Развитие ребенка с помощью танца
Танцевальные занятия приносят детям массу пользы. Танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положительных эмоций, но и гармонично и разносторенне развиваются. О том, чем же полезны занятия танцами для дошкольников, а также в каком возрасте можно отдавать ребенка в школу танцев, мы поговорим с Вами сегодня.
Физическое развитие
Дети, которые регулярно занимаются танцами, обладают крепким здоровьем. Грамотно подобранные физические нагрузки и активность способствуют:
- Укреплению всех групп мышц;
- Формированию правильной осанки;
- Развитию выносливости;
- Улучшению работы сердца и легких, укреплению сосудов;
- Развитию координации движений, «мышечной памяти»;
- Развитию гибкости и пластики;
- Развитию ловкости и быстроты реакции.
Правильное выполнение танцевальных движений требует немалых физических усилий, но, в отличие от спорта, танцы практически не травмоопасны и не имеют противопоказаний.
Интеллектуальное развитие
Может казаться, что активные виды деятельности мало влияют на интеллектуальное развитие детей. Но это совершенно не так! Заучивание движений и их комбинаций отлично тренирует память дошкольников, а необходимость постоянно следить за музыкой, педагогом и товарищами прекрасно развивает внимание. Танцевальные занятия формируют пространственное мышление, кроха быстрее учится воспринимать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «сбоку», «посередине», «над», «под», «перед», «за» и так далее. Чтобы перевоплатиться в образ, необходимый для танца, ребенок активно использует воображение. В целом, интеллект – это способность приспосабливаться к новым условиям и быстро обучаться. На занятиях дети не только исполняют заранее подготовленные танцы, но и часто импровизируют. Познавая себя и возможности своего тела, малыш создает фундаментальную базу для новых открытий.
Художественно-эстетическое развитие
Танцы прививают дошкольникам любовь к искусству, чувство прекрасного, а также открывают перед ними новый способ восприятия мира – через музыку и движения. Многообразие форм передачи чувств формируется благодаря погружению в различные образы. С помощью пластики и художественного движения дети учатся выражать свои творческие задумки, настроения, мысли. У малышей также развивается музыкальных слух и чувство ритма. Танцевальные занятия, несомненно, способствуют художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Единство движений и музыки – это особенный способ восприятия мира, который открывается перед малышом во время занятий танцами и остается с ним на всю жизнь.
Развитие личностных качеств
Слушание музыки вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе, его эмоциональной сферы, ведь в ней заложено множество переживаний, эмоций, чувств, событий. Благодаря танцам дети узнают себя, хорошо ориентируются в своем внутреннем мире. Кроме того у малышей формируются такие качества, как:
- Артистичность;
- Креативность;
- Навыки публичных выступлений;
- Активность;
- Уверенность в себе;
- Самоконтроль;
- Дисциплинированность;
- Целеустремленность;
- Настойчивость.
Развитие навыков общения
Занятия танцами помогают детям улучшить свои коммуникативные навыки. Малыши обычно без труда заводят новые знакомства, ведь атмосфера, которая царит на танцах, располагает к тесному эмоциональному общению. Даже застенчивые и необщительные дети раскрепощаются и быстро вливаются в коллектив. В основном, танцы – это командная работа, поэтому у дошкольников формируется чувство доверия к окружающим, а также развиваются навыки взаимодействия с другими людьми, умение находить общий язык со сверстниками. На хореографии детей учат выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов, и это очень помогает им лучше понимать, что чувствуют другие люди.
В каком возрасте можно начинать заниматься танцами?
Каждый родитель хочет, чтобы его кроха активно и полноценно развивался, поэтому практически с самого рождения малыша задумывается о том, в какой кружок отдать ребенка. Большинство секций ведут набор детей старше 4 лет. Но танцы – это именно те занятия, которые подойдут малышам уже с 2-3 лет. Это обуслевлено уровнем физического развития детей данного возраста и их потребностями. В 2 года дети обычно обожают всё, что связано с движением. Они практически без остановки могут бегать, прыгать, преодолевать препятствия. По мере формирования вертибурярного аппарата развивается способность удерживать равновесие. К 3 годам движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. С 4-5 лет дошкольникам доступны сложные двигательные навыки, требующие хорошей физической подготовки, ловкости, гибкости и быстроты реакции. Конечно, дети дошкольного возраста, в большинстве случаев, не могут освоить сложную хореографию и добиться высоких результатов. Но занятия танцами под руководством профессионального и внимательного педагога позволят малышу проявить себя и полностью удовлетворить свою потребность находиться в движении, а также подготовить базу для будущих побед. Чтобы точно определиться, готов ли малыш к танцвальным занятиям, можно задать себе следующие вопросы:
- Как ребенок предпочитает проводить свое свободное время? Он любит подвижные или спокойные игры?
- Как малыш переносит физические нагрузки?
- Сможет ли он слушать педагога и выполнять его требования?
- И самое главное: нравится ли ребенку танцевать? Чтобы выяснить это, Вы можете просто понаблюдать за крохой или предложить ему потанцевать вместе с Вами.
Малышей 2-4 лет, наряду со старшими дошкольниками, можно смело отдавать на танцы, так как на этом этапе происходит активное физическое развитие, однако всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Выводы
Когда перед родителями встает выбор, в какую секцию или кружок отдать малыша, многие выбирают именно танцы. И это именно то, что нужно детям раннего и дошкольного возраста. Танцевальные занятия вносят большой вклад в физическое, интеллектуальное, личностное, социальное и эстетическое развитие ребенка. У детей, занимающихся танцами, формируются навыки самоконтроля, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками, слушать преподавателя. Отправляясь в школу, ребенок будет психологически подготовлен к новым для него условиям.
Заключение
В Монтессори-клубе «Созвездие» танцевальные зантия проводятся для мальчиков и девочек от 2 до 7 лет. Воспитанники младшей группы учатся слаженно работать в коллективе и осваивают самые простые движения. Старшие танцоры разучивают более сложные композиции, знакомятся с такими средствами выразительности, как пластика, пантомима и мимика. Кроме художественных моментов мы уделяем большое внимание развитию общей физической подготовки, стимулируем координацию движений, гибкость и выносливость. Мы с уважением относимся к физическим и эмоциональным резервам каждого ребёнка, поэтому в случае необходимости корректируем темп работы, делаем перерывы, даём возможность импровизировать. На наших занятиях малыши получают удивительный заряд положительных эмоций. Приходите и убедитесь в этом сами!
Источник
Развитие ребёнка с помощью танца? Естественно, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развитым.
И в первую очередь мамы и папы беспокоятся о физическом воспитании своего малыша – кто отдает ребенка на плаванье, кто на легкую атлетику и так далее..
А задумывались ли Вы о том, чтобы отдать своего ребенка на танцы?
Ведь хореография – это не только красиво. Мало кто знает обо всех скрытых возможностях этого вида искусства. Об этом и будет данная статья…
Важная составляющая
Важная составляющая занятий танцами – это физическое развитие, которое происходит за счет правильно подобранных движений, техник и танцевальных композиций.
Хотелось бы отметить, что очень часто маленькие дети до 4-х лет ходят, заворачивая стопы носками внутрь. Но именно занятия танцами помогают сформировать у детей правильную и уверенную походку.
На уроках хореографии педагог всегда следит за дыханием ребенка, а это в свою очередь способствует слаженной работе дыхательной системы.
Развитие видов памяти
Не менее важным является то, что танцы влияют на развитие различных видов памяти:
- слуховую,
- зрительную,
- мышечную.
За счет того, что движения выполняются под музыку, ребенок учится слышать и запоминать определенные мелодии, ритм, прислушиваться к звукам и воспроизводить их с помощью движений.
А наблюдая за тем, как танцует педагог и другие дети, развивается его зрительная память.
Но самое главное – мышцы ребенка «запоминают» различные расположения рук, ног, корпуса и головы. Он может сам наблюдать, вспоминая выученные движения через
некоторое время, что его тело «самостоятельно» воспроизводит комбинацию.
Часть коллектива
Занятия танцами в основном проводятся в группе и еще с малого возраста дети учатся быть частью коллектива. Таким образом, воспитывается культура поведения, прививается чувство ответственности и взаимопомощи.
Именно поэтому мы уделяем этой активности значительное время в программе занятий детского сада.
Дети учатся чувствовать себя важной частью большого механизма коллектива, так как во время выступлений на сцене важна слаженная работа всех участников, ведь все играют свою роль.
Благодаря этому ребята ощущают себя нужными и важными, учатся брать ответственность на себя за результат.
Импровизация
Очень большое внимание на танцах всегда уделяется импровизации. Это собственное проявление ребенка, его фантазии и умений, благодаря чему раскрывается его внутренний мир. Занятия по импровизации для детей включают в себя методики работы
- над выразительностью движения,
- над пластикой,
- над эмоциональной насыщенностью образа.
Таким образом формируется характер, развивается творческая фантазия, а главное – формируется личность.
Избавляемся от комплексов
Занятия хореографией также включают в себя уроки актерского мастерства. Они помогают
- избавиться от различных комплексов,
- страхов публичного выступления,
- развить эмоциональность и непосредственность в танце и на сцене,
- а также настраивают на передачу правильных эмоций на сцене.
Хотелось бы сказать, что танцоры – это люди не из «серой массы». Это всегда лидеры, имеющие свое мнение, незаурядное мышление, четкую позицию и цель!
Хореография воспитывает в ребенке уверенную в себе личность, которая всегда будет стремиться быть первой не только в танце, но и в жизни!
С уважением,
Алёна Пахомова
Преподаватель подвижной части курсов Общее Развитие 2-3, Общее Развите 3-4;
Хореограф в детском садике филиала «Родник»
Источник
Татьяна Мочалова
Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Cоциально-экономическая ситуация в стране не позволяет сегодня поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека, но тем не менее главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
Танец — это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают дошкольнику понять содержание музыки, освоить её музыкальный язык.
По мнению таких авторов, как Е. В. Горшкова, С. Л. Слуцкая, А. В. Буренина, О. А. Апраскина, необходимо как можно раньше развивать творческие способности в процессе обучения, побуждая детей к творчеству. Отличительной чертой этих программ является их направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.
Основной целью моей работы над танцем в детском саду является воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности, системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Одним из важных условий формирования у ребенка позитивного отношения к танцу является подготовка помещений к занятиям. Поэтому наш музыкальный зал просторный, уютный, красивый, теплый и хорошо освещен. Это создает положительную ауру, и в таких условиях внутреннее состояние ребенка настраивается позитивно к усвоению любых знаний.
Так же немаловажным фактором является и то, что в работе с дошкольниками используются простые, доступные для исполнения музыкально-ритмические упражнения.Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении следующих принципов:
1. соответствия возрастным особенностям дошкольников
2. от простого к сложному
3. доступность для исполнения
Хореография — это не обособленное искусство, она живет и развивается в комплексе с другими видами искусств, как традиционными, так и новыми. Например, всем понятна необходимость связи музыки и танца. Танец без музыки невозможен, потому-то он строится на основе музыкального темпа и ритма. Музыка помогает созданию хореографического образа. Поэтому, на занятиях танцами с детьми используется классическая, народная, популярная музыка, ориентируясь на возраст детей, их настроение и т. п.
В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятий. Игра на уроке танца не является наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к работе. Поэтому педагогу необходимо очень внимательно отнестись к подбору репертуара для детей дошкольного возраста, стараться постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Задача меня как педагога — воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения — использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
При подготовке к занятиям конкретизируются ранее намеченные задачи: развитие интереса к тому или иному танцу; формирование у детей музыкального представления об особенностях музыки танца или танцевальной композиции, обращается внимание на размер музыки и акценты.
В соответствии с этим, перед занятием проводится небольшая беседа с детьми об истории возникновения и развития данного танца, прослушивается музыка, обращается внимание на характер, музыкальный размер, манеру исполнения.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. При этом четко определяется баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания дошкольников, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции
Формируя танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, у детей развивается умение их критической оценки. Хорошее овладение этими навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.
Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация.Работа над импровизацией ведется поэтапно: на первом этапе, используются творческие задания на развитие пантомимики (загадки-пантомимы, покажи руками или пальцами, покажи частями тела).
На втором этапе дети нацелены на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения дошкольников языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В ходе занятия предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда какое движение исполняется. Работу над этюдами, импровизациями ведется на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.
На третьем этапе, воспитанники пытаются сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия): после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т. д., а затем происходит совместное объединение их в простейший рисунок.
Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила — это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость — это способность к длительному сохранению работоспособности, т. е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества. В ходе систематическими занятиями танцами в физическом состоянии детейобычно отмечаются положительные сдвиги:
1. улучшается осанка;
2. дети становятся подвижнее;
3. движения становятся изящнее;
4. пластика становится более выразительной;
5. новые движения и танцы разучиваются быстрее.
Приобщение дошкольников к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности. Следует заметить, что успешное развитие творческих способностей достигается только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников детского сада, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, приходится убеждать родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, проводить для них консультации, на которых родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье. Одной из любимых форм работы с родителями стали открытые занятия. Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись, что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют.
Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей — это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.
Положительным результатом работы является регулярное участие воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.
Используемая литература:
1. Горшкова Е. В. От жеста к танцу / Горшкова Е. В. – М.»Гном и Д»: 2002. – 120 с.
2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М. Б. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 96с.
3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/Зацепина М. Б., Антонова Т. В. — М.: Мозаика-синтез, 2005. – 152с.
4. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика /Слуцкая С. Л. – М.: Линка-Пресс, 2006– 272 с.
5. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са –Фи – Дансе. / Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с.
8. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2005.
9. Зарецкая Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2008
10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. — М.: Владос, 2004.
Источник