Развитие ребенка с овз и инвалидностью проходит по тем же закономерностям что и
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
а) инклюзия
б) интеракция
в) индивидуализация
2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), это:
а) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью
б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей
в) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
3. Инклюзия представляет собой:
a) форму сотрудничества
б) частный случай интеграции
b) стиль поведения
4. Какие права родителей обеспечивает ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.12. №273)?
а) право выбирать программу обучения
б) право определять методы обучения
в) на бесплатные учебники
г) на участие в управлении образовательным учреждением
5. Различают два вида интеграции:
а) внутреннюю и внешнюю
б) пассивную и творческую
в) образовательную и социальную
6. Кто разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, на основе которых строится обучение?
а) психолого-медико-педагогическая комиссия
б) дефектолог
в) медико-социальная экспертиза
7. Инклюзия – образование, предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками – это:
a) групповая интеграция
б) образовательная интеграция
в) коммуникация
8. Основной установкой учителя реализующего инклюзивную практику, является:
а) каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий
б) дети с ОВЗ должны учиться в специализированных школах
в) некоторые дети не способны к обучению
9. Социальная интеграция должна быть обеспечена:
a) всем без исключения детям с нарушениями в развитии
б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте
b) детям, обучающимся только в специальных учреждениях
10. Статус обучающегося с ограниченными возможностями устанавливается:
а) ПМПК
б) врачебной комиссией
в) МСЭ
11. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:
а) А.Н. Леонтьева
б) С.Л. Рубинштейна
в) Л.С. Выготского
12. Государство гарантирует бесплатно для лиц с инвалидностью:
а) питание
б) услуги сурдопереводчика
в) учебники
13. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
а) Великобритания
б) Россия
в) Франция
14. В рамках инклюзивного образования образовательные услуги могут предоставляться обучающимся со следующими ограничениями здоровья:
а) нарушения слуха (глухие)
б) нарушения слуха (слабослышащие и позднооглохшие)
в) нарушения зрения (слепые)
г) нарушения зрения (слабовидящие)
д) тяжелые нарушения речи
е) нарушения опорно-двигательного аппарата
ж) задержка психического развития
з) умственно отсталые
и) расстройства аутистического спектра
к) сложный дефект (два и более нарушений)
л) ограничения, связанные с соматическими заболеваниями
м) все ответы верны
15. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются прецеденты закрытия коррекционных учреждений, из-за:
A) отсутствия детей с ОВЗ
Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа
B) обучения детей с ОВЗ на дому
16. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:
а) свобода в передвижении
б) право жить среди равных
в) свобода выбора
17. В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:
а) 60-ые г.г. XX в.
б) 90-ые г.г. XX
в) 70-ые г.г. XX в.
18. В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:
а) зрительного анализатора
б) интеллекта
в) слухового анализатора
19. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится:
а) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды
б) материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью
в) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью
г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование
20. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:
а) инклюзия не может носить массовый характер
б) инклюзия должна носить массовый характер
21. Тьютор – это:
а) педагог, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы
б) координатор деятельности ПМПк
в) помощник руководителя образовательного учреждения
22. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:
а) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
б) детей с нарушением интеллекта,
в) детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.
23. Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом:
а) индивидуальных особенностей ученика с ОВЗ, инвалидностью
б) уровня подготовки педагогов
в) занятости родителей
24. Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественного инклюзивного обучения:
a) интеграция через раннюю коррекцию
б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку
в) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения
г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков
25. Построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и вариантов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:
а) инклюзивная образовательная вертикаль
б) инклюзивная образовательная горизонталь
в) инклюзивная образовательная параллель
26. Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:
а) на основе сотрудничества и эмпатии
б) на принципе оберегания
в) с учетом возрастных особенностей
27. На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:
а) общеобразовательной средней школы
б) дошкольных учреждений
в) семьи
28. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:
a) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов
б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников
в) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения
29. К ключевым компетенциям выпускника с ОВЗ и инвалидностью не относятся:
а) коммуникация
б) умения проводить операции с числами
в) навыки работы в команде
г) уступчивость
30. Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:
а) инклюзивной горизонтали
б) инклюзивной вертикали
31. Развитие ребенка с ОВЗ и инвалидностью проходит по тем же закономерностям, что и:
а) взрослого человека
б) нормально-развивающегося ребенка
в) умственно отсталого ребенка
32. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:
a) юности
б) раннего детства
в) младшего школьного возраста
33. Принцип выбора родителей как принцип инклюзивного обучения:
а) означает, что родители могут сами выбирать, чему и как учить их детей с ОВЗ
б) право родителей выбирать учителя и программу обучения
в) означает, что родителям предоставлено право выбора для своих детей с ОВЗ места, способа и языка обучения
34. Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдении условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:
а) комплексность непрерывность
б) шаговой доступности
в) единства, целей
35. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?
а) дети с ограниченными возможностями здоровья
б) дети с отклонениями в развитии
в) дети с особыми образовательными потребностями
36. Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).
A) преемственности
Б) профессиональной компетентности
B) шаговой доступности
37. Кто из специалистов психолого-педагогического сопровождения участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК:
а) только педагогический состав
б) педагоги и профильные специалисты (члены ПМПк)
в) все специалисты сопровождения и родители ребенка с ОВЗ
38. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:
А) расширение доступа к образованию
Б) интеграция
В) мэйнстриминг
39. К методам педагогического изучения детей с ОВЗ и инвалидностью не относится:
а) анализ работ
б) беседа
в) энцефалография
г) педагогическое наблюдение
40. Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации настоящем и будущем:
а) компонент «жизненной компетенции»
б) «академический» компонент
41. В СФГОС выделено образовательных областей:
а) 4
б) 6
в) 8
42. Что не обязано обеспечить образовательное учреждение для включенного в среду ребенка с ОВЗ:
а) реализацию специальных условий получения образования, рекомендованные ПМПК
б) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение в части социальной адаптации
в) полное усвоение образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением
43. Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:
а) естествознание
б) искусство
в) обществознание
г) физическая культура
44. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ и инвалидностью предполагает:
а) создание специальных условий
б) разработку специальных методов обучения и программ
в) специальный подбор преподавателей
Источник
Тест считается выполненным если сумма баллов не ниже 10 баллов.
Тест
Задание 1. Инклюзивное обучение – это:
а) Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
б) Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;
в) Обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе.
Задание 2. Основным документом, регламентирующим закрепление инклюзивных тенденций в нашей стране является:
а) Конституция РФ;
б) Семейный кодекс РФ;
в) Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации.
Задание 3. Гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в:
а) Конституции Российской Федерации;
б) Законодательном акте;
в) Уставе общеобразовательной организации.
Задание 4.Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на основе которых строится его обучение разрабатывает:
а) Психолого- педагогический консилиум;
б) Бюро медико-социальной экспертизы;
в) Психолого-медико-педагогическая комиссия.
Задание 5. Л.С. Выготским были разработаны (выделены) уровни:
а) Актуального, потенциального и функционального развития;
б) Актуального, потенциального, возрастного и функционального развития;
в) Актуального и потенциального развития.
Задание 6.Ведущем видом деятельности для развития 10-месячного ребенка является:
а) Эмоциональное общение с взрослым;
б) Предметная деятельность;
в) Игровая деятельность.
Задание 7. На каком этапе кохлеарной имплантации сурдопедагог определяет готовность семьи оказывать систематическую помощь своему ребенку на всех этапах его реабилитации и перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком:
а) На этапе подключения и первоначальной настройки речевого процессора;
б) В ходе прохождения запускающего этапа реабилитации;
в) На этапе отбора кандидатов на КИ.
Задание 8. Для детей, не владевших речью до кохлеарной имплантации, продолжительность запускающего и последующего этапа реабилитации и их результативность во многом определяются:
а) Возрастом, в котором проведена операция;
б) Систематичностью занятий с сурдопедагогом;
в)Опытом использования индивидуальных слуховых аппаратов до КИ.
Задание 9. Целью психолого-педагогической реабилитации после операции КИ является:
а) Общее и социальное развитие ребенка;
б) Перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи;
в) Развитие слухового восприятия.
Задание 10. Определение варианта образовательной среды, образовательного маршрута и условий обучения ребенка с КИ после запускающего этапа реабилитации осуществляются с ориентировкой на:
а) Потенциальные возможности ребенка;
б) Уровень актуального развития ребенка;
в) Уровень актуального развития ребенка и перспективы дальнейшего сближения с возрастной нормой в выбранной среде.
Задание 11. Ранний возраст – это период
а) От рождения до 2 лет;
б) От 1 года до 3 лет;
в) От 1 года до 6 лет.
Задание 12. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются:
а) Детьми с ограниченными возможностями здоровья;
б) Детьми с отклонениями в развитии;
в) Детьми с особыми образовательными потребностями.
Задание 13.РекомендацииПМПК обязательны для:
а) Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательным организациям, иным органам и организациям;
в) Медицинских работников осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии.
Задание 14. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является:
а) Освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального
Государственного Образовательного Стандарта;
б) Освоение адаптированной основной образовательной программы и социальнопсихологическая адаптация ребенка;
в) Полное удовлетворение запросов родителей.
Задание 15. Перечислите должностные обязанности тьютора:
Задание 16. Ребенок после кохлеарной имплантации нуждается в:
а) Логопедической коррекции;
б) Развитии слухового восприятия;
в) Комплексной реабилитации
Задание 17. К дополнительным образовательным программам не относятся:
а) Дополнительные общеразвивающие программы;
б) Дополнительные предпрофессиональные программы;
в) Дополнительные профильные программы.
Задание 18. Приоритетным направлением при освоении дополнительной
образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является:
а) Овладение знаниями;
б) Приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий;
в) Приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний.
Задание 19. У каких детей с кохлеарными имплантами запускающий этап реабилитации оказывается самым длительным и продолжается от 1,5 до 2,5 лет:
а) у глухих детей с высоким уровнем речевого развития до КИ;
б) у глухих детей с выраженными дополнительными нарушениями развития;
в) у глухих детей, операция которым произведена до 1,5 лет
Задание 20. Сроки обучения по дополнительным программам для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть увеличены с учетом:
а) Особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
б) Пожелания родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
в) Результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы для детей инвалидов и детей с ОВЗ на предыдущем этапе обучения.
Источник
По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.
Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.
Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.
Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.
В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.
Классификация и виды
Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:
- Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
- Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
- Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
- Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
- Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
- Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.
Психологические особенности детей с ОВЗ
Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:
- Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
- Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
- Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
- Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
- Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
- Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
- Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
- Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
- Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
- Неразвитость крупной и мелкой моторики.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение
Шкала ограниченных возможностей
Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.
Недуг
Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.
Дефекты с потерей жизненно важных способностей
На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.
Недееспособность
Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.
Какие заболевания входят в ОВЗ
В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.
Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.
Группы детей с ОВЗ | Описание заболеваний |
---|---|
Дефекты слуха | 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки. |
Аномалии зрения | 1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2 |
Нарушения речи | 1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания. |
Дефекты опорно-двигательного аппарата | В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; |
Нарушение интеллекта | 1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков. |
Аномалия аутистического спектра | Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий. |
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.
Как это происходит на практике.
В дошкольном учреждении
В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.
Их отличительными особенностями являются:
- наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
- разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
- малая численность групп (10-15 человек).
В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.
Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.
В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.
В школе
С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.
Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:
- страх перед обществом;
- неумение общаться на равных;
- низкая самооценка, излишняя стеснительность.
Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.
Коррекционная школа
В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.
Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.
Интеграция
Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.
Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.
Инклюзия
Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.
При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Основными проблемами внедрения инклюзии являются:
- дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
- отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.
Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.
Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.
Смотреть видео
Источник