Развитие ребенка в альбоме по рисованию
Новые шаблоны, ранее нигде не опубликованные, для развивающих занятий с малышами от 1,5 — 2 лет.
Тема сегодняшнего занятия: картинки из «клубочков» (почти каляки-маляки), которые волшебным образом превращаются в зверюшек, цветы и т.п.
Благодаря подобным занятиям малыш учится рисовать и держать карандаш, тренирует руку, развивает мелкую моторику, воображение, мышление, память, концентрацию внимания, координацию движений, глазомер и усидчивость. Да и просто весело и приятно проводит время вместе с мамой!
Для занятий потребуется:
- скопировать и распечатать шаблоны (ниже в этой статье)
- цветные карандаши или фломастеры
- хорошее настроение
До начала занятия покажите малышу, как рисовать «шарики-клубочки».
(Статья, где мы тренировались рисовать такие «клубочки» и шаблоны для занятий — здесь).
Но можно просто потренироваться на чистом листе бумаги. Достаточно дать малышу карандаш и показать, как рисовать. Уверена, малыш быстро поймет принцип и легко справится с задачей. И даже если клубочек будет не очень круглый, не страшно.
Если нет принтера, не беда. Пусть малыш рисует «клубочки» разными карандашами, а вы подрисовывайте лапки, клювики или листочки. Это будет замечательное занятие, развивающее фантазию и воображение. Ведь это же настоящее чудо — каляка-маляка превращается в лягушку или цыпленка!
Вот таких цыплят мы рисовали с дочкой, когда ей было 1,5 года. Кружочки были не очень ровные, но в цыплят они все равно замечательно «превращались». ))
Развивающие занятия с детьми от 1,5 лет
А если есть возможность распечатать шаблоны, то рисуем «клубочки» на распечатках.
На первом рисунке показан образец — что примерно должно получиться.
На втором рисунке дан контур для «клубочка».
Третий рисунок — без контура, чтобы малыш попробовал сам нарисовать «клубочек» в нужном месте.
«Цыпленок и лягушонок»
«Клубочки». Шаблоны для развивающих занятий с детьми от 1,5 лет
«Яблочко и солнышко»
«Клубочки». Шаблоны для развивающих занятий с детьми от 1,5 лет
«Улитка и черепашка»
«Клубочки». Шаблоны для развивающих занятий с детьми от 1,5 лет
«Китёнок и золотая рыбка»
Шаблоны для развивающих занятий с детьми от 1,5 лет
«Зайка и паучок»
«Клубочки». Шаблоны для развивающих занятий с детьми от 1,5 лет
А теперь попробуем нарисовать картинку из нескольких «клубочков».
«Снеговик»
Развивающие занятия с детьми от 1,5 лет
«Гусеничка»
«Клубочки». Шаблоны для развивающих занятий с детьми от 1,5 лет
Ну и на последок — цветочки. Уже так хочется весны! ))
Кстати, если этот рисунок потом вырезать (ту часть, где будет рисовать малыш) и приклеить на цветной картон — получится открытка к 8 марта для бабушки.
Развивающие занятия с детьми от 1,5 лет. Шаблоны
Желаем вам приятных занятий и творческих успехов!
Нам было бы очень интересно получать обратную связь от вас — нравятся ли вам наши шаблоны, пригодились ли они вам, и какие шаблоны вам бы еще были интересны.
А еще нам было бы очень хотелось увидеть наши шаблоны разрисованные вашими карапузиками.
Все это вдохновит нас на создание новых шаблонов для вас.
Ставьте лайк — поддержите автора!
Подписывайтесь!
Другие статьи о развивающих занятиях с малышами:
«Клубочки» — развивающие занятия с малышами от 1,5-2 лет (новые шаблоны)
«Цвет и оттенки» (новые шаблоны)
«Большой — маленький» (новые шаблоны)
Развивающие занятия с детьми. Шаблоны, часть 2 «грибы»
Пальчиковые раскраски. Шаблоны.
Развивающие занятия с детьми от 2 лет. Шаблоны, часть 1 «ежики»
Снег — тематические занятия с малышами (часть 1)
Обучающая игра «Пицца». Для детей 4-5 лет
Учим стихи по картинкам с детьми. Тема «Зима»
Источник
Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка. В этой статье вы узнаете о том, как избежать типичных ошибок при рисовании с малышом, чем можно рисовать маленьким детям, что такое «свободное» рисование и как по мере взросления ребенка изменяются его рисунки.
Правила рисования с ребенком
Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. И если малыш отказывается рисовать, скорее всего, это не связано с отсутствием творческих способностей, а является результатом ошибок при воспитании. Чтобы избежать типичных ошибок и развить в ребенке творческий потенциал, придерживайтесь следующих правил:
- Не мешайте. Не стоит навязывать ребенку свое видение результата, давать советы и рекомендации, если малыш их не ждет от вас. Ваши замечания могут улучшить качество конкретного рисунка, но они не будут производить долгосрочный эффект. Позвольте ребенку получать удовольствие от процесса и самостоятельно оценить свою работу.
- Не перебарщивайте с вспомогательными инструментами. Раскраски и всевозможные обучающие пособия по рисованию очень популярны как у детей, так и у родителей. Однако нужно не забывать, что они хороши лишь в плане развития мелкой моторики и шаблонного мышления, в то время как для развития творческих способностей, креативности и воображения ребенка лучше подойдет чистый лист бумаги.
- Приобщайте ребенка к эстетике. О того, что ребенок видит вокруг себя, зависит, какие шаблоны для рисования сформируются у него в голове. Выбирайте книги с качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности, знакомьте ребенка с искусством.
- Покажите пример. Чтобы научить ребенка рисовать, подайте ему пример. Это касается не только шаблонных изображений (например, дом, солнце, дерево), но и техник рисования. Познакомьте ребенка с различными мазками, покажите, что краску можно разбрызгивать, смешивать и т.д. Тогда у ребенка сформируется замечательная база для самостоятельного рисования.
- Цените творчество ребенка. Ни в коем случае не выбрасывайте рисунки на глазах у ребенка, не отмахивайтесь от малыша, если он показывает вам свою работу. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь им! Устройте домашнюю выставку рисунков, а старые работы можно подписывать и складывать в папочку.
Обзор инструментов и средств для рисования
При выборе для детей инструментов и средств для рисования нужно обратить внимание на ряд особенностей. Если малыш маленький и тянет все в рот, приобретайте съедобные и нетоксичные материалы. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть инструменты для рисования. Также чтобы ребенку было интересно, выбирайте яркие краски.
- Пищевые продукты. Самыми безопасными для малышей являются съедобные краски, сделанными своими руками. Если сварить кисель из крахмала и воды и добавить в него пищевой краситель, получится отличная густая краска. Также в качестве красок можно использовать фруктовые и овощные соки и пюре, кусочки овощей (например, свеклу) и ягоды.
- Краски промышленного производства. Малышам можно приобрести специальные пальчиковые краски. Для экспериментирования и смешивания цветов лучше всего подойдет гуашь. А вот акварельные краски рекомендованы для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
- Кисточки. Детям дошкольного возраста лучше покупать крупные кисти для рисования, которые оставляют широкие и яркие следы на бумаге. Также инструментами для рисования могут стать строительные валики, губки для мыться посуды, щетки, тряпки и т.д.
- Мягкая масляная пастель. Этот вид восковых мелков хорошо подойдет для рисования с малышами, потому что он оставляется яркие следы на бумаге и, при этом, не пачкает все вокруг, поэтому масляную пастель можно держать в открытом доступе.
- Мягкая сухая пастель по консистенции похожа на мел. Если рисовать сухой пастелью на яркой контрастной бумаге, получатся очень интересные рисунки. Минус этого инструмента для рисования заключается в том, что сухая пастель легко ломается и крошится, поэтому требует осторожного обращения.
- Восковые мелки. Многие специалисты советуют начинать рисовать именно с восковых мелков, однако, по сравнению с масляной пастелью, они не такие мягкие и яркие.
- Карандаши. С 1,5 лет можно начинать знакомить ребенка с карандашами. Лучше всего выбрать толстые и мягкие карандаши.
- Фломастеры. Большинство специалистов отмечают такие минусы фломастеров, как невозможность смешивать цвета и регулировать силу нажима. Однако у фломастеров есть один большой плюс – они оставляют очень яркие следы на бумаге, а это вызывает неподдельный интерес у детей. Важно отметить, что существуют фломастеры на водной основе, которые легко смываются практически с любой поверхности.
Для того, чтобы ребенок мог максимально раскрыть свои творческие способности, ничто не должно его сковывать. Это относится как к психологическим, так и к физическим факторам. Размер бумаги, на которой рисует ребенок не должен быть меньше А4. Лучше всего рисовать на рулонной бумаге или ватманах. Многие специалисты не рекомендуют использовать для рисования детские столы и мольберты, а придерживаются мнения, что удобнее всего ребенку рисовать на полу.
На развивающих занятиях в центре «Созвездие» дети рисуют мелками, карандашами, красками, а также используют нетрадиционные инструменты для рисования (губки, соломинки, трафареты и т.д.). Творческие занятия с дошкольниками направлены на развитие мелкой моторики, мышления, воображения, эстетического восприятия.
Стадии развития детского рисунка
Возраст | Содержание рисунков |
До 1,5 лет | Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге. Предоставьте ребенку как можно больше материалов для творчества, чтобы он мог выразить себя. |
1,5 – 3,5 года | Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное. |
3,5 – 8 лет | Стадия схематичных изображений. В этом возрасте дети обычно начинают рисовать привычные нам домики, цветочки, солнце. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции. |
8 — 10 лет | Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции. |
После 10 лет | Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными. |
Специалисты отдельно выделают особенности изображения детьми человека:
Возраст | Особенности изображения человека |
4 года | Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются. |
5 лет | Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда). |
6 лет | Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея. |
7 лет | Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль. |
8 лет | Линия шеи, плеч и рук непрерывна. |
9 лет | Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение. |
10-11 лет | Стремление создать объемное изображение. |
Свободное рисование для малышей
С помощью рисования у детей отлично развиваются творческие и интеллектуальные способности. Как сделать так, чтобы развитие происходила как можно быстрее? На этот счет есть два противоположных мнения. Первая, и самая распространенная, точка зрения заключается в том, что рисование в любой форме способствует творческому развитию детей. Поэтому многие родители покупают детям всевозможные пособия с заданиями по рисованию, раскраски, альбомы, а также специальные инструменты для рисования (например, необычные кисти, штампы т.д.). Такое «рисование» приучает ребенка не прилагать слишком много усилий для достижения результата и развивает не творческие способности, а мелкую моторику. Вторая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники считают, что не нужно предоставлять ребенку готовые шаблоны для рисования и специально учить малыша рисовать разные предметы. Чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его интеллект, не нужно ничего лишнего. Творческое мышление развивается тогда, когда малыш сам придумывает, что нарисовать. Бумага, кисточки и краски – это лучшее пособие для развития творчества. Такой подход пропагандирует «свободное» рисование.
Не спешите ждать от ребенка художественных шедевров в раннем детстве. Прежде чем у ребенка начнут получаться реалистичные изображения, рисунки малыша пройдут стадии штрихов, каракулей и схематичных изображений.
В дошкольном возрасте очень важно предоставить ребенку свободу творчества. Позвольте малышу самому придумать, как лучше нарисовать солнце или домик. Теория свободного рисования говорит о том, что нужно максимально оградить ребенка от шаблонов в рисовании. Так как такие эталоны окружают нас в повседневной жизни повсюду, нужно постараться, чтобы шаблоны, с которые сталкивается ребенок (в книгах, телевизоре, на занятиях) были качественными.
Выводы
Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. Чтобы малыш полюбил рисовать, не докучайте ему советами, цените его старания. Давайте ребенку возможность рисовать свободно, не стесняйте его фантазию готовыми шаблонами, только так он сможет в полной мере развить свой творческий потенциал. Приобщайте ребенка к эстетике, выбирайте книги с хорошими качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности посещайте музеи и выставки.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» работает художественная студия, в которой детям прививают любовь к прекрасному, помогают не бояться проявлять свою фантазию и создавать уникальные работы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок раскрыл свой творческий потенциал, познакомился с различными нетрадиционными техниками рисования и научился создавать объемными творческие работы, то вам точно к нам! Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Источник
Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.
К счастью, у меня все-таки получилось преодолеть (хоть и с большими трудностями ) свой не самый удачный детский опыт и не спроецировать его на дочь. И теперь с уверенностью могу сказать, что рисование – это любимое занятие Таисии. Полюбила его и я (но художницей уже не стала, конечно ). Эта статья о том, как впустить творчество в свою жизнь, как не отбить у ребенка желание к рисованию, и какого направления в творческих занятиях придерживаться.
Рисование с детьми. Как развить творческий потенциал ребенка?
То, что творчество является важнейшим направлением развития малыша, сейчас ни у кого уже не вызывает сомнений. Только вот что каждый из нас понимает под творчеством? Если дать ребенку заранее подготовленные шаблоны и показать, как все это склеить, или если предоставить ему готовый образец для срисовывания (вроде популярных пособий «Рисуем по шагам»), разовьет ли это творческие способности ребенка? Вряд ли. Это всего лишь копирование и механическое следование шаблону. А если при этом работа ребенка еще и будет оцениваться на предмет «похоже – не похоже», то у малыша и вовсе в дальнейшем пропадет желание экспериментировать и придумывать собственные образы.
Часто подобные «творческие занятия» можно наблюдать в детских садах, где воспитатели стремятся показать родителям готовый результат. А ведь если разобраться, то результат в рисовании с маленькими детьми – это то, на что меньше всего стоит ориентироваться. Для детей более всего важен процесс. Детям необходимо предоставлять возможность экспериментировать, исследовать разные материалы и инструменты для рисования, пробовать различные приемы работы («Что получится, если я смешаю эти две краски? А если пририсую здесь ушки, получится зайка?» ). Только тогда ребенок научится создавать свои собственные образы, изменять их и искать новые ассоциации между предметами и их изображениями. Это ли ни есть настоящее творчество?
Частенько, насмотревшись в Инстаграме или Бэбиблоге, фотографий с красивыми рисунками чужих детей, мы начинаем торопить своего малыша – «подсказываем» ему, что и где пририсовать, только бы получить узнаваемый образ. Но если мы хотим, чтобы ребенок действительно любил рисовать и научился творчески мыслить, нужно дать ему возможность самостоятельно разглядеть в штрихах смысл и осознать необходимость добавления новых деталей. Крайне важно, чтобы ребенок свободно и без спешки прошел все закономерные стадии развития рисунка.
Стадии детского рисунка и действия родителей на каждой из них
1-я стадия «Каракули» (1 – 3 года, продолжительность стадии у каждого индивидуальна)
Эта стадия очень важная, хотя на первый взгляд и кажется «несерьезной». Уже на этом этапе и закладывается отношение ребенка к рисованию. Будет он любить его или всячески отказываться со словами «Я не умею».
Как правило, первый интерес к рисованию дети начинают проявлять в возрасте 1 года. Они получают огромное удовольствие от того, что видят наглядный результат своего взаимодействия с миром, увлеченно следят за тем, как карандаш или кисть оставляет след на поверхности. В первую очередь их интересуют именно свойства художественных материалов.
Главная задача родителей на этом этапе – обеспечить ребенку комфортные условия для творчества. В этом возрасте малыш еще плохо чувствует границы листа, поэтому предоставьте ему большие листы бумаги. Можно использовать ватман, рулон крафтовой бумаги или даже обратную сторону рулона обоев. Кроме этого, позвольте ребенку рисовать самыми разными инструментами: кисточками, карандашами, ладошками, валиками, губками и т.д.
Самыми удобными материалами для рисования на этом этапе будут гуашь или пальчиковые краски. Для удобства их можно наливать в неглубокие тарелочки, гуашь можно чуть разбавить водой. Полезно пробовать и другие необычные материалы и инструменты для рисования (о нетрадиционных способах рисования скоро расскажу в отдельной статье).
Защитите ближайшие поверхности клеенкой, наденьте на малыша одежду, которую не жалко, и позвольте ему творить свободно! Важно не ругать малыша за испачканную одежду или стол. Там, где появляется слишком много запретов, пропадает желание творить.
На этом этапе излишне хоть как-то направлять действия ребенка. Как правило, родителям очень не терпится увидеть осмысленные изображения и они начинают торопить малыша, подсказывая, в каком месте нужно подрисовать глазки и ножки, чтобы получился человечек, зайка и т.п. Не торопите события. Малыш должен сам увидеть смысл в картине, установить ассоциацию между знакомым предметом и нарисованным образом. Все обязательно произойдет в том темпе, который необходим самому ребенку.
Старайтесь также не уделять пристального внимания на то, как малыш держит карандаш или кисточку. Для удержания карандаша тремя пальчиками малышу в этом возрасте требуется огромная концентрация, оставляющая мало сил для творчества. Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по-взрослому – мелкая моторика еще не настолько развита.
Рисование самодельными пальчиковыми красками
Так как в этом возрасте у малыша основной канал получения информации – сенсорный, дети начинают испытывать художественные средства всем телом, в том числе и на вкус. Не стоит ругать ребенка за это. Старайтесь объяснять, что карандаши не едят, убирайте ручки, которые тянутся ко рту. Если ребенок все равно продолжает исследовать материалы на вкус, можно попробовать порисовать какими-то съедобными материалами, например, кусочком свеклы или соками, замороженными в формочках для льда.
Часто случается, что период «испытания средств» значительно затягивается. Не нужно делать вывод, будто малышу не интересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен, и малыш должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется. Чем лучше ребенок «наиграется» с материалами, тем свободнее он будет ими владеть.
2-я стадия «Бесформенные изображения»(2 – 4 года)
Спустя некоторое время этап исследования материалов у ребенка сменяется желанием изобразить что-то конкретное – ребенок пытается отыскать смысл в каракулях. При этом, возможно, вам каракули малыша вовсе не будут казаться похожими на машинку, но ребенок будет указывать на нее со словами «би-би».
Машина, 2 года 10 месяцев
Когда вы увидите у ребенка первые осмысленные изображения, не старайтесь оценить, насколько рисунок похож на предмет, и выносить приговор «хорошо» или «плохо». Для ребенка внешнее соответствие не является главным, он рисует не предмет или явление, а собственные ощущения от него. Вот пример Тасиного ежика, согласитесь, не очень-то похоже на оригинал, но «колючесть» передана хорошо
Ежик, 3 года 4 месяца
Старайтесь на этом этапе не навязывать ребенку никаких шаблонов в рисовании (домик – квадрат с треугольником наверху, и никак иначе, елочка – три поставленных друг на друга треугольника и т.д.). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются изменить. Впоследствии ребенку будет тяжело (а иногда и невозможно) создавать свои неповторимые образы и выработать свой стиль. Это мешает свободному развитию мышления.
Медуза, 3 года 4 мес
То же самое касается и рисования образа человека. Не спешите сразу «приучать» ребенка рисовать привычный шаблон «Голова, туловище, ручки, ножки…». Ребенок должен сам прийти к этому важнейшему образу – образу человека. Однажды в неумело нарисованной окружности он увидит «голову» и назовет ее человеком. Постепенно из окружности вырастут ножки, и получится так называемый «головоног». Такой образ – великое достижение первооткрывателя! Головоног – это психологический портрет самого ребенка, отображающий то, что для ребенка сейчас важнее всего – эмоции (голова) и движение (ноги).
Головоног Саша, 3 года 2 мес
Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Не стоит этого делать. Позже художник сам заметит, что необходимы другие детали и будет постепенно усложнять сюжет рисунка. Если же «перепрыгнуть» стадию головоногов и сразу научить ребенка рисовать человека со всеми частями тела, то он потом долго будет следовать этому шаблону и критически относиться к любым другим вариантам.
Головоног Мама под дождем, 3 года 2 месяца
3-я стадия «Схемы» (4 – 6 лет)
Полянка, 4 года 8 месяцев
Интереснейшая, на мой взгляд, стадия, на которой, собственно, мы с Таисией сейчас и находимся. Разглядывать рисунки ребенка невероятно любопытно, они становятся более прорисованными и потихоньку обрастают все бОльшим количеством деталей. У рисунка появляется верх и низ и пространственные отношения предметов. Конечно, частенько еще можно увидеть человека, превышающего высоту дома, и другие диспропорции, но это нормальное явление, переживать о котором не стоит – с помощью размера ребенок подсознательно выделяет на рисунке то, что для него наиболее важно.
Фиксики, 4 года 4 месяца
Главное достижение этого периода – на картине появляется сюжет, рассказ о каких-то событиях. И тут, мне кажется, главная задача родителя – подкидывать ребенку как можно больше интересных игровых и жизненных ситуаций, сцен из книг, о которых ребенку захотелось бы рассказать (посещение зоопарка, небольшой поход, просмотр вашего семейного альбома и т.п.).
Свадьба мамы и папы, 4 года 7 мес
И еще. Иной раз может показаться, что ребенок слишком «зациклился» на изображении одного и того же человека и рисует его десятки раз практически без изменений. Как утверждают психологи, в этом нет ничего страшного, если ребенок сам придумал этот образ. Как и любому другому человеку, ребенку нравится делать то, что у него получается, поэтому он с удовольствием повторяет удачное действие.
Так было и у нас с Таисией. Однажды удачно нарисовав принцессу, она принялась рисовать типовых принцесс каждый день штуки по три. И только хорошенько утвердившись в своем умении рисовать красивых девочек, она стала двигаться дальше, добавляя новые детали и сюжеты.
Принцессы, 4 года 1 мес
Если вам кажется, что данный период слишком затянулся, предложите нарисовать любимого героя в какой-нибудь необычной ситуации или нарисовать для него друга. Обращайте внимание на новые детали и хвалите.
4-я стадия «Правдоподобные изображения» и 5-я стадия «Правильные изображения» (6 + )
Теперь ребенок рисует объект, а не впечатление от него, как это было раньше. Появляется масштаб, направление, расположение в пространстве, перспектива, в относительную норму приходят пропорции. Предметы изображаются реальными, наделенными своими настоящими качествами.
Это период, когда ребенка уже можно начинать учить различным техникам рисования и основам изобразительного искусства. Желательно, чтобы рядом с ребенком в это время был какой-то хороший педагог – вы (если умеете рисовать) или другой специалист. Так как, мои навыки рисования затормозились где-то в районе третьей стадии, а рисовать Таисия очень любит, я записала ее со следующего учебного года в художественную школу
Пятая стадия характеризуется уже реалистичными рисунками с перспективой, объемом и светотенью.
Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать
В каждом из нас от природы есть творец. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но у всех абсолютно. И когда ребенок не хочет рисовать или отказывается под предлогом того, что не умеет, это вовсе не означает, что природа обделила его творческими способностями. Как это ни больно признавать, но нелюбовь к рисованию, как правило, является результатом воспитания. Ребенок отказывается от творческих занятий, если за ними закрепилось какое-то негативное переживание. Например, испачкался – мама поругала, или получившийся рисунок раскритиковали. Даже если ребенку слишком навязчиво «подсказывают», что и как нужно рисовать, он может воспринять это как признание его несостоятельности в творчестве и потерять всякое желание.
Сама я наделала немало ошибок на нашем творческом пути с Таисией и о нашем опыте (с хорошим концом) я расскажу чуть ниже. Ну а здесь несколько советов, которые действительно помогают преодолеть страх перед рисованием и мотивировать ребенка на создание новых шедевров.
- Если ребенок совсем не хочет рисовать, отойдите на некоторое время от образных рисунков и поиграйте с материалами: порисуйте абстракции, побалуйтесь с красками, кисточками, карандашами и мелками от души, пробуйте нетрадиционные способы рисования. Словом, делайте что-то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже».
- Старайтесь как можно меньше ограничивать творчество ребенка различными запретами и указывать ему, что и как рисовать. Особенно это касается первой стадии развития рисунка.
- Правильно реагируйте на рисунок. Любая критика рисунка и его оценка в категориях «похоже – не похоже» может отбить желание рисовать. С похвалой тоже будьте аккуратны, не переборщите. Ведь дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств и иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется. Самая правильная реакция – проявить пристальное внимание к рисунку, расспросить, какие детали что изображают, какие цвета были использованы и т.д.
- Устройте дома выставку работ и регулярно ее обновляйте. Так ребенок будет постоянно видеть свои творческие удачи и понимать, что вы их цените.
- Чтобы ребенок видел «полезность» творчества, давайте задания, направленные на окружающих (например, нарисовать подарок бабушке), или задания, от которых будет какая-то практическая польза дома (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, кружку и т.д.).
- Создайте дома «творческий уголок», где в открытом доступе будут лежать основные материалы для рисования, это даст ребенку возможность спонтанного творчества. Однако не выкладывайте там сразу все имеющиеся у вас материалы, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
- Не выкидывайте при ребенке его рисунки. Конечно, все без исключения работы хранить невозможно. Поэтому нелюбимые рисунки можно выбросить, только не на глазах у автора и спустя некоторое время.
Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать, — рисуйте при нем, не заставляя и не критикуя, ищите материалы и задания, которые смогут его заинтересовать.
Наш опыт или Немного о том, как мы полюбили рисовать
Как я уже говорила, до рождения дочери я всегда была уверена в том, что рисовать не умею, и потому всячески избегала рисования. Признаться, это очень неудобно, когда не можешь при необходимости элементарную картинку изобразить, и потому мне очень хотелось, чтобы дочь избежала моей участи. Когда я заметила, что Таисия начала проявлять первые признаки осмысленного рисования, я стала активно предлагать ей изображение простых картинок – домиков, солнышек и т.п., искренне веруя в то, что подобными действиями я стимулирую развитие ее художественных навыков.
Иногда Тася, конечно, соглашалась, но чем дальше, тем больше она противилась шаблонным рисункам и упорно выводила каракули. Меня, как человека тогда еще ничего ведавшего о принципах свободного рисования с детьми, это очень расстраивало, и я приговаривала что-то вроде «Ну что ты все непонятности какие-то рисуешь, давай нарисуем то-то и то-то». В итоге Таисия стала вообще отказываться от рисования со словами «Не умею», «Не хочу».
И только когда дочери было 2 года 8 месяцев, мне, к счастью, попалась чудесная книга Марины Озервой «О детском рисовании», которая в корне перемени?