Развитие ребенка с помощью компьютера

Развитие ребенка с помощью компьютера thumbnail

Анна Маркина
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность, мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр., познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр., умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:

— Обучающие программы

— Тренажеры

— Учебно-игровые

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.

Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы. Специалисты выделяют 5 направлений:

— логика и память;

— мелкая моторика рук;

— счет и чтение;

— объемное восприятие и фантазия;

— музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, «Веселые Картинки» — инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т. д.

Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

— «Раскрашка» — простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Тренажеры

Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся:

Тренажер «Собери бусинки на нитку»— тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности. Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» — Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

«Тренажер Мозга» — это профессионально разработанная программа — тренинг, для развития и повышения таких важных — Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

«Интеллект-тренажер«- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

Классификация компьютерных программ и игр

1. Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программам этого типа относятся:

Читайте также:  Орудие и знак в развитии ребенка выготский скачать

-графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

-простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Обучающие игры

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», «Сложи узор», «Калейдоскоп».

Игры — эксперименты

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». «В поисках Немо», «Элька»

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Логические игры.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

К данной категории игр относят:

— Шахматные игры: шашки, шахматы и т. п.

— Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.

Источник

Наталья Алексеева
Консультация «Ребенок и компьютер»

Статья «Ребенок и компьютер»

С тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники в нашей стране стала остро обсуждаться проблема взаимоотношений детей и компьютеров. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо?

Многие современные родители стремятся развить в своих детях самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, не всегда это желание идет на пользу ребенку.

В наше время практически в каждой семье, доме есть не только компьютер, но и смартфон, наутбук. Поэтому вопрос о влиянии этой техники на ребенка поднимается в каждой семье.

Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем.

Давайте рассмотрим, в чем же польза компьютера для малышей. С помощью этой современной машины дети растут технически грамотными. У них развивается логическое мышление, увеличивается скорость принятия решения, пространственное мышление, улучшается память, координацию, моторные навыки. Ребенок учиться концентрировать внимание, и получать возможность нужную ему информацию

В современном образовательном пространстве практически нельзя обойтись без компьютерных технологий. Педагоги в образовательном процессе все чаще и чаще применяют традиционные и инновационные информационные технологии, предполагающие не только использование компьютера для освещения какой-либо информации, но и обучение детей с дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотности. Таким образом происходит приобщение современного поколения к информационной культуре, без которой невозможно обойтись в наше время. Приобщение к информационной культуре — это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.

Но есть одно «но». Многие воспитатели, психологи и медики бьют тревогу о негативном влиянии компьютеров на ребенка. Следует признать: однозначного мнения по этому поводу на сегодняшний день не существует. Практически все специалисты, сталкивающиеся с детскими проблемами о роду своих занятий, в один голос призывают относиться к компьютеру с предельной осторожностью.

Педиатры не устают повторять, что длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку. Учёные считают, что уровень излучения от жидкокристаллических мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Имеется в виду электромагнитное излучение. Другие же виды, среди которых рентгеновское, ультрафиолетовое и инфракрасное, ничтожно малы.

А вот нагрузка на зрение действительно является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах. Время от времени посещайте офтальмолога.

Педагоги-дефектологи и вовсе бьют тревогу: катастрофический рост дисграфии и дислексии не в последнюю очередь связывают именно с повышенным интересом дошкольников к компьютеру.

Читайте также:  Роль природы в разностороннем развитии ребенка дошкольника

Психологи сообщают, что дети, проводящие много времени за компьютером, чрезмерно возбудимы, у них развивается агрессия, фобии, выйдя из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире. Не стоит забывать и о электромагнитном излучении, исходящим от монитора компьютера, перегрузкой суставов кистей рук. И, последняя, очень важная информация. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок вёл не пассивный, а активный образ жизни. Иначе, если он слишком много времени будет проводить за компьютером, у него может выработаться компьютерная зависимость. Это болезнь не принесёт никакой пользы ни вам, ни вашему ребёнку, так что остерегайтесь её. Помочь вылечиться от компьютерной зависимости могут психотерапевты и психологи.

К сожалению, влияние компьютера на детей гораздо сильнее и негативнее, чем мы можем подумать, и расплачиваться за эти часы тишины и родительского спокойствия приходится по очень высокой цене.

Как видим, влияние компьютерной техники на состояние ребенка очень велико. Будете ли вы допускать к такого вида технике своего малыша, сможете ли контролировать время его нахождения за компьютером, выбирать подходящие для него виды игр, решать вам. Но в любом случае, нельзя оставлять факт общения ребенка с компьютерной техникой без внимания. Всегда надо помнить, что воспитывать детей должны живые родители, а не напичканная железом техника.

Вот несколько правил, которые учные рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

Ребнок может работать за компьютером не более 15 минут в день.

Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

В течении недели ребнок может работать с компьютером не более трх раз.

Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребнка.

Расстояние от глаз ребнка до монитора не должно превышать 60 см.

В процессе игры ребнка на компьютере необходимо следить за соблюдением правил правильной осанки ребнком.

После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребенка.

Источник

Ребёнок и компьютер: азы обучения

В современном цифровом мире компьютер постепенно становится обычным предметом быта. Поэтому дети с достаточно раннего возраста испытывают к нему тягу и проявляют интерес. Если вы считаете себя продвинутым родителем, с идеей необходимости приучения ребенка к компьютеру, но не знаете с чего начать — эта статья для вас

Ребенок наблюдает за компьютером практически с момента своих первых шагов, а бывает и раньше. Если взрослых в компьютере привлекает куча разных возможностей, таких как общение в интернете и поиск старых друзей, чтение интересных статей, прослушивание музыки, просмотр видео или компьютерные игры, то детям и подавно будет интересно все увиденное в мониторе. Привлечь внимание ребёнка могут яркие, динамично меняющиеся картинки, различного рода звуки и т.п.

И чем старше ребенок, тем меньше он хочет наблюдать за процессом работы или игры на компьютере, и тем больше у него появляется желания самому нажимать на кнопочки и шевелить мышкой. Много ведется споров о вреде нахождения перед монитором, но все же ученые пришли к выводу, что в плане воздействия на зрение телевизор более вреден. К тому же, вы ведь не собираетесь оставлять включенный компьютер вашему ребенку на целый день – от 15-20 минут до 1-1.5 часов (в зависимости от возраста) вполне достаточно.

Делаем первый шаг в изучении чудо-машины

Итак, повторюсь, допустим вам пришла идея приобщить ребенка к компьютеру, как только ему исполнилось два года. Как правило, к этому времени дети уже многое знают и достаточно быстро усваивают новую для них информацию.

Для начала необходимо научить малыша управлять компьютерной мышкой, показать и объяснить, как правильно держать мышь, с какой скоростью двигать рукой и в какое время нажимать на кнопки. Рассказать о необходимости наблюдения за курсором и его траекторией. Показать возможные изменения на экране при нажатии правой или левой кнопки компьютерной мышки и так далее.

На просторах интернета можно найти множество игр для знакомства ребенка с компьютером. Дабы не указывать ссылки, просто введите в поисковике «игры для малышей», либо разумнее будет потратиться и купить диск с игрой, не боясь за то, что во время игр в режиме онлайн выскочит какой-либо баннер непристойного содержания. Принцип таких игр заключается, как правило, в появлении или исчезновении чего-либо на экране, за счет нажатия на кнопки мыши. В большинстве таких игр звучит спокойная музыка. Всего за несколько минут таких развлечений ваш новоиспеченный компьютерный пользователь получит массу удовольствия и положительных эмоций. После того, как ребенок поймёт взаимосвязь движений мышкой и действий на экране, он захочет более интересных и интеллектуальных задач для его возраста. Ради разнообразия стоит поискать еще несколько игр с различной тематикой и несколькими уровнями сложности, чтобы была возможность чередовать их каждый раз, когда ребенок садится за компьютер.

Если же ваше чадо уже неплохо владеет мышью, может сам включить и выключить компьютер, а совсем «малышовые» игры для него оказываются малопривлекательными, то снова можно обратить внимание на электронную продукцию на полках специализированных магазинов. Самое главное — определиться с направлением.

Выделим несколько типов:

— разнообразные обучающие игры

— игры и программы для помощи в изучении иностранных языков

— какие-либо материалы и пособия по изучению естественных наук

— общеразвивающие игры

— игры на развитие детского мышления

Читайте также:  Основные условия развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни

— игры на развитие творческих способностей у ребенка

Обучающие игры

Эти игры нужны для того, чтобы помочь детям запомнить цифры, алфавит, цветовую палитру, форму предметов. Они неплохо помогают в развитии гуманитарных и математических способностей ребёнка. Возможно обучение не только различным наукам, но также и интеллектуальным играм — шашкам или шахматам. Особое внимание стоит обратить на отсутствие любого вида азартных и карточных вариантов игр. Обучающие игры рассчитаны на детей дошкольного возраста и на малышей, которым не хватает обучения, предоставляемого в детских садах.

Помощь в изучении иностранных языков

В этом случае, залогом успешного обучения будет являться интерес к самому процессу. Игра — это самый действенный способ привлечь внимание малыша к изучению разных языков. Такие «языковые» программы подразделяются на различные уровни сложности: для новичков вполне подойдут игры с изучением алфавита и простых слов. Бывают также коллекции веселых русскоязычных стишков-загадок, в которых зашифровано/зарифмовано какое-нибудь англоязычное слово.

Для более старшего возраста существуют программы со сказками адаптированного вида – как правило, это сказки с анимированными иллюстрациями и различными голосовыми подсказками, интересными заданиями и викторинами, оснащённые словариком. Их особенность в том, что информацию можно не только прочитать с экрана, но и прослушать. Существует великое множество дисков-словарей на всевозможных иностранных языках с красочным оформлением и с каким-нибудь известным забавным персонажем. Если у вас имеется микрофон, то вы запросто сможете проверить произношение и сыграть с компьютером в «караоке».

Изучение естественных наук

Данные игры рассчитаны на детей от пяти-шести лет, которые уже интересуются естественными науками: зоологией, ботаникой, астрономией, или же точными науками: информатикой, химией, физикой. Детям будет очень интересно, если какой-нибудь сказочный или мультипликационный персонаж просто и доступно расскажет с экрана о жизни животных или о космическом пространстве.

Общеразвивающие игры

Компьютерные игры такой направленности помогают тренировать память, развивать внимание и воображение. Много разнообразных заданий предлагается на развитие логического и творческого мышления ребенка. Содержание дисков с общеразвивающими играми часто состоит из головоломок, мозаики, пазлов и лабиринтов, которые помогут детям научиться думать, запоминать и анализировать. Интерес у ребёнка ещё более возрастёт, если компанию ему составят какие-нибудь любимые мультипликационные персонажи (Лунтик с друзьями, Смешарики и т.д.).

Игры, развивающие мышление

Эти компьютерные игры построены следующим образом – есть сюжет и определенный намеченный сценарий, в котором ребенку необходимо пошагово выполнять задания для того, чтобы прийти к конечному результату. Ребенок попадет в чудесную атмосферу предлагаемой сказки и почувствует себя если уж не главным героем, то лучшим другом и верным помощником персонажей игры. Также эти игры могут содержать как викторины, так и творческие задания, разнообразные музыкальные конкурсы, помогающие развивать мышление и память. Такие игры рассчитаны на детей от 4 и до 12 лет. Главное, правильно подобрать тематику.

Игры для развития творческих способностей

Данная категория игр поможет развить у ребенка способности в изучении основ живописи, чистописания, дизайна, музыкальной сферы искусства. Самые известные классические произведения, с графическим сопровождением в виде яркой мультипликации, вкупе с интересными комментариями, превратят скучные уроки по музыке в легкие и увлекательные занятия, помогающие развивать слух и другие музыкальные способности. Ребенок сможет узнать, как звучат различные музыкальные инструменты, разучить веселые детские песни.

Существуют программы, которые смогут помочь вашему ребенку раскрыть талант дизайнера (если таковой имеется). У него появится возможность создать креативный плакат, открытку для друга или просто оригинальную картинку. Творческие способности при помощи компьютера лучше развивать с 4-6 лет.

Выбор программного игрового диска

Перейдем к одному из основных моментов — выбору диска. На сегодняшний день компьютерного дистрибутива с детскими играми превеликое множество. Как не «утонуть» в океане информации и не купиться на красочную, завлекательную обложку?

Для начала вам необходимо узнать и запомнить конфигурацию вашей операционной системы. Детские игры, как правило, не требовательны и не ресурсоемки, но бывают и исключения. Необходимо, чтобы минимальные системные требования, указанные на диске, поддерживались возможностями вашего компьютера, в противном случае игра может просто не загрузиться. Если же вы сомневаетесь или не уверены, то продавцы-консультанты специализированного магазина вам обязательно помогут. Игровые программы выпускает множество различных фирм, но обращать внимание лучше на те, которые у вас на слуху.

Также желательно ориентироваться на возраст, указанный в углу на обложке диска, который по возможности не должен превышать возраста потенциального игрока (обычно возраст маркируется как «4+» или «6+» или как на обычных игрушках «для детей от 3 лет»). Одни из главных критериев выбора игрового диска – это интересы и предпочтения ваших детей. Мальчикам больше нравятся логические игры, различные задания на внимание и развитие пространственно-объектного воображения, какие-либо приключения, разного рода техника и покорение космоса. Девочкам же более интересны спокойные игры, которые развивают творческие способности (рисование, занятия музыкой) и фантазию (сказочные истории с волшебными героями).

Если вы сделали правильный выбор, то компьютерные игры послужат не только как средство развлечения, но и как отличное пособие по изучению разных наук и разнообразной полезной информации. Играя, ребёнок быстро и незаметно овладеет новыми знаниями в таких областях, как чтение, основы математики, основы естественных наук, приобретет познания в истории, иностранных языках, музыке, живописи и других.

Девизами в играх подобного рода бывают: «Учимся играя!» или «Обучение с приключениями!»

Главное, не забывать про время нахождения ребенка за компьютером и следить за тем, чтобы электронные друзья не заменили живых и настоящих.

Веселой игры и легкого обучения!

Источник