Развитие ребенка с рождения до взрослого

Некоторые принципы, о которых мы поговорим в этой статье, могут показаться вам очевидными, и вы уже интуитивно применяете их в своей жизни. Но ведь всегда приятно узнать, что ты и сам делаешь все правильно. Знания, что именно такие методы развивают ребенка, а не показывание карточек с точками (и другие широко рекламируемые бездоказательные способы), сберегут ваши нервы и прибавят уверенности вашим действиям. В этой статье, мы поговорим о ребенке с рождения до момента, как он научится ходить. В среднем это происходит в возрасте около года. Если ваш ребенок уже научился ходить, то вам подойдет статья про развитие от 1 до 3 лет.

Благодаря чему развивается ребенок с рождения до года? Что оказывает на него влияние и как ему задействовать свой потенциал? На все это существует лишь один ответ — родители и окружающая обстановка. Результат всей будущей жизни ребенка, лежит на действиях родителей и той среды, которую они создают. Основной постулат, который мы всегда должны помнить — каждое наше действие (даже напрямую не направленное на ребенка), отражается в нем и усваивается им. Ребенок после рождения неосознанно усваивает главное – тот, кто меня кормит, является проводником в этот мир, он дает мне пищу и защиту, а значит, он обладает эффективной моделью поведения для выживания, которою я должен перенять. Поэтому ваш ребенок будет отражением вас, ваших действий и вашего отношения к нему. Каждое действие и слово, каждый взгляд родителя, активирует все сознание ребенка, и он полностью воспринимает, обрабатывает и учится тому, что видит, слышит и чувствует.

Два первых принципа для развития младенца:

1. Создайте безопасную среду и спокойное окружение.

2. Минимизируйте постоянный стресс в жизни ребенка.

Развитие ребенка и познание им мира, происходит только тогда, когда он не чувствует опасности, когда окружающий мир для него безопасен. Если же ребенок испытывает стресс (при стрессе высвобождается гормон кортизол, который тормозит развитие мозга), его развитие замедляется, а обучение останавливается, активность восприятия мира сменяется защитой от него. Ресурсы для роста и развития, расходуются на сохранение энергии и на подготовку к защите от этого мира. У ребенка не должно быть стресса и страха из-за родителей и близких, а также из-за условий, в которых он живет. Стресс вызывают такие факторы как: ругань, холодные отношения в семье и к ребенку, пренебрежение потребностями ребенка (игнорирование плача, смены подгузников и пр.), постоянная смена обстановки, шум мешающий ребенку, навязчивые люди, неадекватные действия по отношению к нему и т.д. Все это не дает ребенку возможности находиться в спокойной и предсказуемой среде, которая так важна для развития. Поэтому важно создать и поддерживать благоприятную, спокойную обстановку, как в доме, так и в отношениях между членами семьи. Ребенок должен чувствовать от взрослых любовь, знать, что они всегда придут на помощь, а не оставят его одного.

Когда вы создали безопасную среду и минимизировали стресс в жизни ребенка, переходите к следующему:

3. Создайте теплые и крепкие отношения с ребенком, из которых сложиться доверие.

4. Реагируйте на плач ребенка, а не оставляйте его одного.

В первые 1–2 месяца после рождения, ребенок еще не готов активно встречать мир. Ему требуется время для адаптации после утробы матери к новой среде. Это период «донашивания». Не удивляйтесь, что ребенок проводит большую часть времени во сне, и удовлетворив свои физиологические потребности, засыпает дальше. С каждым днем время его бодрствования постепенно увеличивается, и он все активнее готов взаимодействовать с вами. Смотрите в глаза ребенку, улыбайтесь ему, говорите успокаивающим голосом. Если ребенок отвернулся от вас, в этом нет ничего страшного. Младенцы часто устают и нуждаются в отдыхе, когда взаимодействуют с взрослыми.

Главная задача родителя после рождения ребенка, выстроить с ним доверительные отношения, чтобы ребенок знал, что вы его любите, что вы всегда рядом и всегда придете к нему на помощь (покормить, защитить, успокоить и пр.). Через ваше отношение к ребенку, у него должно сформироваться доверие и ко всему остальному миру. Чтобы он чувствовал, что мир готов его принять. Тогда его развитие идет максимально активно.

Как достичь доверия и крепкой связи? Поддерживайте с ребенком теплые отношения, наполненные любовью и лаской, гладьте его, прижимайте к телу, улыбайтесь ему, а также не игнорируйте его плач-просьбы. Незамедлительная реакция на плач, дает ребенку ощущение безопасности и говорит ему о том, что все хорошо и можно пустить силы на развитие, а не на сохранение и защиту. Все прошлые миллионы лет, младенец всегда находился рядом с телом матери (на руках или в подобие слинга). И лишь только в последние века, родители начали оставлять ребенка одного в кроватке. Но ребенок остается таким же, как и сотни тысяч лет назад — он хочет, чтобы мама всегда была рядом с ним. Поэтому когда родители сразу реагируют на плач, это ускоряет развитие ребенка и он начинает раньше переходить к общению: гулить, вступать в зрительный контакт, показывать ручкой, лепетать и т.д. Все это способствует развитию коммуникации и интеллекта.

5. Веселитесь с ребенком, имитируйте его мимику, движения и звуки.

В первые месяцы ребенок не понимает слов, но хорошо разбирается в вашем настроении. Он различает, когда вы радостны и довольны, а когда грустны и встревожены. Поэтому старайтесь поддерживать хорошее настроение, ведь ребенку свойственно его перенимать. А так же почаще веселитесь с ребенком! Стройте гримасы, высовывайте язык, копируйте ребенка, преувеличивайте его мимику, но помните, что в первые два месяца он хорошо видит только на расстояние 25 см., поэтому приблизьтесь к нему. Такие действия не страшны для ребенка, а наоборот, он их очень любит и радуется им.

Ребенку нравиться, когда его имитируют, подражают его действиям, это помогает ему лучше осознать себя и развить собственные навыки. Повторяйте его звуки, мимику, движения, и тогда ребенок будет проявлять их более активно и пытаться изобразить новые. Попробуйте немного достроить к его имитации свое действие и посмотрите, повторит ли его ребенок. Например, к открытию рта добавьте высовывание языка, но делайте это медленно, повторяя раз за разом несколько раз в минуту, не забывайте и предоставить ребенку время для повторения. Младенец дольше и охотнее обучается с тем, кто подражает его поведению, чем с тем, кто просто контактирует с ним.

6. Постоянно разговаривайте с ребенком.

Ребенок живет в мире людей, основу которого составляет речь. Речь связана с интеллектом и обеспечивает коммуникацию, которая необходима для познания мира и выживания в нем. Продолжительные исследования американских ученых показали, что интеллектуальный уровень развития ребенка, зависит, прежде всего, от разговоров с ним. То насколько часто и разнообразно вы говорите с ребенком, используете объяснения или приказы, похвалу или порицание. Без общения мозг ребенка не задействуется должным образом и период до трех лет единственное «окно возможностей», которое если не использовать, невозможно будет наверстать. После трех лет ребенок просто не способен будет овладеть речью на приемлемом уровне, так как отделы мозга уже будут сформированы по другому принципу. Вред от недостатка общения, сравним с недостаточным питанием и сенсорной депривацией младенца. Общение с ребенком это фон, который всегда должен присутствовать в его развитии и в ваших с ним отношениях.

Для эффективного общения и развития, необходимо придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Постоянно разговаривайте с ребенком. С самого рождения лучше использовать короткие предложения. Так ребенок научается понимать каждое слово и его значение.
  • Со временем начинайте использовать все больше разнообразных слов. Описывайте то, что видит ребенок, какое оно цветное, красивое, вкусное, какая у него форма, какое оно приятное на ощупь и т.п. Указывая и показывая предметы, называйте их и действия, что производите с ними.
  • Общение должно быть позитивно окрашено. Ребенок должен получать положительные эмоции от общения и видеть, что оно вам нравится. Используйте юмор. Это отличное средство, которое любят наблюдать дети (даже не понимая) и производить взрослые.
  • Не бойтесь использовать «детский лепет» в общение с ребенком. «Сюсюканье», повышает тональность речи, что позволяет ребенку до 2 лет эффективнее и быстрее усваивать язык и развивать речевые навыки. Также ребенок лучше фокусируется, так как понимает, что данная речь обращена именно к нему. Существует миф, что если говорить так с ребенком, то это останется у него на всю жизнь, но исследования доказывают — к 3 годам такой стиль общения полностью исчезает из жизни ребенка, оставляя после себя только позитивный эффект для речи и интеллекта ребенка.
  • Избегайте приказов, запретов, порицания, механических фраз: «садись», «ешь», «спи» и т.п.
  • Вместо этого, чаще одобряйте (словесно) действия ребенка и поддерживайте его.

Но не забывайте, что ребенок может устать от общения с вами, тогда он просто отвернет головку — дайте ему отдохнуть.

7. Внимательно слушайте ребенка.

Ребенок такой же человек, как и вы. Он непременно захочет выразить себя, пытаясь ответить на ваши слова и действия с ним, таким образом, заговорив с вами. Сначала он будет делать это при помощи мимики, звуков, направленного взгляда, жестов, затем появится улыбка и гуканье. Со временем появится лепет и лишь потом первые слова. Ребенок будет отвечать, подавая всеми доступными для него способами, что ему нравиться, а что нет, что ему интересно, чего он хочет. Важно, что ваши реакции на действия ребенка определяют, насколько эффективно он будет развиваться, сможет ли он выстроить когнитивную схему — «Я могу влиять на мир, и он мне отвечает».

8. Развивайте диалог.

Эффективность обучения растет с вовлеченностью ребенка. Поэтому в общение придерживайтесь диалога, побуждайте ребенка отвечать вам. Обратная связь лучший способ научиться, ведь язык можно освоить, только используя его. Побуждайте ребенка отвечать тем способом, который он уже усвоил — жесты, гуленье, лепет. Оставляйте время после своих фраз, чтобы он успел ответить. Придерживайтесь определенного ритма, так ребенку легче понять, что вы выстраиваете диалог. И побуждайте его своим взглядом и мимикой к ответным действиям, тогда будете говорить не только вы, но и ваш малыш. Вы выстроите с ним настоящий диалог двух разумных существ!

9. Привлекайте к общению другого взрослого.

В жизни ребенка есть не только мама, но и папа, и другие близкие родственники. И младенец готов взаимодействовать не только с одним из взрослых, но и с двумя сразу. Пригласите другого родителя (родственника) и общайтесь между собой, ребенку интересно наблюдать и узнавать, как взаимодействуют между собой взрослые, он также со временем попытается включиться в ваш разговор. Ребенок должен наблюдать, как выстраивают свой диалог взрослые, тогда он быстрее сможет усвоить устройство диалога.

10. Носите ребенка на руках или в слинге, чтобы он больше видел мир. Больше гуляйте.

Когда ребенок немного подрастет и начнет держать головку, он уже не захочет постоянно лежать на одном месте, у него будет возможность активно изучать мир вокруг. Выходом для него станет слинг, из которого он будет смотреть на куда более разнообразный мир, чем из коляски или находясь дома. Находясь внутри привычной коляски, он может смотреть на: коляску, на небо, деревья и на вас. В слинге он будет видеть почти все то же что и вы. Он будет самостоятельно искать интересное, а точнее, на чем именно, из всего такого интересного задержать взгляд. Все это не пройдет для ребенка зря, он обогатит свое представление о мире и объектах существующих в нем. Дети наиболее внимательны в вертикальном и полувертикальном положение, чем лежа. Лежание же напоминает им сон. Также ношение ребенка у тела обеспечивает более близкий и теплый контакт, который укрепляет доверие между вами. Большое значение на ребенка оказывает родитель, что он видит и показывает ли это ребенку. Со временем, используйте прогулочную коляску, чтобы ребенок видел мир перед собой.

11. Показывайте и объясняйте ребенку.

Для ребенка важно не только увидеть новое и интересное, но и понять это. Когда вы носите ребенка, он начинает протягивать ручку к интересующим его предметам. Подойдите к этому предмету, пускай ребенок его потрогает, поизучает, ведь это самый лучший опыт и способ познания. Потом подойдите к другому предмету, и так пока ребенок не насытит свой познавательный голод, который так силен у детей. И не забывайте говорить в этот же момент про эти вещи: их названия, описывайте их формы, цвет, что эти вещи делают и т.д.

Когда ребенок еще лежит в кроватке и не держит в руках предметы, то вы можете подносить к нему их и демонстрировать — показывайте и описывайте какие они разные по форме, по текстуре, по звуку, цвету и т.д. Показывайте и объясняйте, как их можно ударять, тереть друг об друга, заставлять издавать звуки и т.п.

Когда ребенок начнет использовать ручки, а потом и сидеть, продолжите такие демонстрации. Ведь он очень захочет делать с ними то же самое, и чтобы вы в это время были рядом! Показывайте, как действовать с ними, чего можно добиться, делая сначала одно, потом другое. Все это оказывает сильный положительный эффект, как на развитие моторики, так и на интеллект ребенка.

12. Двигайтесь и стимулируйте движения (подбадривайте, радуйтесь успехам, показывайте пример).

Младенцу, чтобы из стадии «лежачего комочка» добраться до стадии ходьбы, требуется в среднем около года. И за этот год ребенок научается основным движениям: держать головку, использовать руки и ноги для захвата, сидеть, ползать, стоять. Все эти движения подготавливают овладение более сложными моторными навыками и обеспечивают когнитивное развитие. В первые годы жизни, ребенок учиться не просто действовать с игрушками, он постигает простейшие законы физического мира — гравитацию, когда выкидывает игрушку из кроватки, инерцию, когда бьет одну игрушку о другую и т.д. Когда, например, он начинает впервые вставать, он развивает самостоятельность и упорство, чувствуя гордость за свои новые способности. Поэтому активность необходима не только для овладения моторными навыками, но и для развития всех остальных компонентов личности ребенка.

Дети не научатся забираться по лестнице, если не будут пытаться этого делать. Они не смогут бросать мяч, если не будут в этом практиковаться. Дети, которым не удается проявить свою активность в полной мере, в силу различных причин (запреты родителей, постоянное нахождение в манеже, скудность и однообразность игрушек, отсутствие людей для подражания и пр.), развитие двигательных навыков может проходить замедленно. Поэтому целью родителей, является всевозможная поддержка и стимуляция движений ребенка:

  • Подбадривайте. Когда ребенок делает первые попытки сидеть, ползать, вставать и т.д., родителю нужно подбадривать ребенка, говорить ему какой он молодец, как хорошо у него получается, «Давай еще разок» и т.п. Так у ребенка будет куда больше мотивации продолжать упражняться в овладение новыми навыками.
  • Стимулируйте овладеть новыми навыками. Например, когда ребенок сидит, положите перед ним мягкую игрушку, или протяните ручки, тогда он захочет достать ее и будет пытаться добраться до нее, вырабатывая навыки, необходимые для ползанья. Но не давите на ребенка! Не все ваши попытки будут подходить под его актуальные возможности, если не получается, нужно подождать некоторое время, чтобы сформировалась физиологическая возможность для движений.
  • Показывайте примеры действий. Например, тренировка пинцетного захвата или перекладывание из руки в руку. Действуйте медленно, чтобы ребенок успевал разглядывать ваши движения. Как вы берете большим и указательным пальцем небольшую игрушку или перекладываете погремушку из одной руки в другую, повторяя это снова и снова.

      13. Обеспечьте свободную и благоприятную развивающую среду.

      Когда ребенок начинает сидеть и ползать по дому, самое время серьезно задуматься о его безопасности. В этом возрасте, он будет игнорировать ваши запреты, поэтому надежнее обезопасить сам дом — спрячьте опасные предметы, а пространства и мебель сделайте безопасными для ребенка. Если невозможно, то блокируйте опасные предметы, чтобы ребенок не мог к ним подобраться. Дорогие вам вещи лучше убрать в недоступное для ребенка место. Когда ребенок будет в безопасности, позвольте ему свободно передвигаться по дому и пользоваться окружающими его предметами, открывать ящики, играть с посудой и пр. Так он осознает, насколько мир интересен и насколько он больше его кроватки. Что существует множество разнообразных предметов, которые не похожи на его игрушки, что ему предстоит еще многое перепробовать на вкус и действия.

      В такой среде ребенок сам идет вперед, он научается самостоятельно познавать и исследовать окружающий его мир. Открытие новых горизонтов и преодоление преград, познание нового и неизвестного, начинается у ребенка с момента первого самостоятельного передвижения. Вот почему важно дать ему возможность свободно путешествовать по дому. Так мы сможем создать из естественной среды обитания ребенка — обогащенную развивающую среду, в которой развитие станет стихией, обыденным и приятным делом, а не навязанным извне специальным заданием, за которое мы так не любим систему образования. Насильное же удержание ребенка на одном месте, различные манежи, обедненность среды, сильно ограничивают познание, самостоятельность и любознательность ребенка, его инициативу двигаться.

      Принцип развития в благоприятной среде предельно прост — с чем сталкивается ребенок, что его окружает, то он и усвоит. Если ребенок живет среди музыки, он будет развиваться в ней, если окружить его числами, то может развиться гениальный математик. Если он окружен заботой и любовью, это же и проявиться в нем. Если вы с ним много говорите, то он лучше освоит язык. Когда среда ребенка наполнена интересными предметами и явлениями, он заинтересуется ими.

      Когда ребенок бодрствует и не знает чем себя занять, вокруг него одно и то же небольшое количество знакомых предметов, а действия взрослых с ним примитивны и однообразны, то ребенок растет в обедненной среде и его развитие заторможено. Развитие активнее идет, когда постоянно появляется что-то новое и интересное в жизни ребенка, вызывая в нем любопытство и желания.

      На этом мы заканчиваем основные принципы по развитию ребенка до года. Как вы могли убедиться, для развития ребенка в первый год жизни не нужны специальные методики и центры, не нужны и «развивающие карточки», и огромное количество игрушек. Для развития достаточно быть любящим, адекватным родителем, который уделяет время своему ребенку и который получает удовольствие от общения с ним.

      Если вам еще нет года, но ваш малыш уже ходит, то ознакомьтесь со следующей статьей — развитие ребенка в 1–3 года.

      Источник