Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки thumbnail

Развивающие игры для детей 1 год 9 месяцев план

Мне всегда очень интересно наблюдать за тем, как развивается дочь, как меняется круг ее интересов, совершенствуются навыки и познания о мире. Одни игры отходят на задний план, на их место приходят другие, более «продвинутые». Когда меня спрашивают, во что играла Таисия в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет, то первое что приходит на ум — это прищепки и ножницы. Эти два занятия точно были безусловными фаворитами у нас в этом возрасте. Кажется, Таисия резала все, что плохо лежало. Конечно, вырезание, первое время, скорее, напоминало кромсание бумаги по периметру, но главное это ведь не результат, а неподдельный интерес ребенка! Прищепки тоже прицеплялись у нас дома во все возможные места, я уж не говорю про излюбленную сушку кукольной одежды на бельевой веревке с прищепками.

Естественно, прищепками и ножницами круг пристрастий дочери не ограничивался. В этом возрасте заметно выше стал интерес Таисии к окружающему миру: мы стали впервые обращать внимание на смену времен года, запоминать разные любопытные факты о животных, кто из них, где живет, находить сходства окружающих предметов и геометрических форм и т.п.

О наших развивающих играх я уже не раз писала на страницах блога, ну а если вы по каким-то причинам это пропустили, или просто хотите, чтобы у вас под рукой был удобный план, в котором все игры собраны в одном месте, то читайте эту статью. В очередном плане-конспекте я как всегда собрала все интересные развивающие занятия, актуальные в конкретном возрасте. Я очень надеюсь, что эта программа поможет и вам организовать свои будни с малышом. Чтобы почитать подробное описание каждого занятия, нажимайте на ссылку-название.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ

Итак, развивающие игры для детей 1 года 9 месяцев и старше:

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Играем с прищепками (по ссылке есть шаблоны для игр);

Игры с прищепками

  • Строим дорожки из домино;

Развивающие занятия для детей 1 года 9 месяцев план

  • Переливаем воду пипеткой или грушей;

Пример пипетки для игры
Программа развивающих занятий 1 год 9 месяцев

  • Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;

Переливаем воду губкой из одной миски в другую

  • Учимся резать ножницами;

Учимся работать ножницами

  • Составляем картинку на простых кубиках-пазлах;

Пример кубиков-пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Играем с кубиками-пазлами

  • Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов
Джеко пазл "Дом зайцев"

  • Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;

Рыбалка с колечками пирамидки

Уже знакомые игры:

  • Подбираем крышки к баночкам;

Игры на развитие мелкой моторики: подбираем и закручиваем крышки

  • Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
Рамка-вкладыш

  • Собираем пазлы из 4-8 частей;

Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Как развивать ребенка в 1,5 года

  • Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);

Развивающие игры для детей 1,5 года

  • Играем с конструктором;

Конструктор для малышей

  • Ориентируемся в двух свойствах одновременно;

Выбираем фигуру по двум признакам

  • Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Магнитная рыбалка для малышей

  • Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Мозаика для малышей от 1 года

  • Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Открываем / закрываем коробочки и баночки

  • Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Доска с замочками

  • Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;

Раскладываем фасолинки по ячейкам

  • Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)

Развивающие занятия для детей 1 года 3 месяцев конспект

  • Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;

Игры на развитие мелкой моторики

  • Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;

Игры с водой

  • Просеиваем крупу через ситечко;

Развивающие игры для детей 1 год план

  • Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
Набор посуды и овощей для сюжетной игры

  • Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;

Развивающие игры для детей 9 месяцев

  • Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;

Собираем матрешку

  • Играем в лото;

Играем в лото 1,5 года

  • Собираем грибы / ягоды;

Игра Собираем грибы

  • Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, Read)
Одень куклу Игра для ванной

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Развивающие игры для детей 1 года

  • Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Колпачки

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

Катаем машинки по дорогам

  • Рвем бумагу / вату;
  • Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Пересыпаем крупу из кувшина

  • Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);

Накорми Машу

  • Играем со шнуровкой;

Пример шнуровки (Ozon, Лабиринт, My-shop)
игры со шнуровкой

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Кугельбан

  • Возим каталку;

Детские каталки

  • Чистим вареное яичко;

Учимся чистить яичко

  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Игра на развитие мелкой моторики

  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

разворачиваем фольгу

  • Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Развивающий коврик своими руками

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Доска с застежками

  • Играем с сенсорными коробками;

Сенсорная коробка с макаронами

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

Развивающие игры с тестом

  • Лепка из пластилина.

Лепка для детей 1-2 лет

3. Рисование

Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

4. Аппликация

Аппликации и поделки с детьми 1-2 лет

5.Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

Пальчиковые игры для детей от 1 года 9 месяцев

  • Делаем ариткуляционные упражнения;
  • Делаем дыхательные упражнения;
  • Игра «Кто в домике живет?»;
  • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;

6.Чтение книг

Книги для детей от 1 до 2 лет

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА

7. Первые уроки

  • Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;

Учим понятия "Большой-маленький"

  • Изучаем цвета;

Сортировка по цветам

  • Запоминаем названия пальчиков;
  • Изучаем противоположности на реальных предметах (холодный-горячий, пустой-полный, тяжелый-легкий, мягкий-твердый);
  • Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
  • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
  • Изучаем геометрические фигуры;

играем с геометрическим лото

  • Начинаем знакомиться с временами года;
  • Просматриваем карточки Домана или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;

Карточки Домана скачать

8.Первые сюжетные игры

Первые сюжетные игры

9. Музыкальные занятия

  • Слушаем классическую музыку;

Классическая музыка для малышей

  • Играем в простые подвижные музыкальные игры;

Подвижные музыкальные игры

10.Двигательная активность

  • Играем в «полосу препятствий»: наступаем на ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом или натянутой веревкой; перешагиваем кубики или невысоко натянутую веревку; стараемся ходить по узкой полосе (разложенной на полу ленте или приклеенной к полу изоленте);
  • Учимся прыгать за ручки с небольшой высоты;
  • Катаем и бросаем мяч, учимся ловить мяч;
  • Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль;
  • Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);

11.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся регулярно мыть руки перед едой;
  • учимся класть вещи по своим местам после игры;
  • учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.

Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.

На этом буду закругляться. План развития ребенка от 2 лет также будет опубликован, чтобы не пропустить, подписывайтесь на обновления блога: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.  Всегда жду вас на своем блоге и желаю вам интересных и насыщенных будней с малышом!

Кстати, о том, как развивать ребенка в 1 год 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе. 

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. 

Искренне ваша, Яна Разначенко

Готовая программа развивающих занятий для детей

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ НА ВСЕ ВОЗРАСТА

Как приучить ребенка к горшку

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ГОРШКУ?

Пальчиковые игры от 1 года 9 месяцев

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Источник

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки

Подражательные стихотворные игры:

Повышают настроение, 

Позволяют ребенку совершать разнообразные двигательные действия, способствующие физическому развитию; 

Формируют умение имитировать слова стихотворения; 

Развивают эмоции, произвольное внимание, слух, зрение, речевую память, развивают чувство ритма, быстроту реакций; 

Будят творческую фантазию и воображение. 

Мишка косолапый

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки

Мишка косолапый

По лесу идет.

(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)

Шишки собирает,

В корзиночку кладет.

(собираем воображаемые шишки)

Вдруг упала шишка —

Прямо мишке в лоб!

(бьем себя рукой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою — топ.

(топаем ногой)

 

Топаем – хлопаем

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как мишка:

Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем. 

 

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешкиМы ногами топ-топ-топ

Мы ногами топ-топ-топ,

(ходим по комнате и топаем)

А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши, ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем

(топаем по комнате)

И в ладошки ударяем.

(хлопаем в ладоши)

Топ-топ, ножки, топ!

(топаем на месте)

Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!

(хлопаем)

Ай да малыши!

(руки на пояс, кружимся)

Ай да крепыши!

                  (А. Ануфриева)



Застучали ножки

Застучали ножки

(топаем ногами)

По ровненькой дорожке,

Застучали много раз,

Будет весело у нас.

(хлопаем в ладоши)

Кулачком сильнее бей,

(кулачком стучим по ладошке)

Только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком!

(кружимся)



Жил – был зайчик

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки

Жил – был зайчик,

Длинные ушки.

(приставляем ладошки к голове)

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

(прикрываем носик рукой)

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

(прикрываем попу)

И поехал греться

(обнимаем сами себя)

К ребятишкам в гости.

                     (В.Хорол)

СамолетыРазвитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки

Самолеты загудели, вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолеты полетели.

(руки в стороны, бежим по комнате)

На полянку тихо сели,

(приседаем)

Да и снова полетели.

(руки в стороны, снова бежим по комнате) 

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешкиЗайка серенький сидит

Зайка серенький сидит

(приставляем ладошки к голове)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(топаем ногами)

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал!

(пугаемся и разбегаемся по комнате) 

Два жукаНа полянке два жука

(пружинящие движения ногами)

Танцевали гопака:

Правой ножкой топ, топ!

(топаем правой ногой)

Левой ножкой топ, топ!

(топаем левой ногой)

Ручки вверх, вверх, вверх!

(поднимаем руки вверх)

Кто поднимет выше всех?

(тянемся вверх) 

Как на горке Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки

Как на горке — снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой — снег, снег,

(приседаем)

И на елке — снег, снег,

(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой — снег, снег.

(приседаем)

А под снегом спит медведь.

(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь!

(прикладывает палец к губам).

               (И. Токмакова)

Снежинки

С неба падали снежинки,

(пружинящие движения)

Белоснежные пушинки,

Они вертелись, они кружились

(кружимся)

И в сугробы превратились

(садимся на корточки)

Вот такие вот высокие,

(поднимаем руки вверх)

Вот такие вот широкие,

(разводим руки в стороны)

Вот такие вот глубокие,

(присаживаемся на корточки)

Вот такие белобокие

(поглаживаем себя по бокам)

                                                                                       Стрекоза

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки

Вот какая стрекоза,

(показываем размер двумя руками)

Как горошины глаза.

(прикладываем руки к глазам)

Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),

Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),

Ну совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

(поднимаем руки вверх)

Мы летаем низко,

(присаживаемся на корточки)

Мы летаем далеко,

(приставляем к голове руку козырьком)

Мы летаем близко.

(руки в стороны – бегаем по комнате)

Автор-составитель: Дарья Колдина

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев игры и потешки

Источник

в этот период я приоритет, конечно, ставлю на разговорные навыки (расшираем и обогащаем словарный запас), не обделяя, конечно, вниманием и все остальные )))

итак, обо всем по порядку

развиваем познавательную активность, учим:

активно учим новые и повторяем уже выученные цвета: (красный,желтый. синий, зеленый)

пространственные понятия (верх-низ, далеко-близко,впереди-сзади, над-под и т.д.)

обобщенные понятия (животные (всегда, когда рассказываю про животное, например, медведя, рассказываю о его «внешности», повадках, звуках, его еде, и т.д.. произношу слово животное часто. какое ты еще животное знаешь, покажешь, видишь на картинке и т.д. посмотри корова- это тоже животное, но живет дома, а не в лесу.), птицы, мебель, посуда, транспорт и т.д.) тут мы играем в лото бумажное, рядом строим деревянное. у нас деревянные деревья, вода, кусты, пальмы, каждого животного, рассмотрев и поиграв с ним, мы ставим в то место, где он живет или любит находиться…

еще одно важное понятие — форма, я вообще рано начинаю говорить об этих понятиях, но в этот период. с 1,6 до 1,9 твердо «закрепляем» их!!! шар, кубик, брусок — соответственно, тут активно играем в кубики (мягкие (по ним учим цвета, животных, много-мало, и рассказываем чем занимаются животные и птицы на картинках) и жесткие), строим башенки (высокая-низкая), караванчик-дорога (длинная-короткая), много-мало. собираем картинку из 4 кубиков. (начинаю с 1 кубика, показываю как надо находить, соединять картинку, и последнюю вместе находим нужное. поверьте после нескольких занятий ваш ребенок очень легко будет ставить правильную сторону картинки), и только потом усложняйте, пусть собирает 2 кубика, через неделю 3, еще через неделю 4.

не наседайте особо на ребенка, если пропал интерес — уберите кубики.

учим соотносить формы и фигуры — большинство детей обожают сортеры, у нас их 5 штук ))) меняю каждую неделю. чтоб не надоедали.. объемные в виде шара, на спинке у собачки, плоские пластиковые, деревянные и т.д. не обязательно покупать огромные короба, у которых со всех сторон разные развивалки, ребенок отвлекается очень быстро от основного действия.

я вообще люблю полифункциональные игрушки, я уже рассказывала про то, как выбираю игрушки для деток, но вот эти огрооооомнейшие кубы — не понимаю. мы же не хотим вырастить невнимательного и «»поверхностного» ребенка, который будет перескакивать с игры на игру, с книжки на книжку!

учим ориентироваться в 3 величинах: большой средний маленький (тут я очень люблю сортеры-вкладыши,в которых надо подставить все по своему размеру, напрмер от самого маленького утенка до самого большого).

очень нравится заниматься музыкальными вкладышами, рыбалка — супер игрушка, отлично развивает координацию движений.

вот наши игрушки на этот период

, ну и каталки, деревянные и пластиковые )))

много поем и танцуем, в этот период дети уже могу допевать за вами конечные слова и договаривать слова в стишках, пальчиковые игры, разучиваем коротенькие стишки, стишки-загадки, танцевальные песенки-говорилки (на которые ребенок должен совершать какие-либо действия)

например, бам-бам-бам, бью в барабан (показываем ручками как бьем в барабан)

ду-ду-ду, дую в трубу (показываем и дуем в трубочку)

динь-динь-динь, в колокольчик звоню (показываем как звоним в колокольчик)

ля-ля-ля, пляшу и пою (ручки на поясе, поворачиваемся из стороны в стороны)

у нас таких песенно-танцевальных упражнений очень много и для дома и для улицы (опять же в черновике у меня всё пополняю постепенно и скоро выложу отдельный пост ))))

учим контуры

Лизе даю сложные задания с контурами, а Семену простые, типа — угадай кто это?

лото это наша страсть. как и Лиза, Семен просто обожает играть в лото, их у нас штук 25, наверное. овощи-фрукты, животные, предметы, игрушки для самых маленьких, профессии, птицы, формы и цвета и т.д. для Лизы уже с алфавитами и цифрами..

сначала знакомила его с одним лото. давала 1-2 картинки, рассказывала про рисунок (в течение дня несколько раз показывала ему картинку, показывала, где она хранится), потом уже 2 картинки (начинаю с новой, и только потом достаем «знакомую»). за неделю доводим знакомство до 6 картинок, и уже учим потом сопоставлять рисунок с картинкой.

пазлы!!!! очень нравятся пазлы издательства ДРОФА, например, ПТИЦЫ (овощи-фрукты). сделаны из толстого прочного картона, картинки великолепные. 10 птиц. разделены на 2-3-4 деталей, легко собираются, красочные, очень советую.

если нет покупных толстых и прочных 4-10 детальных, то нарезаем картинки их картона или журнала.

теперь когда продолжаем учить фрукты-овощи, учим и их характеристики. несколько раз спрашивам и сами отвечаем..

посмотри это яблоко (повтори с мамой яяяяблоко, ребенку легче выделить или начальный или конечный слог в этот период развития), оно зеленое, Семен, какое яблоко? зелёёёёное… скажи яяяяяблоко… зелёёёёёное.

через несколько дней будете показывать на картинке яблоко и спрашивать, ваш малыш будет мычать вашей же интонацией и повторять звуки

застежки-замочки. тоже отличный инструмент для занятий и развития мелкой моторики

рисование — учим рисовать линии, круги. карандаши, пальчиковые краски, соленое тесто, масса для лепки, пластилин (учим отщипывать маленькие кусочки и приклеивать на доску(лист аппликацию)

лего — пока играем в крупные детали, учим строить башни. дорогу, стол, стул… учим играть игрушками, ролевые игры — пупс едет на автомобиле, куколка спит в кроватке и т.п.

социальные эмоции

тут активно используем мимику. очень важна артикуляция! т.к. в это время ребенок начинает активно говорить и повторять слова, слоги, старайтесь произносить слова четко, произнося практически каждый звук. обратите внимание, что дети чаще смотрят на рот говорящего, а не на другие части лица. часто использую эмоционально окрашенные возгласы ))) (ах, ой, бах!!!)

учимся «играть в игрушки», тут уже видно, что ребенку доставляет удовлетворение игра с любимыми игрушками, как фон ставлю музыку, детские песенки (под которые охотно танцуем, когда узнают знакомую песенку, тоже заметен блеск в глазках ))) узнает, выражает радостные эмоции,

слушаем аудиосказки. любим аудио и музыкальные книжки (сказки со звуками животных и т.п.)

про мультфильмы. я пока не даю смотреть длительные мульты, у нас пока ооочень короткие

«Далеко-далеко на лугу пасутся ко-«, «Мы делили апельсин», «Антошка» и др.

развивая речь, учим:

уже писала выше.

ребенок должен понимать несложный сюжет на картинке и уметь «отвечать» на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ПОКАЖИ… КАК ОН МЫЧИТ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

наблюдать за действиями театральных актеров — театральных кукол, или пальчиковых кукол. (мы попробовали сходить в кукольный спектакль ))) просто заворожен был)

понимать и выполнять «поручения»: подойди, пожалуйста, ко мне и принеси машину…

учим ориентироваться в пространстве: комната, кухня, ванная комната, балкон, дверь…

навыки в быту

учим кушать самостоятельно (частично), одеваться-раздеваться (частично), утренний туалет (мыть личико, руки, чистить зубы), контролировать физиологические потребности, проситься на горшок (тут все индивидуально для каждого ребенка, но стремимся к совершенству ))))

физическая активность

мяч — учим не только катать, пинать, подбрасывать вверх, но и забрасывать в коробку)))

бегать прыгать, скатываться с горки, перешагивать через препятствия, ходить по линиям, брускам, скамеечке, подниматься-спускаться со ступенек

Источник