значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
внимание становится опосредованным;
внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
появляются элементы послепроизвольного внимания.
Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процёссе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный матёриал. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. ,
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Воображение
Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:
замысел в форме наглядной модели;
образ воображаемого объекта;
образ действия с объектом.
Эмоциональная сфера
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.
Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.
Развитие мотивационной сферы
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.
Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются: —
интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);
личностная (в том числе мотивационная);
социально-психологическая готовность;
готовность эмоционально-волевой сферы.
Задание 1
Выберите правильный ответ.
Социальная ситуация развития дошкольника выражается прежде всего в:
а) учебной деятельности;
б) продуктивных видах деятельности;
в) сюжетно-ролевой игре;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
2. К концу дошкольного возраста формируется:
а) наглядно-образное мышление;
б) образно-схематическое .мышление;
в) элементы логического мышления с опорой на понятие;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
3.К концу дошкольного возраста общение представляет собой:
а) непосредственно-эмоциональное;
б) ситуативно-деловое;
в) внеситуативно-личностное;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
Задание 2.
Определите: что входит в понятие готовности ребёнка к обучению в школе.
Составьте карту психологической готовности к обучению в школе.
Приведите примеры игр для детей дошкольного возраста направленных на развитие социальных отношений
Подберите упражнения для детей дошкольного возраста направленных на развитие: памяти, мышления, речи, воображения, мотивации, внимания, восприятия, общения со сверстниками.
6
Источник
В
раннем детстве деятельность ребенка
со стороны его взаимоотношений со
взрослыми может быть охарактеризована
как совместная деятельность. Б.
Г. Ананьев
по этому вопросу писал: «Взрослый родной
человек не только „подставляет“ вещи
для детской игры, но и приучает ребенка
к игре и формирует отношения ребенка к
известным предметам его действий. В
известном смысле слова было бы правильнее
сказать, что предметное действие ребенка
есть совместное действие ребенка и
взрослого, в котором элемент содействия
является ведущим».
Еще
до начала активной речи ребенка именно
это «содействие» взрослого выполняет
функцию коммуникации и руководства.
Оно выражается не только в показе
предмета, в приучении к нормативности
и регулярности жизни (приучение к режиму
жизни, к дозволенным действиям, запрет
действий недозволенных), но и в постоянстве
оценочных воздействий на ребенка.
На
протяжении раннего детства в совместной
деятельности со взрослыми ребенок
овладевает основными предметными
действиями. Многие из действий, которые
осваиваются в этот период, дети могут
производить только при непосредственной
помощи и при участии взрослых. Однако
по мере овладения действиями дети
начинают производить их самостоятельно.
Уже на втором году жизни ребенок научается
самостоятельно ходить; на третьем году
движения ребенка (бег, ходьба, лазанье)
становятся более совершенными и
координированными. Овладевает ребенок
и некоторыми тонкими движениями кисти
рук и пальцев, научается например держать
карандаш и проводить им линии и штрихи,
застегивать пуговицу, запускать волчок
и т. п. При правильном воспитании к
3-м годам ребенок может самостоятельно
есть, умываться, одеваться и делать
многое другое.
Глубокие
изменения происходят и в овладении
языком. Речь становится основным
средством общения ребенка со взрослыми.
Руководство
со стороны взрослых приобретает все
более речевой характер. Появляется
умение отделять себя от своих действий.
Поведение
взрослых, характер их отношений между
собой, способы их действий с предметами
становятся для ребенка образцом для
воспроизведения. Взрослый, его манеры
и действия становятся предметом для
подражания. Это находит свое выражение
в том, что к концу раннего детства
возникает ролевая игра, в процессе
которой ребенок начинает отождествлять
свои действия с действиями взрослых,
называть на этой основе себя именем
взрослого человека. Эти успехи в развитии
ребенка на третьем году жизни делают
его более самостоятельным. Самостоятельность
проявляется еще и в том, что каждый
здоровый ребенок в узкой сфере практической
жизни и в пределах собственных небольших
возможностей стремится действовать
без помощи взрослых, выказывать некоторую
независимость от взрослых.
Проявление
самостоятельности во всем том, в чем
ребенок действительно может обойтись
без помощи взрослых, приобретает
тенденцию к самостоятельности, стремлению
действовать независимо от взрослых,
без их помощи преодолевать некоторые
трудности даже в сфере, еще недоступной
ребенку. Это находит выражение в словах
«я сам».
Возникновение
стремления к самостоятельности означает
появление новой формы желаний,
непосредственно не совпадающих с
желаниями взрослых, что в частности
подтверждается настойчивым «я хочу».
Новые
тенденции, усиливающие активность
ребенка, приводят к возникновению новых
взаимоотношений со взрослыми. Психологи
отмечают возникающие в этот период у
ребенка проявления себялюбия, ревности,
упрямства, негативизма и обесценивания.
При этом упрямство носит избирательный
характер (не отмечается упрямства по
отношению к сверстникам). Вначале
упрямство может носить избирательный
характер и иметь своим объектом одного
человека. Но постепенно упрямство может
распространяться на других лиц или на
всех взрослых. Психологи считают, что
оно возникает при ущемлении свободы
ребенка, т. е. при ограничении его
самостоятельности и инициативы.
В
зависимости от соотношения требовательности
и уважения к ребенку со стороны взрослых
выделяют несколько видов упрямства.
Если требовательность значительно
превышает уровень уважения, то возникает
упрямство типа обиженных; когда
требовательность очень мала, то
констатируется упрямство типа баловня.
Возможно и такое положение, при котором
к ребенку не предъявляют никаких
требований и не проявляют никакого
уважения, тогда это случай упрямства
безнадзорности. Упрямства не возникает
и развитие протекает нормально, без
всяких конфликтов тогда, когда между
требовательностью и уважением существует
равновесие.
На
границе раннего детства и дошкольного
возраста симптомы упрямства и негативизма,
возникающие в поведении ребенка,
показывают, что отношения совместной
деятельности пришли в противоречие с
новым уровнем его развития. Но кризис
(его называют кризисом 3-х лет) возникает
только тогда, когда взрослые, не замечая
у ребенка тенденции к самостоятельному
удовлетворению желаний, продолжают
сдерживать его самостоятельность,
сохраняют старый тип отношений совместной
деятельности, ограничивают активность
ребенка, его свободу. Если же взрослые
не противятся проявлению самостоятельности
ребенка (конечно, в определенных
пределах), то трудности или вовсе не
возникают, или часто преодолеваются.
Таким образом, кризис поведения, часто
наблюдаемый в трехлетнем возрасте и
возникающий лишь в определенных условиях,
вовсе не обязателен при соответствующих
изменениях во взаимоотношениях.
А.
Н. Леонтьев отмечал, что в действительности
кризисы не являются неизбежными
спутниками психического развития
ребенка. Неизбежны, по его мнению, не
кризисы, а переломы, качественные сдвиги
в развитии. Наоборот, кризис – это
свидетельство не совершившегося вовремя
и в нужном направлении перелома, сдвига.
Кризиса может и не быть, потому что
психическое развитие ребенка – процесс
не стихийный, а разумно управляемый.
Итак,
в развитии ребенка в раннем детстве
происходят следующие изменения.
Во-первых, возникает тенденция к
самостоятельности, за которой лежит
отделение не только себя от своих
действий, но и отделение себя от взрослого.
Возникновение личных желаний перестраивает
предметное действие в волевое.
В
переходный от раннего детства к
дошкольному период желания носят форму
аффекта, ребенок находится во власти
своих желаний. Она ярко проявляется в
тех случаях негативизма, когда ребенок,
сказав: «Я хочу» или «Не хочу», продолжает
на этом настаивать, несмотря на предложение
взрослыми более привлекательного
предмета.
В
этот период происходит распад прежних
форм аффекта и совместной деятельности,
рождение личных желаний и тенденций к
самостоятельности в их осуществлении.
Возникают предпосылки развития личности.
Среди
психологов, занимающихся проблемами
дошкольного детства, особое место
занимает Ж.
Пиаже
. Во многих работах Ж. Пиаже, не посвященных
специально дошкольному возрасту, можно
найти теорию данного возраста. Она
связана с его концепцией развития
мышления и поведения.
В
работе, посвященной первому году жизни
ребенка, Ж. Пиаже приходит к допущению,
что младенцу присущ абсолютный
эгоцентризм, который в психологии
определяется как солипсизм первого
года. По Ж. Пиаже, социальная жизнь и
логическая мысль развиваются у ребенка
поздно, во всяком случае за границами
дошкольного возраста. На пути от
абсолютного солипсизма до социализированного
логического мышления и специфических
социальных форм общения дошкольному
возрасту принадлежит место промежуточного
звена.
Корни
эгоцентризма Ж. Пиаже видит в асоциальности
ребенка и в своеобразном характере его
деятельности, которая является
эгоцентрической, эгоистической. Основной
деятельностью ребенка дошкольного
возраста Ж. Пиаже считает игру. При этом
сфера игры для ребенка более реальна,
чем сфера действительности. Ребенок
как бы живет в двух мирах, в двух сферах:
игры и действительности. Борьба этих
сфер есть выражение борьбы изначально
биологического в ребенке, аутической
замкнутости, вечно детского с навязываемым
ему извне социальным, логическим. Такова
в общих чертах концепция Ж. Пиаже о
дошкольном возрасте.
Многие
отечественные психологи не согласны с
этой концепцией. Они считают (Л. С.
Выготский), что уже в самые ранние периоды
жизни ребенок связан со взрослыми
чрезвычайно тесно. Специфические реакции
на ухаживающих взрослых (человеческое
лицо и голос) возникают очень рано, в
конце второго месяца жизни. Поисковая
деятельность, направленная на внешний
мир, интенсивно развивается именно в
первые годы жизни ребенка. Ж. Пиаже
считал, что социальный инстинкт
развивается к 7–8 годам, Л. С. Выготский
говорит об изначальной социальности
ребенка и развитие рассматривает как
движение от социальности к индивидуальности.
Современные психологи согласны с
положением Л. С. Выготского лишь в первой
части, но процесс развития личности
понимают несколько иначе. Ребенок на
протяжении своего развития – существо
социальное. Каждая ступень самостоятельности,
связанная с усвоением общественного
опыта, не ослабление связи с обществом,
социальности, а лишь качественное
изменение ее формы. На каждом этапе
своего развития ребенок является членом
общества и связан с ним самыми тесными
узами. Вне этих связей он существовать
не может. Изменяются лишь место ребенка
в системе общественных отношений,
характер связи с обществом.
Оригинальную
теорию развития личности ребенка в
дошкольном возрасте предложил Л. С.
Выготский, который считал, что самое
существенное в развитии ребенка и его
сознания заключается не в изолированных
изменениях отдельных функций (внимания,
памяти, мышления), а в развитии в целом.
Эти рост и развитие, по мнению Л. С.
Выготского, в первую очередь выражаются
в том, что изменяются отношения между
отдельными функциями.
К
важнейшей особенности дошкольного
возраста относят появление новой системы
функций, в центре которой ставится
память. То, что память ставится в центр
сознания, приводит к существенным
следствиям, характеризующим психическое
развитие в этот период. Прежде всего у
ребенка изменяется мышление: оно
приобретает возможность действовать
в плане общих представлений. Это первый
отрыв от чисто наглядного мышления и,
следовательно, возможность установления
таких связей между общими представлениями,
которые не были даны в непосредственном
опыте ребенка. Первая ступень отвлеченного
мышления значительно расширяет круг
доступных ребенку представлений и
обобщений. Одновременно увеличиваются
и возможности его общения. Он может
общаться с окружающими не только в связи
с непосредственно воспринимаемыми
предметами, но и по поводу представляемых,
мыслимых предметов.
Второе
следствие – перестройка интересов и
потребностей ребенка. Интересы начинают
определяться смыслом, который представляет
для ребенка данная ситуация, и не только
она, но и значение, которое ребенок
вкладывает в данную ситуацию. Возникают
первое эффективное обобщение, замещение
и переключение интересов.
Третье
следствие – ребенок переходит к новым
типам деятельности со своеобразным
отношением мысли и действия. Появляется
возможность идти от замысла к его
воплощению, от мысли – к ситуации, а не
от ситуации – к мысли. Эти типы могут
быть названы творческими.
Наконец
в дошкольном возрасте у ребенка впервые
возникают внутренние этические инстанции,
а также общие начальные представления
о природе, самом себе, появляется первый
абрис детского мировоззрения. Два
последних новообразования Л. С. Выготский
связывает с тем, что дошкольный возраст
– первый, совершенно лишенный детской
амнезии, свойственной ранним возрастам.
Такова коротко теория Л. С. Выготского
о дошкольном возрасте. Со многими
положениями, изложенными в ней, современные
психологи соглашаются, однако считают
не вполне верным, что именно новообразования
не могут быть объяснены лишь развитием
памяти.
Несколько
иначе рассматривал процесс развития
личности в дошкольном возрасте А. Н.
Леонтьев, который считал, что изменение
места, занимаемого ребенком в системе
общественных отношений, есть то первое,
что надо отметить, пытаясь подойти к
вопросу о движущих силах развития его
психики. Однако, по его мнению, это место
само по себе не определяет его развития;
оно только характеризует наличную, уже
достигнутую степень. То, что непосредственно
определяет развитие ребенка, – это
сама его жизнь, развитие реальных
процессов этой жизни, иначе говоря,
развитие деятельности как внешней, так
и внутренней. Особое значение А. Н.
Леонтьев придавал ведущей деятельности.
Он считал, что каждая стадия психического
развития обусловлена определенным,
ведущим на данном этапе отношением
ребенка к действительности, определенным,
ведущим типом деятельности. Признаком
перехода от одной стадии к другой
является именно изменение ведущего
типа деятельности, ведущего отношения
к действительности.
По
мысли А. Н. Леонтьева, смена одного вида
деятельности другим связана с
возникновением новых мотивов. А. Н.
Леонтьев считает, что ведущая деятельность
в дошкольном возрасте – игра, возникающая
на грани с ранним детством.
На
основе анализа целого ряда исследований
можно прийти к выводу о том, что дошкольное
детство – это период первоначального
фактического формирования личности,
развития личностных механизмов поведения.
В дошкольные годы устанавливаются
первые связи и отношения, которые
образуют новое, высшее единство
деятельности и вместе с тем новое, высшее
единство субъекта – единство личности.
Именно потому, что дошкольное детство
есть период такого фактического
складывания психологических механизмов
личности, этот период так важен.
Фактическое
складывание личности А. Н. Леонтьев
связывает с появляющимся в начале
дошкольного возраста и развивающимся
на всем его протяжении соподчинением
мотивов. Характерной особенностью
деятельности, возникающей в дошкольном
возрасте, является то, что она все более
побуждается и направляется не отдельными
не связанными друг с другом мотивами,
которые сменяются, подкрепляют друг
друга или вступают между собой в конфликт,
а системой взаимно соподчиненных между
собой мотивов. Именно соподчинение
мотивов и деятельности является
центральным звеном, которое связано с
формированием личности.
Чтобы
наиболее полно понять процесс формирования
личности в дошкольном возрасте, необходимо
поставить вопрос об отношениях ребенка
и взрослого. С конца раннего детства
происходит распад совместной деятельности
ребенка со взрослыми. Он начинает
отделять себя от взрослого. Взрослый,
его функции и отношения впервые выделяются
ребенком как особые объекты. В раннем
детстве у ребенка нет понимания роли
взрослого и его влияния, понимания
самого себя. Поэтому нет и правил
поведения, а есть лишь конкретная
ситуация общения и совместная, деятельность
со взрослым, в которой он выступает
центральным звеном, а ребенок выполняет
то, что требуется ситуацией. Нет и
проблемы послушания, обдумывания,
сделать или не сделать, борьбы мотивов.
Ребенок действует непосредственно,
т. е. между ситуацией и действием нет
промежуточных личностно-мотивационных
звеньев.
Уже
на рубеже раннего и дошкольного возрастов
положение меняется. Распад совместной
деятельности, появление собственных
желаний и тенденции к самостоятельному
действию ведут к тому, что взрослый
выделяется как образец: впервые возникает
возможность действовать и поступать
так, как взрослый. Ребенок-дошкольник
начинает действовать, как большой.
Следовательно,
поведение ребенка опосредуется образом
действий взрослого. Взрослые, их отношение
к предметам и друг к другу опосредуют
отношения ребенка к предметам и другим
людям. Ребенок не только видит отношения
взрослых к предметам и друг к другу, но
и хочет действовать, как они. Это новое
отношение между ребенком и взрослым,
при котором образ взрослого ориентирует
действия и поступки ребенка, служит
основой всех новообразований в личности
ребенка дошкольного возраста.
Соподчинение
мотивов, о котором говорит А. Н. Леонтьев,
есть выражение столкновений между
тенденцией к непосредственному действию
и действием по образцу (таким образцом
выступает требование взрослого).
Произвольность поведения есть также
не что иное, как подчинение своих
поступков ориентирующему их образцу.
Возникновение первичных этических
инстанций и есть процесс усвоения
образцов поведения, связанных с их
оценкой со стороны взрослых. Формирование
произвольных поступков и действий –
процесс возникновения нового типа
поведения, который может быть назван
личностным, т. е. опосредованным
ориентировочными образцами, которыми
являются отношения взрослых к предметам
и друг к другу.
С
этой точки зрения дошкольный возраст
может быть понят как период интенсивного
усвоения примера взрослых (норм и правил
поведения, которые выступают обобщением
отношений людей) и формирования механизмов
личностного поведения, т. е. механизмов
подчинения своего отношения к вещам и
другим людям, идеально данным образцам,
усвоенным от взрослых.
В
этот период возникают такие типы
деятельности, которые различаются не
только по содержанию, но и по форме
присутствия взрослого в той или иной
деятельности ребенка. Здесь могут быть
выделены три типа. Во-первых, игра, в
которой присутствует взрослый со своим
отношением к вещам и другим людям,
присутствует опосредованно через роль,
которую берет на себя ребенок. Поведение
ребенка в игре, его отношение к вещам и
товарищам по игре (выполняющим функции
других людей), в наиболее рельефной
форме опосредованно ориентирующим роль
взрослого.
Именно
потому, что в игре отношения ребенка и
взрослого даны в наиболее опосредованной
форме, она и является ведущим типом
деятельности. В ней, с одной стороны,
благодаря ролевому действию происходит
усвоение этических норм, с другой –
формирование самого механизма личностного
поведения, т. е. механизма подчинения
своего поведения образцу, данному в
идеальной форме, в форме представления.
Близко к игре стоят разнообразные формы
так называемой творческой деятельности:
рисование, лепка, конструирование.
Во-вторых,
организованные занятия, в которых
взрослый руководит деятельностью через
смысл предлагаемых заданий и их оценку.
Педагог присутствует здесь и
непосредственно, и как выразитель
отношений со взрослыми вообще, т. е.
как человек, который может предложить
для выполнения нечто интересное по
замыслу, помочь в процессе работы и
оценить получившееся. Только в конце
дошкольного возраста возникают
специфические отношения к воспитателю
как учителю и к занятию как к учебному,
т. е. выделяются чисто учебные задания
и цели.
В-третьих,
деятельность, связанная с выполнением
разнообразных режимных моментов, в
которой отношения ребенка и педагога
даны в непосредственной форме.
Развитие
отношений между взрослым и ребенком
приводит к концу дошкольного периода,
к выделению и осознанию ребенком
специфических функций взрослого и
собственных специфических о