Развитие ребенка в 1 и 3месяца
Первый день рождения позади, начинается второй год жизни. Малыш становиться все любопытнее и его развитие идет не менее стремительными темпами, чем на первом году жизни.
Ваш малыш уже умеет…
Выполнять несложные поручения
Мальчики:
71,8-84,9 см.
9,1-13,6 кг.
45,3-51,3 см.
46,0-55,0 см.
Девочки:
72,2-83,6 см.
8,8-12,7 кг.
44,2-50,5 см.
46,4-53,9 см.
Физическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
По мере взросления ребенка темпы роста замедляются и это нормально.
Для определения долженствующей массы тела ребенка после года используют формулу:
10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,
Где n – фактический возраст ребенка (в годах).
Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела по возрасту.
Скорость роста ребенка, также с возрастом уменьшается.
В среднем до 4-х лет длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.
Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.
Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста ребенка.
В 12-14 месяцев у малышей прорезываются первые моляры (большие коренные зубы). Вначале прорезываются нижние моляры, затем верхние.
В этом возрасте малыши, как правило, переходят на одноразовый дневной сон.
Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.
Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца
Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.
В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять .
Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.
Малыш может выполнять простые действия — поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца
На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.
В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.
Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.
После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки — день за днем повторяя одни и те же действия.
Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.
В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.
Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.
Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).
Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».
Развитие речи в 1 год и 3 месяца
- В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
- Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
- Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
- С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
- Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
Эмоциональное развитие
- В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня.
- В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого.
- Во время игр проявляет эмоции.
- В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется).
- По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека.
- Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его.
- Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие — при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо.
- Удивляется новому, пугается от неожиданного действия.
- Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута.
- Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.
Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?
Может пить из чашки или поильника.
Пользуется ложкой — держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.
Подражает действиям взрослых — вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.
Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
Уход за ребенком в 1 год 3 месяца
Уход за малышом после года не сильно отличается. Из плюсов можно отметить, что частота мочеиспусканий и опорожнения кишечника становится реже, поэтому нет необходимости подмывать малыша так часто, как раньше.
Уход за малышом складывается из ежедневных гигиенических мероприятий, ухода за полостью рта, прогулок на свежем воздухе, водных процедур. Также обязательны в режиме дня закаливающие процедуры, гимнастика.
Питание ребенка в 1 год 3 месяца
После первого года жизни осуществляется постепенных переход от вскармливания ребенка к питанию.
До 1,5 лет большинство малышей находятся на 5 разовом режиме питания.
В этом возрасте необходимо четко придерживаться определенных часов кормления.
Последний примем пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна.
В 1 год 3 месяца малыш очень активен и ему требуется большое количество энергии и соответсвенно больший объем пищи. Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 лет составляет около 1100 — 1200 мл. При этом 25% от этого объема составляет завтрак; 35% обед; 15%- полдник; 25%- ужин. Калорийность пищи на протяжении суток около 1500 ккал.
Также в этом возрасте идет активный рост зубов и костей, поэтому в рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные и кисло-молочные продукты, богатые кальцием. Объем молока и кисломолочных смесей составляет около 600 мл в сутки.
Блюда для малыша в 1 год 3 месяца должны иметь кашеобразную консистенцию либо даваться в протертом виде. Затем постепенно можно вводит более густую пищу. В том случает, если у ребенка уже появились жевательные зубы, то время от времени можно предлагать ему пищу, порезанную на небольшие кусочки.
В этом возрасте у малыша уже формируются вкусовые предпочтения, поэтому меню малыша следует составлять исходя из них. Пища для ребенка должна быть не только вкусной, но и полезной.
Белок очень важен для растущего организма ребенка, при этом около 70% поступающего белка должно быть животного происхождения. Это может быть мясо, печень, нежирная рыба, яйцо.
Не стоит забывать и о растительных жирах, которые также важны для нормального развития ребенка.
Ежедневно ребенок должен получать разнообразные крупяные каши (рисовая, овсяная, гречневая, манная), можно добавить в рацион малыша макаронные изделия.
Объем овощей и фруктов может достигать 350 грамм в сутки, при этом постепенно можно расширять их ассортимент.
Во время каждого приема пищи у ребенка должны быть порции в горячем (теплом) виде, так как холодные блюда нарушают пищеварение.
Не рекомендуется давать малышу в промежутках между основными приемами пищи сладкие продукты, так как это уменьшает выработку пищеварительных соков и снижает аппетит ребенка.
Необходимые обследования ребенка в 1 год 3 месяца
На втором году жизни осмотры ребенка в поликлинике проводятся ежеквартально, то есть 1 раз в 3 месяца.
Лабораторное обследование здоровых детей на втором году жизни проводится 1 раз в год.
Также начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год осматривает стоматолог.
Как играть с ребенком в 1 год 3 месяца
Дети в этом возрасте очень любят играть в активные игры. Для игры Вам понадобятся: игрушки, обруч, мячи (большой, маленький), гимнастическая палка, ящик (коробка).
Для совершенствования навыка самостоятельной ходьбы, можно стимулировать малыша яркой игрушкой. Когда малыш встанет на ножки (он может держаться при этом за какой-нибудь предмет), поманите его яркой игрушкой, протяните ему руку, пусть он попытается сделать самостоятельно несколько шагов.
Держась за обруч можно приседать вместе с ребенком. При этом интереснее это делать по команде.
Для укрепления опорно-двигательного аппарата малыша очень полезно делать с ним различные гимнастические упражнения, чтобы они доставляли малышу радость делайте их в игровой форме.
В этом возрасте необходимы следующие упражнения: приседания, сгибание и разгибание туловища, проползание под препятствием и через препятствие, залезание на возвышенный предмет, хождение по ограниченной поверхности (доске), перешагивание через препятствие.
Малышам в этом возрасте нравится катать мяч, бросать его в обруч или корзину.
Также полезно играть с малышом в простые сюжетные и ролевые игры, через которые он учится навыкам самообслуживания и общению (кормить кукол, купать их, одевать, катать машинку, ходить в гости, на прогулку и так далее).
В этом возрасте малыш хочет уметь очень много, но не всё у него получается, поэтому постарайтесь уделять ребенку больше времени и внимания. Обучайте его через игру, рассказывайте, показывайте, объясняйте ему всё что ему интересно и тогда успехи не заставят себя ждать.
Источник
За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20–25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия… Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?
Стартовал второй год вашей удивительной жизни
В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.
К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.
Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.
Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать…
Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.
Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться.
Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, — обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.
Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!
Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.
Физическое развитие ребенка:
- Делает попытки слезть с высокого стула.
- Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
- С поддержкой шагает по лестнице.
- Ходит без поддержки.
- Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы — обратно к ползанию.
- Умеет пятиться задом.
- Может взбираться на мебель.
- Хорошо сидит на детском стуле.
- Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
- Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
- Может самостоятельно принимать пищу.
- Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
- Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.
Показатели ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев
Окружность головы
46-47 см
Обхват грудной клетки
46-47 см
Психическое развитие ребенка:
- Малыш любит игры с мячом.
- Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
- Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
- Любит «говорить» по телефону.
- Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
- Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
- Если его обязывают делать то, что он не хочет, — злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
- Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
- Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
- Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
- Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
- С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
- Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
- «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
- Пытается рисовать.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.
На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.
Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.
Первые самостоятельные шаги
Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.
Приседайте, держась за обруч
Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.
Проползание через обруч
Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.
Проползание под препятствием (палкой или доской)
Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.
Сгибание и разгибание туловища
Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.
Катание мяча
Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.
Залезание на предмет (ящик, диван)
Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.
Приседание за игрушкой
Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.
Бросание мяча
Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50–60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.
Ходьба
Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.
Вас также может заинтересовать
Источник
Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.
Источник