Развитие ребенка сидеть ползать стоять
Жизнь молодых родителей полна ожиданий: первой улыбки, первого зубика, первого слова, первого шага. И нередко мамы стараются приложить все усилия для того, чтобы то или иное событие произошло как можно быстрее. Но стоит ли торопиться?
С каждым месяцем кроха развивается все активнее, приобретая важные умения и навыки. И гораздо правильнее будет помочь ему закрепить их и развить как можно лучше, а не постоянно стимулировать к «покорению новой вершины», не давая укрепиться на только что «покоренной».
Во сколько месяцев мальчики и девочки начинают ползать?
Все малыши разные и начинают ползать в разное время: мальчики обычно позже девочек. Как правило, все младенцы осваивают этот навык в 5-7 месяцев. Упитанные дети обычно чуть ленивее своих сверстников, они начинают ползать в 7-8 месяцев. Худенькие наоборот могут научиться ползать раньше.
Важность ползания
Один из самых важных этапов двигательного развития ребенка — ползание. Данный этап обязателен для каждого малыша, поскольку, как считают физиологи и неврологи, именно ползание является наиболее важным средством развития нервной системы крохи, а вовсе не первые шаги, как полагает множество мам.
Кроме того важность данного навыка обусловлена рядом факторов:
— необходимость освоения нижнего поля зрения;
— правильная координация действий верхней и нижней части туловища;
— попеременное включение обоих полушарий головного мозга;
— совершенствование зрительного восприятия;
— совершенствование тактильной чувствительности;
— формирование пространственных представлений о собственном теле;
— восприятие соотношения окружающей среды и тела;
— ориентация в пространстве;
— закладка предпосылок для освоения речи, грамматики, чтения, письма.
Пропуская важный этап ползания, ребенок лишается и важного этапа развития мозга: полного и всестороннего освоения пространственных связей и восприятия пространства в целом.
Что сначала, сидеть или ползти
Часто родители задаются этим вопросом. Какая последовательность развития навыков?
Что ребенок должен научиться делать сначала: сидеть или ползать. У всех малышей это происходит по разному.
Чаще сначала учатся на четвереньках стоять, раскачиваться, потом присаживаются, позже уже ползают.
Как поддержать младенца в стремлении держать головку. Рекомендации специалистов.
Ползание: готовимся поэтапно
Ползание – довольно непростой процесс, к которому малыш должен хорошо подготовить все группы мышц и пройти несколько важных этапов:
1)Держим головку. Этот навык появляется в возрасте двух-трех месяцев, когда кроха приподнимает ее, лежа на животике. Данное умение можно считать отправной точкой для формирования вертикальной оси тела – метаморфозы, во время которой лежащий в кроватке малыш к своему первому Дню рождения станет уверенно стоять на ножках и ходить.
2)Опираемся на ручки. Данный навык возникает наряду с удерживанием головки: лежа на животике, малыш опирается на локотки, а к четырехмесячному возрасту – на раскрытые ладошки. Именно он необходим для удержания веса тела крохи на одной руке во время освоения поворотов, сидения и ползания.
3)Переворачиваемся. К возрасту пяти месяцев кроха уже активно вертится: вокруг себя, лежа на кроватке, со спины на животик и обратно. Наконец маленький человечек способен передвигаться в пространстве, желая завладеть яркой игрушкой.
4)Стоим на четвереньках и раскачиваемся. Кроха так стремится вперед! Опираясь на ладошки и коленки он старается двигаться быстрее, но из за «непослушных» мышц у него выходят лишь качательные движения на одном месте.
5)Ползем! Малыш скоординировал движения, подался вперед и упорно движется к новому и неизведанному. Мышцы получают необходимую нагрузку, правильно формируется скелет, нервная система активно развивается. Данный навык возникает у малышей в возрасте семи-девяти месяцев, но может установиться и в более позднем возрасте.
Учимся ползать вместе!
Для того чтобы малыш легко освоил навыки ползания, ближе к шестимесячному возрасту основным местом его нахождения должен стать пол.
Не манеж, кроватка или диван, а именно твердая поверхность станет отличным плацдармом для полноценной двигательной активности юного исследователя.
Но прежде, чем выпускать кроху в «свободное плавание», стоит провести ряд предупредительных мероприятий:
— вымойте и насухо вытрите поверхность;
— обследуйте ее: она должна быть не холодной, ровной, без выемок и заноз;
— если пол накрыт ковролином, убедитесь, что он не скользит;
— уберите все мелкие детали и опасные предметы с пола и поверхностей на уровне роста ребенка (шторы поднимите, провода спрячьте, цветы унесите в другую комнату, розетки обезопасьте заглушками, острые углы – специальными силиконовыми насадками, ящички и дверцы перевяжите веревками).
После того, как пространство стало безопасным, разложите на полу разнообразные яркие игрушки и пустите кроху в захватывающее путешествие!
А еще лучше учить ребенка на собственном примере – пристройтесь рядом и покажите ему простой способ передвижения.
А если не ползет?
В основном все детки, рано или поздно, начинают передвигаться ползком. Но есть и такие маленькие «лентяюшки», которые предпочитают спокойно ждать, пока им принесут желаемую игрушку, а не добираться до нее самим. Что же делать тогда?
Если младенец не хочет (или не может) поползти, попробуйте ему помочь:
— положите ребенка на животик на пол;
— перед ним (на таком расстоянии чтобы мог едва дотянуться) поставьте новую яркую игрушку;
— подставьте ладонь под ножки так, чтобы он мог оттолкнуться от нее;
— слегка подтолкните кроху вперед.
Разговаривайте с ним, подбадривайте, побуждайте взять игрушку, рассказывая о том, какая она красивая, интересная и т.д.
Существуют и упражнения, которые помогают малышу освоить движения, необходимые для ползания:
-уложив кроху на животик, подвесьте яркую погремушку чуть выше его головки: это заставит малыша напрячь верх туловища и оторвать одну ручку от поверхности;
-сделайте валик из небольшого одеяла и положите крохе под грудь (головка и ручки свисают, ножки и животик на диване). Разложите перед ним погремушки: малыш будет брать их обеими ручками, вертеть головкой, что станет отличной тренировкой вестибулярного аппарата;
-для того чтобы помочь ребенку встать на четвереньки, скатайте небольшую подушечку и положите ее под грудку и животик крохи так, чтобы ручки и ножки спадали с обеих сторон;
-положите на пол высокий матрас поместите кроху так, чтобы его грудка и ручки были на матрасе, а ножки – на коленках на полу. Затем потихоньку двигайте матрас к себе с противоположной стороны: это поможет крохе научиться передвигаться на коленках.
Когда обращаться к врачу?
Важно помнить, что для предупреждения неприятных последствий и корректировки возможных нарушений в развитии ребенка следует вовремя обратиться к специалисту.
Поводом записаться на прием могут стать случаи, когда:
— к девяти месяцам кроха не предпринял попыток поползти;
— не передвигается вперед, не поднимается на ручках;
— после десяти месяцев ребенок ползает только лишь на животе, поднимаясь только на одну ручку или не поднимаясь вообще.
В таких случаях консультация педиатра, невролога и ортопеда поможет решить проблему и позволит вашему малышу всесторонне и полноценно развиваться дальше день за днем.
Источник
Ползание – важный этап в жизни младенца, подготавливающий опорно-двигательную систему к последующим нагрузкам при ходьбе. Большинство детей осваивают этот навык самостоятельно. Но если у малыша возникают проблемы с передвижением, ему не обойтись без помощи родителей. Для этого мамам и папам потребуется разобраться в вопросе о том, как научить ребенка ползать.
Польза ползания
Для маленького человека очень важно прохождение всех этапов роста, запланированных природой. Это обеспечивает нормальное развитие важнейших систем организма. Возраст перехода к следующему периоду и продолжительность прохождения каждого зависят от индивидуальных особенностей малыша, главное – сохранение последовательности. Пропуск какого-либо из этапов может отрицательно сказаться на дальнейшем физическом и психологическом развитии ребенка.
Специалисты считают, что процесс ползания необходим малышам и оказывает положительное влияние на организм:
- тренирует руки и укрепляет мышечную систему младенца;
- развивает чувство баланса и равновесия, укрепляет вестибулярный аппарат;
- укрепляет позвоночник, формируя правильную осанку;
- развивает координацию движений нижней и верхней половины тела;
- формирует представление о схеме собственного тела;
- устанавливает межполушарное взаимодействие головного мозга, включая поочередно правое и левое полушария, что снижает риск нарушения процессов чтения и письма в дальнейшем;
- способствует изучению окружающего мира;
- учит фокусировать взгляд на том же расстоянии, на котором обычно пишут, читают, рисуют;
- формирует начальные навыки ориентации в пространстве, необходимые позже для успешного обучения письму, геометрии, ориентации во времени;
- развивает мелкую моторику, стимулируя ловкость рук;
- совершенствует тактильные ощущения, заменяя массаж ладошек и способствуя снижению мышечного тонуса.
Когда ребенок начинает ползать
Не существует единого шаблона, по которому должны развиваться все дети без исключения. Есть лишь усредненные данные, примерно определяющие возрастные рамки, когда малыш способен освоить тот или иной навык.
В среднем ребенок начинает ползать в период с 6 до 9 месяцев, обычно после того, как он научился уверенно сидеть. Ведь из положения сидя гораздо удобнее вставать на четвереньки. Но первые попытки ползания могут быть предприняты крохой уже в возрасте 5 месяцев. Некоторые малыши к 6-7 месяцам активно передвигаются ползком, другие не делают попыток месяцев до 8. Это зависит от целого ряда факторов.
- Развитие опорно-двигательного аппарата. Ребенок не сможет ползать, пока у него недостаточно укреплены мышцы рук и спины. Для этого необходимо выполнять с ребенком различные комплексы упражнений. Кроме того, для малыша лучшая гимнастика – когда он поочередно или одновременно поднимает ручки и ножки, лежа на животе. Дети, которых часто кладут на живот, обычно с удовольствием занимаются такой зарядкой.
- Общее состояние здоровья малыша. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (например, ортопедические), процесс ползания может оказаться ему не по силам.
- Рождение раньше срока. Недоношенные дети часто отстают в развитии и начинают ползать гораздо позже своих сверстников. Это может произойти примерно в 10 месяцев.
- Уровень развития нервной системы. Освоение принципа перемещения тела в пространстве во время ползания является результатом напряженной работы головного мозга. Нервная система ребенка должна быть готова к такой нагрузке.
- Особенности телосложения. Детям с плотным телосложением ползать тяжелее, чем худеньким малышам, из-за большего веса им труднее удерживать свое тело в нужном положении.
- Индивидуальные особенности. Каждый ребенок познает окружающий мир в собственном ритме. Активные и предпочитающие тактильные ощущения малыши начинают ползать раньше. Более спокойные и склонные к наблюдению младенцы могут поползти позже.
- Гиперопека со стороны родителей. Если родители слишком опекают свое чадо, у ребенка может не возникнуть потребности в ползании. Ему нет необходимости тянуться, чтобы что-либо достать, ведь мама подаст все, что он захочет, и принесет все, к чему малыш проявляет интерес.
- Пол ребенка. Как правило, девочки опережают мальчиков на некоторых этапах развития, поэтому ползать они часто начинают раньше.
Стимулирование ползания
Для более раннего стремления к ползанию необходимы благоприятные условия, которые могут обеспечить малышу родители. Для этого с ребенком нужно заниматься, начиная с рождения: делать гимнастику, чаще класть кроху на животик. К 4 месяцам суммарное время, отведенное для физических упражнений, должно составлять не менее 30 минут в день.
Отличным стимулятором физического развития ребенка является массаж. Конечно, кроха и без него научится рано или поздно сидеть, ползать и ходить. Но массаж, особенно профессиональный, способен ускорить эти процессы, укрепляя и оздоравливая организм малыша.
Если ребенку уже исполнилось 7 месяцев, а он еще не делает ни малейших попыток передвигаться самостоятельно, можно помочь ему, создавая необходимые условия и выполняя с ним комплексы упражнений для активного движения.
Оптимальные условия
Свободное пространство. Ребенку необходим простор, чтобы он мог свободно перемещаться. Если его пространство ограничено кроваткой или манежем, ползать он может и не начать. Кровать или диван будут небезопасны для обучения навыку ползания. Отвернувшись даже на пару секунд, мама рискует обнаружить кроху на полу.
Манеж очень удобен в некоторых случаях, например, если маме нужно отлучиться ненадолго в другую комнату или на кухню. Но злоупотреблять его использованием, ограничивая пространство малыша, не стоит. Для нормального развития крохе необходимо постоянно изучать окружающий мир.
Подходящая поверхность. Лучшим вариантом для ползания является пол. На него можно постелить покрывало или плед, накрыв сверху простыней. Так поверхность будет достаточно твердой, но при этом комфортной и безопасной, если вдруг ручка малыша подвернется и он ударится лбом. Также можно постелить на пол туристический коврик.
Отсутствие сквозняков. Нужно убедиться, что в квартире нет сквозняков. Холодный воздух, который опускается вниз, где будет находиться малыш, может стать причиной простудных заболеваний.
Безопасная среда. Прежде чем пустить ребенка на пол, взрослым следует осмотреть окружающее пространство с точки зрения своего чада в прямом смысле. Для этого нужно опуститься на четвереньки или лечь на пол и оглядеться. Место может считаться безопасным, если:
- надеты накладки на острые углы;
- мебель надежно закреплена;
- убраны провода и сетевые удлинители;
- поставлены заглушки в розетки;
- шторы не свисают до пола;
- пол чистый;
- убраны все мелкие, бьющиеся и острые предметы, до которых малыш может дотянуться;
- при наличии домашних питомцев убраны миски с кормом и лотки с наполнителем.
Удобная одежда. Для ползания подойдет легкая одежда, которая не будет сковывать движений ребенка. Например, футболка с коротким рукавом и шорты. Колени лучше оставить открытыми, так малышу будет удобнее на них опираться.
Упражнения для освоения навыка ползания
До того как начать обучение ребенка ползанию с помощью специальных упражнений, родителям необходимо получить консультацию врача. Может оказаться, что нежелание малыша осваивать полезный навык вызвано проблемами со здоровьем, такими как повышенный или пониженный мышечный тонус, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата. В этом случае упражнения вместо пользы могут ухудшить состояние ребенка. Специалист поставит правильный диагноз и назначит комплексную терапию. Если же никаких отклонений в развитии не выявлено, можно приступать к занятиям.
Начальный комплекс
- Для уверенного передвижения ползком малыш должен опираться на полностью раскрытые ладони. В этом поможет использование фитбола. Малыша кладут животом на мяч, крепко придерживая за ножки. Продвигая мяч вперед, кроху медленно и осторожно наклоняют головой вниз. Как только ручки ребенка достанут пола, кроха тут же раскроет ладони, чтобы опереться.
- Для развития коленных суставов и стимулирования отталкивания подойдет следующее упражнение на фитболе: малыша положить на мяч животом вниз, придерживая одной рукой за спину. Другой рукой поочередно сгибать ножки ребенка так, чтобы он упирался ступней в ладонь взрослого. Через некоторое время кроха сам начнет отталкиваться ножками, слегка продвигая мяч вперед.
Укрепление плечевого пояса
Бывает, что ребенок не ползает из-за того, что у него слишком слабые руки. Это можно исправить с помощью специальных физических упражнений, направленных на развитие определенной группы мышц.
- Самых маленьких полезно приподнимать за ручки, при этом малышу будет удобно держаться за деревянную палочку или пальцы взрослого. Можно аккуратно покачать ребенка вперед-назад.
- Малыша, уверенно держащего головку (обычно это бывает к 3-4 месяцам), можно положить на живот, подложив под грудь небольшой валик (например, свернуть одеяло). В таком положении крохе будет удобно брать игрушки, так как ему не приходится опираться на руки. Это упражнение способствует укреплению мышцы спины, а также развивает вестибулярный аппарат.
- В полгода ребенок уже способен приподниматься на руках, лежа на животе. Ему важно научиться брать игрушку одной рукой, перенося вес на другую. Для освоения этого навыка можно положить ребенка на живот, подвесив перед ним яркую игрушку на небольшой высоте, чтобы ему пришлось тянуться к интересному предмету.
- С ребенком, которому исполнилось 8 месяцев, полезно выполнять еще одно упражнение для укрепления ручек: положить малыша на живот и, аккуратно приподняв за ножки, чуть подтолкнуть вперед. Ребенок, опираясь на руки, начнет перебирать ими по полу. Нужно соблюдать осторожность, не толкать слишком сильно, чтобы малыш не ударился головой об пол.
Малыш не хочет ползать: как заинтересовать
Бывает, что физически ребенок готов к ползанию, никаких проблем со здоровьем нет, все условия созданы, но кроха упорно отказывается учиться передвигаться самостоятельно. Тогда родителям придется проявить упорство, чтобы заинтересовать своего «ленивого» малыша и побудить его к движению.
Наклонная плоскость. Ребенка легче будет научить ползать на поверхности, которая имеет небольшой угол наклона. Для этого подойдет широкая доска. Можно обить ее каким-либо материалом, достаточно гладким, чтобы не повредить кожу малыша, но при этом не скользким. Доску укладывают слегка под наклоном, прочно закрепив. Ребенка кладут на живот в верхней части, постоянно придерживая и подстраховывая во время спуска.
Достать игрушки. Взять яркую игрушку (лучше новую либо ту, которая сильно интересует малыша), отодвинуть ее от лежащего на животе ребенка так, чтобы она была у крохи перед глазами, но достать ее он не мог. Желанный предмет будет отличным стимулом для движения вперед. По мере того как ребенок продвигается, игрушку можно отодвинуть еще. Но после того, когда малыш немного проползет, игрушку ему нужно отдать, иначе он потеряет к ней всякий интерес.
Можно разложить несколько предметов (игрушек) на различном расстоянии. Их не должно быть слишком много, 3-5 будет достаточно, чтобы внимание малыша не рассеивалось. Раскладывать игрушки нужно так, чтобы какие-то из них ребенок мог достать, поворачиваясь на месте, а другие – продвинувшись вперед. Наибольший интерес у детей обычно вызывают музыкальные и двигающиеся игрушки, а также домашние питомцы. Но последних не всегда можно уговорить сидеть на месте, наблюдая за подползающим с неизвестными целями младенцем.
Совместное ползание. Если игрушки и прочие предметы не заинтересовали маленького исследователя и не вызвали у него желания ползти, придется взрослым самим встать на четвереньки. Малыш будет в восторге, если мама с папой покажут ему, как интересно и весело ползать всем вместе. Можно помочь малышу, передвигая поочередно его ручки и ножки.
Хорошо, если у ребенка есть возможность понаблюдать за другими активно ползающими сверстниками. Желание подражать может побудить кроху повторить движения за другими детьми и попробовать ползти.
Ползание способствует правильному психологическому и физиологическому развитию ребенка. Не следует пропускать этот важный этап, пытаясь сразу поставить малыша на ноги и обучая ходьбе. Родителям не нужно пытаться опередить время, лучше просто помочь крохе реализовать свои возможности. Главное – постараться пробудить интерес к движению, создавая для этого все условия.
Источник