Развитие ребенка с помощью экскурсий

Москаленко Татьяна
Консультация для родителей «Роль экскурсии в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста — среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

Экскурсия как метод диагностики личности.

Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).

Экскурсия — это, в первую очередь, информация.

Дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Ещё одна часто встречающаяся проблема,созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно, в этом поможет экскурсия.

Экскурсия для воспитателя: отдых или работа?

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед еёначалом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели)должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству, он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем.Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

Главное, оставить след в душах

Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.

Экскурсия — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсийстимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Источник

Любовь Белоглазова
Экскурсия — одна из форм образовательной деятельности

Экскурсия одна из форм

образовательной деятельности и проводится

со средней группы детского сада.

Экскурсии проводятся с целью ознакомления

с природой—природоведческие и для

ознакомления с трудом взрослых и

окружающей жизни. Все экскурсии носят

характер познавательного развития детей и

расширяют кругозор детей, развивают речь,

учат наблюдать, анализировать,

делать новые открытия, воспитывать любовь к

родному краю. Отметить сезонные изменения

в природе нужно посещая одни и те же места.

Планирует экскурсию воспитатель исходя из программного материала и особенностей окружающей местности.

Педагог ставит цель прогулки—экскурсии, определяет место и путь, с учетом физических возможностей детей. Учитываются дороги, состояние погоды и за день—два воспитатель проходит и просматривает маршрут, находит нужные объекты и место экскурсии. Определяет объем знаний, которые дети должны получит во время экскурсии. Какие яаления будут представлены детям их последовательность, на какие части делится экскурсия и планируется коллективная, индивидуальная работа, зоны отдыха. Создать интерес можно с помощью загадок, поговорок, стихов.

Воспитатель подготавливает детей к предстоящей прогулке, говорит им о цели прогулки, на что нужно обратить внимание, что будут собирать, повторяет правила поведения на дороге, в общественных местах и на природе. Провести подготовку такого характера можно в играх, тренингах, чтобы дети могли правильно вести себя и реагировать быстро в новой ситуации. Учить быть внимательными и заботливыми друг с другом, соблюдать общие правила передвижения коллективом, делать новые открытия и уметь делиться ими с друзьями.

Дети должны знать куда пойдут, зачем пойдут и какую одежду нужно для этого одеть. Подготовить экскурсионное снаряжение для сбора материала в группу для дальнейшей работы, экспериментов и рассматриваний. Материал для сбора на экскурсии и все снаряжение хранится должно на видном месте и при отправлении в путь дети распределяют между собой кто понесет какое снаряжение. Общие цели объединяют детей в коллектив, учат работать в группе, а также можно приучать готовиться и нести снаряжение в паре. Вместе с детьми тщательно продумать с детьми какой материал они будут собирать для дальнейшей работы.

Природоведческие познавательные

экскурсии включают в себя:

— вводную беседу

— коллективное наблюдение

— индивидуальное самостоятельное

наблюдение детей

— сбор природоведческого материала,

игры детей с собранным материалом

Взависимости от времени, года, погодных условий, цели экскурсии части воспитатель может варьировать. на месте экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Коллективное наблюдение является основной частью экскурсии, с помощью которого решаются все основные задачи.

Воспитатель помогает детям увидеть характерные признаки предметов и явлений. Обратитьвнимание детей помогут различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Познавательный интерес развивает рассказы из личного опыта, проблемные ситуации и логические задачи, предлагаемые воспитателями.В качестве примера можно привести вопрос: «Как вы думаете, береза в парке похожа на березу на вашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, в лесу, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» леса и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Во время дидактических игр дать возможность детям проявить активную заботу, экологическую грамотную позицию по отношению к объектам природы.Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину» и др.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам, побуждающим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством

или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети актуализируют представления о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»).

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.

Таким образом, экскурсии помогают формировать представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду. Экскурсии – форма познавательного развития детей, прежде всего, решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие» (пункт 2.6. ФГОС ДО):

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Образовательной области «Речевое развитие»

— владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок

Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сто-рону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способ-ность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообраз-нымиестественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т. д. места для привалов и место для разбивки лагеря.

В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед. сестра. Со-ставляется конспект.В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.

Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека.На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ру-чей и т. д.

Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.

Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями.Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток, пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.

Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материа-ла, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой де-ятельности.

После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.

При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь ла-геря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т. д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – “Туристический поход”. Составить свою небольшую туристиче-скую песню.

Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе.На при-валах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др.

Туристическое снаряжение:

Головной убор (шляпа, шапка, панама, спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты

Литература:

• Богина Т. Л.: «Режим дня в детском саду» — М.: «Просвещение», 1987г.

• Каменева Л. А.:«Как знакомить дошкольников с природой» — М.: «Просве-щение», 1983г.

• Каменева Л. А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» — М.: «Просвещение», 1991г.

• Лучич М. В.: «Прогулки с детьми в природу» — М.: «Просвещение», 1969г.

• Мазурина А. Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» — М.: «Просвеще-ние», 1976г.

• Фролов В. Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» — М. ,«Просвещение», 1986г.

• Фролов В. Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» — М. ,«Просвещение», 1983г.

Сайт МАААМ https://www.maam.ru/obrazovanie/nashi-ekskursi

https://www.studfiles.ru/preview/5707655/page:8/

https://yastudent.com/pedagogika/ekskursii-celevye-i-povsednevnye-progulki-s-detmi-v-prirodu-ix-rol-v-ekologicheskom-obrazovanii.html

https://d22105.edu35.ru/metodicheskaya-rabota-v-dou/rekomendatsii-dlya-pedagogov/270-metodika-organizatsii-tselevykh-progulok-i-ekskursij

Источник